договоров1. Это можно показать на примере передачи предметов и документов. Изучение ряда международных договоров России показало, что существуют процедурные особенности. Во-первых, запрашиваемые предметы либо являются орудиями преступления, либо имеют следы преступления, либо добыты преступным путем, но при выемке не могут применяться меры принудительного характера (Договоры РФ с Литовской Республикой, Азербайджанской, Латвийской, Республикой Кыргызстан, Индия и Йемен). Во-вторых, запрашиваемые предметы, приобретенные в результате преступления или найденные у лица, подлежат выдаче в момент его заключения под стражу, либо передаются, когда выдача лица невозможна вследствие его смерти, побега или по другим причинам (Договоры РФ с Канадой, Федеративной Республикой Бразилия, Алжирской Народной Демократической Республикой, Республикой Иран, КНР). В-третьих, запрашиваемые предметы могут быть задержаны, но при этом не должны нарушаться интересы третьих лиц, а выдаваемые предметы возвращены законным владельцам (Договоры между РФ и Иракской Республикой, Республикой Кипр, Корейской Народно-Демократической Республикой и в большинстве двусторонних договоров о правовой помощи). В-четвертых, запрашиваемые предметы, практически всегда указываются в запросе как имеющие доказательственное значение (вещественные доказательства) и в связи с этим в запросе требуется обоснование следственных действий обыск, выемка или изъятие, а также информация о результатах: место и обстоятельств изъятия, хранения изъятых материалов, наличие судебного решения о необходимости и законности данных следственных действий (Договоры РФ c Республикой Индией, Канадой, Королевством Испания и др.). Сравнивая процедуры передачи предметов и документов в соответствии с двусторонними договорами, можно отметить, что ряд из них существуют в обобщенном виде и в ст.468 УПК РФ. Однако существуют некоторые особенности. Например, при вызове свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также эксперта, проживающих в Кыргызстане, в учреждение юстиции России, при применении нормы не должно содержать угрозы применения средств принуждения2. Однако некоторые формулировки процессуальных процедур следственных действий прямо содержат указание на возможность их принудительного осуществления. Так, в соответствии с ч.5 ст.183 УПК РФ до

1

Существуют различные международные соглашения по вопросам, осуществления взаимной правовой помощи, участнице которых является Российская Федерация. Так, В.Б. Евдокимов и К.Е. Михайленко называют 92 международных документа такого уровня (См.: Евдокимов В.Б., Михайленко К.Е., Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам на примере стран СНГ. М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2004. С.235-245.

2

Табалдиева В.Ш. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: Учебное пособие. С.43-44.

405