Калиновский К.Б. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации как субъект обращения в Конституционный Суд Российской Федерации


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта

Калиновский К.Б.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации как субъект обращения в Конституционный Суд Российской Федерации
// Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции, Часть 5. Уфа: РИО БашГУ, 2009. - С. 159-163.


ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЩЕНИЯ
В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос о том, обладает ли Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, еще не получил своего однозначного разрешения ни в теории конституционного судопроизводства1, ни в правоприменительной практике: дважды Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации обращалась в Конституционный Суд Российской Федерации совместно с другими заявителями2, а по ее третьему обращению решение еще не принято3.

При подаче обращений Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации ссылается на статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 96 (часть первая) Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, по смыслу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" не является судом. Поэтому она не наделена полномочиями обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, которое рассматривается ею самой.

Вместе с тем по буквальному смыслу части первой статьи 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой наряду с гражданами обладают иные лица, указанные в федеральном законе. Так, данным правом наделены Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»), Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (статья 35 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

На первый взгляд, в пользу признания Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации субъектом подачи конституционной жалобы свидетельствует Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», который возлагает на органы судейского сообщества задачу защиты прав и законных интересов судей и предусматривает их право запрашивать у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц и получать от них сведения и документы, необходимые для их деятельности, а также устанавливает месячный срок рассмотрения данных запросов (статья 15).

Однако квалификационные коллегии судей осуществляют защиту прав и законных интересов судей лишь в тех формах и пределах, которые установлены федеральным законодательством. При этом ни Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», ни принятое на основании статьи 14 данного закона Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей (утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 года) не наделяют квалификационные коллегии судей полномочиями представлять интересы конкретных судей в судах и иных учреждениях, подавать от их имени жалобы, заявления.

Квалификационные коллегии судей определяются как органы судейского сообщества, наделенные государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами (статья 1 указанного Положения). Как правоприменительные органы они осуществляют свою деятельность в соответствии со своей компетенцией по вопросам прекращения, приостановления, возобновления полномочий судей, прекращения их отставки и другим вопросам, предусмотренным главой второй Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Поэтому статья 15 данного закона обязывает государственные органы, общественные объединения и должностных лиц в течение месяца представлять в квалификационные коллегии судей по их запросам документы, необходимые для принятия квалификационными коллегиями решений. Однако данная статья не наделяет квалификационные коллегии полномочиями обращаться с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.

Если же за Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации признать право на обращение в Конституционный суд Российской Федерации, то возникнет вопрос об оплате государственной пошлины. В силу требований статьи 39 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращения в Конституционный Суд РФ, за исключением запросов судов, запросов о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайств Президента Российской Федерации, запросов о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной, оплачиваются государственной пошлиной в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда – жалоба юридического лица, а жалоба гражданина – в размере одного минимального размера оплаты труда.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, по смыслу Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, как орган судейского сообщества юридическим лицом не является. Организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности квалификационной коллегии судей и ее аппарата осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и входящими в его систему органами (часть вторая статьи 8 указанного Положения). Нормативные акты, регламентирующие деятельность Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, не предусматривают случаев освобождения ее от уплаты государственной пошлины, так как не наделяют ее правом представлять интересы конкретных судей в судах и иных учреждениях, подавать от их имени жалобы, заявления, в том числе обращаться с жалобами в Конституционный Суд Российской Федерации.

Поданные в Конституционный Суд Российской Федерации жалобы Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации исходят не от граждан, поэтому не могут быть оплачены пошлиной за счет ее подписавших физических лиц. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" также не содержит норм, позволяющих освободить Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, по действующему законодательству Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации не наделена полномочиями обращаться с запросом или жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации. Вместе с тем федеральный законодатель вправе для решения задачи защиты прав и законных интересов судей расширить компетенцию органов судейского сообщества и наделить их правом представлять интересы конкретных судей государственных органах и учреждениях, в том числе подавать в защиту их интересов жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации. Это решение законодателя обеспечивало бы доступ к конституционному правосудию как можно более широкого круга субъектов и вписывалось бы в русло существующей тенденции расширения субъектного состава инициаторов конкретного нормоконтроля.


1 См., например: Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998. С. 14; Чаптыков А.В. Субъекты права на обращение в Конституционный Суд РФ в порядке конкретного нормоконтроля. // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 4.

2 См.: Определения Конституционного Суда РФ от 09.10.2008 N 482-О-Р и от 19.05.2009 N 490-О-О // СПС КонсультантПлюс. 2009.

3 См.: Жалобу Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», подпункта 10.1 пункта 2 статьи 17 и пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Дело №. 6629/15-01/09. // Архив Конституционного Суда РФ. 2009.

Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz