46

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

рода процессуальных действий. Независимо от наличия у них иностранного или рос- сийского гражданства такие лица не могут привлекаться к уголовной ответственно- сти, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересече- ния государственной границы РФ (ст. 4 Договора между РФ и КНР 1992 г., ст. 12 Договора между РФ и Азербайджанской Республикой 1992 г., ст. 9 Конвенции СНГ 1993 г.). Их нельзя привлечь к ответственности, заключить под стражу или подверг- нуть наказанию также и в связи с их свидетельскими показаниями или экспертными заключениями, данными по уголовному делу, являющемуся предметом разбиратель- ства (ст. 12 Договора между РФ и Латвийской Республикой 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Эстонской Республикой 1993 г. и др.). Правительственным российско- американским соглашением о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г. предусмотрено, что в случае просьбы, заявленной российскими правоохранительны- ми органами о явке лица, находящегося на территории США, для дачи показаний в Россию, этому лицу властями США направляется предложение добровольно явить- ся в российские правоохранительные органы. При этом российская сторона обязана указать объем гарантий личной неприкосновенности данного лица. Такой иммунитет имеет срочный характер. Обычно он прекращает действие, если указанные лица в течение 15 (иногда 30) дней с момента уведомления о том, что их присутствие не является необходимым, не покинут территорию России (ст. 10 Договора между СССР и Финляндской Республикой 1978 г., ст. 12 Договора между РФ и Республикой Мол- дова 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран 1996 г., ст. 11 Договора между РФ и Канадой 1997 г. и т.д.).

4. В международном праве существует общее правило, сформулированное в ст. 32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст. 45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст. 41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д., согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя государства есть исключительное право лишь аккредиту- ющего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализи- рованных учреждений ООН 1947 г. (разд. 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного уч- реждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от имму- нитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного уч- реждения.

В статье 3 не урегулирован вопрос об отказе от дипломатического иммунитета, однако, исходя из названных норм международных договоров РФ, следует признать, что правоохранительные органы РФ не могут возбудить или обязаны прекратить уго- ловное дело в отношении лица, пользующегося таким иммунитетом, за исключением случаев, когда иностранное государство или международная организация дают ясно выраженное согласие на привлечение этого лица к уголовной ответственности.

5. К лицам, обладающим полным свидетельским иммунитетом, принадлежат:

Сотрудники дипломатических представительств, главы иностранных госу- дарств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены се- мей, а также представители посылающего государства в специальных миссиях