РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
31
а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требу- ют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее приме- нения при условии принятия ФЗ, регулирующего права, свободы, обязанности чело- века и гражданина и другие положения;
б) суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу Консти- туции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конститу- ции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а ФЗ, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсут- ствует.
Следует, однако, иметь в виду, что согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголов- но-процессуальное законодательство относится к исключительному ведению РФ. Поэтому субъекты РФ не вправе принимать законы, регулирующие порядок произ- водства по уголовным делам. Если закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ все же включает нормы, которые противоречат УПК РФ, то в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ действуют положения Кодекса.
6. Как записано в ч. 3 ст. 1 УПК, «общепризнанные принципы и нормы междуна- родного права и международные договоры Российской Федерации являются состав- ной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное су- допроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора». Трудно представить, как нормы международных догово- ров и международные обычаи могут быть частью «законодательства». Имеется в виду, что международные нормы есть часть правовой системы России.
В международных договорах, касающихся вопросов уголовного процесса, могут найти закрепление как общепризнанные всем мировым сообществом принципы и нор- мы, так и нормы, регулирующие отношения только участвующих в них государств. В зависимости от количества участников договоры бывают многосторонними и дву- сторонними. Состав и уровень их участников также может быть различным. Соглас- но п. 2 ст. 3 ФЗ от 15.07.95 г. «О международных договорах Российской Федерации» «международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Фе- дерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Феде- рации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполни- тельной власти (договоры межведомственного характера)». Наибольшее значение для уголовного процесса имеют договоры о правовой помощи, определяющие порядок взаимодействия судебных и следственных органов разных стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами государств, где были со- вершены преступления; исполнении поручений о производстве процессуальных дей- ствий и т.д. Значительное количество таких договоров было в свое время заключено СССР с социалистическими государствами, а также с Алжиром, Грецией, Ираком, Тунисом, Финляндией и некоторыми другими странами. Часть из них продолжает действовать и поныне. В 90-е гг. Россией были подписаны аналогичные соглашения