РАЗДЕЛ VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
445
УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР (ст. 126), не предусматривает подследствен- ности следователей военной прокуратуры. В то же время ФЗ «О прокуратуре Россий- ской Федерации» предусмотрено создание органов военной прокуратуры (ст. 46). В военных прокуратурах по решению Главного военного прокурора могут создавать- ся следственные подразделения.
Подследственность следователей специализированных прокуратур устанавлива- ется подзаконными актами самой прокуратуры. При этом любое распределение уго- ловных дел между следователями прокуратуры не нарушает уголовно-процессуаль- ный закон.
При определении подследственности следователей военной прокуратуры необ- ходимо учитывать подсудность уголовных дел военным судам (см. комм. к ст. 31), в частности, установленный приоритет судов общей юрисдикции перед военными судами (ч. 7 ст. 31 УПК). Поэтому и «гражданские» следователи при конкуренции признаков подследственности должны иметь приоритет перед «военными».
Следователи прокуратуры вне зависимости от квалификации преступления (даже если оно по квалификации относится к дознанию или к органам ФСБ) проводят пред- варительное следствие по преступлениям, совершенным в отношении лиц, указан- ных: 1) в подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их профессиональной деятельностью; 2) в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их служебной деятельностью.
Об исключениях из персональной подследственности прокуратуры см. комм. к ч. 4 ст. 151.
О персональной подследственности по делам о применении принудительных мер медицинского характера см. комм. к ч. 3 ст. 150.
6. Пункт 2 ч. 2 комм. статьи устанавливает предметную подследственность сле- дователей ФСБ.
7. Предметная подследственность следователей ОВД установлена путем пере- числения составов преступлений в п. 3 ч. 2 комм. статьи. К этой подследственности относится большинство преступлений, за исключением тех, которые отнесены к ком- петенции следователей прокуратуры, ФСБ, органов по контролю за оборотом нарко- тических средств и психотропных веществ. Об альтернативной подследственности см. комм. к ч. 5—6 ст. 151.
8. Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и пси- хотропных веществ расследуют дела о преступлениях, непосредственно связанных с их сферой деятельности (п. 5 ч. 2 ст. 151).
9. Часть 3 комм. статьи определяет предметную подследственность только тех органов дознания, которые указаны в ч. 1 ст. 40 УПК, и в которых есть отделы и отделения дознания, т.е. «штатные» дознаватели (о понятии «дознаватель» см. комм. к ст. 41). При этом следует иметь в виду, что в этих органах дознание может прово- дить не только «штатный» дознаватель, но и иной сотрудник по соответствующему поручению (см. комм. к ст. 223).
Остальные органы дознания, не указанные в ч. 3 комм. статьи, не имеют подраз- делений дознания и своей предметной подследственности, поэтому вправе проводить лишь неотложные следственные действия в порядке ст. 157 УПК.
10. Дознание производят дознаватели:
— ОВД с самой широкой предметной подследственностью;
— пограничных органов ФСБ;