РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

67

ми ФЗ от 17.01.92 г. «О прокуратуре Российской Федерации». В специальных нормах УПК могут быть предусмотрены случаи, когда отдельные действия или решения при- нимаются лишь прокурорами, занимающими строго определенные должности. Так, срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен судом по хода- тайству следователя, внесенному с согласия лишь Генерального прокурора РФ или его заместителя (ч. 3 ст. 109 УПК); следователь возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в случае, если 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, только с согласия прокурора субъекта РФ (ч. 7 ст. 109 УПК); двухмесячный срок предвари- тельного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями; продление же это- го срока до 12 месяцев производится лишь прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями; дальнейшее продление сро- ка предварительного следствия может быть произведено Генеральным прокурором РФ или его заместителями (ч. 4, 5 ст. 162 УПК). Только Генеральный прокурор РФ вправе возбуждать уголовное дело в отношении членов Совета Федерации и депутата Государственной Думы и ряда других лиц, перечисленных в п. 1, 3—8 ст. 448 УПК; прокурор субъекта РФ имеет те же полномочия в отношении лиц, названных в п. 9, 11 той же статьи.

Наряду с представлениями, актами прокурорского реагирования в уголовном процессе служат санкции, т.е. разрешение, или согласие, прокурора на производство дознавателем, следователем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений (п. 39 ст. 5 УПК). Таким обра- зом, слова «санкция», «разрешение», «согласие» используются здесь как синонимы. Санкция — это разрешение прокурора на принятие определенного процессуального решения, выполнение или невыполнение определенного процессуального действия следователем, дознавателем или органом дознания (более подробно о полномочиях прокурора и даче им санкций см. комм. к ст. 37).

19. К пунктам 34, 35. О понятии реабилитации см. комм. к гл. 18.

20. К пунктам 36.1 и 38. Розыскными мерами в п. 38 названы лишь меры, прини- маемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дозна- вателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении пре- ступления. О розыскных мерах говорится в ст. 152, 157, 208, 209, 210, 238, 253 УПК. Однако в ч. 4 ст. 157 сказано, что орган дознания не только по поручению следователя или дознавателя, но и по собственной инициативе должен принимать меры к розыску лица, совершившего преступление, в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, уведомляя следовате- ля об их результатах.

Закон предусматривает возможность розыска не только подозреваемого, но и об- виняемого в случае, если неизвестно его местонахождение либо он скрылся. Если место нахождения обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск орга- нам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительно- го следствия или выносит отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновремен- но с его приостановлением (ст. 209, 210 УПК). Поручение о производстве розыска вправе давать не только следователь или дознаватель, но и суд. Согласно ч. 2 ст. 238