остановиться на факторах, способствующих суициду в подростковом возрасте (проблемы).

1. Неблагополучные семьи. Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия 1.

2. Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками2.

3. Сексуальные проблемы могут привести к суициду, если они сочетаются с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности подростка.

4. Депрессия может быть следствием потери объекта любви и проявляться в печали, подавленности, потери интереса к жизни.

5. Аддиктивное поведение. Риск самоубийств более высок среди молодых людей, употребляющих алкоголь или наркотики.

6. Стресс обостряет чувство собственной неполноценности, незащищённости, безвыходности ситуации.

7. Незрелость личности и определённые черты характера.

Некоторые подростки, склонные к самоубийству, характеризуются высокой внушаемостью или подражанием3.

Саморазрушение психического здоровье начинается задолго до физического разрушения (суицид) и специалистам, работающим с девиациями в поведении, необходимо обладать следующими компетенциями4: владеть специальными знаниями об особенностях того или иного возраста; уметь установить связь с суицидентом; выявлять факторы, провоцирующие данное поведение; устанавливать социальное окружение обратившегося за помощью самостоятельно или пришедшего в сопровождении; определять психологические особенности и степень желаемости смерти, и принадлежность к группе суицидов; разрабатывать «стратегию» профилактики суицидального поведения и предотвращения рецидивов.

Хотелось бы не согласиться с определением, что детям из социально неблагополучных семей наиболее свойственна склонность к суицидальному поведению. В проводимом нами исследовании по выявлению склонности к отклоняющему поведению участвовали 102 ребёнка в возрасте от 9 до 14,5 лет:

1

Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. С.440. 2

Там же. С.440.

3

Там же. С.442.

4

Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. С.176.

153