Еникеев З.Д. Кадры органов уголовного преследования // Механизм уголовного преследования


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Еникеев З.Д.
Механизм уголовного преследования: Учебное пособие / Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2002. - 116 с.

К оглавлению | Напишите письмо автору

§ 5. Кадры органов уголовного преследования

Подобно тому, что человек есть "базис всей человеческой деятельности и всех человеческих отношений",96 в механизме уголовного преследования кадры органов уголовной юстиции составляют главный, ведущий фактор, движущую основу (силу) данного процесса. Какими бы идеальными не были остальные составляющие этого механизма (совершенное законодательство, оптимальные политические, социально-экономические, материально-технические, информационные, научно-методические и иные условия), невозможно добиться полноценного, эффективного уголовного преследования, если нет или не хватает количественно и качественно надлежащих кадров.

Количественный недостаток кадров, призванных вести уголовное преследование, т.е. диспропорция между объемом работы в этой области и штатной численностью этих работников приводит к перегрузкам, к ухудшению качества их профессиональной деятельности. По словам Президента РФ В.В. Путина применительно к прокуратуре, загруженность сегодня превышает все разумные пределы.97 К сожалению, правоохранительная система в России никогда не была обеспечена достаточным количеством кадров, удовлетворяющем потребности борьбы с преступностью. Принимаются хорошие программы борьбы с этим злом, но они не получают должной финансовой поддержки. Так, не была профинансирована Федеральная программа усиления борьбы с преступностью на 1994-1995 г., а аналогичная программа на 1996-1997 г. была профинансирована только на 25 %.98

В течение многих последних лет в целом ряде политико-правовых документов (Постановление Съезда народных депутатов РФ от 14 декабря 1992 г. "О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией"; Заключение по парламентским слушаниям "Борьба с преступностью и укрепление правопорядка в Российской Федерации", одобренное Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 апреля 1994 г.; Заключение по результатам парламентских слушаний "О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях" от 24 сентября 1997 г.; Постановление Совета Федерации от 4 сентября 1998 г. по вопросу укрепления законности, пресечения фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти; и др.) указывается на нехватку юридически образованных кадров в правоохранительных ведомствах.99

Из года в год наблюдается большая текучесть следственных кадров, т.е. тех, кто является основной, ведущей фигурой в процессуальном осуществлении уголовного преследования в досудебных стадиях. Так, за период с 1992 по 1997 год из органов предварительного следствия выбыло 21,5 тысячи квалифицированных следственных работников, т.е. более половины их штатной численности.100 Ввиду неудовлетворительного уровня социальных гарантий из системы МВД РФ уволились по собственному желанию 45,8 % следователей в 1998 году и 51,3 % в 1999 году. В целом по России некомплект следователей был в 1998 году 3,6 %, в 1999 г. - 2,1 % (больше одной тысячи). Имеются регионы, в которых некомплект следователей составляет от 14,4 до 23,1 процента.101 Разумеется, это - одна из причин кризисного состояния борьбы с преступностью. В Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 270 от 10 марта 1999 г., в числе таких причин указывается именно отток профессиональных кадров из правоохранительных органов. Поэтому совершенно обоснованно ставится в ней задача сохранения и закрепления кадрового профессионального ядра этих органов и увеличения численности их работников.

Не утешительны показатели образованности следователей. По данным 1999 года только 50,9 % следователей МВД России имели высшее юридическое образование.102 Между тем задачи, стоящие перед органами уголовной юстиции, могут решать только высококвалифицированные кадры. На это указывал и Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на Всероссийском совещании прокуроров 11 января 2001 года.103

Такое положение с кадровым и финансовым обеспечением правоохранительной службы чревато тем, что "дешевая" юстиция дорого обходится государству: разгул преступности, ее масштабы, реально угрожающие устоям государства и общества, национальной безопасности страны; слабая защищенность граждан от преступных посягательств; низкое качество дознания и следствия по значительному количеству уголовных дел; массовость нарушений в деятельности органов уголовной юстиции; многие другие отрицательные явления, мешающие развитию России.

Достаточно отметить, что раскрываемость зарегистрированных преступлений в 1990-1998 годах колеблется в пределах 46,9 - 74,4 %. Причем многим преступникам удается избежать уголовной ответственности. К примеру, число осужденных составило в 1996 г. - 1111097 человек, в 1997 г. - 1055000, в 1998 г. - 1070336 чел., что примерно в два с половиной раза меньше числа зарегистрированных преступлений (в 1998 г. - 2581940).104

Большая часть преступлений (чаще всего незначительные преступления) скрываются от учета. Если в 1996 г. прокуроры выявили и поставили на учет 47842 скрытых от учета преступлений, в 1997 г. - 50477, то в 1998 г. их число достигло 72842, а в 1999 г. - 74159, увеличившись по сравнению с 1996 г. - на 55,9%, т.е. более, чем на треть.105 Такие факты имели место в 2000-2001 годах. По опубликованным в "Российской газете" от 14 апреля 2001 г. данным, только в одном Уральском округе было выявлено 18 тыс. скрытых преступлений. Отмечая массовость сокрытия преступлений от учета, И.Л. Петрухин объясняет это тем, что правоохранительные органы не предпринимают усилий выявить как можно больше преступлений, стремятся не возбуждать уголовные дела, когда доказательств мало и нет уверенности, что преступление будет раскрыто. Не хотят возбуждать и уголовные дела, лишенные "судебной перспективы", потому что они не уверены в своей способности раскрыть эти преступления. Неспособность по своей инициативе выявлять преступления происходит из-за кадровых затруднений, высокой служебной нагрузки, сравнительно небольшой заработной платы, недостаточной технической вооруженности правоохранительных органов.106

По этой и иным причинам велика латентная преступность - та, которая неизвестна правоохранительным органам и судам. Около двух третей реальной преступности остается латентной.107

Вследствие плохого качества расследования дел, ухудшений в организации работы дознавателей и следователей, низкой интенсивности их труда немало дел возвращается на дополнительное расследование. Много и тех, которые завершаются вынесением оправдательного приговора. Негативно характеризует следственные органы и слабая возмещаемость материального ущерба, причиненного преступлениями (в пределах 45,8 % - 77,1 % в 1997-1999 годах по разным категориям дел) и профилактическая деятельность следователей (внесение ими представлений по оконченным делам в эти годы колеблется от 60,1 до 77,3%).108

Чтобы не было таких пробелов в деятельности органов уголовного преследования, требуется оптимально укомплектовать их не только количественно, но и качественно, т.е. лицами, компетентными, пригодными для этой работы. Важность, сложность и ответственность возлагаемых на эти органы задач диктует необходимость кадрового обеспечения их только такими специалистами. Именно поэтому в ст. 401-й Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" записано: "Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности".

В этой же статье приводится текст Присяги, которую принимает лицо, впервые назначаемое на должность прокурора (следователя). Они дают клятву следующего содержания: свято соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную или иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Согласно проекту Закона РФ "О Следственном комитете Российской Федерации" на должности следователей назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, способные по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности, прошедшие стажировку в соответствующем органе предварительного следствия и проявившие профессиональную пригодность к следственной работе (ч.3 ст.20).109 Этим положениям должны отвечать и дознаватели системы МВД, ФСБ, ФСНП, таможни, пограничной службы РФ, поскольку они правомочны вести расследование по уголовным делам.110

В основе модели прокурора, следователя, дознавателя (квалификационных требований к ним) лежат все законы, регулирующие их задачи, обязанности, функции и принципы деятельности.

Поскольку согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, для формирования модели лиц, занимающих должности прокурора, следователя и дознавателя, имеют существенное значение международные акты, непосредственно касающиеся работников правоохранительных органов. К таким актам относятся Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г., и Декларация о полиции, принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 г. в Страсбурге. В них закреплены обязанности лиц, ответственных за правоохранительную деятельность: уважение закона, безупречное поведение, соблюдение профессиональной этики, честность, беспристрастность, чувство собственного достоинства, решительное противодействие фактам нарушения закона, защита прав и свобод человека и т.д.111

Для изображения облика прокурора и следователя велико значение ведомственных нормативных актов, издаваемых Генеральной прокуратурой РФ. Хотя и нет специального акта, в котором бы был дан систематизированный перечень профессиональных качеств прокуроров и следователей, но указание на необходимость таких качеств содержится в ряде приказов, указаний и инструкций Генерального прокурора РФ, в Положении о нагрудном знаке "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", в некоторых методических рекомендациях по вопросам кадровой работы в органах прокуратуры и в иных материалах.

В частности, приказом Генерального прокурора РФ № 20 от 28 мая 1992 г. "Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации" установлено, что обязательными качествами работников прокуратуры являются добросовестность, ответственность, моральная чистоплотность, принципиальность и настойчивость в устранении нарушений законов, привлечении к ответственности виновных. В приказе Генерального прокурора РФ № 63 от 13 декабря 1994 года "Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации" указывается, что прокурорские работники должны сочетать в себе высокие моральные качества, профессиональное мастерство, компетентность, зрелость, самоотверженность, проявлять инициативу, активность, гражданское мужество, обладать чувством нового, творчески подходить к порученной работе и др.

Из названных нормативно-правовых актов видно, что профессионализм и нравственность - основополагающие требования, предъявляемые к работникам уголовной юстиции. Это обусловливается профессиональными особенностями их деятельности; своеобразием их задач, функций и правового положения в системе юридических органов. Они диктуют такого комплекса фундаментальных знаний, хороших качеств, навыков и умений специального характера, присущего деятельности работников правоохранительного фронта, которые были бы соответствующими всей совокупности предъявляемых к ним требований.

Профессионализм работника уголовной юстиции - проблема многоплановая, имеющая емкое содержание. Применительно, например, к следователю, это его профессиональное мастерство, умение (способность) качественно и эффективно осуществлять следственную деятельность, необходимое в силу занимаемого им положения, важности и сложности выполняемых им функций в уголовном процессе, и того, что все решения о направлении следствия и производстве следственных действий он принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Без соответствующих качеств следователь немыслим как ведущая фигура в стадии предварительного расследования, которая была бы способна обеспечить успех в реализации задач данного этапа уголовного судопроизводства. Касательно всякой профессии давно уже сказано: "Если мы избрали профессию, для которой у нас нет необходимых способностей, то мы никогда не исполним ее достойным образом…"112.

В.И. Ленин, выделяя в правовой жизни как главное - деловое, практическое осуществление закона113, не раз подчеркивал, что для этого необходимо умение "в каждом отдельном случае… разобраться"114. Он отмечал также: "Законы важны не тем, что они записаны на бумаге, но тем, кто их проводит"115. О том, что утверждение авторитета права, проявление силы законов во многом зависят от профессиональных качеств юриста, его пригодности к юридической работе, аксиоматичны и слова А.Ф. Кони: "Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свое значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках".116

Когда мы раскрываем профессионализм следователя как его умение, способности, имеется в виду совокупность не только собственно-профессиональных (высокая эрудированность, интеллектуальные способности, образованность, высокое профессиональное правосознание, твердое знание и умение применять законы, инициативность, целеустремленность, активность, смелость, самостоятельность, решительность, стойкость, настойчивость и упорство в достижении целей, бдительность, наблюдательность, проницательность, коммуникативность, психическая выносливость, способность творчески и самостоятельно мыслить, принимать решения, дисциплинированность, трудолюбие, исполнительность, внимательность, отзывчивость, требовательность к себе и самокритичность, и т.п.), но и других профессионально важных для следователя качеств: идейно-политических (широкий политический кругозор, мировоззренческая зрелость, верность идеям законности, демократии, свободы и неотвратимости ответственности, надлежащий уровень общей и политической культуры, охватывающей знания общечеловеческих ценностей мировой цивилизации в области права и политики, высокая гражданственность, непримиримость к правонарушениям, чувство долга и ответственности за порученное дело, готовность к новому и т.п.), нравственно-психологических (высокая культура мышления и общения, развитость волевого начала, милосердие, сострадание, выдержанность, терпение, устойчивость к нервно-физическим напряжениям и эмоциональным нагрузкам, психологическая грамотность, моральная чистота, эмоциональная уравновешенность, человечность, тактичность, бескорыстность, порядочность, твердость, умение говорить с человеком и выслушивать его и т.п.), организационно-управленческих (умение организовать свою работу, несмотря на ее сложность, навыки работы с людьми, знание их психологии, самоорганизованность, самоконтроль, умение устанавливать и поддерживать связи с общественностью, мобилизовать коллектив, отдельные группы на осуществление определенных позитивных мероприятий, организовать взаимодействие с работниками дознания, обеспечить правильное сочетание следственных и оперативно-розыскных мер по расследуемому уголовному делу и т.д.).

Высокая нравственность прокурора, следователя, дознавателя - это их нравственная безупречность не только в личных, обыденных делах, а именно в профессиональной деятельности. А потому и именуется профессиональной нравственностью117, являющейся как и закон, средством регулирования их деятельности. В данном своем качестве нравственность выступает как понятие, включающее в себя комплекс более обязывающих, более строгих моральных правил118. Это исключительная справедливость, принципиальность, объективность, правдивость, предельная честность, совестливость, корректность, чуткость, гуманность, доброжелательность, глубокое уважение к закону, верность его букве и духу, неподкупность, преданность своему делу. Постоянное следование им в повседневной практике работника уголовной юстиции, активное, бескомпромиссное проведение их в жизнь, невзирая на препятствия и угрозу его личному благополучию, и есть необходимое условие успешного осуществления им своей деятельности.

Культурный кругозор, принципиальность, идейно-политическая и нравственная закалка относятся к необходимым качествам этого работника потому, что они умножают его силы и способности, обеспечивают требуемую стойкость, дают ему верные ориентиры при решении многообразных задач следствия (дознания), предохраняют от узкопрофессионального, деляческого отношения к своим обязанностям, помогают найти правильный выход из трудного положения и противостоять нежелательным влияниям.

Насколько важны высокая нравственность, культура прокурора, следователя и дознавателя в любой сфере их деятельности, хорошо сказано Д.С. Лихачевым: "Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы… Низкая культура отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе…".119 Именно дефицит нравственности и культуры у многих следственных работников - одна из причин распространенности нарушений уголовно-процессуального законодательства, того, что в следственной практике нередко проявляются профессиональная недобросовестность, процессуальный нигилизм, обращаются с законом фамильярно, по-свойски, задерживают, арестовывают и привлекают к ответственности людей, руководствуясь исключительно собственной "логикой" и не имея никаких доказательств вины или фальсифицируя их.120 Именно этим обусловлено неправильное убеждение тех следователей и дознавателей, которые считают невозможным раскрытие совершенных преступлений при неукоснительном соблюдении закона.121

Иные следователи и оперативные работники ставят даже под сомнение принцип презумпции невиновности, договариваются до возможности арестов по первому подозрению и в непредусмотренных законом целях, предлагают отказаться от гуманизации закона, от правовых гарантий, так называемой "безарестной технологии" ведения следствия, видя в них причины падения активности следователей и ухудшения в последние годы показателей предварительного следствия. Но как заявляет Е. Мысловский, самое страшное не то, что произошел рост преступности, а то, что за это время "воспитался новый вид следователей, не желающих думать и принимать решения".122 По компетентным оценкам, нынешние следственные кадры слабы, значительной части из них присущ низкий профессионализм, малоопытность, неготовность и неумение работать в условиях жесткого режима законности, верховенства права, расширения демократии, гласности и обновления методов деятельности учреждений уголовной юстиции.123 Многие следователи не имеют призвания к следственной деятельности, что существенно снижает их профессиональный уровень. Следовательно, в основе следственных просчетов и ошибок, плохой работы следственных органов лежат главным образом не "либерализация" борьбы с преступностью, не происходящие в обществе демократические процессы и сужение в связи с этим сферы применения арестов, а недостатки кадрового порядка, в том числе штатная необеспеченность аппаратов следствия и дознания. К тому же работа при отсутствии призвания к ней, низкая квалификация и профессиональная ограниченность следователей и дознавателей - это не только причины слабости дознания и следствия, но и минусы, нередко провоцирующие незаконные акты и компенсируемые произволом и беззаконием при расследовании дел.

Разумеется, немало и других причин тревожного состояния качества дознания и следствия, негативно влияющего на законность и эффективность расследования уголовных дел, в том числе высказывания, подобные произнесенным В. Степашиным словам: "Мы будем нарушать права человека, если этот человек - преступник".124 Мы не сбрасываем со счета и случаи необоснованного отказа от ареста опасных преступников, рецидивистов. Однако из сказанного ясно, что сегодня нужен качественно новый корпус следователей, новый тип следователя (дознавателя), человека, свободного от извращенных, но отвечающих современным требованиям правовых взглядов и убеждений. Для этого необходимы прежде всего профессиональная грамотность, высокий уровень правосознания следователя (дознавателя), являющийся основной составной частью его профессионализма, а отсюда и важнейшим условием успеха в его деятельности.

Указанный феномен рассматривается как важное условие законности и эффективности не только уголовного преследования, а всякой правоприменительной деятельности потому, что предписания и дозволения, содержащиеся в правовых нормах, трансформируются в конкретные отношения через правосознание. В индивидуальном правовом регулировании оно является ведущим звеном, посредствующим между нормой и практическим осуществлением ее в правоотношении. Именно правосознание, материализуясь в волевых действиях своего обладателя непосредственно организует, направляет весь правоприменительный процесс и переводит в реальное поведение правовые установления. В основе данного его свойства лежит принцип единства сознания и деятельности,125 то, что "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его".126

Как известно, правосознание выполняет регулятивную функцию во всяком человеческом действии, связанном с реализацией прав и обязанностей. Но правовое сознание работников уголовной юстиции - это не просто внутренний регулятор их поведения в юридически значимых ситуациях, а служебный "паспорт", базовый компонент и критерий их профессиональной пригодности для работы в правоохранительных органах. Оно характеризует компетентность, профессиональное мастерство этих работников. Это сама суть юридической профессии, фундамент, без которого нет правильного правоприменения. Поэтому правосознание субъектов правоприменения, именуемое профессиональным правосознанием, всегда выступает в качестве руководящего начала в правореализации благодаря всем своим функциям - познавательным, информационным, оценочным, регулятивно-праксеологическим.127 Его назначение - обеспечение правильного и своевременного осуществления требований закона и активное содействие воспитанию и укреплению правосознания граждан, особенно нуждающихся в правовом воздействии. Это предполагает высокий правовоззренческий уровень у субъектов правоприменения, фиксирующий их качественную способность и принципиальную готовность всецело реализовать данные задачи. Сказанным как раз предопределяется зависимость законности и эффективности уголовного преследования от профессионального правосознания.

Как показывают наши исследования, допускаемые прокурорами, следователями и дознавателями в их деятельности изъяны в основном объясняются недостатками в их правосознании. Причем они касаются всех трех элементов правосознания: и понимания и усвоения правовых положений, и отношения к ним, и навыков, привычек правового поведения (установок) указанных должностных лиц. Причина тому не только недостаточная вузовская подготовка, небольшой практический опыт, недоработки системы повышения профессиональных знаний, слабая юридическая начитанность, отсутствие интереса к специальной литературе, нехватка притока нужной информации о передовых достижениях уголовно-процессуальной науки и практики, но порою и сознательные нарушения закона с целью добиться таким путем желаемых результатов. У отдельных работников наблюдается сила инерции старых привычек, негативных традиций, стандартность мышления, слепая вера в правильность оценок правовых явлений другими лицами, упрощенчество, пренебрежение требованиями закона, притупление чувства законности128 и ответственности за исполнение правовых обязанностей, отсутствие самокритичности, шаблонность и огульность при принятии уголовно-процессуальных решений. Все это плод деформации профессионального правосознания соответствующих работников.

Многие недостатки и нарушения в сфере уголовного преследования связаны именно с дефицитом знаний теории и методики осуществления данной деятельности, а также законодательства, регулирующего этот процесс, у значительной части практических работников. Это потому, что "… неверное мышление неизбежно и непроизвольно фабрикует неверные факты…".129 При таком уровне знаний азбучных положений уголовного преследования должностные лица органов уголовного судопроизводства не могут квалифицированно решать вопросы их практики, соответствующие процессуальные нормы по существу обесцениваются, становятся "мертвыми", а их применение бессмыслицей.

Без досконального знания законодательства, его теории и методики применения нет профессионализма, умения быстро и объективно разобраться в сложившейся обстановке. Ведь знание освещает ситуацию, выполняет функцию видения случая, на который рассчитано применение закона. Правовые знания составляют ядро правосознания, ибо "способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание".130 Но знания должны перерастать в глубокие личные убеждения в необходимости действовать всегда строго по закону, которые бы никогда не изменяли в реальной действительности. Правосознание лишь тогда сыграет свою роль в обеспечении законности и эффективности уголовного преследования, если будет, по выражению Ю.В. Феофанова, "утверждать закон, исходить из закона, воплощаться через закон…"131

Правосознание работников уголовной юстиции есть органическая часть их мировоззрения, нравственной позиции, общей культуры. Поэтому и деформированность его было бы неправильно объяснять только неудовлетворительными знаниями законов и теоретических положений. Это также результат определенных смещений и нехваток в нравственном строе, идейно-политическом и культурном уровне соответствующих работников.132 Без кристального нравственного сознания, идейной убежденности, духовного богатства, широкого политического кругозора и высокой культурности нет прочной законности, также как без единой, твердой законности "нет ни культурности, ни политической грамотности".133 Вот почему эти феномены выступают критериями пригодности лица быть прокурором, следователем, дознавателем и являются качествами, которыми должны обладать все работники правоохранительных органов. И почему в формировании и развитии этих качеств у них, осуществлении необходимых мер по корректировке их правосознания с учетом имеющихся недочетов мы видим один из верных путей поднятия уровня их профессионализма, а стало быть, и практического решения проблемы законности и эффективности в деле уголовного преследования. Для плодотворной реализации данного способа борьбы с преступностью субъекты преследования должны быть также носителями психофизических, физических и филологических качеств.

Психофизические компоненты - память, речь, воображения, внимание, восприятие, самочувствие, настроение, самообладание, особенности сердечно-сосудистой, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата. Как психологические, так и психофизические условия необходимы для интеллектуальной, эмоциональной, волевой и коммуникативной деятельности работников уголовной юстиции.

Физические качества - сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Как результат общефизической подготовки они служат действенным средством достижения высокой работоспособности (физической и умственной), помогают выработать волевые качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности, а также продуктивности труда прокурорско-следственных работников. Они обеспечивают физическую, психическую и эмоциональную выносливость. Хорошая общефизическая подготовленность есть залог здоровья, нужного этим работникам, как видно из ст. 401 Закона о прокуратуре РФ. Здоровье - это ведущий фактор, обусловливающий плодотворность прокурорской и следовательской работы. Ибо здоровье - такое состояние организма, которое определяет полноценное выполнение всех жизненных функций человека.

Филологические качества - знание государственного языка РФ (русского), иностранного языка, знание и умение грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику, умение правильно, ясно, четко выражать и излогать (письменно или устно) свои мысли, грамотно писать, т.е. с соблюдением правил грамматики и синтаксиса, овладение основами ораторского искусства.134

Все перечисленные качества тесно связаны между собой и в своей совокупности составляют основу профессиональной деятельности работников, ведущих уголовное преследование.

Учитывая, что модель прокурора, следователя и дознавателя есть совокупность предъявляемых к ним общих и специальных требований, они выполняют исключительно важные и сложные задачи, их знания, качества, навыки и умения должны быть такими, которые были бы адекватными этим требованиям и задачам и обеспечивали бы успешное воплощение их в жизнь.

 








Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz