РАЗДЕЛ VII. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

421

Продление срока проверки сообщений о преступлениях от 10 до 30 суток пре- дусмотрено при необходимости проведения документальных проверок или ревизий. Продление производится прокурором по ходатайству следователя или дознавателя. В дальнейшем прокурор вправе предоставить еще 5 суток для проведения дополни- тельной проверки при рассмотрении им вопроса о даче согласия на возбуждение дела — ч. 4 ст. 146 УПК.

Если по истечении срока проверки осталось неясным, есть признаки преступле- ния или их нет, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основан- ное на вероятных данных). Непринятие решения в установленные сроки приравнива- ется к сокрытию преступления от учета (п. 2.9 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29.12.2005 г.).

10. В части 4 комм. статьи термин «заявитель» подлежит расширительному толко- ванию. Им обозначается как лицо, подавшее заявление о преступлении (по ст. 141 УПК), так и лицо, явившееся с повинной в соответствии со ст. 142 УПК. Если заявитель лично присутствует при приеме заявления или явки с повинной, то ему должен быть выдан документ о принятии его заявления. Если заявление было отправлено по почте, передано с нарочным или с помощью других средств связи, то при личной явке заяви- теля ему также должен быть выдан документ о принятии заявления. Обязанность вы- дачи такого документа возлагается на уполномоченных принимать заявления должност- ных лиц. Документом о принятии заявления служит талон, состоящий из талона- уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведе- ний выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у уполно- моченного сотрудника правоохранительного органа (п. 12 Типового положения о еди- ном порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях).

11. Уголовно-процессуальный кодекс прямо не предусматривает возможности отказа в принятии заявления о преступлении публичного обвинения. Однако такой отказ возможен, если в заявлении или явке с повинной заведомо не содержится сведе- ний о преступлении и при этом отсутствует просьба заявителя о привлечении к уго- ловной ответственности (т.е. даже по мнению самого заявителя его сообщение не о преступлении). В остальных случаях органы уголовного преследования обязаны принять, зарегистрировать, проверить заявление и вынести по нему решение. Непра- вомерный отказ в приеме заявлений о преступлениях, другие способы сокрытия пре- ступлений от учета влекут ответственность должностных лиц вплоть до уголовной. Укрытыми от регистрации считаются сообщения о преступлениях и иная информа- ция о правонарушениях, если сведения о них не внесены в соответствующую книгу учета, а сами сообщения и иная информация не получили регистрационный номер с момента их поступления в правоохранительный орган. Обязанность осуществления надзора за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возлагается на прокурора (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).

Об обжаловании действий и решений органов расследования см. комм. к ст. 124 и 125.

Отказ в принятии заявления к своему производству предусмотрен только по де- лам частного обвинения (ч. 1 ст. 319 УПК). Отказ оформляется постановлением ми- рового судьи при неисполнении его указаний о пересоставлении заявления о преступ- лении частного обвинения. Постановление мирового судьи может быть обжаловано в апелляционном порядке (гл. 43 УПК).