Таким образом, можно выделить следующие элементы системы специальной профилактики в образовательном учреждении:

1) выявление и учет школьников, требующих особого педагогического внимания, в том числе определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия;

2) анализ причин отклонений в поведении;

3) определение и реализация мер, направленных на коррекцию поведения и связанных с системой отношений внутри школы;

4) определение и реализация мер по коррекции поведения, связанных с «внешкольными» факторами (отношения в семье, контакты с криминальными группами и т.д.);

5) определение и реализация мер по коррекции поведения, связанных с вовлечением учащихся в социально ценные виды деятельности (дополнительное образование, спорт, общественная работа);

6) осуществление мер, связанных с применением санкций в отношении несовершеннолетнего или его родителей.

Также основной объем работы по предупреждению преступлений других правонарушений несовершеннолетних выполняет специализирующая на данной линии работы подразделение полиции по делам несовершеннолетних. Эти подразделения выявляют подростков, от которых, судя по их противоправным и антиобщественным действиям (совершению административных правонарушений, прежней судимости и т.п.) можно ожидать совершения преступлений, и ставят их на профилактический учет с заведением учетно-профилактических карточек - форм социального контроля.

Вместе с тем, в отношении групп несовершеннолетних, совершающих преступления, заводятся специальные наблюдательные дела, где указываются личностные характеристика каждого участника, места их концентрации, совершенные преступления и административные правонарушения, а также проводимая с ними работа сотрудниками уголовного розыска, участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних с целью разобщения группы.

Концептуальные основы и конкретные меры реализации профилактических задач определяют многочисленные нормативно-правовые акты, включая федеральные законы от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; от 24 июня 1999 № 120-ФЗ (ред. 30.12.12) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

222