РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

79

в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчали- вого согласия. В это определение не включается боль или страдания, которые возни- кают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызыва- ются ими случайно». В соответствии со ст. 2 Конвенции «каждое государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и дру- гие меры для предупреждения актов пыток на любой территории, находящейся под его юрисдикцией. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток. Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток». Конвенция также устанавливает, что «каждое государство-уча- стник обеспечивает любому лицу, которое утверждает, что оно было подвергнуто пыткам на любой территории, находящейся под юрисдикцией этого государства, пра- во на предъявление жалобы компетентным властям этого государства и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы. Предпринимаются меры для обес- печения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запуги- вания в связи с его жалобой или любыми свидетельскими показаниями» (ст. 13).

Статья 16 Конвенции также предусматривает, что «каждое государство-участник обязуется предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, которые не подпадают под определение пытки, содержащееся в статье 1, когда такие акты совершаются государственным должностным лицом или иным ли- цом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия» (ст. 16). Выражение «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания» не было определено Ге- неральной Ассамблеей, но его следует истолковывать таким образом, чтобы предо- ставлялась по возможности наиболее широкая защита от злоупотреблений как физи- ческого, так и психологического характера. В этой связи представляются особенно практически важными положения, закрепленные в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утверж- денном Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 43/173. Так, согласно принци- пу 21 Свода «запрещается злоупотреблять положением задержанного или находяще- гося в заключении лица с целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого себя или даче показаний против любого другого лица. Ни одно задержанное лицо не должно подвергаться во время допроса насилию, угрозам или таким методам дознания, которые нарушают его способность принимать решения или выносить суждения». Исходя из смысла данной нормы, неправомерны: понужде- ние к даче показаний под угрозой применения к лицу задержания либо заключения под стражу; проведение допроса такой чрезмерной длительности или при таком фи- зическом состоянии допрашиваемого, что это лишает его адекватной способности к отстаиванию своей позиции; использование следователем в ходе допроса оскорби- тельных и нецензурных выражений и т.п.

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 3) гла- сит: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающе- му достоинство обращению или наказанию». Европейский Суд по правам человека