остановиться на факторах, способствующих суициду в подростковом возрасте (проблемы).
1. Неблагополучные семьи. Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия 1.
2. Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками2.
3. Сексуальные проблемы могут привести к суициду, если они сочетаются с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности подростка.
4. Депрессия может быть следствием потери объекта любви и проявляться в печали, подавленности, потери интереса к жизни.
5. Аддиктивное поведение. Риск самоубийств более высок среди молодых людей, употребляющих алкоголь или наркотики.
6. Стресс обостряет чувство собственной неполноценности, незащищённости, безвыходности ситуации.
7. Незрелость личности и определённые черты характера.
Некоторые подростки, склонные к самоубийству, характеризуются высокой внушаемостью или подражанием3.
Саморазрушение психического здоровье начинается задолго до физического разрушения (суицид) и специалистам, работающим с девиациями в поведении, необходимо обладать следующими компетенциями4: владеть специальными знаниями об особенностях того или иного возраста; уметь установить связь с суицидентом; выявлять факторы, провоцирующие данное поведение; устанавливать социальное окружение обратившегося за помощью самостоятельно или пришедшего в сопровождении; определять психологические особенности и степень желаемости смерти, и принадлежность к группе суицидов; разрабатывать «стратегию» профилактики суицидального поведения и предотвращения рецидивов.
Хотелось бы не согласиться с определением, что детям из социально неблагополучных семей наиболее свойственна склонность к суицидальному поведению. В проводимом нами исследовании по выявлению склонности к отклоняющему поведению участвовали 102 ребёнка в возрасте от 9 до 14,5 лет:
1
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. С.440. 2
Там же. С.440.
3
Там же. С.442.
4
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. С.176.
153