РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

87

4. Особенности производства обыска, выемки и осмотра помещений в отноше- нии лиц, пользующихся служебным иммунитетом, предусмотрены гл. 52 УПК и ря- дом других законов: ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»; ст. 15 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Депутаты Государ- ственной Думы и члены Совета Федерации не могут быть в связи с действиями по осуществлению депутатской деятельности подвергаться обыску без согласия соот- ветствующей палаты Федерального Собрания, испрошенного по представлению Ге- нерального прокурора РФ, за исключением случаев задержания на месте преступле- ния. Неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации распространяется на занимаемые ими жилые помещения и служебные транспортные средства, их документы и багаж (ст. 98 Конституции РФ, ст. 19 ФКЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собра- ния Российской Федерации»). Президент России неприкосновенен (ст. 91 Конститу- ции РФ). Президента нельзя подвергать обыску и другим принудительным мерам. Неприкосновенность Президента распространяется на его жилье, служебные поме- щения, принадлежащие или используемые им вещи. Уполномоченный по правам че- ловека в РФ пользуется неприкосновенностью в течение всего срока своих полномо- чий. Он, в частности, не может без согласия Государственной Думы быть подвергнут обыску (ч.1 ст. 12 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Феде- рации»).

5. Правила о неприкосновенности жилища распространяются на любое проник- новение в него, в т.ч. с целью проведения других следственных действий — допроса, проверки показаний на месте, осмотра отдельных предметов и документов и т.д., а также на оперативно-розыскные мероприятия.

6. Согласно п. 18 ст. 11 Закона РФ «О милиции» она имеет право «входить бес- препятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земель- ные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматри- вать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается пре- ступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопас- ности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастро- фах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уве- домляет прокурора в течение 24 часов».

С учетом положения ч. 2 ст. 4 Закона «О введение в действие Уголовно-процессу- ального кодекса Российской Федерации» с 01.01.2004 г. милиция, как орган дознания, обязана уведомлять о таких случаях проникновения в жилище против воли прожива- ющих в нем граждан, если это связано с производством процессуального осмотра, не прокурора, а судью. Представляется, что во всех прочих случаях, указанных в на- званном пункте ст. 11 Закона «О милиции» (в частности, при проникновении в жили- ще при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и т.д.), уве- домление по-прежнему должно направляться прокурору.