РАЗДЕЛ III. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ
277
4. Важное значение имеет вопрос, могут ли нарушения правового режима соби- рания оперативно-розыскных данных, установленные Законом об ОРД, повлечь за собой недопустимость сформированных на их основе доказательств. В ст. 75 УПК недопустимость связывается лишь с нарушениями самого Кодекса, поэтому при бук- вальном толковании указанной статьи нарушения оперативно-розыскного закона в расчет как бы не принимаются. Однако такой подход противоречил бы ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, в которой недопустимость доказательств ставится в зависимость от нарушения при их получении любого федерального закона, в т.ч., очевидно, и Закона об ОРД (см. об этом комм. к ст. 75). Поэтому доказательства, полученные в результате ОРМ, проведенных с существенными нарушениями названного Закона, должны при- знаваться недопустимыми. Иное создавало бы возможность, формально не нарушая уголовно-процессуальных норм, в обход них вовлекать в орбиту уголовного судопро- изводства предметы и сведения, добытые в нарушение конституционных прав лич- ности.
Условием допустимости полученных в результате ОРМ доказательств является соблюдение в первую очередь следующих требований Закона об ОРД:
— в ходе проведения ОРМ могут использоваться только такие технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6);
— запрещается проведение ОРМ и использование специальных и иных техни- ческих средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограмми- рованных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то Зако- ном об ОРД (ч. 6 ст. 6);
— проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь на основании судебного решения и при наличии информации: а) о признаках подготавливаемого, соверша- емого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предва- рительного следствия обязательно, б) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно, в) о событиях или действиях, создающих угрозу государствен- ной, военной, экономической или экологической безопасности. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государ- ственной, военной, экономической или экологической безопасности, допускается про- ведение указанных ОРМ на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении тако- го ОРМ либо прекратить его проведение (ч. 2 ст. 8);
— проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и про- дукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц ор- ганов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8);