Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2.


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Фоницкий И.Я.
Курс уголовного судопроизводства.
Т. 2. / Под ред. А.В. Смирнова СПб.: Альфа, 1996. 607 с.

К оглавлению

Глава I. ОБВИНЕНИЕ

167. Полиция. В первоначальном обвинении полиция имеет двоякое назначение. Только по делам, ведаемым мировыми и административно-судебными установлениями, ей принадлежит власть возбуждения уголовного преследования; по делам же, ведаемым общими установлениями, хотя обращения ее к суду носят то же название сообщений, но сообщения эти составляют необязательные для следователя и прокуратуры указания, так что здесь возбуждение преследования, собственно, принадлежит не полиции, а прокуратуре или следователю. То же замечание относится и к иным правительственным установлениям и должностным лицам, которых закон сравнивает с полицией (ст.42, 297 УУС), не исключая сообщений судебных мест, в какую бы форму они ни облекались.

В делах мировых и административно-судебных установлений полиция имеет значение нормального органа публичного преследования, разделяя эту власть с частными лицами, потерпевшими от преступления, и с судьей. С казенными управлениями она разделяет власть возбуждения преследования по нарушениям уставов казенных управлений. По некоторым делам о нарушениях уставов общественного благоустройства и благочиния полиции принадлежит исключительное, никакому иному органу не предоставленное право обвинения.

Нормальным органом полицейского обвинения признается общая полиция - городская, уездная и сельская, в пределах ведомства и власти каждой из них. Но с ней эту власть разделяют и специальные полиции, как-то: жандармский корпус, дополняющий общую полицию по проступкам, учиненным на железных дорогах (ст.2611 УУС); полиция печати в лице инспекторов мест тиснения и торговли произведениями печати (ст.12138 УУС по прод. 1906г.); ведомство путей сообщения и т. д.

Право обвинения осуществляется полицией столь же самостоятельно, как и прокуратурой, с обязательностью для нее того же начала законности. Предположения полиции о прекращении дела без возбуждения преследования подлежат контролю прокуратуры (закон 1 мая 1884г.; ст.253 УУС), подобно тому как такие же предположения прокуратуры подлежат контролю суда (ст. 528 УУС).

Наряду с полицией закон ставит прочие присутственные места и должностные лица, давая им как бы одинаковое право сообщения суду о преступных происшествиях (п.2 ст.42, п.2 ст.297 УУС). При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что права полиции в области обвинения не одинаковы с правами иных присутственных мест и должностных лиц. Полиции по делам мировых и административно-судебных установлений право сообщения принадлежит в смысле права возбуждать преследование и поддерживать его перед судом, т.е. оно означает право обвинения по всякому делу, подлежащему производству в публичном порядке. При этом полиция действует или как самостоятельное правительственное учреждение, охраняющее общественный порядок и благочиние, или же является представительницей других правительственных учреждений и управлений, преследуя нарушения отдельных уставов благоустройства и благочиния, например строительных, врачебных и проч. (1872/1538, Додонова). Прочие административные ведомства могут выступать перед судом с сообщениями, как сказано в ст.40 УУС, только по делам о проступках, обнаруженных ими "в круге их действия", т.е. по делам о нарушениях тех специальных уставов и правил, охрана которых составляет их служебный долг; сюда могут быть прибавлены только дела о проступках, причинивших вред данному ведомству или установлению, на основании п.З ст.42 УУС. Отсюда вытекает, что сведения об остальных проступках такие установления могут доводить до суда не иначе как через посредство нормального обвинителя в мировом и административно-судебном порядке - полиции.

Это положение должно быть распространено и на органы судебного ведомства, действующие в качестве "иных присутственных мест и должностных лиц". С преступными деяниями они встречаются чаще, чем иные власти, но в качестве обвинителей в мировых и административно-судебных установлениях могут выступать лишь по тем из них, которые причинили именно им, в круге их действий, вред материальный или нематериальный; в прочих же случаях они должны обращаться к полиции, которая и выступает по делу обвинителем. Это положение несомненно для прокуратуры ввиду измененной редакции ст.253 УУС по прод. 1886г., но оно имеет силу и для судебных мест, которые, признавая дело себе неподсудным, не могут поэтому направлять его непосредственно, (как принято практикой) к компетентному судье - ибо право возбуждения дела у судьи неразрывно связано с правом обличения перед ним виновного, а это право в подобных случаях, очевидно, судебным местам не принадлежит, - а должны передавать дело полиции как нормальному обвинителю в мировом и административно-судебном производстве или же прокуратуре по праву надзора ее за деятельностью полиции. Такому толкованию не противоречат ни ст. 117, 482 и 534 УУС, которые, обязывая судью, следователя и палату отсылать следствие по "принадлежности" или давать делу "законное направление", не указывают мест, которым дело должно быть отослано, и, следовательно, оставляют рассматриваемый вопрос без ответа, ни достоинство судебной власти, отнюдь не подрываемое обязанностью судебных мест обращать дело для возбуждения преследования к полиции; этим суд не ставится в подчинение полиции, а лишь дает делу законное направление и распределяет процессуальные функции по их природе. Направление дела к полиции не ставит суд в зависимость от последней, ибо и полиция в своей обвинительной деятельности управляется началом законности и контролируется прокуратурой. Притом в определении судебном о передаче дела по неподсудности нужно отличать две стороны: им признается, во-первых, что дело не подлежит производству в данном суде и, во-вторых, что оно подлежит рассмотрению иного установления, в определении указанного. Только первая часть существенна, и только она имеет значение судебного решения. Вторая не существенна, она может и отсутствовать, она не обязательна ни для установления, ею указываемого, ни для участвующих в деле лиц; поэтому если бы даже полиция не нашла возможным возбудить преследование по делу, переданному ей судом по неподсудности, то в бездействии ее нельзя видеть колебания силы судебного решения. Притом обвинительная деятельность полиции состоит под контролем прокуратуры, органа судебного ведомства.

В общих судебных местах ни полиция, ни иные административные органы не имеют власти возбуждать уголовное преследование. Эта власть по сообщениям их предоставляется или прокуратуре, или судебному следователю, которым принадлежит предварительная оценка таких сообщений и на ответственность которых ложится возбуждаемое по ним преследование. Отсюда, однако, исключаются случаи, когда некоторым органам предоставляется возбуждение преследования с непременной обязанностью суда приступить к производству (разумеется, при наличности правовых для того условий), а именно: 1) при обвинении начальственном, по делам о служебных преступлениях должностных лиц (ст. 1077 и др. УУС); 2) при обвинении фискальном, по делам о нарушении уставов казенных управлений (ст.1129,1156 УУС); 3) при обвинении административном, по делам о нарушении некоторых уставов благоустройства и благочиния, например печати и т. п., когда право обвинения предоставляется определенным органам административного ведомства. Во всех названных случаях, которые можно назвать правительственным обвинением, предоставленное указанным властям право возбуждать преследование устраняет право на это всех иных властей, даже прокуратуры; только при обвинении фискальном казенные управления дополняются общей полицией, а при обвинении административном с властями административными участие в обвинении иногда принимает прокуратура в общих местах и общая полиция в мировых и административно-судебных установлениях.

 

Далее


См. новый учебник в традициях И.Я. Фойницкого










Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz