остальные 53 человека - по заявкам в госучреждениях и у частных граждан1. Аналогичная картина наблюдается и по остальным исправдомам.
Использовались заключенные и на административных должностях. Ревизией РКИ от 5 мая 1923 года было установлено, что в канцелярии Тюменского исправдома все 8 работающих - заключенные, счетоводом хозчасти также являлся заключенный, еще один заключенный работал в кассе учебно-воспитательной части. Таким способом администрация исправдома пыталась перекрыть недостаток сотрудников2. Главное управление местами заключения в своем циркуляре № 225 от 13 июля 1923 года было вынуждено констатировать: «бывают случаи, когда вся низшая администрация и охрана мест заключения за отсутствием средств формируется из самих же заключенных»3.
Еще одной причиной слабой трудоустроенности заключенных являлась полифункциональность мест заключения данного периода. В октябре-ноябре 1922 года следственных и пересыльных заключенных содержалось: в Тюменском исправдоме - 24,6%, в Тобольском - 18,5%, в Ишимском - 21,9%, в первой половине 1923 года это число подходило к 50%4. Выводить их на внешние работы было запрещено, а внутренних работ, как мы уже видели, было крайне мало. И, тем не менее, к середине 1923 года исправительно-трудовые дома Тюменской губернии начали получать прибыль от труда заключенных5.
Таким образом, труд заключенных, с самого начала провозглашенный в качестве основного средства исправления и перевоспитания, довольно быстро стал главным источником содержания данных учреждений. Последнее, будучи первоначально примененным как экстренная мера, в дальнейшем из исключения стало правилом и даже было возведено в ранг государственной политики.
Главное управление местами заключения продолжало выдерживать линию на самоокупаемость мест лишения свободы. Своим циркуляром № 69 от 19 февраля 1924 года оно отменило все ранее изданные распоряжения по организации труда в местах заключения. На места было разослано Положение об управлении мест заключения по рабочей части. В целях всемерного развития работ и приближения к самоокупаемости, говорилось в Положении, рабочая часть мест заключения организуется на принципах хозрасчета6. Ст.9 ИТК 1924 года говорила о том, что каждое исправительно-трудовое учреждение должно стремиться (курсив наш - В.П.) возмещать трудом содержащихся в нем заключенных затрачиваемые на
1
Государственный архив Тюменской области, Ф. Р-127, Оп. 1, Д. 29, Л. 148-157.
2
Государственный архив Тюменской области, Ф. Р-127, Оп. 1, Д. 2, Л. 67-68.
3
Государственный архив Тюменской области, Ф. Р-127, Оп. 1, Д. 21, Л. 118.
4
Государственный архив Тюменской области, Ф. Р-127, Оп. 1, Д. 2, Л. 49, Д. 28, Л.Л. 6, 8, 10.
5
См., например: Государственный архив Тюменской области, Ф. Р-127, Оп. 1, Д. 29, Л.358-360.
6
Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов. М., 1992. С.129.
203