РАЗДЕЛ VII. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

417

туры Российской Федерации» (вместе с Инструкцией о едином порядке приема, ре- гистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Россий- ской Федерации);

— приказ ФСКН РФ от 09.03.2006 № 75 «О реализации приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 г. № 39/1070/ 1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (вместе с Инструкцией о по- рядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборо- том наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях);

— приказ МЧС РФ от 02.05.2006 № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Фе- дерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

— приказ Минюста РФ от 02.05.2006 № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной служ- бе судебных приставов сообщений о преступлениях»;

— приказ Минюста РФ от 11.07.2006 № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнитель- ной системы сообщений о преступлениях и происшествиях».

Также действуют следующие нормативные акты: приказы МВД РФ от 01.12.2005 № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной ин- формации о происшествиях»; от 2.08.05 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хо- зяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»; и др.

3. Правила комм. статьи распространяются только на такие сообщения о пре- ступлениях, которые являются одним из трех поводов к возбуждению дела (см. комм. к ст. 140). Сообщения, не являющиеся поводом к возбуждению дела, могут прове- ряться в административном или оперативно-розыскном порядке. Административная проверка предусмотрена КоАП (ст. 28.1), подзаконными актами

1. Оперативная проверка регулируется оперативно-розыскным законодательством (ФЗ «Об оперативно-розыс- кной деятельности»), проводится специальными субъектами, средствами и в сроки, установленные ведомственными нормативными актами. По результатам оперативной проверки может быть подан рапорт как повод для возбуждения дела в соответствии со ст. 143 УПК.

4. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида пре- ступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты ин- формации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частно- го обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотлож- ных ситуациях см. также комм. к ст. 157.

1

См. п. 17 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утв. приказом МВД РФ от 16.09.2002 г. № 900 // РГ. 27.11.2002.