КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта


Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280с.

Корж В.П. - канд. юрид. наук, доцент, профессор кафедры криминалистики Национального университета внутренних дел г. Харьков, Украина

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

Экономические и политические преобразования в Украине в начале 90-х годов сопровождались никем не контролируемой прогрессирующей эволюцией организованной преступности. Самоорганизующиеся криминальные образования, накопившие или приобретшие в перестроечный период огромный капитал, в первые годы независимого экономического и политического развития Украины стремились его легализовать. Как правильно отмечают исследователи, социальная феноменальность организованной преступности в том, что с 1991 г. она вышла из скрытого состояния, легализовалась, приобрела черты института социального контроля. В этот период экономическая организованная преступность "эволюционировала от существенного криминологического фактора, усиливающего социальную напряженность в обществе, к относительно самостоятельной социально-политической системе, пытающейся диктовать многие направления государственной политики". В то же время проблема экономической организованной преступности в независимой Украине не стала предметом фундаментального уголовно-правового, криминологического, уголовно-процессуального и криминалистического исследования. В нашем государстве комплексные научные исследования экономической организованной преступности не проводились, что негативно отражается на деятельности правоохранительных органов, призванных вести борьбу с указанным видом преступности. В частности, криминологические исследования в Украине значительно отстали от аналогичных исследований, проводимых криминологами РФ, Беларуси, ряда европейских государств и США. Их усилия пока разобщены, не согласованы.

Следует отметить, что переход Украины к рыночным отношениям осуществлялся без надлежащего организационного и правового обеспечения. Непродуманность одних законов (о предпринимательстве, о предприятии и др.) и запаздывание других (законов о внесении изменений и дополнений в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы, нормы которых должны способствовать своевременному выявлению, пресечению организованной преступной деятельности и т.п.), коллизии норм в ряде законов экономического характера, несовершенство банковского законодательства, законов о приватизации способствовали формированию организованных преступных групп, преступных организаций в сферы экономической деятельности.

В постсоветский период в Украине лжекооператоры трансформировались в джепредпринимателей. Для последних сущность предпринимательства в том, чтобы за большие деньги получить очень большие деньги, то есть дать взятку чиновнику и получить доступ к государственным бюджетным средствам. В указанный период вместо кооперативных предприятий появились коммерческие структуры, как правило, криминальной направленности: расширились сферы теневого производства, появились теневые приватизация и деколлективизация.

По некоторым экспертным оценкам объем теневой экономики в Украине превышает половину внутреннего валового продукта; боле 80% субъектов предпринимательской деятельности негосударственного сектора, свыше 500 банков, 50 бирж и вся сфера оптовой и розничной торговли находятся под полным или частичным контролем организованных групп. По нашему мнению, в постсоветский период отечественная экономическая организованная преступность формировалась в структуре легального предпринимательства как государственного, так и негосударственного сектора экономики. Она проникла не только в традиционные сферы, но и во все высокоприбыльные отрасли хозяйствования и, как следствие, в политику.

Анализ криминальной ситуации в Украине на современном этапе свидетельствует о том, что все сферы отечественной экономики в большей или меньшей степени подвержены криминальному влиянию организованных преступных образований, то есть групп, преступных организаций, сообществ. Изучение оперативной, следственной информации, судебной практики, а также результаты научных исследований свидетельствуют, что участники организованных преступных образований совершают наиболее активно преступные посягательства в кредитно-финансовой системе, внешнеэкономической деятельности, на потребительском и сырьевом рынках, в сфере приватизации. Сферами интересов организованной преступной деятельности являются топливно-энергетический комплекс, нецелевое использование бюджетных средств, незаконный оборот фальсифицированных спиртных напитков, товаров народного потребления. Они контролируют предприятия малого и среднего бизнеса, крупные объекты экономики. В условиях коррумпированной поддержки со стороны должностных лиц властно-управленческих органов появилась тенденция криминализации политических деятелей, должностных лиц высших государственных органов, руководителей крупных промышленных предприятий, отдельных акционерных объектов в г. Киеве, Киевской, Харьковской, Днепропетровской, Донецкой, Львовской, Одесской областях и других регионах, Автономной Республике Крым. Организаторы преступного бизнеса создают на государственных предприятиях лжекоммерческие структуры или выступают "крышей" для прикрытия незаконной деятельности предпринимателей. Так, только в атомной энергетике было создано более пяти тысяч таких коммерческих структур, которые, манипулируя ценами за энергоресурсы, способствовали увеличению количества предприятий-должников. Эти предприятия были вынуждены в счет погашения долга коммерческим структурам реализовывать свою продукцию по ценам ниже рыночных, незаконно передавать основные и оборотные средства в собственность этих структур. Не менее криминализированы в Украине газовая, нефтеперерабатывающая, угольная промышленность, в которых руководством, коррумпированными государственными служащими создано более шести тысяч коммерческих структур криминальной направленности. Члены организованных преступных групп через эти лжефирмы, манипулируя ценами, приобретают незаконным путем нефть, уголь, имущество государственных предприятий, совершают хищения бюджетных средств, кредитов.

В условиях отсутствия контроля в сфере экономики со стороны власти и коррумпированности ряда государственных служащих организованные преступные образования имеют свои собственные легальные фирмы, создают лжефирмы в целях "отмывания" и обезналичивания доходов, приобретенных преступным путем. "Менеджеры" организованных преступных групп разработали и постоянно совершенствуют способы легализации криминальных капиталов и эффективную систему их оборота внутри государства и за рубежом через легальные хозяйственные структуры, лжефирмы, в том числе были созданы фиктивные фирмы зарубежных государств. На счетах последних "аккумулировались" похищенные государственные кредитные средства, которые беспрепятственно перечислялись на корреспондентские счета банков-нерезидентов Украины по фиктивным договорам под видом взаимных расчетов с иностранными фирмами. В последствии эти финансовые средства блокировались на счетах оффшорных банков. В Украине денежные средства, приобретенные преступным путем, через конвертационные центры конвертировались в иностранную валюту, то есть обезналичивались. Деятельность организованных групп в структуре легальных и фиктивных предпринимательских структур сопровождается уклонением от уплаты налогов, сокрытием валютной выручки, мошенничеством с финансовыми ресурсами, хищением бюджетных средств с участием коррумпированных должностных лиц властно-управленческих органов, совершением других экономических преступлений.

Процессы, происходящие в криминальной среде, свидетельствуют о наличии у организованных преступных образований корыстно-хозяйственной направленности устойчивых коррумпированных связей с должностными лицами властно-управленческих органов, транснациональных и межрегиональных связей.

Теневые бизнесмены быстро накопили в первые годы независимости никем не контролируемые криминальные доходы и стремились закрепить свое политическое и экономическое господство юридически. Они выступали спонсорами по выдвижению своих кандидатов в парламент, правительство; лоббировали принятие "своих" законов, правительственных решений, в которых открыто или завуалировано были оговорены определенные преимущества коммерческим структурам. В этих условиях особенно ярко проявляется коррумпированность должностных лиц властно-управленческих органов. Государственная бюрократия стремится реализовать свои полномочия путем захвата государственной собственности или контроля за ней, концентрации в своих руках львиной доли преступных доходов. Для достижения своих корыстных целей она срослась с бизнесменами-теневиками, лжепредпринимателями, лидерами криминалитета. Так в системе управления сферами и отраслями экономической деятельности объективные интересы общества и государства стали подменяться интересами организованных коррумпированных сообществ. Коррумпированные должностные лица не заинтересованы в проведении реформ, а поэтому всячески противодействуют проведению экономических преобразований в Украине.

Организованные преступные группы достаточно эффективно используют в своих преступных целях кредитно-банковскую систему. К числу наиболее распространенных преступлений, совершаемых ими, относится финансовое мошенничество, создание конвертационных центров для "отмывания" преступных доходов. По мнению аналитиков, финансовое мошенничество в кредитно-финансовой сфере составляет 68%.

Эксперты считают, что наиболее криминогенными являются металлургическая, угольная промышленность, машиностроение и сельское хозяйство, в которых хищения составляют 13%. Как свидетельствуют материалы следственной практики, особую сложность в расследовании представляют хищения государственного имущества, денежных средств, совершенные организованными группами должностных лиц хозяйственных и предпринимательских структур, в том числе с участием работников финансово-банковской системы. Они используют легальную сферу производства, финансовую систему и под их прикрытием совершают хищения в особо крупных размерах.

Вместе с тем следует отметить высокую степень латентности корыстных преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами. Официальная статистика не отображает истинное состояние борьбы с организованной преступностью в сфере экономики. Это объясняется отсутствием единой методологии ведения статистики в правоохранительных органах, несовершенством уголовно-правового законодательства Украины, которым на должном правовом уровне (до 1 сентября 2001 г.) не были урегулированы такие фундаментальные вопросы, как законодательное закрепление понятий "организованная группа", "преступной организации", "сообщество". В этой связи правоприменительные органы, как правило, выявляли преступные группы, которые совершали разовые преступления по предварительному сговору, а организованные преступные группы, имеющие большой криминальный стаж преступной деятельности в сфере экономики, оставались вне поля зрения специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Этому также способствует ряд объективных и субъективных факторов, среди которых существенно влияет на состояние борьбы правоохранительных органов слабая профессиональная подготовка оперативно-розыскного и следственного аппаратов специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины.

Литература и примечания

1. Валерко В. Сколько веревочке не виться … // Юридический вестник Украины. - №37. 1999. С.13.

2. Шумский П., Пришко А. Отдельные вопросы борьбы с организованной преступностью. - Право Украины. 1999. №1. С.47.

3. Акутаев О.М. Некоторые аспекты борьбы с искусственно-латентной преступностью. - Государство и право. 1999. №3. С.44-52.

© Корж В.П., 2003г.


Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru









Rambler's Top100
Hosted by uCoz