954

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

экстрадиции ввиду политического характера преступления, по поводу которого по- ступил запрос о выдаче, или с угрозой применения к запрашиваемому лицу смертной казни, пыток или жестокого обращения.

4. При ратификации Европейской конвенции о выдаче 1957 г. Российская Фе- дерация в соответствии со ст. 1 Конвенции оставила за собой право отказать в вы- даче:

а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрез- вычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполне- ния приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судо- производства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотрен- ные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом в понятия «чрезвычайный суд» и «порядок упрощенного судопроизводства» не вклю- чается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция кото- рого признаны Российской Федерацией;

б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государ- стве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство ви- дам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследо- вания не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклон- ного возраста или состояния здоровья.

Российская Федерация также оговорила за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному поряд- ку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются ФЗ.

Кроме того, в соответствии с этими оговорками Российская Федерация не несет ответственности: а) по искам о возмещении материального и (или) морального ущер- ба, вызванного применением в РФ временного ареста лица в соответствии со ст. 16 Конвенции; б) по искам о возмещении материального и (или) морального ущерба, связанным с отсрочкой или отменой передачи лиц, в отношении которых принято решение о выдаче.

В заявлении при ратификации Конвенции Российская Федерация сделала также заявление о том, что законодательство РФ не содержит понятия «политические пре- ступления». При решении вопроса о выдаче Российская Федерация не будет рассмат- ривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями» наряду с преступлениями, указанными в ст. 1 До- полнительного протокола 1975 г. к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., в частно- сти, следующие деяния:

а) преступления против человечества, предусмотренные в ст. II и III Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и в ст. 1 и 4 Конвен-