Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. Глава I. ОБВИНЕНИЕ


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта


Фоницкий И.Я.
Курс уголовного судопроизводства.
Т. 2. / Под ред. А.В. Смирнова СПб.: Альфа, 1996. 607 с.

К оглавлению

Глава I. ОБВИНЕНИЕ

181. Превращение обвинения. Под прекращением уголовного преследования разумеется судебное определение, которым постановляется, что дальнейшее рассмотрение в судебном порядке возбужденного обвинения не может иметь места и все принятые против обвиняемого меры подлежат отмене.

Прекращение преследования отличается от окончания дела судебным приговором. Приговор постановляется в судебном заседании после рассмотрения дела по существу; он есть ответ на вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Прекращение же преследования определяется до судебного следствия, в заседании распорядительном или камерой предания суду. Оно хотя и основывается на оценке существа дела, но разрешает вопрос лишь о вероятности вины или невиновности обвиняемого. Потому же определениям о прекращении преследования не предоставляется законом того значения auctoritas rei judicatae, которое усвоено судебным решениям; они не пользуются той же степенью неизменности, непоколебимости, и потому порядок возобновления преследования прекращенного отличается от возобновления уголовного дела, по которому состоялся судебный приговор.

С другой стороны, прекращение уголовного преследования отличается от прекращения производства по делу в данном суде, например по неподсудности, с передачей его в другой компетентный суд. В последнем случае преследование вовсе не отменяется и разбирательство дела продолжается в другом суде, тогда как прекращение дела означает невозможность производства его в каком бы то ни было суде и влечет за собой в отношении обвиняемых лиц отмену всех принудительных мер. Прекращение уголовного преследования следует равным образом отличать от приостановления производства вследствие наступления временных причин, с устранением которых производство продолжается прежним порядком в том же суде.

Условия прекращения уголовного преследования могут быть двоякие - юридические и фактические.

Юридические условия прекращения уголовного преследования наступают с открытием обстоятельств, устраняющих преступность деяния или его наказуемость. Если обстоятельства эти существовали и были известны в момент возбуждения уголовного преследования, то таковое не возбуждается вовсе но отсутствию законных оснований; если же они наступили или стали известны после этого момента, то возбужденное преследование подлежит прекращению также по отсутствию законных оснований к дальнейшему производству дела в уголовном порядке.

К числу этих причин относятся как поименованные в ст.16 УУС (смерть обвиняемого, истечение давности, примирение обвиняемого с обиженным по делам о частных преступлениях и помилование), так и все другие причины, устраняющие или состав преступления (случайность, ошибка), или возможность вменяемости (малолетство, умопомешательство). Такое же значение закон придает иногда добровольной уплате виновным денежной пени. Как скоро выяснилась наличность одной из этих причин, обвинение отпадает и возбужденное уголовное преследование должно быть прекращено.

В иностранных законодательствах существуют особые постановления о правопреемстве в случае смерти потерпевшего. Наше законодательство их не знает, и судебная практика склоняется к мысли, что обстоятельство это не оказывает никакого влияния на уголовное преследование даже по делам о частных преступлениях, область которых в нашем праве весьма широка;

в нее входит много деяний, обложенных весьма тяжкими наказаниями. Однако взгляд этот не может быть признан правильным. Независимо от указанного уже личного характера уголовного иска со смертью частного обвинителя является вопрос: кто будет поддерживать уголовное обвинение перед судом? Так как закон не предоставляет этого права наследникам обиженного (ст.З и 5 УУС), и так как по каждому делу должен быть обвинитель, то со смертью частного обвинителя уголовное дело не может быть рассматриваемо судом уже по отсутствию одной из необходимых в деле сторон. Таким образом, из особенностей процессуальных должно вывести, что смерть обвинителя влечет и по нашему праву прекращение уголовного преследования по делам о частных преступлениях, если она последовала тогда, когда явка обвинителя к суду необходима; только по делам имущественного характера право обвинения может переходить по наследованию. К такому же выводу приходит в последнее время и наша судебная практика О 896/24, 1903/11).

Фактические условия прекращения уголовного обвинения сводятся к недостаточности его оснований, неубедительности доводов по существу дела, предъявленных обвинением. По делам, где нет особой процедуры предания суду, о недостаточности оснований суд решает при постановлении приговора по делу, совместно и одновременно с вопросом о вине или невиновности подсудимого; по делам же, где существует предание суду, вопрос этот может быть возбужден и раньше судебного разбирательства по существу, разрешаясь особым определением о прекращении уголовного преследования.

Мы знаем уже, что по вопросу об органах прекращения уголовного преследования существуют две системы: 1) французская, по которой дело, раз поступившее в суд, может быть прекращено только судом; усмотрению сторон здесь значения не придается; 2) австрийская, которая предоставляет обвинителю значительное влияние на судьбу уголовного дела; от его усмотрения зависит как предъявление, так и прекращение уголовного обвинения; суд вмешивается лишь в том случае, когда кроме непосредственно потерпевшего от преступления в деле участвуют другие заинтересованные лица, и только по жалобе последних. Наше законодательство по делам публичным следует системе французской; по делам частным прекращение обвинения оно ставит в зависимость от усмотрения сторон, причем достаточным является даже односторонний компетентный отказ.

В делах публичных, по которым нет особой процедуры предания суду, прекращение преследования зависит от суда, компетентного постановить приговор по существу; при несогласии его прекратить дело последнее передается прокурорскому надзору для составления обвинительного акта; в делах же, где такая процедура имеет место, функция эта распределялась между окружным судом и обвинительной камерой, притом так, что о незаконности поводов решает окружной суд, а о недостаточности оснований - палата (ст.518, 527 УУС). Вследствие недоразумений, вызванных первоначальной редакцией ст.277 УУС, Сенат в 1879 г. разъяснил, что судебным палатам принадлежит исключительное право прекращать все дела, по которым требуется законом предание суду. Такое толкование закона было вызвано опасением за правильность действий окружных судов, так как при прежнем порядке о делах, прекращенных властью окружных судов, не доходило никаких сведений до судебных палат. Распоряжение это породило, однако, еще большие неудобства: палаты оказались крайне обремененными делами. Опасность проволочки в производстве вызвала законы 3 мая 1883г. и 7 июля 1889г., изменившие ст.277 и 523 УУС;

ими окружные суды были вновь признаны компетентными на прекращение дел, по которым требуется законом процедура предания суду; но чтобы сохранить за органами предания гуду контроль, допущены жалобы потерпевших в палату, а равно предоставлено палатам и по собственной их инициативе, т.е. на начале ревизионном, отменять неправильные постановления окружных судов о прекращении дел (ст.5283, 5291 УУС).

Определения о прекращении уголовного преследования по-становляются или по предложениям прокурора, или по представлениям судебного следователя, или, наконец, по инициативе самого суда.

Определения окружного суда, которыми не уважены предложения прокурора о прекращении преследования, в порядке разномыслия поступают в палату. Прокурор входит с предложениями о прекращении преследования в суд непосредственно, притом как по юридическим, так и по фактическим основаниям.

Права следователя изложены в измененной ст. 277 УУС. Он, во-первых, испрашивает разрешения суда на прекращение уголовного преследования не непосредственно, а через прокуратуру и, во-вторых, входит с представлениями о прекращении только тогда, когда "не найдет оснований продолжать следствие в случаях, предусмотренных ст. 16 УУС, или по отсутствию в исследуемом деянии признаков преступления или проступка, или же по причине необнаружения виновного, или ввиду совершенной недостаточности собранных улик". В случае несогласия окружного суда на прекращение, дело представляется в палату.

По делам, по которым предварительное следствие закончено и передано в камеру предания суду с обвинительным актом, определение о прекращении постановляется судебной палатой (ст. 534 УУС).

Законом 18 марта 1906г. от предания суду и прекращения преследования по делам о преступлениях, предусмотренных ст.2011 УУС, в виде временной меры палаты ныне устранены (прим. к ст.529 УУС но прод. 1906 г.).

О прекращении судебного производства в мировых и административно-судебных установлениях закон молчит. Сенат признает за мировыми судьями право прекращения судебного преследования без вызова сторон и судебного разбирательства по существу лишь при отсутствии в деянии признаков преступления или проступка или при необнаружении виновного (общ. собр. 1875/58 и 1902/24). Шире это право признается в случаях возбуждения дела полицией, причем прекращение мировым судьей дела без вызова сторон Сенат допускает и тогда, когда в сообщении полиции не указано, на кого именно падает подозрение и кто именно обвиняется в преступлении, или не указывается решительно никаких доказательств в подкрепление возводимого ею обвинения (общ. собр. 1875/58). Что же касается прекращения преследования по наличности причин, погашающих наказуемость (ст. 16 УУС), то Сенат, совершенно расходясь со своей практикой, допускает прекращение дела лишь путем судебного приговора, постановляемого в порядке ст. 119 УУС, по вызове сторон и судебном разбирательстве (1876/344, Крук). Правила о производстве судебных дел специально предусматривают этот случай (ст. 170), предоставляя земским начальникам и городским судьям при наличности таких причин прекращать начатое дело без вызова сторон, если, однако, не был предъявлен гражданский иск.

Прекращенное преследование может быть возобновлено при открытии новых доказательств, служащих к изобличению виновного (ст.24 УУС). Право возобновления прекращенного судом (ст.523, 534 УУС) преследования принадлежит исключительно судебной палате (ст.542 УУС; 1891/27).

Из общих правил о прекращении уголовных дел изъемляются дела частные; они могут быть прекращаемы примирением сторон во всех стадиях процесса, за исключением, по разъяснению Сената, дел, подсудных общим судебным установлениям. Дела эти могут быть прекращаемы примирением сторон лишь до обращения приговора к исполнению (общ. собр. 1887/2).

По делам о должностных преступлениях прекращение судебного преследования зависит от власти, предающей должностное лицо суду (общ. собр. 1884/21); жалоба потерпевшего на |такое прекращение не допускается.

К оглавлению


См. новый учебник в традициях И.Я. Фойницкого




Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz