Еникеев З.Д. Субъекты уголовного преследования // Уголовное преследование


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта


Еникеев З.Д. Уголовное преследование.
Учебное пособие. Уфа: Изд-во БашГУ. 2000. - 131 с.

К оглавлению

 

§ 2. Субъекты уголовного преследования

В России до Октябрьской революции субъектами уголовного преследования в разное время считались: суд, прокуратура, следователь, полиция, иные органы административной власти и потерпевшие от преступления частные лица20. Были и мнения, что "предоставление обвинительной деятельности суду является глубоким отступлением от состязательного порядка процесса, основанного на разделении функций..." (И.Я.Фойницкий).21 Но долгое время суд оставался субъектом уголовного преследования, имеющим право возбуждать уголовные дела и даже формулировать обвинение. Например, в случаях, предусмотренных ст.418 УПК РСФСР, до исключения ее из УПК в постановлении о возбуждении уголовного дела по правилам протокольной формы досудебной подготовки материалов судья излагал формулировку обвинения с указанием статьи уголовного закона, по которому подсудимый подлежал ответственности

В известной мере это оправдывалось тем, что в некоторых международных документах содержится понятие "судебное преследование".22 Но одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года Концепция судебной реформы в РСФСР не взяла это на вооружение, а, наоборот, признала необходимым освободить суд от любых рудиментов функции уголовного преследования.23 Правда медленно, но уже идет по этому пути как судебная, так и законодательная практика России.

Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 г. по делу о проверке конституционности статьи 418 УПК РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края положения этой статьи признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 120 и 123 (часть 3), в которых закреплены принципы независимости суда и осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон. В нем же указывается, что возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения перед судом является задачей специальных органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.24 Поэтому Федеральным законом РФ от 15 ноября 1997 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" статья 418 исключена из этого УПК и дополнена его 415-я статья правилом, наделившим начальника органа дознания правом возбуждения уголовного дела и формулирования обвинения с отражением этого решения в протоколе досудебной подготовки материалов.25

По смыслу постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 года по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой статьи 232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258 УПК РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород проявлением функции обвинения являются также следующие положения: возможность продолжения судом разбирательства дела в случае отказа прокурора от обвинения; возвращение на доследование дела судом прокурору по собственной инициативе в случае невосполнимой в судебном заседании неполноты расследования, а также при наличии оснований для предъявления обвиняемому другого обвинения либо для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, содержащегося в обвинительном заключении. Они признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 49 и 123 (ч.1), а также статьям 46 (ч.1) и 52.26

В концептуальном плане уголовное преследование считается доминирующей функцией или главным назначением прокуратуры.27 И это - вопреки высказанной в прошлом точке зрения, что действия следователя и прокурора на стадии расследования не образуют уголовного преследования, не являются функцией обвинения.28 Хотя в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" и записано, что прокуратура осуществляет уголовное преследование (ст.1, 27, 31, 35), есть авторы, утверждающие, что основной функцией прокурора в сфере борьбы с преступностью является надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, а также органами, осуществляющими уголовную разведку (оперативно-розыскную деятельность), а не уголовное преследование.29

В.М.Савицкий пишет: "Надзор за расследованием преступлений, поддержание обвинения в суде, опротестование незаконных судебных решений - все это естественно укладывается в стержневую функцию прокуратуры - осуществление уголовного преследования".30 Применительно к досудебным стадиям уголовного процесса такого же, по существу, мнения придерживается А.Д. Бойков, утверждая: "Прокуратура осуществляет функцию уголовного преследования путем самостоятельного возбуждения и расследования уголовных дел, имея для этого собственный следственный аппарат, а также путем надзора за законностью дознания и предварительного следствия, проводимого другими органами".31

Г.Н.Королев проводит разграничение между надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и уголовным преследованием, представляя их в виде основных функций, имеющих самостоятельные задачи.32 Однако это не меняет того, что уголовное преследование есть закрепленная в законе функция многофункциональной прокуратуры. Она сохраняется и в будущем.

Согласно ст.9 МУПК, ст.5, 36-40 ПУПК РФ, ст.7, 62-67 УПК РК к органам уголовного преследования относятся: прокурор (государственный обвинитель), следователь, орган дознания, дознаватель, а также начальник следственного подразделения и начальник органа дознания, т.е. государственные органы и их должностные лица. Кроме них, в круг субъектов обвинения входят потерпевший (частный обвинитель), гражданский истец, их законные представители и представители, защищающие свои или представляемые права и интересы.

Как видно из вышеизложенного, сегодня суд (судья) по закону не считается субъектом уголовного преследования. Его единственное конституционное предназначение - осуществление правосудия (ст.118 Конституции РФ). Однако это не говорит о том, что суд не принимает никакого участия в уголовном преследовании. В предусмотренных законом случаях суд причастен к этой деятельности, что выражается в его правомочии применять определенные меры процессуального принуждения, давать санкцию на их применение еще в ходе предварительного расследования, в вынесении им обвинительного приговора, назначении вместо уголовного наказания других принудительных мер, в осуществляемом ныне судебном контроле за законностью применения в качестве меры пресечения заключения под стражу и продления срока его действия и т.д. Тем самым суд способствует достижению целей уголовного преследования.

Всем государственным органам уголовного преследования присущи как общие черты, объединяющие их в единую систему, так и особенности, свойственные каждому из них. Общее заключается в том, что они не только имеют право, но и обязаны осуществлять уголовное преследование в целях выполнения задач уголовного процесса. В пределах своей компетенции, в каждом случае обнаружения признаков преступления эти органы должны принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию, равно как обеспечивать защиту личности от необоснованного обвинения, от незаконного ограничения прав и свобод личности и реабилитацию невиновного. Для этого они наделены широкими полномочиями, позволяющими активно осуществлять данную деятельность.

Специфика каждого из названных органов определяется непосредственными задачами, объемом полномочий и границей их деятельности. Остановимся на их характеристике.

1.Прокурор. "Прокурор" - это действующее в пределах своей компетенции государственное должностное лицо, начиная от Генерального прокурора РФ и кончая помощниками районных, городских и приравненных к ним прокуроров. Прокурор обладает всеми правами, которые предоставлены ему уголовно-процессуальным законом, и обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к выявлению и устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Уголовное преследование он осуществляет от имени государства на всех стадиях уголовного процесса (ст.83 МУПК, ст.62 УПК РК).

Прокурор вправе возбудить уголовное дело, а также принять его к своему производству или поручить подчиненному прокурору или следователю расследование преступлений либо передать дело для производства расследования в любой орган предварительного следствия и дознания; дает указания органу дознания и следователю о производстве следственных и розыскных действий; утверждает обвинительное заключение и передает дело в суд. Он ведет надзор за точным и единообразным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Осуществляя процессуальное руководство расследованием уголовных дел, производимых нижестоящим прокурором, следователем и дознавателем, прокурор в отличие от других органов уголовного преследования правомочен также: проверять исполнение органом дознания нормативных требований о приеме, регистрации и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; истребовать от нижестоящего прокурора, следователя и дознавателя для проверки уголовные дела, материалы и документы, сведения о ходе расследования дела, разрешать заявленные им отводы и жалобы на их действия и решения и т.д.

Только прокурор вправе предъявить обвиняемому или лицу, которое несет имущественную ответственность за действия последнего, иск в защиту интересов: 1)пострадавшего, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами предъявить и поддерживать иск; 2)государства.

Прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя. По основаниям и в порядке, установленным законом, может отказаться от уголовного преследования и обвинения вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, либо удаления присяжных заседателей для постановления вердикта, вправе принести в вышестоящий суд протест на судебные решения (ст.83-85 МУПК).

2.Следователь. "Следователь" - государственное должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь прокуратуры, следователь органов внутренних дел, следователь органов государственной безопасности, следователь органов налоговой полиции. Он вправе возбуждать уголовное дело, производить по нему предварительное следствие и выполнять все следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, руководствуясь при этом правилами подследственности.

Следователь обязан принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, избрания ему в соответствии с законом меры пресечения, составления обвинительного заключения и передачи дела прокурору для направления его в суд. В предусмотренных законом случаях он может и отказывать в возбуждении производства по уголовному делу.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять дело к производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий, указанных в законе.

Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела следователь вправе предоставить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. По расследуемым им делам следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий (ст.37 ПУПК РФ). МУПК (ст.86 ч.4 п.26) предусматривает еще право следователя возражать против любых незаконных указаний прокурора, а также против указаний прокурора об избрании, изменении или отмене меры пресечения.

В ходе расследования дела следователь пользуется и другими полномочиями, предусмотренными законом.

3.Начальник следственного отдела. "Начальник следственного отдела" - начальник следственного комитета, управления, отдела, отделения органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и прокуратуры, их заместители (п.13 ст.5 ПУПК РФ). В этом проекте, как и в МУПК, его полномочия не определены. Но согласно ст.1271 УПК РСФСР начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам. Он вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч.2.ст.127 настоящего Кодекса.

Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными УПК, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

В ст.63 УПК РК "начальник следственного отдела" расшифровывается как начальник следственного подразделения органа, осуществляющего предварительное следствие, и его заместители, действующие в пределах своей компетенции. В отличие от ст.1271 УПК РСФСР, в ней предусматриваются также: контроль за соблюдением следователями сроков предварительного следствия и содержания под стражей, за исполнением указаний прокурора, поручений других следователей в случаях, установленных УПК; право отстранения следователя от производства по делу в предусмотренных законом случаях; направление им оконченных уголовных дел прокурору; право на возбуждение уголовных дел; то, что указания начальника следственного отдела по уголовному делу не могут ограничивать самостоятельность следователя, его права, предусмотренные статьей 64 УПК РК.

Думается, такой набор полномочий начальников следственных подразделений оправдан. Во-первых, в плане обеспечения принципа независимости и самостоятельности следователя по расследуемым им уголовным делам; во-вторых, с точки зрения укрепления законности в их деятельности.

При изучении данного вопроса следует иметь в виду, что существует Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 23 ноября 1998г.33 В нем обозначены основные функции органов предварительного следствия: анализ следственной практики, организации и результатов деятельности следователей системы МВД; разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучение, обобщение и рекомендация к внедрению положительного опыта предварительного следствия; разработка для использования на практике современных методик расследования отдельных видов преступлений; организация взаимодействия следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; обеспечение эффективной кадровой политики, подбор, расстановка и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организация рассмотрения и разрешения в соответствии с законодательством РФ писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Понятно, что многие из приведенных положений касаются следственных структур федерального, республиканского, областного и краевого уровня. Но главная их цель - обеспечение исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве в деятельности следственных органов системы МВД.

4.Орган дознания. "Орган дознания" - полиция и другой государственный орган, сотрудники которого уполномочены осуществлять дознание (п.31 ст.10 МУПК). Органами дознания являются: милиция; органы Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; органы налоговой полиции - по делам, отнесенным к их ведению; таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ; органы государственной пожарной службы - по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами; органы юстиции - по делам о преступлениях, связанных с проявлением неуважения к суду и нарушениями порядка исполнения судебных решений; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов, территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы - по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы пограничной охраны - по делам о нарушениях режима Государственной границы; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных гражданским персоналом вооруженных сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и руководители геологоразведочных партий в период отсутствия транспортных сообщений (ст.117 УПК РСФСР, ч.2 ст.38 ПУПК РФ, ч.2 ст.65 УПК РК).

На органы дознания возлагается: принятие в соответствии с установленной законом компетенцией необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений, выполнение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных действий в порядке, предусмотренном законом, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке, предусмотренном законом; производство предварительного следствия в случаях, предусмотренных законом (ст.118 УПК РСФСР, ч.1 ст.38 ПУПК РФ, ч.1 ст.65 УПК РК).

Федеральный закон РФ от 31 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" разграничивает полномочия криминальной милиции и милиции общественной безопасности как органов дознания. Так, согласно ст.8 Закона основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия обязательно (подчеркнуто нами - З.Е.), организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания. А согласно ст.9 Закона основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия необязательно (подчеркнуто нами - З.Е.), розыск отдельных категорий лиц, установление место нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

В этой же статье говорится, что к милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел.34 Если исходить из того, что одной из основных задач ведомственной охраны является предупреждение и пресечение преступлений на охраняемых объектах, а ее работники имеют права и обязанности по пресечению преступлений, преследованию и задержанию лиц, их совершивших (ст.11, 12 Федерального закона РФ от 14 апреля 1999г. "О ведомственной охране"35), учреждения ведомственной охраны также относятся к государственным органам уголовного преследования. То же самое можно сказать относительно подразделений, содействующих правоохранительным органам в работе по расследованию, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений на основании Положения о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом МЮ РФ от 24 марта 1999 г. № 56.36

5.Начальник органа дознания. "Начальник органа дознания" - начальник органа внутренних дел, начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, начальник территориального (линейного) отдела (отделения) милиции, командир отдельного (специализированного) строевого подразделения, начальник Государственной инспекции безопасности дорожного движения, начальник органа управления или подразделения государственной противопожарной службы, начальник органа государственной безопасности, начальник органа налоговой полиции, начальник таможенного органа, начальник оперативного органа пограничной службы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, начальники учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, руководители органов юстиции (п.15 ст.5 ПУПК РФ).

Начальник органа дознания организует принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений. По делам о преступлениях, подследственных органам предварительного следствия, он обеспечивает проведение дознавателями неотложных следственных действий и выполнение поручений следователя, прокурора и суда. По делам о преступлениях, досудебное производство по которым ведется органами дознания в форме дознания или предварительного следствия, он осуществляет контроль за своевременностью и законностью действий дознавателей и вправе проверять находящиеся в их производстве дела; давать указания о производстве отдельных следственных и процессуальных действий, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела и материалов, передаче дела (материалов) от одного дознавателя к другому, поручать расследование нескольким дознавателям, а также лично проводить расследование, приняв при этом дело к своему производству или выполняя отдельные следственные или иные процессуальные действия.

Начальник органа дознания утверждает постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска и наложении ареста на имущество, привлечении в качестве обвиняемого, об отстранении обвиняемого от должности, избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу, прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, направлении обвиняемого (подозреваемого), не находящегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, продлении срока содержания под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого, а также протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, утверждает постановление об окончании дознания, обеспечивает принятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. С согласия начальника органа дознания уголовное дело с обвинительным заключением направляется прокурору.

Указания начальника органа дознания по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнение.

Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными УПК, обязательны для исполнения начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение (ст.39 ПУПК РФ, ст.66 УПК РК).

6.Дознаватель. "Дознаватель" - должностное лицо органов дознания, либо иное лицо, которому начальником органа дознания поручено досудебное производство по делу (п.16 ст.5 ПУПК РФ). Согласно ст.87 МУПК дознаватель является государственным должностным лицом, которое, будучи сотрудником полиции или другого органа дознания, уполномочено в пределах своей компетенции осуществлять дознание по уголовному делу. По УПК РК (ст.67) дознаватель - должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции. Хотя редакции этих статей разные, но по своей сути они не расходятся.

Дознаватель вправе принимать решение о начале и осуществлении досудебного производства в формах, определенных УПК, самостоятельно принимать решения и проводить следственные и другие процессуальные действия, за исключением случаев, когда законом предусмотрено утверждение их начальником органа дознания, санкция прокурора или решение суда. Постановления дознавателя, вынесенные в соответствии с требованиями УПК по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.37

Перейдем к характеристике участников уголовного преследования, защищающих свои или представляемые права и интересы.

1.Потерпевший. "Потерпевший" - лицо, в отношении которого есть основание полагать, что ему непосредственно преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Им может быть и лицо в случаях, когда вред ему нанесен запрещенным Уголовным кодексом деянием, совершенным невменяемым (ст.49 ПУПК РФ, ст.75 УПК РК). Моральный вред выражается в нравственных страданиях и душевных переживаниях лица в связи с преступными действиями (например, клевета, оскорбление и т.д.); физический - в причинении вреда здоровью или нанесении побоев; имущественный - в причинении материального ущерба путем хищения, повреждения или уничтожения имущества.

При фактическом причинении какого-либо из названных видов вреда признание потерпевшим должно производиться и по делам о приготовлении к преступлению или покушении на совершение преступления.

О потерпевшем существуют международные акты38 и отечественные законодательные положения, гарантирующие его права. По Конституции РФ государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда (ст.52).

Лицо признается в уголовном процессе потерпевшим с момента вынесения предусмотренного законом постановления дознавателем, следователем, прокурором, судьей, или определения - судом.

Потерпевшему обеспечивается возмещение материального вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием на предварительном следствии и в суде, включая расходы на представителя, по правилам, установленным УПК. На основании Европейской конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983г. это правило действует даже в том случае, если преступник не может подвергнуться судебному преследованию или быть наказан. (ч.2 ст.2).39

По иску потерпевшего о возмещении причиненного ему морального вреда в денежном выражении размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Потерпевший имеет право: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания; представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; давать показания на родном языке или языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; иметь представителя; знакомиться с протоколами следственных действий, производимых с его участием, и подавать на них замечания; участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; знакомиться по окончании расследования со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме; получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении дела, копию обвинительного заключения, а также копию приговора, решений суда апелляционной и кассационной инстанций; участвовать в судебном разбирательстве дела в суде первой инстанции; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение, в том числе и в случае отказа государственного обвинителя от обвинения; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; обжаловать приговор и определения суда, постановления судьи; знать о принесенных по делу жалобах и протестах и подавать на них возражения; участвовать в судебном рассмотрении заявленных жалоб, ходатайств и протестов в апелляционной и кассационной инстанциях.

Потерпевший обязан: явиться по вызову дознавателя, следователя, прокурора и суда, правдиво сообщить все известные по делу обстоятельства и ответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения об обстоятельствах, известных ему по делу; соблюдать установленный порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания.

При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут принудительному приводу и денежному взысканию в размере и порядке, установленным УПК. За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний он несет уголовную ответственность.

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего осуществляют близкие родственники умершего (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг).

2.Частный обвинитель. "Частный обвинитель" - лицо, подавшее жалобу в суд по делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде, а также потерпевший по делам публичного и частно-публичного обвинения, самостоятельно поддерживающий обвинение в суде в случае отказа государственного обвинителя от обвинения (п.12 ст.5, ч.1 ст.50 ПУПК РФ, ч.1 ст.76 УПК РК).

В случае несовершеннолетия или недееспособности потерпевшего частным обвинителем считается его законный представитель, заявивший ходатайство, просьбу или подавший жалобу. Частный обвинитель пользуется всеми правами и несет все обязанности потерпевшего. Он наделяется также следующими правами: присутствовать в судебном разбирательстве лично или быть представленным его представителем; представлять доказательства, участвовать в их исследовании; излагать суду свое мнение по существу обвинения, о применении уголовного закона к подсудимому и назначении ему наказания; изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту; отказаться от обвинения и др. Его отказ от обвинения влечет прекращение дела (ст.287 ПУПК РФ, ст.393 УПК РК).

3.Гражданский истец. "Гражданский истец" в силу ст.51 ПУПК РФ, ст.77 УПК РК, ст.93, 94 МУПК - это физическое или юридическое лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что непосредственно преступлением ему причинен имущественный ущерб, предъявившее требования о его возмещении. Гражданский истец может предъявить иск и для имущественной компенсации морального вреда. Прокурор в предусмотренных законом случаях вправе признать по собственной инициативе гражданским истцом физическое или юридическое лицо. О признании гражданским лицом дознаватель, следователь, прокурор и судья выносят постановление, а суд - определение.

В защиту интересов несовершеннолетних, а также лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, гражданский иск может быть предъявлен их законными представителями.

Гражданский истец имеет право: знать сущность обвинения; поддерживать гражданский иск; представлять доказательства; давать объяснения по предъявленному иску; заявлять ходатайства и отводы; давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; иметь представителя; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием; участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству или по ходатайству его представителя; знакомиться по окончании расследования с материалами дела, относящимися к гражданскому истцу, и выписывать из него любые сведения и в любом объеме; знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к заявленному гражданскому иску; участвовать в судебном разбирательстве дела в суде первой и апелляционной инстанций; выступать в судебных прениях; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; обжаловать приговор и определения суда, постановления судьи в части, касающейся гражданского иска; знать о принесенных по делу жалобах и протестах и подавать на них возражения; участвовать в судебном рассмотрении заявленных жалоб и протестов.

Гражданский истец обязан: явиться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, правдиво сообщить все известные по делу обстоятельства и ответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения об обстоятельствах, известных ему по делу; соблюдать установленный порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания.

Гражданский истец имеет также другие права и несет другие обязанности, предусмотренные законом.

4.Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. Ими могут быть адвокаты и иные лица, правомочные в силу закона представлять при производстве по уголовному делу законные интересы потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя и допущенные к участию в деле постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда. "Представители" - лица, уполномоченные представлять именно законные интересы названных субъектов в силу закона или соглашения.

Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в деле привлекаются их законные представители. Имеются в виду родители, усыновители, опекуны, попечители потерпевшего, представители учреждений и организаций, на попечении или иждивении которых находится потерпевший (п.19 ст.5, ст.52 ПУПК РФ, п.22 ст.7, ст.80 УПК РК, ст.109-114 МУПК).

Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими физические и юридические лица. Личное участие в деле потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя не лишает их права иметь по этому делу представителя.

 


Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz