Достоинством этой методики является указание на приемы выявления такого коррупциогенного фактора, как «широта дискреционных полномочий». Данная методика предусматривает следующие приемы выявления данного коррупциогенного фактора: по отличительным признакам, по способу закрепления коррупциогенного фактора в нормативном правовом акте, по индикаторам дискреционных полномочий (под которыми понимаются перечисленные здесь же элементы содержания нормативного правового акта). Помимо этого, в методике детально регламентированы критерии и способы оценки коррупциогенного фактора при его выявлении (необходимо, поскольку дискреционные полномочия являются нормальным юридическим средством, и коррупциогенность здесь может проявляться только при их «широте», то есть избыточности или чрезмерности - прим авт.). И, наконец, применительно к рассматриваемому коррупциогенному фактору указаны способы его устранения.
Также в данной методике детально проработаны такие факторы, как «отсутствие или неполнота административных процедур», «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права», «злоупотребление правом заявителя…». Что касается остальных коррупциогенных факторов, то в методике их глубокий анализ отсутствует. Положения, посвященные этим коррупциогенным факторам, весьма лаконичны и отсылают читателя к пунктам, описывающим коррупциогенный фактор «широта дискреционных полномочий».
Обращает внимание на себя тот факт, что в этой методике отсутствует коррупциогенный фактор «принятие правового акта за пределами компетенции» и есть фактор, не предусмотренный официальной методикой «ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, нарушение режима прозрачности информации».
Говоря об экспертной методике, Е. Р. Россинская1 указывает, что в ней должны быть представлены: 1) реквизиты - набор удостоверяющих ее данных и 2) структура - представленная в логической последовательности совокупность основных этапов ее реализации. К реквизитам она относит:1) название методики; 2) автор (составитель) методики; 3) организация-разработчик методики; 4) библиографические данные опубликованной методики. Структура методики включает в себя следующие разделы: 1) экспертная задача; 2) объект исследования; 3) сущность методики (принцип решения задачи): а) перечень подзадач (для сложной методики); б) наименование конкретной подзадачи; в) объект исследования для экспертной подзадачи; г) принцип решения подзадачи; 4) совокупность признаков, характеризующих объект; 5) оборудование, материалы…;
1
Россинская Е.Р. Указ. соч. С.77.
146