420

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

порт (заявление) о том, что в СМИ опубликована информация о признаках совершен- ного преступления1, б) письменное поручение прокурора или его заместителя прове- сти проверку публикации; в) рапорт прокурора, составленный по итогам проверки.

Приказ МВД РФ от 01.12.2005 № 985 обязывает зарегистрировать в книге учета сообщений о преступлениях поручение прокурора и с момента такой регистрации исчислять срок проверки (п. 16 Инструкции). Приказ Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12, напротив, предусматривает регистрацию рапорта, составленного по результа- там проверки сообщения о преступлении, распространенного в СМИ (п. 23 Инструк- ции). Представляется, что ст. 144 УПК, имеющая большую юридическую силу перед ведомственными инструкциями, регулирует проверку публикации в СМИ, т.е такая проверка есть уголовно-процессуальная деятельность, ограниченная соответству- ющими процессуальными сроками и вызванная наличием повода к возбуждению дела. Таким образом, поводом к возбуждению дела необходимо считать первоначальный рапорт о том, что в СМИ опубликована информация о признаках совершенного пре- ступления, а если прокурор по своей собственной инициативе дал поручение о проведении проверки публикации, то поводом должно считаться это поручение.

Такой вывод подтверждается п. 15 Инструкции (приказ Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12), в котором сказано, что сведения, распространенные в СМИ, счи- таются сообщением о преступлении, полученным из иных источников. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК — такие сообщения являются поводом для возбуждения дела. Кроме того, указанная Инструкция (п. 35) предусматривает исчисление сроков проверки с момента поступления первого сообщения о преступлении.

Редакция СМИ обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информа- цию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени (ч. 2 ст. 144 УПК; ст. 41 Закона «О средствах массовой информации»). Эта норма действует для предва- рительной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применя- ются общие правила доказывания.

Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Однако после возбуждения дела следователь или дознаватель вправе с санкции прокурора произвести принудитель- ную выемку документов, содержащих охраняемую Законом о СМИ тайну (ч. 3 ст. 183 УПК). Главный редактор не может отказаться от дачи свидетельских показаний, ссы- лаясь на профессиональную тайну.

9. Часть 3 комм. статьи предусматривает возможность продления трехсуточного срока предварительной проверки сообщения о преступлении до 10 суток. При этом использованные 3 суток включаются в продленный срок. Продление производится по ходатайству следователя или дознавателя вышестоящим для них начальником след- ственного отдела или органа дознания. Представляется, что надзирающий прокурор вправе продлить срок проверки по всем материалам следствия и дознания. Срок про- верки продляется, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения в порядке ст. 145 УПК.

1

Такое обращение необходимо, поскольку немыслимо возлагать на одного прокурора обязан- ность исследовать все СМИ на предмет наличия в них сведений о преступлениях.