Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. ч. 3. ГЛАВА I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта




Фоницкий И.Я.
Курс уголовного судопроизводства.
Т. 2. / Под ред. А.В. Смирнова СПб.: Альфа, 1996. 607 с.

К оглавлению

ГЛАВА I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

311. Органы дознания.

Вопрос об органах дознания есть, собственно, вопрос об участии полиции в судебной деятельности, потому что нормальным органом дознания является полиция. Возложение на полицию этой функции объясняется особенностями дознания, требующего быстроты и энергии исследования, т.е. таких качеств, которые присущи преимущественно органам административным, если первоначальная деятельность по раскрытию преступлений не предоставлена обвинителю как стороне.

Во многих западных государствах существует особая организация судебной полиции, на которую специально возлагается исследование преступлений по горячим следам во всех тех случаях, когда она сама узнает о преступном происшествии или же когда к помощи ее обратятся частные лица. Но далеко не везде отношение полиции к суду по производству дознания и сама организация той ветви полиции, которой дознание поручается, представляются одинаковыми.

У нас нет ни особой судебной полиции, сосредоточенной в руках прокурора, ни особой власти суда по отношению к полиции. Обязанность производства дознания, насколько в нем принимает участие полиция, лежит как на органах общей полиции, так и на органах специальных ее видов. Общая полиция, земская, городская и столичная, несет эти функции по всем преступным деяниям, которые совершаются в ее районе;

наравне с ней действует в известных случаях и специальная полиция, например железнодорожная. К специальным полициям можно отнести и начальство обвиняемых должностных лиц, насколько на них лежит обязанность дознания и предварительного исследования. Так, эту обязанность несут:

а) военное начальство, как сухопутное, так и морское, по всем преступным деяниям военнослужащих, подлежат ли они суду военному, или (в случаях, указанных в ст. 1236, 1250 и 1252 УУС) общему гражданскому разбирательству (ст.10357'9 УУС);

б) гражданское начальство по проступкам служебным, учиненным в сфере его управления; при этом вся деятельность общей полиции ограничивается донесением или сообщением о дошедших до ее сведения преступлениях по должности; в отношении лиц судебного ведомства - тому судебному установлению, от которого зависит предание обвиняемого суду (ст.1079-1082 УУС), а в отношении лиц, служащих по административному ведомству, - начальству, от которого зависит определение обвиняемого к должности (ст. 1085 УУС). Судебное установление и начальство обвиняемого, заменяя общую полицию, принимают на себя права и обязанности по производству дознания; для этого может быть командирован ими особый чиновник; в действиях своих он обязан сообразовываться с общими правилами о полицейском производстве, и когда предварительное следствие по служебному проступку должно производиться судебным следователем, то этот чиновник других нрав, кроме предоставленных общей полиции, не имеет (ст.261 УУС); если же и предварительное следствие поручается особому чиновнику, то он имеет все права судебного следователя и несет его обязанности;

в) духовенство по служебным и маловажным проступкам священно- и церковнослужителей, а также по некоторым религиозным проступкам частных лиц; в последнем случае оно действует совместно с общей полицией, не устраняя ее;

г) чины административных ведомств, которые имеют, независимо от дел о совершаемых в их сфере служебных преступлениях, право на производство дознания для обнаружения преступлений и проступков, заключающих в себе нарушение уставов казенных управлений, т.е. преступлений против имущества и доходов казны. Охранение разных ветвей казенного управления вверено различным чинам казенной администрации, и для этой цели предоставлены им особые права; так, например, должностные лица казенного управления имеют право входа во всякое время на фабрики и заводы, а также в магазины, лавки и другие места торговли и ремесл, ревизуют заводские книги и сами производства заводов и т. п. Некоторые из этих нрав распространяются на общую полицию лишь в известных случаях нарушений. На этом основании обнаружение нарушения принадлежит прежде всего должностным лицам казенного управления, а потом общей полиции (ст. 1129 УУС). Поэтому же частные лица с объявлениями и доносами о нарушениях казенных уставов должны обращаться также к должностным лицам казенного управления, а за отсутствием их- к полиции;

д) жандармский корпус, также объявляемый органом дознания по проступкам, совершенным на железных дорогах; еще более широки его права по преступлениям политическим, где акты дознания заменяют порой акты предварительного следствия (ст. 1056 УУС). По важнейшим политическим делам дознания производятся лицом, особо для того назначенным Высочайшей властью (ст.10358 УУС);

е) наконец, по закону б июня 1908г., начальники сыскных отделений и их помощники под контролем прокуратуры (ст. 261, 279 УУС по прод. 1908 г.).

Другой разряд лиц, имеющих право на производство дознания, суть чины судебного ведомства; им параллельно с полицией принадлежит это право по отношению ко всем преступлениям и проступкам, за весьма немногими изъятиями, но, с другой стороны, оно ограничено крайней необходимостью в дознании, так как обязанности розыскные, полицейские, несвойственны органам судебной деятельности; стремясь к беспристрастию с их стороны, закон уполномочивает их на функцию этого рода большей частью по тем лишь противозаконным деяниям, которые усмотрены ими лично; таково участие судебного следователя, мирового судьи и коллегиального суда в производстве дознания. В случаях политических преступлений, по важности их, чины судебного ведомства (судебный следователь и др.) признавались исключительными органами дознания, всецело устранявшими полицию; но со времени законов 1872 г. и 1904 г. их место заняли чины отдельного корпуса жандармов под наблюдением прокуратуры (ст.10351'33 УУС по прод. 1906г.).

От органов производства дознания, по нашему праву, резко отличаются органы направления дознаний и вообще деятельности полиции по производству их. Эта роль принадлежит прокуратуре. Сама она дознаний не производит и не уполномочена прибегать непосредственно к каким бы то ни было мерам, входящим в область его. Но по отношению к полиции как общему органу дознания на прокуратуре лежит функция направляющая, притом как по отдельным случаям, так и по целому роду дел; первая может быть названа непосредственным, вторая - общим направлением. Право направления непосредственного или ближайшего, принадлежащее прокуратуре, выражается:

а) в праве возлагать на полицию в сомнительных случаях собрание сведений посредством негласного разведывания (ст. 312 УУС); прокуратура может возлагать на полицию или производство дознания по делу, или выполнение отдельных разведочных действий; требования ее обязательны для полиции по всем публичным преступным деяниям, подведомственным как общим, так и местным установлениям;

б) в праве не только предлагать приступить к деятельности (как при наблюдении за предварительным следствием), но даже определять сам характер ее, выбирая из нескольких возможных подозрений какое-либо одно и требуя разъяснения его; притом требования эти при дознании имеют большую обязательность, чем при наблюдении за предварительным следствием (ст.250, 253, 255, 261м1, 282, 284 УУС);

в) в праве получать от полиции сообщения о всяком происшествии, имеющем признаки преступного деяния (ст.250 УУС), и о результатах произведенных ею дознаний (ст.253, 255 УУС), кроме тех только случаев, которые для дальнейшего разбора направляются к местным судьям; прекращение дел, по коим производилось дознание, всегда подлежит контролю прокуратуры.

Непосредственное направление дознаний принадлежит прокурорам и товарищам прокуроров тех судебных установлений, к ведомству которых относится производимое дело. В отличие от него общее направление, принадлежащее только прокурорам судебных палат, состоит в праве давать чинам полиции начальственные распоряжения об условиях, способах и порядке их деятельности путем предписаний, инструкций и циркуляров.

Право направления прокуратуры не распространяется на некоторые специальные органы дознания - таможенные, лесные, инспекторов по делам печати и др.; их деятельность определяется непосредственными и общими распоряжениями в порядке иерархической подчиненности.

Далее


См. новый учебник в традициях И.Я. Фойницкого


 

Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz