126

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Таким образом, из подсудности военных судов, дислоцирующихся за пределами территории РФ, УПК исключает, во-первых, военнослужащих, которые не проходят службу непосредственно в войсках РФ, а в соответствии с ФЗ «О статусе военнослу- жащих» и «О воинской обязанности и военной службе» исполняют иные обязанно- сти, в частности, прикомандированы к государственным органам и учреждениям, иным предприятиям, учреждениям и организациям, международным организациям и т.д. Во-вторых, подсудность таких военных судов распространяется только на граждан РФ, а иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления против интересов России и ее граждан, а также международные преступления (т.н. экстерриториальная юрисдикция национальных судов в силу международно-право- вых принципов защиты и безопасности и универсальности — см. комм. к ст. 3), из- под нее выводятся. В-третьих, по буквальному смыслу ч. 8 комм. статьи военным судам, находящимся за пределами территории РФ, оказываются подсудны не только дела о преступлениях военнослужащих, но и членов их семей, даже если они не про- живают совместно с этими военнослужащими за границей, но своими деяниями «по- сягают на интересы Российской Федерации». В-четвертых, к подсудности военных судов, дислоцирующихся за пределами территории РФ, относятся, в частности, дея- ния, совершенные на территории, «находящейся под юрисдикцией Российской Феде- рации». Но согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Российская Федерация также «осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права» (ч. 2 ст. 67). Таким образом, данная норма может реально применяться только при том условии, что каким-либо международно-правовым дого- вором, предусматривающим размещение контингента российских войск на террито- рии другого государства, установлена юрисдикция России над частью территории этого иностранного государства.

9. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ «федеральные законы не могут противо- речить федеральным конституционным законам». Закон от 23.06.99 г. «О военных судах Российской Федерации» является федеральным конституционным законом. Поэтому на основании сделанного выше анализа можно, на наш взгляд, прийти толь- ко к одному выводу — ч. 6 и 8 ст. 31 УПК РФ, регулирующие подсудность окружных (флотских) военных судов и военных судов, дислоцирующихся за пределами терри- тории РФ, применению не подлежат — по крайней мере, до тех пор, пока в Федераль- ный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» не будут вне- сены адекватные изменения.

10. В ч. 8 комм. статьи определяется подсудность военных и иных судов по т.н. связи дел. Причем содержащаяся здесь норма решает вопрос о возможности подсуд- ности дел о преступлениях, совершенных не военнослужащими, диаметрально про- тивоположно тому, как это было сделано в УПК РСФСР. Согласно старому Кодексу, если дело по обвинению группы лиц в совершении нескольких преступлений было подсудно военному трибуналу в отношении хотя бы одного лица, то дело о всех лицах рассматривалось военным трибуналом (ч. 2 ст. 42 УПК РСФСР). Напротив, теперь, если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то оно может рассматриваться военным судом лишь при не-