414

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

воду криминальных травм (отправленные на основании ст. 61 Закона от 22.07.93 «Ос- новы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»); работ- ников паспортных служб — об утрате паспортов при подозрительных обстоятель- ствах; работников дорожно-патрульной службы — о дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях; работников подразделений охраны — о фактах срабатывания приборов охранной сигнализации; работников противопожарной служ- бы — о пожарах и возгораниях и др.;

б) поступивших в органы уголовного преследования, но не обладающих приз- наками заявлений в силу отсутствия просьбы о возбуждении дела и информации о явных признаках преступления. Например, сообщения страховых компаний об обращении граждан по поводу выплаты страховых сумм в связи с преступными посягательства- ми; сообщения администрации предприятий о несчастных случаях с людьми; частные определения суда о нарушениях порядка в зале суда, о даче ложных показаний и др.;

в) которые специально не направлялись в органы, уполномоченные возбуждать уголовные дела. Это может быть массовая информация (предназначенные для не- ограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и ма- териалы — ст. 2 ФЗ «О средствах массовой информации»): статьи, заметки, письма граждан, опубликованные в печати; информация, распространенная по телевидению, радио, Интернету и др.

6. В рапорте об обнаружении признаков преступления «иным источником» мо- жет быть и непосредственное обнаружение признаков преступления.

Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного следствия, проку- ратуры и иных правоохранительных органов. Например, рапорт сотрудника патруль- но-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний.

При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника (см. комм. к ст. 91— 92).

Особым значением обладает рапорт об обнаружении признаков преступления в ходе ОРД. Согласно ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут служить поводом для возбуждения дела. Материалы оперативных прове- рок — результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) — передаются орга- нам уголовного преследования в порядке, установленном ведомственными норматив- ными актами. Органы, осуществляющие ОРД, сами одновременно являются органами дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК) и имеют право возбудить уголовное дело при обнару- жении признаков преступления. Об использовании в доказывании результатов ОРД см. комм. к ст. 89.

Между оперативно-розыскным законодательством и комм. статьей существует кол- лизия, которая вызывает проблемы в правоприменении. Согласно ст. 7 ФЗ «Об опера- тивно-розыскной деятельности» основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными соответствующим органам сведения о признаках преступления, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении дела. Данная норма не яв- ляется основанием для нарушения УПК.

Поступившие в оперативные органы сведения о признаках преступления всегда могут повлечь оперативно-розыскную проверку (проведение ОРМ). Однако в тех слу-