1) основной массив преступности образуют действия отдельных лиц и групп, большей частью не имеющих каких-либо социальных связей и не взаимодействующих между собой;

2) на территориальном уровне иррегуляторность проявляется в том, что состоянию преступности в одном регионе необязательно соответствует, в частности, такое же состояние преступности в другом регионе и в общем и целом по стране;

3) преступность носит глубоко личностный индивидуальный характер, то есть не подчиняется законам и предписаниям, не укладывается в какие-либо структурные схемы, часто выходит за рамки прогнозов и расчетов ее динамики на конкретный временной промежуток, взятый за единицу наблюдения1.

Свойство иррегуляторности характерно для преступности коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Так, исходя из видового состава преступлений, совершенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2011 - 2012 годы, можно сделать вывод о том, что преступность коренных жителей Севера может существенно отличаться в зависимости от места проживания, рода деятельности, места обучения, характера и особенности деятельности территориальных субъектов профилактики в лице правоохранительных органов и органов местного самоуправления и т.д. Следовательно, проявление иррегуляторности преступности коренных малочисленных народов Крайнего Севера, в аспекте ее территориального акцента, является характерным.

Однако с определенной долей уверенности можно говорить о том, что преступность коренных малочисленных народов Крайнего Севера, весьма индивидуалистична. Видовая стабильность преступности коренного населения, а также некоторые, часто национально обусловленные, специфические черты данной категории лиц, свидетельствуют о ее предсказуемости, в значительной степени ситуационном характере, о неких общих рамках, которыми можно такую преступность очертить.

Преступность - явление негативное, ее «стоимостной эквивалент» для общества затратен. Силы и средства, направляемые на борьбу с ней, профилактику преступлений отдельных категорий лиц, ранее имевших конфликт с законом, восстановление прав и законных интересов потерпевших, наказание и содержание виновных в изоляции, осуществление надзора за лицами, осужденными к наказаниям не связанным с лишением свободы, требует значительного вложения со стороны общества и государства. Более четко данный признак преступности определяет А.В. Шеслер, называя его общественная опасность. При этом, по его

1

См.: Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М.: Юристъ, 2003. С.13-14.

244