НАЧАЛЬНИК МЕСТА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ КАК СУБЪЕКТ ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта


Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280с.

Петров В.В. - канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ИГиП ТюмГУ

Попова Ю.П. - ассистент кафедры уголовного права и криминологии ИГиП ТюмГУ г. Тюмень

НАЧАЛЬНИК МЕСТА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ КАК СУБЪЕКТ ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

Известно, что уголовную ответственность за заведомо незаконное содержание под стражей (ч.2 ст.301 УК РФ) может нести только специальный субъект, то есть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности, наделенное особыми полномочиями. В нашем случае особыми полномочиями, наряду с судьей, прокурором, следователем, дознавателем обладает начальник места содержания под стражей.

В соответствии с п.42 ст.5 УПК РФ содержание под стражей означает пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определенном федеральным законом. Исчерпывающий перечень мест содержания под стражей дает ст.7 Федерального закона РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"1 (далее - Закон о содержании под стражей). К таковым относятся следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции, следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации. В предусмотренных законом случаях в качестве мест содержания под стражей могут выступать исправительные учреждения, гауптвахты и помещения, определенные для этих целей капитанами морских судов и начальниками зимовок. Соответственно, начальники этих учреждений выступают в качестве начальников мест содержания под стражей. Как нам представляется, данные должностные лица имеют определенные особенности по сравнению с другими субъектами анализируемого состава преступления.

В статье 5 Закона "О содержании под стражей" основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, определяемом УПК РФ. Правом составления протокола задержания как меры процессуального принуждения наделены в соответствии со статьей 92 УПК РФ дознаватель, следователь, прокурор. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению на основании статьи 108 УПК РФ по ходатайству дознавателя (следователя) с согласия прокурора.

Начальным моментом содержания под стражей является момент фактического кратковременного лишения свободы подозреваемого или обвиняемого, то есть момент задержания подозреваемого либо заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу, конечным моментом содержания под стражей является момент освобождения подозреваемого и обвиняемого из-под стражи (ст.ст. 94 и 109 УПК РФ). Однако начальный момент содержания под стражей нас в данном случае интересует мало. На этой стадии начальник места содержания под стражей вряд ли выступит в качестве субъекта по ч.2 ст.301 УК РФ, о чем будет сказано ниже.

Особенностью рассматриваемого должностного лица как субъекта данного преступления будет то, что в качестве такового он выступит в конечный момент содержания под стражей.

Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи, согласно ст.49 Закона "О содержании под стражей", являются:

- судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом;

- постановление следователя, органа дознания или прокурора;

- постановление начальника места содержания под стражей (курсив наш - В.П., Ю.П.) или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей.

Таким образом, начальник места содержания под стражей обладает полномочиями по освобождению подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей. В статье 50 Закона "О содержании под стражей" описываются условия и механизм реализации данных полномочий, отдельные положения конкретизируются ведомственными нормативно-правовыми актами.2

Наличие властных полномочий, к сожалению, порождает порой злоупотребление ими. Если начальник места содержания под стражей по истечении срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения, установленного законом, и определенного в отношении конкретного подозреваемого или обвиняемого лицом, производящим дознание, следователем, прокурором в протоколе задержания либо судьей в постановлении об удовлетворении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (постановлении об удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей), не освободил своим постановлением задержанного или заключенного под стражу, в случае не поступления соответствующего решения об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей, либо сообщения о принятом решении, то при наличии других признаков преступления в его деянии присутствует состав преступления, предусмотренный ч.2 ст.301 УК РФ.

Отдельный вопрос: может ли начальник места содержания под стражей подлежать уголовной ответственности по ч.2 ст.301 УК РФ за заведомо незаконное содержание под стражей, выраженное в заведомо незаконном приеме подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления в СИЗО или другое отведенное законом место. То есть, может ли анализируемое преступление проявляться в активных действиях рассматриваемого субъекта?

В п.4.2.1 Положения о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста РФ3 сказано, что начальники следственных изоляторов несут персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на следственные изоляторы функций, одной из которых является осуществление приема подозреваемых и обвиняемых в соответствии с установленными требованиями (п.3.1 данного Положения). Эти требования конкретизированы Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Если начальник места содержания под стражей принял подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, поступивших в СИЗО или другое отведенное законом место без законного основания, не соблюдая предусмотренные законом требования, в том числе, без официального документа, подтверждающего правомерность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, то такое противоправное действие не образует состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.301 УК РФ, а может квалифицироваться (при наличии других признаков состава преступления) по ст.286 УК РФ как превышение должностных полномочий.

Если же начальник места содержания под стражей ненадлежаще исполнил свои обязанности вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, выразившееся в приеме в следственный изолятор или другое отведенное законом место подозреваемого или обвиняемого без соответствующих документов или ненадлежаще оформленных, то в его деянии при наличии других признаков есть состав преступления, предусмотренный ст.293 УК РФ.

Итак, объективная сторона рассматриваемого преступления выражена в деянии только в форме уголовно наказуемого бездействия (это еще одна особенность состава преступления при наличии именно такого субъекта). Уголовная ответственность наличествует тогда, когда начальник места содержания под стражей обязан освободить подозреваемое или обвиняемое лицо из-под стражи по истечение предусмотренного законом срока содержания под стражей при соблюдении иных условий, указанных в законе, имел реальную возможность исполнить отмеченное полномочие, но не совершил того действия, которого требовал закон и не освободил подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, находящегося в месте содержания под стражей. В ином случае уголовная ответственность наступает либо за должностное преступление (ст.ст. 286 или 293 УК РФ), либо не наступает вовсе.4

Литература и примечания

1. Закон от 15 июля 1995 года №103-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №29, ст.2759) в редакции Федеральных законов от 21.07.1998 №117-ФЗ, от 09.03.2001 №25-ФЗ, от 31.12.2002 №187-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 №14-П.

2. См., например: п.п. 171-177 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденных приказом Минюста РФ от 12 мая 2000г. N148 в редакции приказа Минюста РФ от 21.02.2002 N55, с изменениями, внесенными Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 02.10.2002 N93пв-02; п.п. 8.3-8.11 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 26 января 1996г. N41.

3. Утверждены приказом Минюста России от 25 января 1999г. №20 (Бюллетень Министерства юстиции, 1999, №2) с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 15 марта 2001г. №85.

4. Однако это не исключает дисциплинарной ответственности начальника места содержания под стражей.

© Петров В.В., Попова Ю.П., 2003г.


Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru









Rambler's Top100
Hosted by uCoz