134
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. УПК РФ определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пре- делах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследова- ние в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятель- ностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37). Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуаль- ную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему про- исхождению функцию надзора за соблюдением законов. Притом гл. 6 УПК называет- ся: «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения». Из этого можно заключить, что законодатель видит в прокурорском уголовном преследовании имен- но проявление состязательной функции обвинения. Следовательно, функция уголов- ного преследования (обвинения от имени государства) должна быть совершенно от- делена в российском процессе от функции правосудия, а полномочия прокурора не могут подменять полномочий, свойственных в состязательном процессе суду. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст. 37, распространяется исключительно на дея- тельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.
2. Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляет- ся там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного испол- нения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовно- го преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целе- сообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершив- ших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголов- ного преследования, кроме того, — и началу целесообразности.
Руководство прокурором ходом расследования в российском процессе может быть конкретным проявлением и его надзорной функции, и полномочий по уголовному преследованию. Поэтому вопрос следует рассматривать в плоскости соотношения не надзора и руководства расследованием, а надзора и уголовного преследования. Здесь, пользуясь названным выше критерием, можно разделить полномочия прокурора на досудебных стадиях процесса на две большие группы.
Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях, из числа указанных в ст. 37 и 221 УПК и некоторых других:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистра- ции и разрешении сообщений о преступлениях;
2) давать согласие дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела (ч. 1 ст. 146).
3. Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом хода- тайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается только на основании судебного решения. Санкция (раз- решение, согласие) прокурора также дается на неуведомление родственников подо- зреваемого о его задержании (ст. 96), на применение меры пресечения — залога (ст. 106), на отмену или изменение меры пресечения, избранной в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию (ч. 3 ст. 110); на направление запроса следователя или дознавателя руково-