упор следует делать на профилактику правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание активной гражданской позиции.
Модельный закон СНГ «О просветительской деятельности» от 7 декабря 2002 года подчеркнул, что система просвещения выполняет важные функции в структуре образовательного комплекса страны: образовательную (расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах); информативную (расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики); разъяснительную (обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений); идеологическую (популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп) и др.1.
Основная цель просветительской деятельности - повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Приоритетными в этом направлении являются следующие задачи:
- использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;
- своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;
- содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;
- способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
- содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
- формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
Модельный закон СНГ «О просветительской деятельности» призвал государства разрабатывать национальные программы развития просвещения как составную часть национальных программ развития образования.
Расширение правового просвещения молодежи, формирование правовой культуры личности в качестве обязательной составляющей воспитательно-
1
Модельный закон «О просветительской деятельности»: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 7 декабря 2002 г. № 20-15 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2002. - № 30.
64