РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

45

своих обязанностей. Частные домашние работники сотрудников представительства защищаются иммунитетом в том объеме, в котором это допускает государство пребы- вания.

Соглашение между Правительством РФ и Межпарламентской Ассамблеей госу- дарств — участников Содружества Независимых Государств об условиях ее пребыва- ния на территории Российской Федерации 1998 г. предоставляет иммунитеты долж- ностным лицам Ассамблеи;

6) военные наблюдатели, инспектора и члены летных экипажей.. Международ- ные документы предусматривают дипломатический иммунитет наблюдателей, ин- спекторов и членов инспекционных групп. Иммунитет предоставляется на весь пе- риод пребывания на территории наблюдаемой стороны в отношении действий, совершенных ими при осуществлении своих официальных функций. Так, согласно Итоговому документу Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 г. наблюдатели и инспектора, проверя- ющие соблюдение мер доверия, пользуются иммунитетами, которые предоставлены дипломатическим представителям Венской конвенцией о дипломатических сноше- ниях 1961 г. Сходные иммунитеты у инспекторов и членов летных экипажей (п. 6 разд. III Протокола об инспекциях в связи с Договором между СССР и США о ликви- дации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., ст. XIII Договора по открытому небу 1992 г.);

7) лица из состава коллективных сил по поддержанию мира и безопасности. Статья 1 Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г. причисляет к «персоналу ООН»: лиц, привлеченных или направленных Гене- ральным секретарем ООН в качестве членов военного, полицейского или граждан- ского компонентов операции ООН; других должностных лиц и экспертов, командиро- ванных ООН или ее специализированными учреждениями или МАГАТЭ, находящихся в районе проведения операции ООН в официальном качестве. В категорию «связан- ный с ООН персонал» Конвенция включает: лиц, назначенных правительством или межправительственной организацией с согласия компетентного органа ООН; лиц, привлеченных Генеральным секретарем ООН или специализированным учреждени- ем или МАГАТЭ; лиц, направленных гуманитарной неправительственной организа- цией или гуманитарным учреждением в соответствии с соглашением с Генеральным секретарем ООН или со специализированным учреждением или МАГАТЭ для осуще- ствления деятельности в поддержку выполнения мандата операции ООН. Обычно между принимающим государством и ООН имеется соглашение о статусе операции ООН и всего задействованного в операции персонала, в т.ч. положение о привилегиях и иммунитетах военного и полицейского компонентов операции;

8) граждане иностранных государств, пользующиеся иммунитетом на основа- нии отдельных международных договоров. По Конвенции о помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. запрашивающее помощь государство предоставляет членам оказывающего помощь персонала иммунитет от ареста, задер- жания и судебного разбирательства со стороны обратившегося за помощью государ- ства за те действия (или бездействие), которые совершены ими при выполнении сво- их функций;

9) лица, прибывающие в Российскую Федерацию по вызову правоохранительных органов. Обычно вызов делается для производства с участием этих лиц различного