Кольчурин А.Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности. Автореферат дисс.


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта


Кольчурин Андрей Геннадьевич
Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Краснодар. 2004.

Специальность 12.00.09 - уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность

Диссертация выполнена в Краснодарской академии МВД России.

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент Данильян Сергей Александрович.

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор Резван Александр Павлович;

кандидат юридических наук, доцент Проценко Валерий Петрович.

Ведущая организация - Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Б. Бербекова.

Защита состоится 24 июня 2004 г. в 10 ч на заседании диссертационного совета Д-203.003.01 в Волгоградской академии МВД России по адресу: 400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской академии МВД России.

Автореферат разослан 19 мая 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Д-203.003.01 доктор юридических наук, профессор М.А. Шматов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в результате автокатастроф в мире ежегодно погибает не менее 250 тыс. человек, примерно 12 млн. получают ранения. За последние 20 лет количество дорож-но-транспортных преступлений (ДТП) возросло на 26,4%, число пострадав-ших увеличилось на 25,7% . Дальнейшая перспектива неутешительна. Не-удовлетворительное положение отмечается и в нашей стране. Каждый день на дорогах России погибает около 100 человек и 600 получают ранения. Поч-ти 60% пострадавших в возрасте от 17 до 40 лет. Каждый 10-й погибший и 8-й раненый - подростки. Экономические потери от ДТП ежегодно составляют более 15 триллионов рублей . Размеры социально-экономического ущерба от ДТП в России по сравнению со странами развитой автомобилизации состав-ляют в процентном отношении к валовому внутреннему продукту одну из самых значительных величин. По расчетам специалистов, общая величина социально-экономического ущерба от ДТП в 2000 г. составила 191,7 млрд. рублей, или 4% валового внутреннего продукта страны .

Необходимость всюду успеть влечет за собой потребность в приоб-ретении автотранспорта с большими скоростными характеристиками, зачас-тую подержанных автомобилей иностранного производства. От отечествен-ных транспортных средств данные автомобили существенно отличаются тех-ническими характеристиками (например, наличием антиблокирующей сис-темы, обеспечивающей более эффективное торможение без оставления ви-димых следов на дорожном покрытии; скоростными показателями; системой освещения и т. д.). Все это осложняет определение механизма ДТП.

Более половины ДТП совершается в условиях сельской местности. По данным статистики, в Волгоградской области, в Карачаево-Черкесской Республике и в Краснодарском крае на автодорогах, проходящих по террито-рии сельских районов, совершаются наиболее опасные виды ДТП по тяжести наступивших последствий. Почти 50% пострадавших погибает .

Высокая аварийность и особенности ДТП, совершенных в сельской местности, обусловлены рядом факторов, связанных со значительным увели-чением количества эксплуатируемых автомобилей (в основном иностранного производства); с возросшими скоростными и иными техническими характе-ристиками; с передвижением по автотрассам с высоким скоростным режи-мом громоздкой сельскохозяйственной техники, гужевых повозок, самодель-ных транспортных средств, животных, велосипедистов, пешеходов; с не-удовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием улиц и до-рог (данный фактор был отмечен при оформлении почти трети ДТП); со сла-бым контролем за дорожным движением со стороны местных органов власти вследствие чего на дорогах появляются неисправные транспортные средства под управлением лиц, не имеющих прав и навыков управления, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; и т. д.

Данные факторы в значительной степени определяют специфику расследования ДТП, совершенных в сельской местности. Эти и другие об-стоятельства привносят существенные особенности в криминалистическую характеристику последних. При расследовании таких преступлений прихо-дится решать своеобразные организационно-тактические задачи. Существен-ную специфику приобретает тактика отдельных следственных действий, а также применение специальных знаний.

Современное состояние исследований в области расследования ДТП в условиях сельской местности. Проблемам расследования ДТП были посвящены научные исследования Р.Ю. Ачмиза, Б.Е. Боровского, С.И. Гирько, В.К. Глистина, В.И. Жулева, Б.Д. Завидова, Р.Г. Зорина, Б.Л. Зотова, Л.А Ивано-ва, В.А. Илларионова, О.Д. Кима, Д. Коллинза, Н.Ф. Колосова, И.М. Лузгина, И.Г. Маландина, Д. Морриса, В.А. Мызникова, А.П. Онучина, С.И. Перлова, С.Н. Путивки, Л.Д. Родионова, Б.В. Россинского, Ю.Б. Суворова, Н.В. Федяевой, Н.В. Чиха, Н.П. Яблокова и др.

Несмотря на несомненную теоретическую и практическую значимость указанных исследований, в них специально не рассматривались вопро-сы расследования ДТП, совершенных в условиях сельской местности. Отсут-ствие соответствующих рекомендаций по разрешению вопросов организаци-онного, тактического и методического характера, возникающих в данном на-правлении правоприменительной деятельности, обусловливает недостаточ-ную эффективность работы следственных и оперативных подразделений по расследованию преступлений данной категории.

Кроме того, с момента издания большинства работ изменилось действующее законодательство (приняты новые Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы, введены в действие новые Правила дорожного движения, и т. д.).

Указанные выше обстоятельства предопределяют необходимость дальнейшего совершенствования отдельных элементов методики расследо-вания ДТП с учетом специфики сельской местности и совершенствования научно-тактических рекомендаций.

Вышеизложенное обусловило актуальность данной проблемы и предопределило ее выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Основной целью диссертационного исследования является разработка и усовершенствование практических рекомендаций, направленных на оптимизацию и повышение эффективности тактики проведения проверочных и основных следственных действий, необходимых при расследовании ДТП, совершенных в сельской местности.

Указанная цель определила постановку основных задач исследования:

раскрыть сущность криминалистической характеристики ДТП, совершенных в сельской местности;

исследовать обстоятельства, подлежащие установлению;

выявить и рассмотреть организационно-тактические особенности работы следователя на этапе принятия решения о возбуждении уголовного дела;

установить типичные следственные ситуации и разработать алго-ритм действий следователя на первоначальном этапе расследования ДТП, со-вершенных в сельской местности;

предложить и обосновать тактические рекомендации по проведе-нию следственных осмотров, допросов, отдельных видов следственного экс-перимента и по применению специальных знаний при расследовании ДТП, совершенных в сельской местности;

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного ис-следования являются ДТП, совершенные в сельской местности, информация о них, а также содержание следственной, судебной и экспертной практики, деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) как органа дознания по выявлению и закреплению следов ДТП, по предупреждению нарушений Правил дорожного движения и рассмотрению материалов о ДТП.

Предметом диссертационного исследования являются закономерности расследования и раскрытия ДТП, совершенных в сельской местности; практика проведения проверочных действий при сообщении о ДТП; выпол-нение первоначальных и последующих следственных действий; взаимодей-ствие следователя с оперативными и экспертно-криминалистическими под-разделениями.

Методология и методика исследования. Методологической базой исследования является дидактический метод научного познания, общенауч-ный системный подход. Исследование проводилось посредством применения методов научного познания: исторического, сравнительно-правового, статистического.

Основу диссертационного исследования составили положения теории познания, а также теории доказательств, криминалистики, уголовного процесса, уголовного права, судебной экспертизы.

Нормативной базой настоящего исследования являются Конституция Российской Федерации; федеральные законы; указы Президента Россий-ской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; ве-домственные нормативные акты; нормы действующего уголовного, уголов-но-процессуального и административного законодательства; Правила дорож-ного движения. В процессе исследования широко использовались труды и публикации ученых и практиков в различных областях правовых дисциплин, а также психологии, медицины, статистики и других отраслей знаний.

В работе над диссертационным исследованием неоценимую помощь оказали научные труды по проблемам совершенствования тактики и методики расследования отдельных видов преступлений, подготовленные Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкиным, В.М Быковым, А.Н. Васильевым, В.Ф. Глазы-риным, А.В Дуловым, А.А. Закатовым, В.Д. Зеленским, Г.Г. Зуевым, Н.И. Кулагиным, И.М. Лузгиным, Г.М. Меретуковым, Н.И. Порубовым, А.Р. Ра-тиновым, А.П. Резваном, Е.Р. Россинской, Н.А. Селивановым, Б.П. Смаго-ринским, В.Ф. Статкусом, А.А. Хмыровым, М.А. Шматовым и др.

В работе использовались методики исследования статистической информации, уголовных дел о ДТП, иной документации. В целях достижения максимальной объективности результатов осуществлялся комплексный под-ход к применению названных методов научного анализа.

Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в настоящей работе, основываются на результатах обобщения следственной, судебной, экспертной практики, материалов дознания органов внутренних дел.

Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения и обобщения более 250 уголовных дел и около 100 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Использовался собственный 15-летний практический опыт расследования ДТП, совершенных в сельской местности. Проводилось анкетирование следователей и сотрудников дознания различ-ных регионов Южного Федерального округа, занимающихся рассмотрением материалов и расследованием ДТП.

При подготовке диссертационного исследования использовались статистические данные Главного информационного центра МВД России, на-учно-исследовательского центра ГИБДД МВД России, информационных центров ГУВД Волгоградской области, ГУВД Краснодарского края, МВД Карачаево-Черкесской Республики.

Изучались архивные материалы судов Краснодарского края, Республики Адыгея, Краснодарской краевой лаборатории судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации, экспертно-криминалистического управления ГУВД Краснодарского края, Краснодар-ской краевой психиатрической больницы, Краснодарского краевого Бюро су-дебно-медицинских экспертиз.

Разнообразная информация, полученная из различных источников, обеспечила достоверность и обоснованность приведенных выводов и пред-ложений.

Научная новизна исследования. Применительно к объекту и предмету исследования в диссертации впервые на основе системного подхо-да комплексно анализируются организационные, тактические, методические и другие проблемы расследования ДТП, совершенных в сельской местности.

Системный подход к исследованию этих проблем позволил выявить и разрешить ряд вопросов, представляющих как теоретический, так и практический интерес.

Предложены к рассмотрению отдельные вопросы профилактики ДТП.

Основные положения диссертационного исследования, выно-симые на защиту:

1. Сущность и содержание криминалистической характеристики ДТП, совершенных в сельской местности.

2. Содержание обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании ДТП.

3. Особенности организации работы следователя при поступлении сообщения о ДТП, совершенном в сельской местности.

4. Особенности возбуждения уголовного дела и типичные ситуа-ции первоначального этапа расследования.

5. Особенности производства следственного осмотра при рассле-довании ДТП, совершенного в сельской местности.

6. Организация и проведение допросов при расследовании ДТП, совершенных в сельской местности.

7. Тактические особенности организации и проведения некоторых следственных экспериментов для определения механизма ДТП, совершенно-го в сельской местности.

8. Особенности производства экспертиз при расследовании ДТП, совершенных в сельской местности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Тео-ретические положения диссертационного исследования формируют методо-логическую и информационную базу для совершенствования расследования ДТП, совершенных в сельской местности.

Представленная работа расширяет и углубляет научные знания о дорожно-транспортных преступлениях вообще и в сельской местности, в ча-стности, а также может быть реализована в учебных, методических и учебно-методических пособиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содер-жащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы и частично уже используются практическими работниками органов следствия и дознания в целях более эффективного расследования и раскрытия ДТП.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждены и одобрены на совместном заседании кафедр криминалистики, уголовного процесса и организации расследования преступлений Краснодар-ской академии МВД России.

Теоретические выводы и некоторые практические положения на-шли отражение в шести научных статьях и одном учебном пособии, подго-товленных автором.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Волгоградской академии МВД России, Краснодарской академии МВД России, Краснодарского института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Россинского, Ростовского юриди-ческого института МВД России, где используются при преподавании курсов "Криминалистика", "Уголовный процесс", "Организация предварительного расследования в органах внутренних дел", "Дознание в органах внутренних дел", "Административное право". Кроме того, отдельные положения диссер-тационного исследования внедрены в практическую деятельность Главного следственного управления при ГУВД Краснодарского края, Управления доз-нания милиции общественной безопасности ГУВД Краснодарского края, Следственного управления при МВД Карачаево-Черкесской Республики, где используются при разработке соответствующих методических материалов и в рамках служебной подготовки личного состава.

Структура диссертационного исследования. Диссертация по-строена с учетом целей и задач данной работы, обеспечивает логическую по-следовательность и завершенность в изложении хода и результатов исследо-вания. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь пара-графов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его цели, задачи, объект и предмет, а также методология, теоретическая основа и научная новизна работы. Сформулированы основные положения, выносимые на защиту, обоснована достоверность результатов исследования. Показана их теоретическая и практическая значимость, приведены сведения об апробации результатов исследования и их внедрении в учебный процесс и практическую деятельность органов внутренних дел и предварительного следствия.

Первая глава "Криминалистическая характеристика дорожнотранспортных преступлений, совершенных в сельской местности" со-стоит из двух параграфов.

В первом параграфе "Сущность и содержание криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений, совер-шенных в сельской местности" автор рассматривает криминалистически значимые признаки ДТП, совершенных в сельской местности, и их взаимо-связь. Данные признаки и связи между ними формируются под воздействи-ем ряда объективных и субъективных факторов.

С учетом условий сельской местности к объективным факторам, влияющим на ход расследования, по мнению автора, можно отнести значи-тельную удаленность места происшествия от места дислокации органа внут-ренних дел; несвоевременное поступление информации о ДТП; интенсивный высокоскоростной поток транспортных средств на автодорогах федерального значения, проходящих по территории сельской местности; и др. К субъек-тивным факторам следует отнести отсутствие охраны места ДТП; несвоевре-менное прибытие на место происшествия следственно-оперативной группы и неполное ее комплектование; ненадлежащую квалификацию сотрудников; оставление места преступления водителем вследствие необходимости дос-тавления пострадавшего в лечебное учреждение; и др.

Криминалистическая характеристика ДТП, совершенных в сельской местности, по мнению диссертанта, может быть определена как комплекс характерных для сельской местности особенностей признаков и связей данной категории преступлений, выражающихся в специфической обстанов-ке и механизме совершения преступления, чертах личности преступника, а также в отдельных чертах личности потерпевшего.

Основными элементами ДТП, совершенных в сельской местности, по мнению автора, являются: обстановка на месте совершения преступления; механизм ДТП; характеристика личности виновного в совершении пре-ступления; сведения о личности потерпевшего.

Характерной особенностью обстановки места ДТП, совершенного в сельской местности, является то обстоятельство, что улицы и дороги населенных пунктов и их окрестности мало загружены транспортом, скорость пе-редвижения невысока. Улицы населенных пунктов зачастую не имеют обо-чин и тротуаров. Они недостаточно освещены; покрытие таких дорог, как правило, имеет значительные повреждения; дорожных знаков не хватает. В то же время по территории обширных сельских районов часто проходят ско-ростные автодороги с интенсивным транспортным потоком, который может носить ярко выраженную направленность (в пятницу - из города в село; в воскресенье - из села в город).

Обстановка места происшествия в зависимости от того, где произошла авария, бывает разной.

Изучая обстановку ДТП в условиях села, следователь должен принимать меры к обнаружению признаков прошлого состояния окружающей среды, так как значительное удаление места происшествия от места дислока-ции органа внутренних дел может ввести следователя в заблуждение относи-тельно истинной картины происшедшего.

В ходе практического анализа обстановки ДТП, совершенного в условиях сельской местности, следователь должен принимать во внимание и другие обстоятельства.

Как показало проведенное исследование, 77% ДТП происходит на дорогах, из них 32,3% - на федеральных; 49,3% - на территориальных; 18,4% - на иных дорогах. В населенных пунктах совершается около 72% ДТП.

При анализе времени совершения ДТП можно проследить достаточно устойчивую зависимость между интенсивностью движения и количе-ством ДТП. Так, максимальное количество ДТП происходит: по месяцам (в период с июля по октябрь) - 44,2%; по дням недели (в пятницу и субботу) - 30,5%; по времени суток (с 17 до 21 часа) - 26,2%. Минимальное же количество ДТП происходит: по месяцам (в феврале) - 4,5%; по дням недели (во вторник и в среду) - 25,6%; по времени суток (с 3 до 6 часов) - 3,8%.

Исследование механизма совершения ДТП в условиях сельской местности показывает, что 48,6% от общего количества ДТП составляют наезды на пешеходов и 25,5% - столкновения. При этом наезды в основном происходят в населенных пунктах - 89%, а столкновения на автотрассах - 72%. На автодорогах, проходящих по территории сельских районов, совер-шается около 20% ДТП, причем это наиболее опасные виды ДТП по тяжести наступивших последствий. Почти половина пострадавших погибает.

Специфика личности водителя, виновного в совершении ДТП, прежде всего определяется его возрастом. В сельской местности из-за миграции молодежи в город, пожилых водителей большинство. Кроме того, по мнению автора, можно выделить такую особенность сельского водителя, как притуп-ленное чувство бдительности. Достаточно спокойный и размеренный образ жизни в селе негативно сказывается на реакции водителя при управлении транспортным средством в быстро изменяющихся условиях движения. С другой стороны, городской житель, выехавший из города на достаточно сво-бодное шоссе или загородную дорогу, может расслабиться (опустить спинку сиденья, включить музыку и т. п.), вследствие чего время реакции на воз-никшую опасность будет замедлено. Среди особенностей, влияющих на вре-мя реакции, можно выделить также состояние крайней усталости выезжаю-щих на отдых водителей, которые проводят большое количество времени, управляя своим автомобилей. Желая быстрее добраться до места отдыха (са-наторий, море, горы и т. п.), они превышают скорость движения, пренебре-гают остановками в пути, что может привести к аварии.

Отсутствие в сельской местности надлежащего контроля со стороны местных правоохранительных органов значительно понижает уровень подготовки сельских водителей и знаний ими Правил дорожного движения; часто транспортными средствами управляют лица, вообще не имеющие во-дительских удостоверений. Так, в 2002 г. на территории Волгоградской об-ласти по вине сельских водителей, не имеющих прав управления транспорт-ным средством, было совершено 20% от общего количества ДТП, а в условиях города - всего 7%, в Краснодарском крае - соответственно 35 и 5%, в Кара-чаево-Черкесской Республике - 27 и 3%.

Важное значение для характеристики участников дорожного движения в сельской местности имеет их склонность к злоупотреблению спиртны-ми напитками и безответственное отношение, вполне допускающее управле-ние транспортным средством в состоянии опьянения. Так, если по вине во-дителей, находящихся в состоянии опьянения, совершается около 20% ДТП , то по вине сельских водителей, находящихся в нетрезвом состоянии в 2002 г. на территории Волгоградской области был совершен 21% ДТП, в Краснодар-ском крае - 29%, в Карачаево-Черкессой Республике - 27%.

Кроме этого, бдительность сельских жителей притуплена, что вызвано укладом жизни, малоинтенсивным движением, преобладанием транс-портных средств, не имеющих высоких скоростных характеристик, и т. д.

Во втором параграфе "Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности" дается анализ характерных для рассматри-ваемого вида преступлений обстоятельств, подлежащих доказыванию. Они имеют свои особенности, их круг значительно расширен и определен видом ДТП. Так, специфичным обстоятельством, требующим установления при столкновении с участием сельхозтехники, оснащенной прицепом, является исследование возможности отклонения от прямолинейного направления движения, что значительно влияет на боковой интервал. На этих транспорт-ных средствах могут отсутствовать сигналы поворота, либо они настолько забрызганы грязью, что не просматриваются при включении. Если произош-ло столкновение с сельхозмашиной, следует обращать внимание на навесное и выступающее за габариты транспортного средства оборудование, учиты-вать степень его освещенности и др.

При расследовании ДТП, совершенных в сельской местности, на взгляд автора, важно выяснение таких обстоятельств совершения преступления, как состояние дорожных условий и транспортного средства.

В Волгоградской области 26% ДТП, совершенных в сельской местности, связаны с неудовлетворительными дорожными условиями, в Крас-одарском крае - 23%, в Карачаево-Черкесской Республике - 28%.

Для сельской местности в числе общеизвестных факторов, определяющих дорожные условия, наиболее специфичными и значимыми являются учет и оценка погодных условий. Так, в зимнее время года необходимо учи-тывать, что в селе дорожные работы, как правило, выполняются сельхозтех-никой, не имеющей специальных приспособлений. При увлажнении дорож-ного покрытия в условиях сельской местности следует учитывать, что проезжая часть может быть покрыта не только обильным слоем пыли, но и наслое-ниями грунта, что значительно ухудшает качество сцепления. Весьма харак-терна для сельской местности со степным ландшафтом оценка возможности влияния на условия движения транспортного средства порывистого и боко-вого ветра.

Одним из обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании ДТП, является определение технического состояния транспортных средств. Следует учитывать, что чаще всего в сельской местности аварии происходят из-за неисправностей тормозной системы, состояния осветительных приборов, шин и рулевого управления.

Диссертант считает целесообразным в целях обеспечения безопасности дорожного движения отечественным производителям учесть зарубежный опыт и оборудовать транспортные средства антиблокирующими устрой-ствами, позволяющими водителям более эффективно использовать тормоз-ную систему в аварийных ситуациях. Предлагается предусмотреть различную степень накала нитей ламп стоп сигналов в зависимости от интенсивности торможения.

Устанавливая состояние осветительных приборов, необходимо учитывать, что сельский житель зачастую регулирует свет фар своего транспортного средства в зависимости от особенностей его эксплуатации, не при-держиваясь предусмотренных норм.

Изучение состояния шин транспортного средства приобретает особое значение в условиях сельской местности, так как водителям приходится передвигаться по проезжей части, имеющей разное покрытие. При этом не-редко степень загрузки превышает допустимую.

Для сельскохозяйственной техники в целях обеспечения безопасности, на взгляд диссертанта, следует предусмотреть установку зеркал заднего вида, отображающих состояние навесного оборудования, а также норматив-ное закрепление минимальной границы люфта рулевого колеса для всех ти-пов транспортных средств.

Вторая глава "Криминалистические проблемы организации расследования и раскрытия дорожно-транспортных преступлений, со-вершенных в сельской местности" состоит из двух параграфов.

В первом параграфе "Организационно-тактические особенности деятельности ОВД при поступлении информации о дорожно-транспортном преступлении, совершенном в сельской местности" авто-ром рассматривается комплекс возникающих перед следователем вопросов по организации выезда на место происшествия.

В сельской местности следственно-оперативная группа, выезжающая на осмотр места ДТП, как правило, состоит из следователя и сотрудника ГИБДД. Как показало проведенное исследование, в осмотре места происше-ствия принимали участие следующие сотрудники: следователи - 88%; со-трудники ГИБДД - 96%; специалисты-криминалисты - 16%; сотрудники уголовного розыска - 8%; участковые уполномоченные - 12 %.

С учетом больших расстояний для своевременного реагирования и оперативного проведения осмотра места ДТП, совершенного в сельской местно-сти, на взгляд диссертанта, целесообразно на контрольно-пропускных постах ДПС, обслуживающих автотрассы, ввести должность дознавателя. Данный сотрудник должен иметь специальную подготовку и проживать в районе, приближенном к месту службы.

Если предстоит провести осмотр сложной сельхозтехники, в состав следственно-оперативной группы целесообразно включить специалиста-автотехника, который поможет разобраться в технических вопросах, а также пригласить представителей пострадавшего хозяйства, которые могут оказать содействие в организации последующей эвакуации поврежденного транс-портного средства.

Перед выездом на осмотр, особенно в ночное время, необходимо определиться с понятыми. Приглашать в качестве понятых лиц, проезжаю-щих по территории транзитом, нецелесообразно, так как осмотр может затя-нуться на длительное время. Кроме того, впоследствии иногда возникает не-обходимость в их допросе. В связи с этим представляется возможным при-глашать в качестве понятых любых, не заинтересованных в исходе дела лиц, за исключением указанных в ч. 2 ст. 60 УПК РФ. Таковыми могут быть раз-личные добровольные помощники (казаки, дружинники, техслужащие орга-нов внутренних дел и др.).

В некоторых случаях, когда по пути к месту происшествия находится лечебное учреждение, куда доставили пострадавших, целесообразно оперативно опросить их об обстоятельствах ДТП. Это имеет особое значе-ние, когда на месте происшествия не остается очевидцев происшествия и со-трудникам следственно-оперативной группы довольно трудно воссоздать на месте картину происшедшего. Кроме того, пострадавших могут отправить на операцию, ввести им наркоз, увезти в другое лечебное учреждение, они мо-гут умереть, и т. д. При проведении таких опросов, на взгляд автора, целесо-образно произвести аудиозапись полученного объяснения. Впоследствии та-кая запись может быть использована как одно из доказательств в случае смерти пострадавшего, при невозможности подписать им данное объяснение, при изменении показаний в последующем, и т. п.

Во втором параграфе "Особенности возбуждения уголовного дела и типичные ситуации первоначального этапа расследования" дис-сертантом рассмотрены наиболее характерные поводы для возбуждения уго-ловного дела по факту ДТП, совершенных в сельской местности, в зависимо-сти от складывающихся ситуаций.

Наиболее характерными поводами для возбуждения уголовного дела о ДТП, совершенном в условиях сельской местности, как показало прове-денное исследование, являются сообщения из лечебных учреждений о дос-тавлении туда пострадавших (63% случаев).

При наличии пострадавших, степень тяжести телесных повреждений которых вызывает сомнения, целесообразно принимать решение о рас-смотрении обстоятельств происшедшего ДТП в административном порядке, в рамках которого можно провести судебно-медицинское исследование. По факту ДТП с участием транзитных транспортных средств принимать реше-ние о возбуждении уголовного дела целесообразно немедленно.

По мнению автора, ч. 4 ст. 146 УПК РФ, предусматривающую возможность проведения необходимых следственных действий на первоначаль-ном этапе расследования без согласования принятого решения о возбужде-нии уголовного дела с прокурором в связи с "удаленностью от мест распо-ложения органов дознания", следует толковать и относительно сельской ме-стности. Аналогично следует поступать и в случаях невозможности своевре-менного предоставления материалов прокурору из-за стихийных бедствий (наводнения, снежных заносов, пожаров и т. п.).

Типичные исходные следственные ситуации в случае совершения ДТП в сельской местности имеют определенные особенности. Так, наличие водителя, транспортного средства и потерпевшего на месте происшествия наиболее характерно именно для сельской местности (56% случаев). Это обусловлено тем, что в селе довольно трудно скрыть преступление; водитель, допустивший аварию, и пострадавший зачастую знакомы; если ДТП совер-шено при управлении сельхозтехникой, то из-за низких скоростных характе-ристик сложно скрыться с места совершения преступления. Характерной особенностью этой группы ситуаций является также то обстоятельство, что водитель, совершивший аварию, покидает место преступления в силу необ-ходимости доставления пострадавшего в лечебное учреждение для оказания медицинской помощи. При этом у следователя не возникают проблемы, свя-занные с установлением места происшествия, которое, как правило, указыва-ет сам водитель. При совершении ДТП на автотрассе, когда водитель и транспортное средство находятся на месте, могут возникнуть проблемы, свя-занные с установлением личности погибшего пешехода.

Ситуации, когда на месте происшествия находятся потерпевший и транспортное средство, а водитель отсутствует, в условиях сельской местно-сти встречаются довольно редко (9% случаев). По мнению диссертанта, это связано с тем, что водителя транспортного средства в сельской местности легко установить. Кроме того, природная крестьянская хозяйственность не позволяет ему без присмотра оставлять дорогостоящее имущество. Чаще все-го водители оставляют транспортное средство на месте преступления с це-лью обеспечения алиби, либо пытаясь скрыть факт опьянения.

Случаи отсутствия на месте происшествия водителя, транспортного средства и потерпевшего в условиях села в основном происходят, когда во время аварии страдают родственники или хорошие знакомые подозреваемо-го. В таких случаях потерпевшие ссылаются на бытовой характер получен-ных травм, выдвигают версии причинения им телесных повреждений неуста-новленным транспортным средством и др.

Третья глава "Тактические особенности производства следственных действий и использование специальных знаний при расследова-нии дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской ме-стности" состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе "Особенности производства следственного осмотра при расследовании дорожно-транспортных преступлений, со-вершенных в сельской местности" рассматривается алгоритм действий следователя при осмотре места происшествия, осмотре трупа и осмотре транспортного средства.

Характерными особенностями осмотра места ДТП в сельской местности, определяющими его специфику, являются значительный разрыв во времени между моментом совершения преступления и проведением осмотра; невозможность привлечения для осмотра достаточного количества участни-ков; отсутствие охраны места происшествия; недостаточное обеспечение техническими средствами; и др.

Чтобы правильно сориентировать всех последующих участников процесса расследования, в бланк протокола осмотра места происшествия це-лесообразно включить графу "Осмотр производился в направлении...". На стадии общего осмотра желательно изготовить черновой вариант схемы ДТП, отразив по возможности в масштабе габариты проезжей части, макеты транспортных средств, трупов и других объектов для удобства последующих замеров и составления протокола.

В сельской местности особо тщательно должно быть описано состояние проезжей части, так как часто встречаются участки дороги с меняю-щимся видом покрытия. Измеряя ширину проселочной дороги, следует опи-сывать не только накатанную часть, но и прилегающие к ней участки. При наличии колеи отражается ее состояние.

При осмотре трупа основное внимание обращается на установление наличия телесных повреждений, по которым можно судить о механизме их образования, а также на состояние и особенности одежды.

При осмотре сельскохозяйственного транспорта необходимо отражать состояние навесного оборудования, крепления, количества и распре-деления груза. Исследуя рабочее место водителя, следует обратить внимание на все мелкие детали, которые могут объяснить действия водителя (шелуха от семечек, пустые бутылки, кроссворды и т. д.).

Составлять схему ДТП лучше в масштабе и на кальке, подложив снизу миллиметровую бумагу. Основной костяк схемы желательно продуб-лировать для последующих следственных действий.

После осмотра и закрепления объектов на месте происшествия, ес-ли позволяет техническое состояние транспортного средства, целесообразно провести опытные действия для определения видимости, обзорности, скоро-сти движения и т. д., не требующих предварительной подготовки. О целесо-образности применения экспериментального метода в рамках осмотра места происшествия высказалось 92% респондентов. Для этого следует предусмот-реть в бланке осмотра транспорта графу о видимости и обзорности.

Во втором параграфе "Организация и проведение допросов при расследовании дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности" рассматриваются особенности допроса подозревае-мых, потерпевших и свидетелей.

Факторами, определяющими специфику допроса на селе, являются практическая невозможность сохранения тайны следствия, трудность прове-дения повторного допроса и др.

Готовясь к допросу подозреваемого, необходимо определить круг обстоятельств, в отношении которых предстоит получить показания допра-шиваемого и изучить материалы дела с точки зрения предстоящего допроса, а также изучить личность допрашиваемого.

При выборе времени допроса необходимо учитывать, что непосредственно после совершения ДТП его участники, как правило, дают прав-дивые либо несостоятельные с технической точки зрения показания. С дру-гой стороны, некорректно допрашивать этих лиц, если погибли или ранены их родственники, знакомые; разбито транспортное средство; и т. д. В этих случаях, по мнению автора, следует максимально сократить время допроса и получить ответы на несколько наиболее важных вопросов, причем дать воз-можность изложить показания собственноручно.

Для сельской местности характерна явка допрашиваемых не в назначенное время, а с утра. Поэтому следователь должен быть готов к утрен-нему "наплыву" вызванных в этот и даже в другие дни лиц. В сельской мест-ности существуют транспортные проблемы, затрудняющие явку к следовате-лю, поэтому он зачастую вынужден выезжать для проведения допроса к мес-ту жительства допрашиваемого. В этом случае обстановку служебного каби-нета, наиболее способствующую получению официальной информации, можно воссоздать в конторе сельхозпредприятия, клубе, школе и т. д. Поло-жительный эффект достигается при производстве допроса на месте происше-ствия. Это позволит оживить память допрашиваемого, а также наиболее пол-но и четко отразить картину происшедшего.

Налаживанию психологического контакта перед допросом может способствовать место жительства самого следователя. Если он является жи-телем того же населенного пункта, что и допрашиваемый, ему будет проще наладить контакт с этим лицом. На взгляд диссертанта, расследовать ДТП, совершенные в сельской местности, должен мужчина средних лет, имеющий навыки вождения транспортных средств и проживающий в селе. При анкетировании следователей, занимающихся расследованием ДТП, установлено, что женщин среди них только 2%. Для установления психологического контакта с допрашиваемым в графе бланка протокола допроса "Иные данные о личности подозреваемого" можно указать заслуги допрашиваемого (орденоносец, заслуженный работник сельского хозяйства, передовик производства, донор и т. п.), воспоминание о которых будет приятно и расположит к общению. Для преодоления относительной замкнутости сельского жителя, его недоверия, предубежденности по отношению к следователю можно провести допрос с участием уважаемого допрашиваемым человека (это может быть его отец, старший брат, коллега по работе и т. д.).

При допросах водителей следует выяснять продолжительность управления транспортным средством; перерывы для отдыха; техническое со-стояние транспортного средства и его особенности; присутствие в салоне от-влекающих внимание пассажиров; наличие экстремальных погодных усло-вий (жары, холода, грозы, ветра, и др.); состояние и крепление груза; наличие каких-либо раздражителей; и т. д.

При допросе водителя одним из основных вопросов, подлежащих установлению, является определение момента возникновения опасности. В сельской местности к таким моментам можно отнести появление на проезжей части или вблизи ее домашних животных, причем наличие погонщика не устраняет опасности для движения, так как поведение животных непредска-зуемо.

Сложность допроса потерпевшего в результате ДТП заключается, прежде всего, в том, что при наличии тяжелых травм он не в состоянии вспомнить и изложить обстоятельства происшедшего. Допрашивать его сле-дует с разрешения лечащего врача. Если потерпевший получил тяжелые травмы и не исключена вероятность его гибели, целесообразно применять аудиозапись. При допросе потерпевшего необходимо иметь в виду, что он является заинтересованным в исходе дела лицом и может давать показания, не соответствующие действительности. Почти наверняка оправдывающими поведение водителя будут показания его родственников или знакомых, по-страдавших при ДТП.

При допросе свидетелей важно учесть особенности ДТП, в частности, его быстротечность, неожиданность, эмоциональное воздействие. Сле-дует иметь в виду, что очевидцы ДТП могут наблюдать и запомнить не все происшествие, а только его отдельные моменты, которые они непосредст-венно видели. Желательно допросить очевидцев ДТП в течение нескольких первых дней после происшедшего, так как забывание воспринятого происхо-дит очень быстро.

При фиксации показаний лучше проговаривать каждое записываемое предложение. Это поможет сразу внести необходимые поправки и более точно отразить мысль допрашиваемого. В ходе допроса, как правило, следует составлять схему ДТП. Сам процесс изготовления схемы может способство-вать припоминанию пропущенных и подзабытых эпизодов, а также дополнит протокол допроса.

В третьем параграфе "Тактические особенности организации и проведения следственных экспериментов при расследовании дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности" рас-сматриваются тактико-организационные аспекты проведения некоторых ви-дов экспериментов.

В процессе расследования ДТП, совершенных в сельской местности, в зависимости от стоящих перед следствием целей и задач возможно проведение следующих видов следственного эксперимента: по установлению возможности совершения каких-либо действий; по установлению возможно-сти восприятия какого-либо факта, явления; по установлению механизма следообразования. В результате проведения следственных экспериментов могут быть проверены следственные версии, получены новые доказательст-ва, установлены обстоятельства относительно скорости движения транспорт-ного средства, скорости движения пешехода, условий видимости, обзорности и др.

При проведении следственного эксперимента, в связи с расследованием ДТП, необходимо не только воспроизвести обстановку, но и провести опытные действия. Организация и проведение следственного эксперимента при расследовании ДТП, совершенных в сельской местности, имеет ряд осо-бенностей. К ним можно отнести сложности, связанные с подбором анало-гичной, зачастую весьма индивидуальной или самодельной техники; с при-глашением соответствующих специалистов; с организацией безопасности участников эксперимента при его проведении на автотрассе; и др.

При фиксации хода и результатов следственного эксперимента следует обращать внимание на описание дорожной обстановки, которое должно точно соответствовать тому, что указано в протоколе осмотра места проис-шествия. Перед следственным экспериментом желательно прочитать прото-кол осмотра места происшествия и освежить в памяти обстановку ДТП.

Новое уголовно-процессуальное законодательство предлагает обязательный для применения бланк протокола следственного эксперимента, в который, по мнению диссертанта, следует добавить графы "Меры, предпри-нятые следователем, для воссоздания подлинной обстановки"; "Предприня-тые меры безопасности". Кроме того, в графу "Следственным эксперимен-том установлено" добавить строки с указанием проведенных опытных дейст-вий и их количества; полученных результатов и описанием их изменений.

В четвертом параграфе "Особенности производства экспертиз при расследовании дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности" автором исследуются вопросы назначения, проведения судебно-медицинской, автотехнической и психофизиологической экспертиз и оценки заключения эксперта.

При назначении судебно-медицинской экспертизы по уголовному делу о ДТП, совершенном в сельской местности, следователю необходимо учитывать возможность возникновения некоторых проблем, связанных со сбором всей необходимой медицинской документации пострадавшего. При проведении курса лечения в сельской больнице из-за несовершенного медицинского оборудования и низкой квалификации медперсонала возрастает вероятность установления неправильного диагноза и затягивания процесса лечения. В этих случаях, если пострадавший изъявил желание обследоваться и провести лечение в другой больнице, следователь должен предоставить для экспертизы документацию всех медицинских учреждений.

При назначении автотехнической экспертизы следователи, расследующие ДТП, совершенные в сельской местности, как правило, направ-ляют на экспертизу все материалы уголовного дела, а не только те, которые необходимы для дачи заключения (88% респондентов). Это не целесообраз-но, так как при этом производство по делу как бы приостанавливается. Соот-ветственно, истекают сроки расследования, а после получения заключения приходится работать в ускоренном темпе.

Если следователь затрудняется с определением объема документов, направляемых на экспертизу, ему следует проконсультироваться с экспер-том, а при необходимости изучения большого числа процессуальных актов - предоставить их копии.

Определяя скорость движения транспортного средства, оборудо-ванного антиблокирующей системой (АБС), эксперты не учитывают степень изношенности не только АБС, но и шин. Кроме того, состояние дорожного покрытия может быть весьма индивидуальным, не подходящим ни под какие усредненные значения. В этой ситуации, на взгляд автора, целесообразно оп-ределять скорость движения транспортных средств, оборудованных АБС, пу-тем проведения следственного эксперимента.

При определении технической возможности предотвращения ДТП необходимо, на взгляд диссертанта, устанавливать время реакции водителя путем проведения психофизиологической экспертизы. При этом надо тща-тельно изучить и учесть характеристики различных психофизиологических свойств водителя (возраст, здоровье, зрительные способности, состояние в разные периоды времени и в различных дорожных ситуациях и др.), води-тельский стаж, тип управляемых автомобилей, место жительства и т. п.

При оценке экспертного заключения следует проанализировать и проверить истинность и соотносимость выводов эксперта с другими материалами дела. Необходимо тщательно и в полном объеме изучить заключе-ние. Прежде всего, надо проверить, какие исходные данные использованы экспертом; пересчитать арифметические величины; изучить список используемой литературы; и т. п. Для такого всестороннего анализа следователь может обратиться за консультацией к специалисту. В случае возникновения сомнения относительно обоснованности выводов эксперта, он может быть допрошен, а также назначена повторная экспертиза.

По мнению автора, в случае назначения повторной экспертизы не-достаточно указания уголовно-процессуального законодательства на поруче-ние производства экспертизы другому эксперту. Проведение повторной экс-пертизы экспертом - коллегой по работе вряд ли будет объективным. Поэто-му ч. 2 ст. 207 УПК РФ желательно дополнить указанием о необходимости проведения повторной экспертизы не просто другим экспертом, а экспертом другого учреждения.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения.

В приложении даны анкетные и статистические данные, таблицы, бланки следственных действий, копии актов о внедрении результатов иссле-дования в практику учебных заведений, органов следствия и подразделений дознания МВД России.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Некоторые особенности проведения судебно-психиатрической экспертизы водителей, совершивших дорожно-транспортное преступление // Труды Краснодарского юридического института МВД России. Краснодар, 2000. - 0,37 п. л.

2. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу авто- и мототранспорта // Труды адъюнктов и соискателей Краснодарского юриди-ческого института МВД России. Краснодар, 2001. - 0,38 п. л.

3. Водитель как субъект дорожно-транспортного преступления // Расследование преступлений: теория и практика: Информ. бюл. Краснодар, 2002. - 0,31 п. л.

4. Особенности принятия решения о возбуждении уголовного дела о ДТП // Расследование преступлений: теория и практика: Информ. бюл. Краснодар, 2003. - 0,27 п. л.

5. Особенности организации работы следователя при поступлении информации о ДТП, совершенном в сельской местности // Расследование преступлений: теория и практика: Информ. бюл. Краснодар, 2004. - 0,4 п. л.

6. Некоторые особенности проведения автотехнических экспертиз по делам о дорожно-транспортных преступлениях // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе: Материалы международ. конф., по-священной памяти профессора Л.Л. Каневского. Уфа, 2003. - 0,31 п. л.

7. Расследование преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения: Учеб. Пособие. Краснодар, 2003.- 3,7 п. л.

 


Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz