Действительно, многие сообщения о преступлениях невозможно рассмотреть в течение трех суток. Достаточно часто увеличение сроков проверки связано с необходимостью получения ответов на запросы на те или иные документы, получения объяснений от лиц, располагающих важными сведениями, из-за их отсутствия по месту жительства (болезни, длительной командировки и т.д.), окончания исследования специалиста, окончания ревизии (сроки проведения которой законом не определены) и т.д.
С другой стороны, проведение некачественной проверки сообщения о преступлении, хотя и в пределах предусмотренного законом трехсуточного срока, приводит к принятию незаконных и необоснованных процессуальных решений.
Расширение процессуальных способов проверки сообщений о преступлениях за счет установления в УПК РФ исследования документов, предметов, трупов, предъявления органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий обусловливает целесообразность продления срока рассмотрения сообщения о преступлении руководителем следственного органа, прокурором до 30 суток во всех необходимых случаях.
Представляется, что подобное увеличение сроков рассмотрения сообщения о преступлении не приведет к волоките со стороны следователей, дознавателей, поскольку продление срока прокурором, руководителем следственного органа, начальником органа дознания - право, а не обязанность этих должностных лиц. Вот почему существенен вопрос об основаниях и процедуре продления этого срока, о которых в ч. 3 ст. 144 УПК РФ ничего не говорится.
Очевидно, что основаниями для продления срока рассмотрения сообщения о преступлении должны служить большой объем проверочных действий (длительные сроки проведения ревизий, инвентаризаций, технического исследования документов), временное отсутствие заявителя, нахождение пострадавшего от преступления в медицинском стационаре.
Поскольку ходатайство следователя, дознавателя о продлении срока рассмотрения сообщения о преступлении должно быть мотивировано, указание на эти обстоятельства, а также на предполагаемые проверочные действия и сроки их осуществления обязательно. Это позволяет осуществлять надлежащий контроль за сроками рассмотрения сообщения о преступлении, устранить факты волокиты со стороны следователя, дознавателя, в частности, за счет определения оптимального объема проверки сообщения о преступлении, последовательности проверочных действий, срока их выполнения.
Вместе с тем, в существующих условиях очевидна необходимость расширения перечня следственных действий, проведение которых возможно до
19