- военно-профессиональные компетенции являются перекрывающимися, что находит отражение в формировании готовности и способности (компетенций) к воинской деятельности;

- данная модель показывает, какие уровни целостной военно- профессиональной компетентности должны развиваться на основе психологических законов психического и личностного развития человека, а какие должны формироваться на основе психологических закономерностей освоения деятельности (в том числе профессиональной) и становления ее субъекта - самого курсанта;

- в представленной модели разграничиваются понятия «готовность» и «способность», где качество есть формируемая характеристика меры соответствия задаваемому эталону.

Представленная идеализированная модель целостной военно- профессиональной компетенции может, во-первых, рационализировать и упорядочить множества и подмножества формируемых военно-профессиональных компетенций, разграничив задачи - что надо развивать специальными заданиями, а что надо формировать как практический результат образования.

Формирование целостной военно-профессиональной компетентности в рамках такой модели позволяет также разграничить понятия «компетентный офицер» и «военный профессионал». Профессионал - это человек, который в совершенстве владеет предусмотренными профессиональной деятельностью действиями, операциями, выполняемыми качественно по критерию времени, затраты усилий и используемых средств, тогда как компетентный характеризуется всем набором социально-профессиональных компетентностей, позволяющих ему осуществлять не только собственную военно-профессиональную деятельность, но и работать в более широком поле. Поэтому целостная военно-профессиональная компетенция, являясь понятием более широким, чем профессионализм и предполагает его.

В заключение можно сказать, что:

- военно-профессиональная компетентность - это совокупная интегральная личностная характеристика человека, получившего установленную военную квалификацию и характеризующегося профессионализмом;

- военно-профессиональная компетентность - это совокупное, формируемое на базе интеллектуальных (в частности, мыслительных) способностей и личностных свойств личностное качество человека, позволяющее определить его как компетентного в военной области;

- компетенция выпускника военного вуза ВВ МВД в ее модельном представлении включает несколько блоков: два базовых - блок общих

451