РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
49
и принудительные действия без получения соответствующего разрешения запреще- ны также в отношении помещений и имущества:
— консульских представительств и частных резиденций их сотрудников (ст. 31 Конвенции 1963 г., ст. 21 Положения 1966 г.); специальных миссий (ст. 25, 30 Конвен- ции 1969 г.);
— международных организаций (разд. 5 Конвенции о привилегиях и иммуните- тах специализированных учреждений 1947 г., ст. V и VI Конвенции о правовом стату- се, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и т.д.);
— представительств государств при международных организациях (ст. 23 Кон- венции 1975 г.);
— групп наблюдателей, инспекторов и членов летных экипажей (Конвенция о за- прещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1996 г. и др.);
Не только обыск или выемка не могут производиться в отношении учреждений и лиц, пользующихся неприкосновенностью. Согласно ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. помещения дипломатического представитель- ства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, средства пере- движения представительства пользуются иммунитетом также от реквизиции, ареста и исполнительных действий. Архивы, документы и официальная переписка диплома- тических и консульских представительств неприкосновенны. Дипломатическая поч- та не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Аналогичные положения содержатся в ст. 25 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Венской конвенции о кон- сульских сношениях 1963 г. и т.д.
7. О том, что лицо пользуется дипломатическим иммунитетом, может свидетель- ствовать наличие у него дипломатического паспорта, а также выданной МИД РФ дип- ломатической карточки установленного образца, служебной карточки или служебно- го удостоверения с соответствующим штампом.
8. В случае если лицо, обладающее дипломатическим иммунитетом, заявляет о совершении в отношении него преступления, то сам по себе этот факт еще не озна- чает получения надлежащего согласия на проведение с участием данного лица всех необходимых процессуальных действий. Если через МИД РФ не получено надлежа- щее согласие на проведение процессуальных действий в отношении дипломата, необ- ходимо провести без его участия неотложные и другие следственные действия, кото- рые не затрагивают дипломатического иммунитета.
На практике согласие на выполнение процессуальных действий с лицами, обла- дающими дипломатическим иммунитетом, следователи иногда получают через со- трудников МИДа РФ по телефону, после чего составляют и приобщают к делу справ- ку о том, каким образом испрашивалось согласие и кто давал разрешение. Однако такой способ получения согласия не обеспечивает его достаточной надежности и по- тому может иметь неблагоприятные внешнеполитические последствия. Кроме того, следователь вправе лишь истребовать иные документы у других лиц (ч. 4 ст. 21 УПК), но не должен создавать их сам. Представляется, что следователь (дознаватель) дол- жен запросить официальные документы из МИДа РФ, содержащие сведения о согла- сии аккредитующего государства (в лице его полномочных представителей) на про-