Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. ч. 3. ГЛАВА I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта




Фоницкий И.Я.
Курс уголовного судопроизводства.
Т. 2. / Под ред. А.В. Смирнова СПб.: Альфа, 1996. 607 с.

К оглавлению

ГЛАВА I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

323. Дознание по делам местных установлений.

По делам местных установлений предварительное следствие не производится. В виде общего правила его заменяет непосредственное исследование дела судьей по представляемым сторонами доказательствам в судебном заседании, так что здесь предварительное исследование вливается в судебное (ст.91, 92, 100-116 УУС).

Однако и вне заседания возможна и необходима деятельность, направленная на подготовку дела и собирание доказательств по нему, хотя по общему правилу, в местных судах дело должно заканчиваться в одно заседание (ст. 116 УУС), но разбор может быть отсрочен (ст.91 УГС), притом и для первого заседания нужно явиться с готовым материалом, собрать который обвинитель не всегда может своими силами. В этих случаях подготовительная деятельность возлагается на полицию или требованием потерпевшего (ст.48 УУС), или поручением судьи (ст.47, 52 УУС), или по собственной ее инициативе, если она имеет в виду выступить обвинителем по делу (ст.49, 50 УУС).

В эту подготовительную деятельность несудебных органов прежде всего входит исследование дела. Оно может быть возложено на общую полицию ввиду всякой "недостаточности доказательств, подтверждающих обвинение", главным же образом при необнаружении обвиняемого (ст.47 УУС; ст. 174 Правил 1889г.). Такое исследование закон называет "разысканием" (ст.48 УУС) или "розысками" (ст. 175 Правил 1889г.), не прибавляя, однако, что последние должны быть негласными. В самом деле, между ними и тем первоначальным исследованием, которое принадлежит полиции как органу дознания по делам общих установлений, нельзя не заметить существенной разницы. Здесь власть полиции по собиранию доказательств шире; не ограничиваясь осмотрами, освидетельствованиями и обысками (ст. 105 УУС; ст. 191 Правил 1889г.), которые должны быть производимы в присутствии понятых, полиция собирает и всякие иные доказательства, в которых оказывается пробел для подкрепления или ее собственных подозрений, или же жалобы потерпевшего, или обвинения, возбужденного судьей. Закон не воспрещает ей даже допросов свидетелей и записи их показаний, умалчивая лишь о праве приведения к присяге, ей не принадлежащем. Не может подлежать сомнению и право полиции обращаться к сведущим людям, насколько это необходимо для установления события проступка или виновности подозреваемого.

Какое судебное значение для местных судей имеют акты полицейского дознания по делам этого рода? Практика склоняется к совершенному уподоблению их с дознаниями по делам общих судебных установлений и потому к отрицанию всякого судебного значения, что едва ли верно. Прежде всего ясно, что во всех тех случаях, когда полиция действует по поручению судей, актам ее должно принадлежать то же значение, как бы они исходили от самого судьи; закон предписывает поверку их судьей тогда лишь, когда какой-либо стороной представлены уважительные сомнения в их достоверности (ст. 107 УУС); значит, если таких сомнений заявлено не было, то они могут быть положены непосредственно в основание приговора, и ввиду этого именно закон заботится об обеспечении их достоверности некоторыми формальными требованиями, о которых нет речи при дознании общем, например, чтобы при составлении их были приглашаемы понятые (ст.191 Правил 1889г.). Затем, в случаях, когда полиция приступает к дознанию по требованию потерпевшего, закон возлагает на нее обязанность по всем делам, не погашаемым примирением, о последствиях разыскания представить судье (ст.48 УУС), который таким образом получает ее акты. Наконец, и по делам, возбуждаемым самой полицией, на обязанности последней лежит представление судье подробного сообщения (ст.50 УУС), которое, по смыслу закона, может быть подкреплено прилагаемыми к нему актами производства. В делах же специальных, например о нарушении постановлений о найме сельских рабочих (ст.481 УУС), приложение актов по обнаружению нарушения и соблюдение в них формальных условий требуется законом еще с большей категоричностью. Все это было бы бесцельно, если бы таким актам закон не придавал никакого судебного значения.

Кроме исследования полиции как органу дознания по делам местных установлений принадлежит задержание подозреваемых для непосредственного привода их судье. Такой привод допускается: 1) когда застигнутый при совершении проступка полиции не известен и не представит удостоверения о своей фамилии и месте жительства; 2) когда есть повод опасаться, что обвиняемый скроется или уничтожит следы преступного деяния, если последнее карается тюрьмой или наказанием более строгим (ст.51 УУС; ст.177 Правил 1889г.).

Иногда предварительное исследование ложится на самого местного судью и производится им до судебного разбора; так, судья должен собрать предварительно сведения о летах обвиняемого (ст. 115, 413 УУС), о звании его и судимости (ст.118, 414 УУС), когда это необходимо для определения подсудности или наказания. Кроме того, судья до заседания обязан принять меры, нужные для безостановочного разбора дела, как-то: послать повестки вызываемым лицам, применить к обвиняемому меры пресечения и т. п.

Далее


См. новый учебник в традициях И.Я. Фойницкого


 

Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz