вследствие «прозрачности» границ, преступность выходит за пределы одного государства.1
В литературе отмечается актуальность создания специальных механизмов международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере, а именно при розыске, аресте (изъятии) и передаче запрашивающей стороне денежных средств и имущества, полученных преступным путем, доходов от преступной деятельности, а также вещественных доказательств2. Д.В. Шинкевич указал, что при изучении международных поручений, которые были направлены на территорию иностранных государств, содержали просьбы о производства следственных действий: допрос (53,9%), выемка (6,3%), предъявление для опознания (3,9%), получение образцов для сравнительного исследования (3,7%), осмотр (1,6%), судебная экспертиза (1,2%), обыск (0,4%). Автор отмечает, что при этом количество международных поручений, по которым проведение следственных действий не запрашивалось составило 28,9%3. Изучение ответов на вопросы анкеты автора показало, что большинство прокуроров (92%), следователей (90%) и судей (98%) не принимали участия в формулировании правового запроса о передаче (выемке) предметов и документов в рамках международного сотрудничества. Те же, кто участвовал в формировании данных запросов (в основном, следователи), отмечают, главным образом, запрос о передаче документов и культурных ценностей4.
Важнейшим международным документом, направленным на организованную преступность является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и три дополняющих ее протокола, которая вступила в силу 29 сентября 2003 г.5 Впервые появилась возможность государств-участников проводить совместные расследования (ст.19 Конвенции). В этом случае заинтересованные компетентные органы могут создавать органы по проведению совместных расследований. В начале 90-х годов ХХ столетия весь мир с нетерпением ожидал сообщений о политических событиях,
1
Табалдиева В.Ш. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. М.-Воронеж, 2004. С.7.
2
Волеводз А.Г., Соловьев А.Б. Международный розыск, арест, конфискация и передача иностранным государствам денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также вещественных доказательств по уголовным делам. М.: Из-во «Юрлитинформ», 2007. С.4-5.
3
Автор справедливо предлагает включить в главу 53 УПК РФ ст.453.1 «Виды правовой помощи по уголовным делам» и изменить ред. ст.435 УПК РФ (См., подробнее: Шинкевич Д.В. Особенности уголовно- процессуального доказывания при оказании правовой помощи иностранными государствами. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. С.113, 118-119; Калугин А.Г., Шинкевич Д.В. Теоретические и практические проблемы оказания международной правовой помощи по уголовным делам: Учебное пособие. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. С.51).
4
Муратов К.Д. Сущность, значение и правовые последствия выемки по уголовным делам: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатерннбург, 2011. С.15.
5
Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сборник документов / Сост. В.С. Овчинский. М.:ИНФРА-М,2004. С.7-45.
403