142
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
следствия. В ОВД следственными подразделениями являются: Следственный коми- тет МВД РФ и его структурные подразделения на местах — следственные управления Следственного комитета по расследованию организованной преступной деятельности по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при МВД или при главных управлениях (управлениях) внутренних дел субъектов РФ, след- ственные управления (отделы) при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на особо важных и режимных объектах, а также следственные управления, отделы, отделения и группы при ОВД в районах, городах, округах, районах в городах, в закрытых административно-территориальных образо- ваниях, при линейных ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Следственные управления, отделы и т.д. имеются также в органах ФСБ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Концеп- ция судебной реформы в РФ (1991 г.) предусматривает выделение органов предвари- тельного следствия в самостоятельную централизованную федеральную структуру — «следственный комитет как службу обвинительной власти». В развитие этой установ- ки в последнее время активно обсуждается вопрос о создании единого независимого следственного органа — Федеральной службы расследований (ФСР).
Таким образом, наряду с надзором прокурора за деятельностью следователей дополнительно установлен и ведомственный контроль. Основанием этого контроля первоначально явились не надзорные, как у прокурора, а организационно-управлен- ческие отношения начальников следственных отделов с подчиненными им в служеб- ном отношении следователями. Начальник следственного отдела призван обеспечи- вать организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следователей; контролировать своевременность их действий по раскрытию и преду- преждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия, а также организовывать расследование по наиболее сложным уголовным делам. В то же время начальник след- ственного отдела имеет и значительные процессуальные полномочия. Они разделены на три группы.
Первая из них внешне имеет характер его основных процессуальных задач (ч. 1 ст. 39 УПК РФ):
— поручать производство предварительного следствия следователю либо несколь- ким следователям;
— изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю данного следственного отдела с обязательным указанием оснований такой передачи;
— создавать следственную группу и изменять ее состав;
— отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении пред- варительного следствия;
— вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необосно- ванных постановлений следователя.
Полномочия второй группы даны начальнику следственного отдела для выпол- нения названных задач. Согласно ч. 3 комм. статьи, при осуществлении названных выше полномочий (и только в этих случаях) начальник следственного отдела вправе:
— проверять материалы уголовного дела;
— давать следователю указания о направлении расследования, производстве от- дельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об из-