Обстоятельства получения повреждений при травме в салоне автомобиля отличаются наибольшим многообразием (переворачивание автомашины во время движения с последующим её падением с высоты, удар о неподвижные придорожные препятствия, столкновение автомобилей между собой и другими транспортными средствами, возможность пожара и взрыва и др.). Объём повреждений у потерпевших зависит от скорости соударения. Характер же травм определяется конструкцией интерьера салона автомобиля, наличием в нём посторонних предметов, месторасположением пострадавших (водитель, пассажир).

При производстве экспертизы живого лица и трупа судебно-медицинский эксперт руководствуется положениями Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях (ГСЭУ) Российской Федерации1, в частности разделами: III. «Порядок организации и производства экспертиз», IV. «Особенности порядка организации и проведения экспертизы трупа», V. «Особенности порядка организации и проведениях экспертизы живого лица»; в случаях определения тяжести вреда, причинённого здоровью человека, нормативно-правовыми документами2.

Важное значение при осмотре места происшествия придаётся участию специалиста - судебно-медицинского эксперта3 и в соответствие приказа Минздравсоцразвития России № 346 - п. 33, поэтому, при осмотре трупа с повреждениями различного происхождения на месте его обнаружения (происшествия) при автомобильной травме эксперт отмечает (согласно п. 33.3.): - положение трупа по отношению к частям дороги, окружающим предметам, автомобилю или его следам, расстояние между ними, позу трупа; - состояние одежды и обуви (механические повреждения, их локализация; наличие осколков стекла, частиц металла, краски, покрытия дороги, загрязнение грунтом, горюче- смазочными материалами, другими загрязнениями в виде рисунка протектора шин, следы скольжения на подошвах обуви), состояние предметов, находящихся в карманах; - наличие деформации отдельных частей тела, повреждений на трупе (их локализацию, высоту расположения), внедрившихся инородных частиц (краски, стекла, металла и др.), следов волочения; - на участке дороги - наличие вещества

1

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 г. № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (действие с 31.08.2010 г.).

2

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2007 г. № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека»; Приказ Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 г. № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека» (действие с 16.09.2008 г.).

3

Коновалов А.И. Особенности осмотра места происшествия и трупа при салонной автомобильной травме специалистом в области судебной медицины // Научные исследования высшей школы: Сб. тезисов докл. и сообщ. на итоговой н-пр. конф. (13.02.2002 г.). - Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2002. - С. 94-95.

330