РАЗДЕЛ IV. МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

313

5. Из указанного условия вытекают следующие особенности присмотра за несо- вершеннолетним:

1) приобретение несовершеннолетним дееспособности в полном объеме (в силу вступления в брак — ст. 21 ГК; или эмансипации — ст. 27 ГК), как правило, исключа- ет избрание или влечет отмену присмотра. В этом случае можно применить личное поручительство;

2) в силу неполной дееспособности несовершеннолетнего процессуальный закон прямо не требует получения его согласия на избрание присмотра. Однако, как и дру- гие психолого-принудительные меры пресечения, присмотр будет неэффективным без согласия самого обвиняемого (подозреваемого). Его согласие служит важным под- тверждением возможности обеспечения надлежащего поведения, его доверия пору- чителю. Обязательность согласия обвиняемого для мер, не связанных с тюремным заключением, предусматривается Токийскими правилами (п. 3.4), принятыми Резо- люцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/110;

3) присмотр избирается при согласии (ходатайстве) родителей, опекунов, попе- чителей и иных лиц. Это прямо предусматривалось ст. 394 УПК РСФСР в ред. от 09.03.2001 г. Согласие администрации специализированных детских учреждений не требуется как при должностном поручительстве, поскольку условия присмотра со- впадают с их должностными обязанностями.

6. Избрание присмотра должностными лицами специализированного детского учреждения обычно применяется тогда, когда несовершеннолетний уже находится в этом учреждении не в связи с данным уголовным делом. В рамках применения меры пресечения — присмотра — следователь не вправе поместить находящегося «на сво- боде» несовершеннолетнего обвиняемого в специализированное учебно-воспитатель- ное учреждение закрытого типа. Этот вопрос относится к компетенции суда в соответ- ствие ч. 5 ст. 15 ФЗ от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В то же время ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правона- рушений несовершеннолетних» в ред. от 01.12.2004 г. предусматривает, что основани- ем приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающих- ся в социальной реабилитации, является постановление дознавателя, следователя, про- курора или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или законных представителей несовершеннолетнего (п. 4 ч. 3 ст. 13). Из этой нормы следу- ет вывод, что не исключена отдача находящегося «на свободе» несовершеннолетнего под присмотр должностным лицам специализированных учреждений для несовершен- нолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационных центров, приютов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

7. Порядок разъяснения существа обвинения (подозрения) и ответственности лицам, берущим несовершеннолетнего под присмотр, такой же, как и при избрании личного поручительства (см. комм. к ст. 103).

8. Избрание в отношении несовершеннолетнего меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, является основанием для проведения с ним индивиду- альной профилактической работы в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен- нолетних».