Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении // Комментарий к УПК РФ / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.

1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса.

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1-4 ст. 144; ст. 146, 147 УПК) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144; ст. 318-319 УПК).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, следователя, прокурора, начальника следственного отдела). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (ст. 10 п. 3-4 Закона РСФСР от 18.04.91 N 1026-1 «О милиции»).

Ведомственными нормативными актами более детально регулируется прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях (См., например: Приказ МВД СССР от 11.11.90 N 415 «Об утверждении Примерной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях»; Приказ ФСБ России от 04.12.00 N 613 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности»; Приказ ЦТУ России от 08.12.00 N 197 «Об утверждении Временной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения в таможенных органах Центрального таможенного управления заявлений и сообщений граждан о преступлениях»).

3. Правила комментируемой статьи распространяются только на такие сообщения о преступлениях, которые являются одним из трех поводов к возбуждению дела (см. комментарий к ст. 140 УПК). Сообщения, не являющиеся поводом к возбуждению дела могут проверяться в административном или оперативно-розыскном порядке. Оперативная проверка регулируется оперативно-розыскным законодательством (Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»), проводится специальными субъектами, средствами и в сроки, установленные ведомственными нормативными актами. По результатам оперативной проверки может быть подан рапорт в соответствие со ст. 143 УПК.

4. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу, или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также комментарий к ст. 157 УПК.

Прием сообщений о преступлениях осуществляется в дежурных частях милиции, таможенных органов, налоговой полиции, секретариатах других правоохранительных органов. Обязанность принять сообщение о преступлении и передать его по принадлежности возлагается также на всех сотрудников правоохранительных органов.

5. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета преступлений или журнале учета информации в ОВД и таможенных органах, в журнале входящей корреспонденции в таможенных органах, в книге предложений, заявлений и жалоб в органах ФСБ). Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями. При этом по общему правилу сообщения непосредственно от заявителя регистрируются в книгах учета преступлений, а рапорты и иная информация - в книгах учета информации.

6. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК.

6.1. Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела, передачи сообщения по подследственности, то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Например, когда поводом к возбуждению дела является рапорт о результатах оперативной проверки, как правило, достаточно данных для возбуждения дела. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено в неотложной ситуации при наличии признаков преступления. О неотложной ситуации см. комментарий к ст. 157, ч. 5 ст. 165 УПК.

6.2. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия - собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК.

Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств: истребования и принятия представленных предметов и документов (см. комментарий к ст. 86 УПК). В числе таких действий могут быть: истребованы объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21 УПК и иными нормативными актами: Законом о прокуратуре (ст. 6), Законом об органах ФСБ (ст. 13), Законом о Федеральных органах налоговой полиции (ст. 14), Законом о милиции (ст. 11) и др.

По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Осмотром места происшествия могут быть и осмотр предметов и документов, трупа. См. комментарий к ст. 176 УПК. Представляется, что если осмотр места происшествия связан с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц, то он должен быть проведен после возбуждения дела по судебному решению (ст. 29; ч. 5 ст. 177 УПК). В неотложных случаях осмотр жилища как места происшествия проводится в порядке ч. 5 ст. 165 УПК.

О производстве освидетельствования и назначении экспертизы до возбуждения дела см. комментарий к ч. 4 ст. 146 УПК.

Наряду с процессуальной проверкой повода к возбуждению дела, может проводиться проверка в соответствии с оперативно-розыскным или административным законодательством. Результаты этих проверок должны быть представлены процессуальным органам в порядке ст. 86, 89 УПК.

Материалы процессуальной проверки повода к возбуждению дела являются уголовно-процессуальными доказательствами и должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям (см. комментарий к ст. 74-75 УПК).

О принятии решения по результатам проверки повода к возбуждению дела см. комментарий к ст. 145 УПК.

7. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трех суточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Срок проверки исчисляется с тех суток, в течение которых был принят повод к возбуждению дела (текущие сутки учитываются - см. комментарий к ст. 128 УПК). Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново - с момента получения сообщения другим органом расследования.

О продлении срока проверки сообщений о преступлениях см. комментарий к ч. 3 ст. 144 УПК.

8. Комментируемая статья предусматривает особый порядок проверки сообщения о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. Средством массовой информации (СМИ) являются периодические печатное издание или совокупность аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющие постоянные названия, (для изданий - текущие номера) и выходящие в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок процессуальной проверки (а не с момента публикации издания или выхода в эфир передачи). Рапорт об обнаружении признаков преступления подается прокурору. При недостаточности данных о признаках преступления или об их отсутствии в самой публикации и рапорте прокурор дает письменное поручение следователю или органу дознания с соблюдением правил подследственности провести предварительную проверку сообщения о преступлении. Прокурор вправе лично провести такую проверку. Прокурор вправе возбудить уголовное дело и без проверки, если с рапортом поступили достаточные данные о признаках преступления (например, материалы оперативной проверки).

8.1. Редакция СМИ обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени (ч. 2 ст. 144 УПК; ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Эта норма действует для предварительной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применяются общие правила доказывания.

Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Однако после возбуждения дела следователь или дознаватель вправе с санкции прокурора произвести принудительную выемку документов, содержащих охраняемую законом о СМИ тайну (ч. 3 ст. 183 УПК). Главный редактор не может отказаться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на профессиональную тайну.

9. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность продления трехсуточного срока предварительной проверки сообщения о преступлении до 10 суток. При этом использованные трое суток включаются в продленный срок. Продление производится по ходатайству следователя или дознавателя вышестоящим для них начальником следственного отдела или органа дознания. Представляется, что надзирающий прокурор вправе продлить срок проверки по всем материалам следствия и дознания.

Срок проверки продляется, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Продление срока проверки свыше 10 суток не предусмотрено (кроме дополнительной проверки до 5 суток по решению прокурора – см. комментарий к ч. 4 ст. 146 УПК). Если по истечении срока проверки осталось неясным, есть ли признаки преступления или их нет, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанное на вероятных данных).

10. На стадии возбуждения дела заявителем признается лицо, подавшее заявление о преступлении или явку с повинной в соответствие со ст. 141, 142 УПК. Если заявитель лично присутствует при приеме заявления или явки с повинной, то ему должен быть выдан документ о принятии его заявления. Если заявление было отправлено по почте, передано с нарочным или с помощью других средств связи, то при личной явке заявителя ему также должен быть выдан документ о принятии заявления. Обязанность выдачи такого документа возлагается на уполномоченных принимать заявления должностных лиц.

В практике применения норм УПК РСФСР (по ведомственным инструкциям) документом о принятии заявления был талон - уведомление. Отрывной листок талона с указанием необходимых сведений выдавался заявителю, а корешок талона с подписью заявителя оставался у работника органа внутренних дел.

11. Уголовно-процессуальный кодекс прямо не предусматривает возможности отказа в принятии заявления о преступлении публичного обвинения. Однако такой отказ возможен, если в заявлении или явке с повинной заведомо не содержится сведений о преступлении и при этом отсутствует просьба заявителя о привлечении к уголовной ответственности (то есть даже по мнению самого заявителя его сообщение не о преступлении). В остальных случаях органы уголовного преследования обязаны принять, зарегистрировать, проверить заявление и вынести по нему решение. Неправомерный отказ в приеме заявлений о преступлениях, другие способы сокрытия преступлений от учета влекут ответственность должностных лиц вплоть до уголовной. Обязанность осуществления надзора за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возлагается на прокурора (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).

Об обжаловании действий и решений органов расследования см. комментарий к ст. 124 и 125 УПК.

Отказ в принятии заявления к своему производству предусмотрен только по делам частного обвинения (ч. 1 ст. 319 УПК). Отказ оформляется постановлением мирового судьи при неисполнении его указаний о пересоставлении заявления о преступлении частного обвинения. Постановление мирового судьи может быть обжаловано в апелляционном порядке (гл. 43 УПК).

12. Заявление по делу частного обвинения проверяется и разрешается в особом порядке. По общему правилу заявления по делу частного обвинения подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (см. комментарий к ст. 318 УПК).

Однако заявитель не обязан давать точную квалификацию деяния. Он может предполагать о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления по делам частного обвинения должны быть приняты и зарегистрированы органами уголовного преследования в общем порядке.

По заявлению о преступлении частного обвинения может быть проведена проверка по ст. 144 УПК в целях установления признаков преступления публичного обвинения. Проверка может быть проведена для выяснения обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК (неспособности потерпевшего самостоятельно защищать свои права). Если в результате проверки будут установлены признаки преступления публичного или частно-публичного обвинения, то уголовное дело возбуждается по общим правилам. Если в соответствие с ч. 4 ст. 20 УПК уголовное дело частного обвинения возбуждается прокурором, то оно переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание или по указанию прокурора - предварительное следствие (ст. 150 УПК). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). При этом потерпевший обязан составить заявление в установленной ст. 318 УПК форме. Если в суд поступит заявление без этих реквизитов, то суд возвращает его для устранения недостатков (ст. 319 УПК).

1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.

Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz