68

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

УПК в случае, когда обвиняемый скрылся и место его пребывания неизвестно, судья в ходе предварительного слушания приостанавливает производство по уголовному делу и поручает прокурору обеспечить его розыск.

Закон разделяет понятия следственных действий, розыскных и оперативно- ро- зыскных мероприятий (ч. 4 ст. 157 УПК). Следственные действия, выполняемые сле- дователем, дознавателем, прокурором, судом, направлены на получение доказательств, могут сопровождаться применением процессуального принуждения и подробно ре- гламентированы уголовно-процессуальным законом. Оперативно-розыскные меро- приятия (деятельность) — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) установлен в ст. 6 этого Закона. Розыскные действия могут осуществляться как органом дознания, так следователем и дознавателем. ОРМ следователь и дознава- тель проводить не вправе. К розыскным действиям относятся: преследование «по го- рячим следам» (погоня), обследование (прочесывание) местности в целях поиска и обнаружения следов преступления или скрывающегося преступника; организация заградительных мероприятий и засад в местах возможного появления разыскивае- мых подозреваемых и обвиняемых; проведение опросов свидетелей-очевидцев и дру- гих лиц; патрулирование; использование данных криминалистических учетов и мате- риалов архивных дел, иной документации; направление запросов в различные государственные органы, учреждения, организации, предприятия. Розыскные меро- приятия проводятся несекретными методами, однако сам факт проведения некоторых розыскных мероприятий (преследование «по горячим следам», засада) может до оп- ределенного момента также быть тайной. ОРМ в большинстве своем тяготеют к ис- пользованию секретных методов и средств (оперативное внедрение, оперативный экс- перимент, контролируемая поставка и т.д.), хотя могут включать в себя и открытые действия розыскного характера (опросы граждан, наведение справок). ОРМ могут ограничивать некоторые конституционные права граждан (в этих случаях они прово- дятся на основании судебного решения — ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной дея- тельности»), в то время как розыскные мероприятия права граждан не ограничивают. В случае обнаружения подозреваемого или обвиняемого к нему применяются меры процессуального принуждения (задержание, заключение под стражу и т.д.).

Об использовании результатов ОРД см. комм. к ст. 89.

21. К пункту 40. Свидетельский иммунитет определяется в этом пункте как пра- во лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также как иные полномочия, предусмотренные УПК. Субъектами иммунитета являются не только свидетели (п. 1 ч. 4 ст. 56), но и потерпевший (п. 3 ч. 2 ст. 42), гражданский истец (п. 7 ч. 4 ст. 44), гражданский ответчик (п. 4 ч. 2 ст. 54). Еще более сильным иммунитетом в области дачи показаний обладают подозреваемый и обвиняемый, которые вправе отказаться от дачи любых показаний и объяснений (п. 2 ч. 4 ст. 46, п. 3 ч. 4 ст. 47). Поскольку в указанных случаях отказ от дачи показаний — это конституционное пра- во лица (ст. 51 Конституции РФ), использование этого права не может ставиться ему в вину или учитываться как инкриминирующий момент при оценке доказательств судом. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.96 г. «О судебном приговоре» записано: «Отказ подсудимого от дачи показаний не может служить под- тверждением доказанности его вины и учитываться в качестве обстоятельства, отри-