участников, время, этапы осмотра, способы идентификации объектов, средства упаковки и транспортировки изъятого. Необходимо предусмотреть заранее, кто из специалистов, иных процессуальных лиц будет участвовать, либо присутствовать при осмотре, какие специальные средства необходимо использовать для поиска, выявления и фиксации следов, обстановки преступления. Кроме этого, необходимо по прибытии на место происшествия определить задачи каждого участника следственного действия, предупредить о мерах безопасности, выбрать тактику и методику осмотра с тем, чтобы поиском был охвачен весь участок происшествия, и ни один объект не остался без внимания следователя.
Как показывает проведенный эмпирический анализ, осмотр места происшествия по рассматриваемой категории преступлений, на первоначальном этапе проводится в 78%.
По времени начала осмотр места происшествия с момента сообщения о преступлении осуществлялся до 1 часа в - 55%, от 3 часов до 8 часов - 25%, от 8 часов до 12 часов - 15%, от 12 часов до 24 часов - 5%.
Осмотр места происшествия проводился: в общем вагоне - 16%, купейном - 13%, плацкартном - 46%, «СВ» - 8%, вагоне ресторане - 6%, перрон - 4%, посадочная платформа - 5%, подземные и наземные пешеходные переходы - 2%.
Осуществлялся следователем - 75%, сотрудниками оперативных подразделений - 13%, иными сотрудниками правоохранительных органов - 12%, с участием заявителя - 62%, с участием специалиста-эксперта - 22%.
В процессе составления осмотра места происшествия были обнаружены и изъяты: предмет преступления - 21%; следы рук - 46%; следы обуви - 3%, следы орудия кражи - 16%, орудие кражи: лезвие бритвы - 12%; одежда, иные предметы с характерными признаками преступления: документы (записная книжка) преступника - 2%. Отмечаются случаи, где имелась возможность снять отпечатки пальцев с предмета хищения, но данной возможностью не воспользовались, подобные случаи отмечаются в 19%.
В 58 % проведение осмотра места происшествия для практических работников представляет сложность. В 72 % при проведении осмотра места происшествия требовалась помощь специалиста.
Учитывая выше изложенное, а также специфику работы железнодорожного транспорта, авторы пришли к выводам, что осмотр места происшествия необходимо осуществлять без промедления, максимально полно и объективно, так как обстановка может измениться, следы и иные вещественные доказательства утратится.
Анализ 180 изученных архивных уголовных дел и 200 проанкетированных сотрудников органов внутренних дел на транспорте.
300