РАЗДЕЛ VII. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
415
чаях, когда эти сведения обладают признаками заявления (ст. 141 УПК) или явки с повинной (ст. 142 УПК), они как поводы к возбуждению дела должны быть приня- ты (официально зарегистрированы) в уголовно-процессуальном порядке (ст. 144 УПК).
Существует объективная проблема с выбором оперативно-розыскной или про- цессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к воз- буждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать ра- порт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст. 7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить — уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не ис- ключает параллельного проведения этих видов деятельности.
В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должен быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессу- альная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с кри- минальной травмой). Если в поступившем сообщении нет явной информации о при- знаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка.
Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступ- ления, подлежит отводу — не может исполнять в данном деле обязанности дознавате- ля, следователя или прокурора, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). См. комм. к ст. 61; б) это лицо само проводило ОРМ (см. комм. к ч. 2 ст. 41) .
7. В отличие от заявления в содержании рапорта нет требования о привлечении к уголовной ответственности, в нем лишь содержится информация о признаках пре- ступления. Если сотрудник правоохранительного органа лично заинтересован в деле (например, сам является пострадавшим) или обнаружил преступление не в связи со служебной деятельностью, то его требование о привлечении кого-то к уголовной от- ветственности должно быть оформлено заявлением в порядке ст. 141 УПК.
8. Как и другие поводы к возбуждению дела, рапорт может содержать сведения не только о совершенном или подготавливаемом преступлении, но и о совершаемом преступлении (например, продолжаемом или длящемся).
9. Рапорт должен быть составлен и направлен в соответствующий орган рассле- дования немедленно при обнаружении признаков преступления. С момента подачи рапорта начинается исчисляться срок предварительной проверки сообщения о пре- ступлениях (см. комм. к ч. 1 ст. 144).
СТАТЬЯ 144
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ
1. Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пре- делах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему ре- шение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При