Как выясняется, наказание генералов - это лишь вершина айсберга. По данным органов военной юстиции, армию и флот захлестнули должностные преступления, воровство и взяточничество. В ГВСУ отмечают, что за пять месяцев 2012 года военными следователями зарегистрировано свыше 4,1 тыс. преступлений. Почти половину из них (более 1,8 тыс.) составили воинские преступления, в которых весомая доля связана с коррупцией.
В феврале 2012 года Главная военная прокуратура отмечала, что с коррупцией связано каждое третье криминальное деяние, совершенное военными в 2011 году. Почти половина из них - мошенничество и должностные подлоги, более трети - взяточничество, злоупотребления и превышения полномочий. Как сообщил заместитель генерального прокурора РФ, - главный военный прокурор Сергей Фридинский, в 2011 году за «различные коррупционные посягательства на военное имущество и бюджетные средства осуждены 144 командира воинских частей». По требованию военных прокуроров устранено свыше 248 тыс. нарушений закона, отменено более 11 тыс. незаконных правовых актов, к различным видам ответственности за различные нарушения привлечено около 40 тыс. нарушителей. Восстановлены права свыше 600 тыс. военнослужащих и иных граждан, в государственную казну возвращено почти 4 млрд. руб.1
Еще одна из проблем, которая до сих пор не нашла отражения в законодательстве: это вопросы, связанные с изменением субъектного состава, в том числе и воинских преступлений.
Основными факторами, способствующими совершению коррупционных правонарушений, являются:
- недостатки и упущения в работе командования по руководству подчиненными им службами, невыполнение в полном объеме своих функциональных обязанностей;
- наличие коррупциогенных норм в актах органов военного управления;
- родственные связи должностных лиц, осуществляющих распределение и расходование бюджетных средств, с лицами, занимающими руководящие должности в коммерческих организациях;
- недостатки в подборе и расстановке кадров;
- отсутствие эффективного механизма контроля поставок в войска материально-технических средств;
- непринятие мер к выявлению недобросовестных поставщиков, неиспользование полномочий в рамках исковой и претензионной работы;
- отсутствие взаимодействия органов военного управления с органами государственного финансового контроля;
1
[Электронный ресурс]. URL: http://militariorg.ucoz.ru (Дата обращения 14.11.2012 г.)
232