Салимзянова Р.Р. Правовая защита судей // Независимость судебной власти как гарантия правового государства: Монография Казань, 2007. полный текст


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта

Салимзянова Р.Р.
Независимость судебной власти как гарантия правового государства:
Монография / Р.Р. Салимзянова. – Казань: КЮИ МВД России, 2007.- 102 с.


К оглавлению

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Независимость судей – это неотъемлемая составляющая самостоятельности судебной власти, и с этой точки зрения сами по себе меры организационно-правового, социально-правового, кадрового характера, направленные на обеспечение независимости судей как носителей государственной судебной власти при осуществлении правосудия, являются объективно необходимыми обществу.

Высокий социальный статус судей и работников аппаратов судов, престижность работы в судебной системе, авторитет судебной власти и обеспечение личной безопасности судей - это основополагающие моменты в обеспечении реальности принципа независимости судей, закрепленного в статье 120 Конституции Российской Федерации.

Правильное понимание роли судебной власти в современном обществе имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение. Основные принципы независимости судебных органов были одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября и 13 декабря 1985 года, в них указывается, что независимость судебных органов гарантируется государством. Все государственные и другие органы обязаны уважать и соблюдать независимость судов. Международные принципы формирования независимости судебных органов отражены во всех в правовых системах мира. В целях имплементации международных стандартов защиты независимости судей в национальные законодательства стран - участников Содружества Независимых Государств предложен авторский вариант Модельного закона «О статусе судей», нормы которого восполнят пробел в механизме правового регулирования статуса судьи. Данный законодательный акт состоит из 13 статей и носит рекомендательный характер.

Исторические вопросы формирования того или иного правового явления имеют большое научное и практическое значение; невозможно понять современные процессы, происходящие в обществе, не познав его прошлое развитие. В результате исследования автором предложена историческая периодизация возникновения, развития и формирования институтов независимости судебной власти и неприкосновенности судьи.

Законодательное регулирование независимости судебной власти в некоторых случаях противоречиво, формулировки некоторых норм нечеткие и, что существенно важно, не всегда определяется правовой механизм их реализации.

В целях укрепления гарантий независимости судьи необходимо улучшить организационное обеспечение деятельности судов;

повысить роль судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей; принимать более решительные меры по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи; повысить уровень взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации.

Приложение № 1

Проект

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

«О СТАТУСЕ СУДЕЙ»

Рекомендательный законодательный акт

Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств ______________года.

Целью настоящего Закона является обеспечение компетенции, независимости и беспристрастности, на которое законно рассчитывает каждый человек при обращении в суд и к каждому судье для защиты своих прав.

Настоящий Закон устанавливает основные гарантии независимости, эффективности и роли судей в укреплении верховенства права и защиты свободы личности в правовом государстве.

Статья 1. Судьи - носители судебной власти

1. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

3. Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

4. Все судьи обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей могут определяться специальными законами.

Статья 2. Требования, предъявляемые к судьям

1. Судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы.

2. Судьи при исполнении своих обязанностей должны быть доступными и уважительными по отношению к обращающимся к ним лицам, они должны заботиться о поддержании высокого уровня своей компетентности.

3. Судьи вне своих судебных полномочий имеют право свободно заниматься деятельностью, которая является выражением его гражданских прав. Эта свобода не может быть ограничена до тех пор, пока такая посторонняя деятельность не станет несовместимой с уверенностью в беспристрастности или независимости судьи.

4. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Статья 3. Подбор, назначение и несменяемость судей

1. Судьей может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование, достигший двадцати пяти лет, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Исключается всякая дискриминация кандидатов по признаку расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, социального, имущественного или иного положения.

2. Решение о назначении выбранного кандидата на должность судьи принимает Президент государства на основании заключения органа, независимого от исполнительной и законодательной власти, не менее чем на половину состоящего из судей.

3. Судья несменяем. Судья не может быть назначен на другую судейскую должность или направлен в другое место, даже в порядке продвижения по службе, без его согласия.

Статья 4. Первоначальное обучение и поддержание уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи

1. Государство обеспечивает соответствующее обучение, подготовку выбранных кандидатов на должность судьи для эффективного выполнения ими судейских обязанностей.

2. Государство обязано поддерживать высокий уровень квалификации судей, посредством предоставления им периодической возможности переподготовки за счет государства и обеспечивает ее организацию.

Статья 5. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи и условия службы.

1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

3. Государства обеспечивают такие условия, при которых судьи могли бы выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугиваний, ненужного вмешательства или неоправданного привлечения к гражданской, уголовной или иной ответственности.

Статья 6. Ответственность за неуважение к суду

1. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

2. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, юридических и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Статья 7. Неприкосновенность судей

1. Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

2. Судья, члены его семьи, их имущество находятся под особой защитой государства, когда существует угроза их безопасности.

3. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором при наличии на то согласия органа, независимого от исполнительной и законодательной власти, в котором не менее половины принимающих участие являются судьями.

4. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию, либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства и необходимых для обеспечения безопасности других людей.

Статья 8. Срок полномочий судей

1. Полномочия судей не ограничены определенным сроком.

2. Предельный возраст пребывания в должности судьи не должен превышать семидесяти лет.

Статья 9. Приостановление полномочий судьи

1. Полномочия судьи приостанавливаются при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим по решению суда, вступившего в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата либо избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти государства.

Статья 10. Прекращение полномочий судей

1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи;

3) прекращение гражданства;

4) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

5) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

6) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

7) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Статья 11. Отставка судей

1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Пребывающему в отставке судье выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, уровень которого должен быть как можно ближе к уровню его последней заработной платы в качестве судьи.

Статья 12. Материальное и социальное обеспечение судей

1. Размер оплаты труда судей может различаться в зависимости от трудового стажа, характера выполняемых обязанностей или важности задач, возложенных на них, причем оценка всех факторов должна проводиться в условиях гласности. Размер оплаты труда должен быть таким, чтобы судьи были защищены от давления при принятии ими решений и в работе вообще, то есть чтобы не были умалены их независимость и беспристрастность.

2. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному страхованию за счет средств государственного бюджета.

3. В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

4. В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью.

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

Статья 13. Заключительные положения

1. Настоящий Закон рассматривается в качестве основы для принятия закона «О статусе судей» в государстве–участнике Содружеств Независимых Государств и имеет рекомендательный характер.

 

Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru

Процессуальные
средства обеспечения
независимость суда







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz