148

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

— выполнять поручения прокурора о производстве следственных действий, его указания о проведении ОРМ (п. 11 ч. 2 ст. 37), а также письменные поручения следо- вателя о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об ис- полнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных про- цессуальных действий, а также оказывать следователю содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164);

— производить дознание (гл. 32).

9. Расследование в форме дознания производят дознаватели ОВД, органов по кон- тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов, службы судебных приставов, таможенных органов, дознаватели органов го- сударственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. В соот- ветствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства рас- следования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы ФСБ; таможенные органы, командиры во- инских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; началь- ники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие должност- ные лица, которые на основании ст. 40 имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании. В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о пол- номочиях ряда других органов дознания остается нерешенным — либо ввиду сохра- нения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в норма- тивных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения УПК, регулирующие поря- док производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (на- чальники зимовок, геологоразведочных партий).

СТАТЬЯ 41

ДОЗНАВАТЕЛЬ

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно- розыскные мероприятия.