Проектирование и разработка адаптивных электронных курсов


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта

 

 

Пугачев А.А., Калиновский К.Б.
Проектирование и разработка адаптивных электронных курсов для системы подготовки кадров органов внутренних дел. //
Правоохранительные органы и общество [Электронный ресурс]: Научный альманах. Выпуск 1. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан. И прикладная прогр. (385 Мб). - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см. - Систем. требования: ПК PII-350 или выше; 32 Мб ОЗУ; Windows 98/ME/2000/XP/2003; SVGA 32768 и более цв.; 800х600; 4x CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. - Загл. с экрана.

Концепция непрерывного образования является одним из эффективных инструментов решения проблемы соответствия квалификации специалистов органов внутренних дел быстро растущему уровню знаний, умений и навыков, которые требуются в условиях современного технического прогресса с одной стороны, и все нарастающей социальной напряженностью в обществе, с другой. Очевидно, что только высоко квалифицированные сотрудники способны решать задачи стоящие перед органами внутренних дел на современном этапе. Однако процесс подготовки и переподготовки кадров для правоохранительных органов в настоящее время недостаточно обеспечен как методически, так и технологически, что, несомненно, сказывается на продвижении страны по пути реформ и устранении социальной напряженности в обществе. Вот почему задача совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров в системе МВД становится сегодня стратегической.

Одним из путей решения этой задачи могло бы стать широкое внедрение новых информационно-образовательных технологий, призванных обеспечить высокое качество и эффективность подготовки специалистов, в том числе и в дистанционной форме.

В настоящее время приоритет в этой области принадлежит разработкам акционерного общества "Центр ЮрИнфоР" при институте актуального образования "ЮрИнформ-МГУ", занимающего подготовкой дипломированных юристов гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой и финансово-правовой специализации для работы в хозяйственной и финансовой сферах, банках, адвокатуре, а также на должностях судей, помощников прокуроров, следователей органов прокуратуры, внутренних дел, сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

Специалистами АО "Центр ЮрИнфоР" разработан ряд обучающих игр и тестов, которые, в принципе, могут быть использованы для подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов:

­ Вексельное право для специалистов (версия 1.0)

­ Водитель (версия 1.0)

­ Коммерческое право (версия 1.0)

­ Криминалистическая техника (версия 1.0)

­ Криминологическое прогнозирование и программирование (версия 1.0)

­ Налоговое право РФ (версия 1.0, версия 1.1)

­ Правоохранительные органы Российской Федерации (версия 2.0).

­ Судебная фотография (версия 1.0)

­ Трудовое право (версия 1.2)

­ Уголовное право РФ (версия 1.2)

­ Ценные бумаги - институт гражданского права и инструмент финансового рынка (версия 1.1)

­ Экологическое право (версия 1.0)

­ Юридическая психология (версия 1.0) и т.д.

Характеристики наиболее интересных разработок приведены ниже.

Деловые игры "Авторское право" и "Плагиат" предназначены для ознакомления с основными понятиями в области авторского права и техникой защиты авторских прав. Программы имитируют возникновение ситуации нарушения авторских прав. Играющему предоставляется возможность уточнить ситуацию, определить нарушителя авторских прав и предпринять действия, направленные на восстановления нарушенных прав, а также наложения санкций на нарушителя. В конце игры производится оценка действий игрока и при необходимости выдаются рекомендации по поведению в различных игровых ситуациях. Разработчики Михайлов А.И., Косиков С.В.

Контрольно-обучающая программа по курсу "Административное право" обеспечивает изучение и проверку знаний по семи основным разделам курса:

* Административно-правовые отношения и субъекты административных отношений;

* Государственная служба и государственный служащий;

* Формы и методы осуществления исполнительной власти;

* Административная ответственность;

* Административный процесс;

* Обеспечение законности и государственной дисциплины в деятельности органов исполнительной власти;

* Государственное управление в основных отраслях деятельности государственной власти.

Вопросы подготовлены Ректором института актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ", доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Российской федерации Л. М. Колодкиным.

Деловая игра "Выездная налоговая проверка" предназначена для ознакомления с основными понятиями в области налогового права, проблемами применения административного права, а также техникой применения налогового права, как налоговыми органами, так и налогоплательщиками. Программа имитирует возникновение ситуации проведения налоговой проверки на месте. Играющему предоставляется возможность уточнить ситуацию, определить последовательность действий налогового органа при проведении проверки, а также избежать типовых нарушений порядка проведения налоговой проверки. В конце игры производится оценка действий игрока и при необходимости выдаются рекомендации по поведению в различных игровых ситуациях.

Контрольно-обучающая игра "Теория государства и права" позволяет опробовать свои силы в решении большого числа теоретических и практических вопросов курса. Сценарий игры соответствует программе государственного стандарта по специальности "Правоведение". Основная цель игры - помочь в выделении теоретических юридических конструкций в практических ситуациях, выработать навыки юридического анализа текста правовых норм и правоприменительных документов и тем самым повысить эффективность применения права. Кроме того, деловая игра познакомит с профессиональной юридической терминологией в данной области.

Обучающая игра охватывает следующие темы курса "Теория государства и права":

* предмет и метод теории государства и права;

* происхождение государства и права;

* понятие и сущность государства;

* типы и формы государства;

* государственное управление;

* понятие и сущность права;

* источники права;

* норма права;

* система права;

* правовое регулирование;

* правотворчество;

* правовые отношения;

* правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность;

* законность и правопорядок.

Тестовые задания снабжены отдельными примерами из действующего законодательства по состоянию на 1 июля 2004 г.

Имитационная обучающая программа "Исчезновение" предназначена для обучения и контроля знаний слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ, изучающих курс "ОРД ОВД", а также обучающихся на факультете повышения квалификации оперативных работников. Сценарий программы моделирует процесс розыска без вести пропавшего лица и поиск лиц, причастных к этому исчезновению, а также скрывшихся преступников. Он основан на материалах конкретного уголовного дела.

Работа с программой позволяет практически отрабатывать вопросы тактики поиска без вести пропавших лиц, скpывшихся преступников и изобличения лиц, совершивших тяжкие преступления в условиях неочевидности. В процессе решения задачи обучаемые приобретают навыки планирования первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, обнаружения и использования доказательственной информации, использования оперативно-розыскных учетов в раскрытии преступлений, принятия процессуальных решений, связанных с расследованием неочевидных преступлений.

У работающих с программой в результате многократного повторения ряда мероприятий вырабатываются устойчивые навыки выбора правильных тактических приемов доказывания вины подозреваемых лиц, документирования фактов преступной деятельности.

После подачи исходной информации обучаемым предлагается перечень возможных мероприятий, из которых по своему усмотрению они могут выбирать наиболее важные и значимые на данном этапе работы и принимать решения об их проведении. При правильном выборе на экран монитора подается новая информация, требующая принятия нового решения. Перечень предлагаемых обучаемым мероприятий состоит из пяти блоков: пpовеpочные действия, следственные, процессуальные решения, опеpативно-pозыскные меpопpиятия, использование учетов. Процесс установления подозреваемых лиц по сценарию задачи является многовариантным: информация о подозреваемых лицах быть получена в результате проведения различных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, поэтому последовательность выполняемых действий у каждого ее решающего носит индивидуальный, неповторимый характер.

Программа условно разбита на два этапа.

На первом этапе при поступлении заявления о без вести пропавшем лице необходимо провести первоначальные оперативно-розыскные мероприятия, принять решение по заявлению в соответствии со ст. 109 УПК РСФСР и завести розыскное дело.

На втором этапе работа с программой имеет ряд особенностей:

* после возбуждения уголовного дела и заведения розыскного дела необходимо допросить всех лиц, выявленных в ходе ОРМ на первоначальном этапе,

* оперативно-розыскные мероприятия сочетаются со следственными действиями,

* отработка лиц, подозреваемых в совершении преступлений, проводится в соответствии с правилами тактики оперативной проверки, предусматривающей весь комплекс ОРМ от проверки по учетам до проверки алиби с применением сил, средств и методов ОРД ОВД,

* в случае принятия неверных и тактически необоснованных решений программа выдает замечания, рекомендации и указания.

Работа с программой завершается избранием меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении всех лиц, виновных в совершении преступлений, и принятия решения по уголовному делу. В программе предусмотрено подведение итогов с выставлением оценки и с указанием всех упущенных мероприятий, т.е. обучаемые имеют возможность самостоятельно разобраться в своих ошибках.

Программа "Мираж" предназначена для обучения и контроля знаний слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ, студентов юридических вузов, а также слушателей факультетов повышения квалификации оперативных и следственных работников.

Сценарий программы моделирует процесс раскрытия разбойного нападения на кассиров завода с завладением крупной денежной суммой, совершенного организованной преступной группой. Он основан на материалах конкретного уголовного дела и результатах диссертационного исследования по теме "Организация и тактика раскрытия организованных групповых преступлений аппаратами уголовного розыска". Работа с программой позволяет практически отрабатывать вопросы тактики выявления и разоблачения организованных преступных групп, чья противоправная деятельность носит серийный многоэпизодный характер. В процессе решения задачи обучаемые приобретают навыки планирования первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, обнаружения и использования доказательственной информации, использования оперативно-розыскных учетов в раскрытии преступлений, принятия процессуальных решений, связанных с расследованием неочевидных групповых преступлений.

Консультантами по правовым вопросам выступали сотрудники Омской Академии МВД РФ: кандидат юридических наук, доцент кафедры ОРД А. Е.Чечетин и преподаватель кафедры А.В. Мищенко.

Программа "Расследование изнасилований" предназначена для проведения учебных занятий по криминалистике со студентами высших и средних специальных учебных заведений системы МВД, для подготовки в порядке повышения квалификации следователей, проверке уровня их профессиональной подготовки.

Программа предполагает возможность решения исходной игровой ситуации при наличии трех разных путей установления преступника и дифференцированной работы обучающихся с разным уровнем подготовки. Программа многоуровневая. Имеет внутренний психологический, тактически обоснованный подтекст, определенную логику развития исходных данных и тем самым направлена на побуждение обучающихся к овладению учебным материалом, устранению пробелов в знаниях. Программа исходит из наиболее сложных типичных следственных ситуаций (неизвестен преступник, потерпевшая изменила показания), включает учебные задания по отработке узловых вопросов.

Кроме того, программа содержит учебно-методический материал в виде алгоритмических разработок по версиям, осмотру, экспертизам, допросу, деятельности следователя по определению осуществляемых в отношении потерпевшей действий. К этому материалу обучающиеся могут обращаться на протяжении всей игры.

Программа построена не по жесткому алгоритму, а с некоторым свободным поиском возможных решений, что развивает и раскрывает возможности поискового диапазона следователя. Предлагаемая балльная оценка позволяет при наличии других критериев оценить качественную сторону работу обучающихся с подведением итогов и анализом допущенных ошибок каждого из них. Система способствует сокращению периода профессиональной адаптации студентов к профессиональной деятельности, а также, приобщает их к работе на ЭВМ.

Программа подготовлена на основе базы данных, разработанной доцентом кафедры криминалистики юридического факультета МГУ к.ю.н. Центровым Е. Е.

Деловые игры "Убийство", "Прокурорское расследование" предназначены для проведения практических занятий со слушателями и студентами юридических вузов по курсу криминалистики

При разработке программ использованы материалы конкретных уголовных дел. Программы позволяет:

* проводить практические занятия и комплексные учения по соответствующим темам;

* использовать материалы при проведении занятий по уголовному процессу;

* осуществлять контроль за уровнем подготовки слушателей, студентов, практических работников;

* диагностировать уровень профессиональной подготовки по криминалистике различных категорий сотрудников правоохранительных органов.

Консультант по правовым вопросам - начальник кафедры криминалистики Академии МВД РФ, доктор юридических наук, полковник милиции С. И. Цветков.

Несмотря на довольно высокую эффективность данных продуктов они, к сожалению, не получили широкого распространения. Основной причиной этого является неполное соответствие предлагаемого в них материала потребностям различных категория пользователей, текущему состоянию законодательства и т.д.

В связи с этим представляется целесообразным создание не только законченной обучающей продукции, но и инструментального программного средства (авторской системы) адаптируемой к предметной области и позволяющей преподавателям, опытным работникам правоохранительных органов и т.д., имеющим различный уровень подготовки в области информационных технологий, эффективно создавать собственные компьютерные обучающие системы юридического профиля, наполняя их конкретным содержанием. Причем, учитывая быстро текущие процессы развития российского законодательства, такая система должна обеспечивать возможность модификации (корректировки, наращивания, развития) создаваемых с ее помощью программных продуктов без их полномасштабного репроектирования.

С учетом вышеизложенного, в рамках темы НИР "Проектирование и разработка адаптивных КОС для системы подготовки кадров органов внутренних дел", разработана инструментальная система TeachLab CourseMaster, совмещающая в себе мощь компонентного подхода от Borland (использование библиотеки VCL) с гибкостью и универсальностью скриптовых языков спецификации ActiveX Scripting, таких как VBScript, JavaScript, Python, Perl и др.

Система TeachLab CourseMaster предназначена, в первую очередь, для создания адаптивных электронных учебных курсов.

Основные возможности системы, приведены ниже:

­ представление в ЭУК предметных, педагогических и диагностических знаний.

­ формирование и поддержка Модели пользователя.

­ адаптация к предметной области.

­ адаптация к уровню знаний и умений разработчика электронных курсов

­ использование коммуникационного посредника (Ассистента), позволяющего переключить обучаемого из коммуникации "человек-человек" в коммуникацию "человек-компьютер".

­ визуальная среда проектирования страниц курса.

­ наличие объектно-ориентированного языка программирования (Object Pascal, Visual Basic, JavaScript).

­ простые механизмы подключения дополнительных библиотек обучающих компонент и элементов управления ActiveX.

Разработанная система может использоваться как для работы с артикулируемыми, так и с неартикулируемыми знаниями, используя, соответственно, тематический и задачный подходы или их комбинацию [Атанов Г.А., 2001]. Это позволяет разрабатывать в системе различные образовательные программные средства: электронные учебные курсы, компьютеризированные учебники, контролирующие программы, тренажеры, справочники, энциклопедии и т.д. Причем, анализ решения типовых задач, возникающих при разработке данных программных средств, позволяет утверждать, что, в зависимости от потребностей разработчика и уровня его знаний, одни и те же задачи могут быть решены различными методами.

Одним из первых курсов разработанных в системе, является адаптивный электронный учебный курс "Уголовный процесс".

Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) в соответствие с государственными образовательными стандартами относится к числу общепрофессиональных дисциплин, обязательных для изучения при получении юридического образования. Однако освоение данного учебного курса представляет определенную сложность в силу постоянных изменений в законодательстве. На сегодняшний день уже очевидно, что с принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года реформа уголовного судопроизводства еще не завершена. Впереди дальнейшие преобразования системы органов уголовного преследования, устранение многочисленных дефектов УПК РФ.

В этих условиях основное внимание будущего юриста должно быть сосредоточено на базовых понятиях уголовно-процессуального права и его важнейших принципах, которые являются ключом к пониманию сути происходящих реформ и к системному усвоению всего учебного курса. Вместе с тем изложение в учебной литературе основных уголовно-процессуальных понятий и принципов представляется непростой задачей ввиду существования разных научных школ, несовпадающих подходов и теоретических дискуссий, ведущихся по поводу многих уголовно-процессуальных вопросов. Положение изучающих данный курс осложняется тем, что на полках книжных магазинов представлено большое количество учебников и пособий - свыше 30 наименований работ по всему курсу уголовного процесса - и сориентироваться в этом многообразии отнюдь не просто. Существенную помощь в этой ситуации может оказать адаптивный электронный учебный курс, дающий представление о наиболее фундаментальных основах науки уголовного судопроизводства.

В разработанном электронном курсе авторы стремились уйти от описательной подачи материала или простого пересказа положений УПК РФ. Учебный курс представлен в традициях петербургской школы теории уголовного судопроизводства. Центральной идеей курса является состязательность судопроизводства, сквозь призму которой оцениваются все уголовно-процессуальные институты и практика их применения.

Электронный учебный курс адаптирован для студентов, изучающих уголовный процесс в высших учебных заведениях по специальности 023100 "Правоохранительная деятельность" (квалификация юрист) и 032700 "Юриспруденция" (квалификация учитель права). Доступность изложения и полнота материала позволяет успешно использовать данную работу и при получении среднего профессионального образования по специальностям 0201 "Правоведение" и 0203 "Правоохранительная деятельность".

Многолетний опыт преподавания учебного курса "Уголовный процесс" позволяет сформулировать краткие рекомендации по его изучению с использованием данного программного комплекса. Успешное усвоение материала невозможно без постоянного обращения к тексту закона, прежде всего, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, который также включен в программу.

Практическая направленность обучения предполагает изучение многих деталей и нюансов применения уголовно-процессуальных норм. В этих целях планируется включить в электронный курс анализ правоприменительной практики, в том числе постановления Пленумов Верховного Суда РФ, решения Конституционного Суда РФ. В систематизированном виде толкование норм УПК РФ можно найти в комментариях к нему, также включенных в курс.

Демонстрационную версию курса можно получить по адресу http://teachlab.km.ru/soft/ugprocess/demo_process.rar. Более подробное описание курса представлено на сайте http://www.kalinovsky-k.narod.ru.



Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz