КОРРУПЦИОННЫЕ СВЯЗИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ НЕЗАКОННОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОММУНАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280с.

Клименко Н.И. - д-р юрид. наук, профессор КНУ им. Т.Шевченко Пилипчак С.П. - аспирант кафедры правоведения НПУ им. М.П. Драгоманова г. Киев

КОРРУПЦИОННЫЕ СВЯЗИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ НЕЗАКОННОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОММУНАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Преступления в области приватизации - это сравнительно новый вид экономической преступности, которая направлена на противоправное завладение государственным, коммунальным имуществом и связана с коррупцией, которая является главной составной организованной преступности и негативно действует на процесс производства и распределения общественного продукта.

Определённое время тема коррупции была табу в специальной экономической литературе. Однако в последнее время, кажется, преодолён занавес молчания относительно этой важной проблемы и начали появляться научные публикации на эту тему. Толчком к этому стало понимание и мероприятие обществом и правительством страны сложившегося положения, а также принятие в 1997 году Закона Украины "О борьбе с коррупцией", создание Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, существенные изменения в общественном мнении, деятельность неправительственных организаций. Все эти факторы сформировали "критическую массу" необходимого социального заказа на соответствующие исследования.

Коррупция является одной из актуальных социальных проблем современности. Некоторые исследователи вообще считают, что коррупция стала основной политической проблемой конца XX столетия. Это явление отрицательно влияет на разные стороны общественной жизни: экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание, международные отношения. Коррупционные отношения всё больше вытесняют правовые, этические отношения между людьми, из аномалии постепенно превращаются в норму поведения.

Глубокий аспект коррупции как социального явления подчёркивают некоторые энциклопедические словари, которые толкуют латинское слово "corruptio" как повреждение и развращение.1 Образно говоря, такое понимание коррупции свидетельствует о развращении определённых должностных лиц государственных органов власти и разлагании системы государственной власти. Символично также и то, что толкованию термина "коррупция" во многих словарях и энциклопедиях предшествует определение другого термина латинского происхождения - "коррозия", который переводится как разъедание и разрушение.

Сравнивая эти два понятия, коррупцию можно рассматривать как разновидность социальной коррозии, которая разъедает и разрушает органы государственной власти, государство и общество в целом. В её основе, в частности, лежат такие вековые традиции взаимодействия в обществе, как "услуга за услугу", "do ut des" (даю, чтоб ты дал).2

В международных документах коррупция определяется как выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения. Поэтому наиболее простое определение коррупции - подкупаемость, продажность государственных чиновников, должностных лиц, политических и общественных деятелей.

В частности, в Справочнике ООН о международной борьбе с коррупцией записано: "Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды с личной целью".3

Украинское законодательство (ст. 1 Закона "О борьбе с коррупцией" от 5 октября 1995 г.),4 понятие коррупция определяет как "деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленную на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ". При этом даётся очень узкий и, на наш взгляд, ограниченный перечень возможных коррупционных действий, которые влекут за собой только административную и дисциплинарную ответственность: "а) незаконное получение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, в связи с выполнением таких функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в том числе принятие или получение предметов (услуг) путём их приобретения по цене (тарифу), которая является существенно низкой от их фактической (действительной) стоимости; б) получение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, кредитов или ссуды, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством".

Однако, многие учёные и практики высказывают мысль о том, что такое определение коррупции не вписывается в правовые рамки. По их мнению, борьбу надо вести не с явлением (поскольку это философская категория), а с конкретными действиями.5 В. Носов, в частности, отмечает, что "принципиальным недостатком этого закона является его создание вне кодификационной системы украинского законодательства".6

Что касается Уголовного Кодекса Украины, то понятие "коррупция" в нём вообще отсутствует. Хотя, на наш взгляд, оно должно быть включено в раздел XVII "Преступления в сфере служебной деятельности" Общие положения УК Украины, выходя из вышеперечисленных элементов коррупционного действия. Было бы уместно определить субъектом коррупции не только служебных лиц, но и частных, как например, определено в ст. 369 УК Украины "Дача взятки": "Субъектом преступления может быть как частное, так и служебное лицо".7 Поскольку с точки зрения мотивов одна часть рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями (например, взятка), а другая ("злоупотребление властью или служебным положением", "превышение власти или служебных полномочий", "служебная небрежность") - мотивами другого плана: карьеристскими взглядами, нежеланием перегружать себя лишними, с точки зрения преступника, заботами, пребывание в дружественных или семейных отношениях и т.д. Все виды преступлений раздела XVII УК Украины можно определить как синонимы слова "коррупция".

Коррупция - это основной путь проникновения во властные и управленческие структуры экономичной и организованной преступности, которая характеризуется зависимостью законодательной и управленческой практики от узкогрупповых, корпоративных интересов определённых преступных структур.

Понятие "коррупция", как и понятие "организованная преступность" - это криминологические понятия. Для криминалистики особенный интерес представляют коррупционные связи, как неотъемлемый признак преступной деятельности, особенно организованной.

Под коррупционными связями следует понимать взаимовыгодные отношения между отдельными лицами или организованными преступными формированиями и лицами, которые владеют властными управленческими и распорядительными полномочиями в государственной, предпринимательской и общественной сферах и направлены на использование служебного статуса или общественного влияния последних путём совершения противоправных действий, и основанных для получения разного рода благ, услуг, льгот и других преимуществ.8 Выявление криминалистических признаков коррупционных связей в определённых ситуациях позволяет устанавливать способ экономического преступления, способ скрытия следов преступной деятельности, способы легализации уголовных доходов, а также круг лиц - участников организованной преступной деятельности. Во время разработки криминалистической характеристики коррупционных связей организованных преступных образований нужно использовать уголовно-правовую и криминологическую характеристики коррумпированной преступности.

Коррупционные связи являются обязательным элементом и основным признаком организованной преступности и связующим звеном в транснациональных криминальных связях. Специалисты, которые исследовали вопросы организованной преступности (Аркуша Л.И., Корж В.П., Волобуев А.Ф., Драпкин Л.Я., Попович В.М., Гриб В.Г., Ларичев В.Д., Федотов А.И. и др.) выделили и систематизировали сферы, уровни и направления установления коррупционных связей организованных преступных формирований.

Анализ практики показывает, что на первом уровне коррупционные связи, как правило, отсутствуют, на втором уровне установление и использование коррупционных связей осуществляется в случае появления угрозы ликвидации группировки, а для третьего уровня коррупционные связи с представителями разных отраслей ведомств и управлений являются обязательным элементом.9

В государстве продолжается активный и необратимый процесс становления механизма частной собственности, расширения корпоративного и частного сектора экономики. Приватизация в Украине охватила практически все отрасли хозяйства, включая жилищный фонд, предприятия и землю.

По данным 2002г. на Украине форму собственности изменило 83882 объекта хозяйствования, из них 23501 - государственной формы собственности (в том числе 8712 объектов "большой приватизации" и 10484 - "маленькой") и 60381 - коммунальной собственности (в том числе 2749 объектов "большой приватизации" и 56348 - "маленькой").10

Проникая в сферу приватизации, преступность значительно приостанавливает развитие производства, отвлекает инвестиционные и валютные средства, стимулирует инфляционные процессы, лишает государственный бюджет значительной части доходов, препятствует выполнению программ социальной помощи населению, обостряя все сегодняшние экономические проблемы.

Круг традиционных правонарушений, совершаемых в сфере приватизации, начинает расширяться за счёт всевозможных финансовых мошенничеств и расхищений, связанных с присвоением и невозвращением кредитов, которые причиняют значительные убытки государству и способствуют уходу средств в "теневой" оборот. Незаконная приватизация совершается следующими способами: приватизация имущества путём занижения его стоимости через определение её способом, не предусмотренным законом; использование поддельных приватизационных документов; приватизация имущества, которое не подлежит приватизации согласно закону (список объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации, содержится в дополнении 1, а список объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированны, - в дополнении 2 Закона Украины "О списке объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации" от 7 июля 1999г.);11 приватизация государственного, коммунального имущества неуполномоченным лицом; продажа или иная другая передача приватизационных бумаг лицом, которое не является их собственником; покупка или размещение и другие операции с приватизационными документами без определённого разрешения; представление неправдивых сведений в документах, необходимых для приватизации государственного, коммунального имущества или предприятия; несоблюдение требований относительно дальнейшего использования приватизированного объекта и других обязательных условий относительно приватизации.12

Изучение аналитических материалов показывает, что основные факторы, которые способствуют активному участию криминалитета в приватизации, таковы: нет надлежащего действующего контроля за этим процессом, в первую очередь, со стороны Фонда государственного имущества и его региональных отделений, государственных администраций; коррумпированность отдельных должностных лиц органов государственной власти, которые уполномочены контролировать изменение форм собственности; низкий уровень организационно-управленческой работы.13

Это свидетельствует об увеличении фактов взятки и злоупотребления служебным положением с корыстной целью со стороны должностных лиц государственных органов управления и приватизации, а также хищений государственного имущества в особенно крупных размерах должностными и материально-ответственными лицами объектов, которые приватизируются. Если проанализировать механизм совершаемых преступлений, то очевидно, что основная их масса совершается в завуалированных формах и не подпадает под признаки обновлённых статей действующего УК Украины, что существенно осложняет их расследование. Процесс приватизации стал одной из завуалированных форм хищения, с помощью которой должностные лица и криминальные элементы безнаказанно и, на первый взгляд, совершенно законно прибирают к своим рукам государственное имущество.

Таким образом, сфера приватизации становится объектом особого внимания организованной преступности в сфере экономики. Именно здесь сосредоточены все её экономические интересы, происходит не только отмывание преступного капитала, но и защита его от инфляции - поскольку он вкладывается, в первую очередь, в недвижимость. То есть, процесс приватизации остаётся зоной особенного внимания организованных преступных формирований.

Поэтому, необходимо усовершенствовать законодательство, осуществлять постоянный контроль за процессом приватизации. Необходимо чаще организовывать проверку относительности действующему законодательству экономического обоснования оценочной стоимости имущества предприятия, которое приватизируется; проводить анализ обоснованности определения экспертной оценки стоимости объектов государственной собственности, которые приватизируются, в частности, при конкурентных способах реализации - на публичных открытых, специализированных аукционах, конкурсах; проверять исполнение покупателями инвестиционных обязательств согласно с соглашениями покупки-продажи и законности происхождения средств, которые используются юридическими и физическими лицами для приобретения объектов приватизации; изучать вопросы законности накопления приватизационных бумаг, которые используются юридическими лицами для приобретения акций предприятий при приватизации и разработать механизм изъятия незаконно приобретённых этими структурами акций.

Литература и примечания

1. Малая Советская Энциклопедия. - Москва, 1959. - Т.4. - С.1271. Украинская Советская Энциклопедия. - Киев, 1981. - С.326.

2. Словарь иностранных слов. - М.: Инфра-М, 1999. - С.624.

3. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный сертификатом ООН. A/CONF. 169/14. - Каир, 1995.

4. Закон Украины "О борьбе с коррупцией" от 5 октября 1997г. // Ведомости Верховного Совета - 1995. - №34. - Ст.226.

5. Бабич Н. Призрак коррупции бродит по Украине.// Финансовая Украина. - 1995. - 25 июля.

6. Носов В. Интервью еженедельнику "Финансовая Украина". - 1995. - июнь.

7. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Украины. / Под ред. С.С. Яценко. - Киев: А.С.К., 2002. - 936с. - (Экономика. Финансы. Право.); раздел XVII "Преступления в сфере служебной деятельности", - С.803.

8. Аркуша Л.И. Основы методики выявления и расследования организованной преступной деятельности при наличии коррумпированных связей: - Автореф. дисс…канд. юрид. наук- Харьков, 2002.

9. Там же.

10. Справка о состоянии раскрытия преступлений в сфере приватизации за 12 месяцев 2002 г. главного управления государственной службы борьбы с экономической преступностью Министерства внутренних Дел Украины.

11. Закон Украины "О списке объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации" от 7 июля 1999г. // ОВУ. - 1999. - №34. - Ст.1768.

12. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Украины. / Под ред. С.С. Яценко. - Киев: А.С.К., 2002. - 936с. - (Экономика. Финансы. Право.); раздел XII "Преступления в сфере хозяйственной деятельности", С.514 - 520.

13. Камлык М., Невмержицкий Е. Коррупция в Украине. - Киев: Знания, 1998. - С.108.

© Клименко Н.И., Пилипчак С.П., 2003г.








Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz