РАЗДЕЛ VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

449

(см. комм. к ст. 32) и закреплено в некоторых международных нормах (ст. 77 Минс- кой конвенции 1993 г. — см. комм. к ст. 33).

2. По общему правилу предварительное расследование производится в том ме- сте, где окончено деяние, вне зависимости от места наступления преступных послед- ствий. Место окончания деяния определяется территорией органа расследования, на которой совершено последнее действие, входящее в объективную сторону состава преступления, или на которой должны были быть совершены действия при преступ- ном бездействии.

Например, преступник с территории участка № 1 произвел выстрел в потерпев- шего, который находился на территории участка № 2. Несмотря на место нахождения трупа потерпевшего (последствия), предварительное следствие должно производить- ся в участке № 1.

Об исключениях см. комм. к ч. 4—5 ст. 152.

Распределение территории между одноименными органами расследования уста- навливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-тер- риториального деления.

В начале расследования территориальная подследственность устанавливается, вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уго- ловное дело (или в который дело направлено прокурором). При установлении иной подследственности применяются правила ч. 5 ст. 152.

3. Часть 1 комм. статьи содержит норму о производстве следственных или розыск- ных действий вне места предварительного расследования.

Поскольку термин «следственные действия» в УПК точно не определен, пред- ставляется возможным применять данную норму и для некоторых процессуальных действий (с учетом п. 4 ч. 2 ст. 38; п. 32 ст. 5).

Для производства действий вне места расследования предусматривается два спо- соба: выезд в другую местность самого следователя или дознавателя либо направле- ние в другую местность поручения. Выбор способа определяется следователем (до- знавателем) так, чтобы не происходило отчуждение своих исключительных процессуальных полномочий (переложение своих функций на другого). Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосред- ственности (см. комм. к ст. 240), поэтому его пределы должны быть ограничены. Ина- че институт подследственности теряет всякий смысл — можно все поручить другому органу, которому дело не подследственно.

Следователь обязан лично выполнить процессуальные действия (и не имеет пра- во поручить их выполнение другому), когда:

а) необходимо произвести большой объем следственных действий;

б) следственные или иные процессуальные действия связаны с оценкой доказа- тельств в их совокупности, т.е. с принятием решений, определяющих направление расследования. Так, нельзя поручать действия: по принятию решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос обвиняемого, предъяв- ление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела (ознакомление с ма- териалами оконченного расследования).