278

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

— проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявле- ния, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в це- лях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совер- шивших (ч. 8 ст. 8);

— при проведении ОРМ по основаниям, предусмотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД (в частности, при наличии признаков противоправного деяния, а так- же о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет доста- точных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела), запрещается проводить: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сооб- щений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ч. 9 ст. 8);

— предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступ- ные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциаль- ной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, преду- смотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12);

— изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывание предостав- ления услуг связи при проведении ОРМ допускается лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности (п. 1 ч. 1 ст. 15).

Представляется, что нарушение названных условий делает недопустимыми все полученные в результате ОРМ доказательства. Так, например, вторжение сотрудни- ков оперативного подразделения в жилище против воли проживающих в нем лиц без судебного разрешения или (в неотложных случаях) без последующего уведомления суда при проведении проверочной закупки или оперативного эксперимента с целью изъятия наркотиков лишает доказательственной силы полученные таким путем веще- ственные доказательства, показания свидетелей-очевидцев подобного изъятия, сде- ланную при этом видеозапись, заключение эксперта и т.д.

Недопустимы провоцирующие действия сотрудников оперативных служб и лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, подталкивающие лицо к совершению преступления (например, уговоры приобрести наркотик для лица, при- влеченного сотрудниками милиции к участию в оперативном эксперименте, обеща- ние «угостить» наркозависимое лицо приобретенным таким образом наркотиком; на- вязывание взятки должностному лицу). Подобные действия игнорируют задачу предупреждения и пресечения преступлений (ст. 2 Закона об ОРД), подменяя ее неза- конным (а иногда даже уголовно противоправным) склонением к совершению пре- ступления, поэтому полученные в результате такого рода акций данные не могут слу- жить доказательствами по делу.

5. Согласно действующим подзаконным нормативно-правовым актам представ- ление оперативными подразделениями результатов ОРД органу дознания, следовате- лю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, и означает передачу в установленном законодатель- ством РФ и ведомственными нормативными актами порядке конкретных оперативно- служебных документов, которые после определения их относимости и допустимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.