416

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой ин- формации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступле- нии, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за ис- ключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 су- ток срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, а при необходимо- сти проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по хо- датайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с ука- занием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокуро- ру или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения рас- сматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса.

1. Комм. статья регламентирует предварительную процессуальную проверку со- общений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам пуб- личного и частно-публичного обвинения (ч. 1—4 ст. 144, ст. 146, 147) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144, ст. 318—319).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, сле- дователя, прокурора, начальника следственного отдела). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголов- ного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (п. 3— 4 ст. 10 Закона «О милиции»).

На основе межведомственных типовых положений1 приняты внутриведомствен- ные нормативные акты, детально регулирующие прием, регистрацию и учет сообще- ний о преступлениях или происшествиях:

— приказ Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 № 12 «О совершенствовании систе- мы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокура-

1

См. приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, реги- страции и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уго- ловных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов // РГ. 25.01.2006 г.