310

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

следствий правонарушения) требуется доказать вину и бездействие поручителя, не- добросовестность исполнения им своих обязанностей, о чем составляется протокол (приложение 99 к ст. 476 УПК). Однако на практике это доказать очень сложно, по- скольку действия поручителя, обеспечивающие надлежащее поведение обвиняемого, имеют непроцессуальный характер, точно не предусмотрены. Проблема может быть решена с помощью презумпции виновности поручителя, который освобождается от ответственности, если докажет, что добросовестно выполнял свои обязательства (хотя обвиняемый скрылся).

11. Ненадлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого), взятого на поруки, может повлечь применение к нему более строгой меры пресечения (ст. 110 УПК).

12. О сроке действия личного поручительства см. комм. к ст. 97 и 100.

СТАТЬЯ 104

НАБЛЮДЕНИЕ КОМАНДОВАНИЯ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиня- емым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обя- зательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.

2. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воин- ской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

3. Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, кото- рому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для преду- преждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воин- ской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пре- сечения.

1. Наблюдение командования воинской части преследует цель обеспечения над- лежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), в т.ч. пресекает сокрытие этих лиц и продолжение ими преступной деятельности (о содержании надлежащего пове- дения см. комм. к ст. 102).

2. Для избрания меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части необходимо наличие оснований, условий, мотивов и вынесение соответствую- щего постановления или определения (ст. 97, 99, 101 УПК).

3. Специальным условием избрания данной меры пресечения является особый статус обвиняемого (подозреваемого) — прохождение им военной службы (по при- зыву или контракту) или призыв на военные сборы. Понятие «военнослужащий» рас- крывается в ст. 2 ФЗ от 27.05.98 г. «О статусе военнослужащих»; ст. 2 ФЗ от 28.03.98 г. «О воинской обязанности и военной службе».

Обычно наблюдение командования воинской части избирается в отношении сол- дат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов; реже — офицеров. Данная мера пресечения эффективна, когда обвиняемый находится на казарменном положении.