Кайгародова Ю.Г. Уведомление в российском уголовном процессе. Дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2005.


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта

Кайгародова Юлия Евгениевна
Уведомление в российском уголовном процессе.
Дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2005.


К оглавлению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в рамках обозначенной темы исследование позволяет сформулировать выводы и предложения, которые дают возможность оценить актуальность выполненной работы, степень реализации поставленных целей и задач, теоретическую и практическую ценность ее результатов для развития уголовно-процессуальной теории и практики применения уведомления в российском уголовном судопроизводстве.

1. Существует несколько исторических этапов развития института уведомления в российском уголовном судопроизводстве.

Первым является период с 1456 г. до 1697 г., когда институт уведомления начал развиваться, но в незначительной степени, что было отражением состояния русского права раннего средневековья, которому была свойственна казуальность, партикулярность и нерасчленность на материальные и процессуальные нормы.

Второй период ? с 1697 г. до 1864 г. Законодательство не имело четкого разделения гражданского и уголовного судопроизводства, являясь симбиозом отраслей права. Были сформированы процессуальные предпосылки становления и развития правового института уведомления, и, насколько позволяет судить современное правосудие, сделано это было достаточно качественно.

Третий период ? с 1864 г. по 1922-1923 гг. Принятый УУС стал первым процессуальным законом, в котором нормы материального права были отделены от процессуальных, что сделало данный документ историческим памятником уголовного судопроизводства России XIX столетия. Кроме этого, установлено 95 норм, предусматривающих уведомление. Законодатель обозначил необходимость и придал огромное значение осведомленности участников уголовного судопроизводства. Демократическая направленность процессуального законодательства подчеркивалась системой, во-первых, гарантий прав личности быть уведомленной в соответствующие сроки в определенной процессуальной форме о правах и свободах, принятых по делу решениях, движении дела и т.д., во-вторых, уведомительных правоотношений между должностными лицами, осуществляющими производство по делу на разных стадиях уголовного судопроизводства.

Четвертый этап ? с 1922 по 1960 гг. В УПК РСФСР 1923 г. количество норм, предусматривающих уведомление, по сравнению с УУС, уменьшилось почти в два раза и составило 54 правовых предписания, что, несомненно, указывало на снижение роли исследуемого института как гарантии реализации принципов уголовного судопроизводства того времени и его антидемократизацию.

Пятым этапом обозначен период действия УПК РСФСР 1960 г. (1960 ? 2001 гг.).

Количество норм, предусматривающих уведомление, увеличилось до 110. При этом уведомление предусматривалось во всех стадиях уголовного судопроизводства. Своевременная осведомленность приобретает огромное значение на пути охраны прав личности, реализации принципов уголовного судопроизводства и его назначения. Кроме того, в УПК РСФСР предусматривалась более широкая терминология относительно осведомленности участников. Здесь обозначен почти каждый случай уведомления с непосредственным установлением срока его производства или возможного временного периода. Таким образом, институт уведомления в уголовном судопроизводстве стал на более высокую ступень развития.

УПК РФ 2001 г., восприняв от предшествующего закона большую часть норм об уведомлении, существенно расширил настоящий правовой институт, увеличив число участников уведомления, случаев, требующих его осуществления, конкретизировал сроки. Тем не менее следует отметить незавершенность правовой регламентации уведомительной деятельности в уголовно-процессуальном законодательстве и необходимость продолжения ее совершенствования.

2. Правовая сущность уведомления в уголовном судопроизводстве состоит в том, что оно исторически объективно возникло в ходе развития уголовно-процессуального законодательства. В настоящее время представляет собой деятельность участников уголовного судопроизводства по доведению до заинтересованных лиц в соответствующей процессуальной форме их прав и обязанностей, информации о произведенных процессуальных действиях и принятых решениях, затрагивающих их права и свободы при производстве по уголовному делу, а также систему правоотношений, выступая частью правовых гарантий, урегулированных уголовно-процессуальным законом.

3. Значение уведомления в реализации принципов уголовного судопроизводства состоит в том, что оно является незаменимым элементом приобретения процессуального статуса участников уголовного судопроизводства, обеспечения их прав и исполнения обязанностей. Уведомление служит одной из гарантий обеспечения реализации общих положений при производстве отдельных процессуальных действий, в ходе которых лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано своевременно известить участника уголовного процесса о том, где и когда будет проводиться то или иное процессуальное действие, предоставив ему необходимое время для подготовки своей защиты или отстаивания своих интересов, а также о результатах, полученных в ходе проведения процессуального действия. Кроме того, уведомление имеет важное значение при принятии по делу процессуальных решений, затрагивающих интересы участников судопроизводства, которые подлежат обязательному уведомлению с целью защиты их прав и свобод, а также обеспечения права на обжалование этих решений.

4. Уведомление является самостоятельным специфическим правовым институтом, отвечающим характерным признакам относительно обособленного комплекса норм, которые, регулируя общественные отношения, возникающие по поводу уведомления, устанавливают участников извещения, полномочия государственных органов, права и обязанности юридических и физических лиц, вовлеченных в систему правоотношений в сфере уведомления, процедуру (формы уведомления, сроки, порядок направления), ответственность (санкции) за невыполнение требований норм УПК РФ. Правовые нормы указанного института содержатся не только в УПК РФ, но и других нормативно-правовых актах.

Таким образом, мы имеем дело со сложным, многосторонним явлением уголовно-процессуального права, поскольку правовое регулирование института уведомления обширно и многогранно. Однако все нормативно-правовые акты, так или иначе регулирующие порядок уведомления, выступают в качестве некого единого целого, формирующего данную правовую систему и наполняющего ее конкретным нормативным содержанием.

5. Участники уведомления ? это государственные органы, общественные организации, должностные лица и граждане, которые обладают обязанностью уведомлять и (или) правом быть уведомленными, в связи с чем могут вступать в сферу уголовно-процессуальных отношений, осуществляя права и исполняя обязанности, возложенные на них уголовно-процессуальным законом или должностными лицами, в производстве которых находится уголовное дело.

Проведенный анализ позволил выделить значительный круг участников уведомления, которые уведомляют, уведомляют и уведомляются или только уведомляются.

6. В широком смысле под процессуальным сроком уведомления понимается ограниченный промежуток времени или момент наступления процессуально значимых событий, установленный уголовно-процессуальным законом или актом индивидуального правоприменения дознавателя, следователя, прокурора, суда (судьи), на протяжении которого в одностороннем порядке уведомляется (извещается) участник уголовного судопроизводства о принятом решении или процессуальном действии, в целях охраны и осуществления прав и законных интересов граждан и организаций, скорейшего завершения производства по уголовному делу и реализации назначения уголовного судопроизводства.

В узком смысле процессуальный срок уведомления может рассматриваться как установленный уголовно-процессуальным законом или органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судом (судьей) определенный промежуток времени, в рамках которого осуществляется единичное (одномоментное) уведомление о чем-либо.

7. Значение сроков уведомления состоит в том, что, будучи предусмотренными в УПК РФ и (или) установленными в ряде случаев должностными лицами, в производстве которых находится уголовное дело, они носят делопроизводственный или процессуальный характер, являясь гарантией защиты прав и свобод личности, осуществляемой в целях достижения позитивного юридического эффекта, и средством обеспечения быстроты производства по уголовным делам, отвечая назначению уголовного судопроизводства.

Анализ проблем правового регулирования процессуальных сроков убедительно свидетельствует о том, что действующее уголовно-процессуальное законодательство не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в дальнейшем совершенствовании. В этой связи встает задача пересмотра правовых норм о процессуальных сроках и научного поиска оптимальных вариантов их применения и соблюдения с целях охраны прав, интересов и свобод личности в уголовном судопроизводстве.

8. Уведомление-документ ? это процессуальный акт, предусмотренный уголовно-процессуальным законом, иными нормативными актами, а в ряде случаев не имеющий правового регулирования (выработанный практикой), содержащий сообщение лицу, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства, о чем-либо, при этом порождающий уголовно-процессуальные правоотношения, служащий гарантией прав участников и соблюдения принципов уголовного процесса, а также достижения назначения уголовного судопроизводства.

Процессуальный порядок составления документа-уведомления является частью общей юридической техники изготовления процессуальных документов и включает в себя: использование юридической терминологии в сочетании с доступностью для всеобщего понимания; юридических конструкций, предусмотренных в УПК РФ, а также иными законами и ведомственными нормативными актами; правил наиболее рационального составления и правильного, грамотного изложения его элементов.

Проект

Федеральный закон

?О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации?

Статья 1. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, ? 52, ст. 4921; 2002, ? 22, ст. 2027; ? 30, ст. 3015?) следующие изменения:

1. Дополнить статью 11 частью второй и третьей, а соответствующие части считать четвертой и пятой:

?2. Суд, прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания при осуществлении производства по делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязаны своевременно уведомлять участников уголовного судопроизводства об их правах, принятых в отношении них процессуальных решениях, проведенных процессуальных действиях и обеспечить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы участников, если иное не предусмотрено законом.

3. В случаях отсутствия в статьях, подлежащих применению, предписаний об уведомлении суд, прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания при осуществлении производства по делу уведомляют участников уголовного судопроизводства по их ходатайству или по собственной инициативе, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению данных предварительного расследования или помешать производству по делу?.

1. Часть 1 статьи 96 изложить в следующей редакции:

?1. По просьбе задержанного о месте его нахождения незамедлительно уведомляются близкие родственники, родственники, близкие лица, защитник, а также администрация по месту работы (учебы) или предоставляется возможность такого уведомления самому задержанному. При отсутствии близких родственников, родственников, близких лиц, защитника, администрации по месту его работы (учебы) данные лица ставятся в известность в кратчайшие сроки, но не позднее 12 часов?.

2. Часть 1 статьи 134 изложить в следующей редакции:

?1. Суд в приговоре, определении, постановлении, а прокурор, следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Реабилитированному незамедлительно направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием?.

4. Дополнить кодекс статьей 164' следующего содержания:

?Статья 164'. Порядок вызова для производства следственных и иных процессуальных действий

1. Свидетели, потерпевшие, а также иные лица вызываются для производства следственных и иных процессуальных действий повесткой. В повестке указываются, кто и в каком качестве вызывается, для производства какого следственного или иного процессуального действия, основные права вызываемого, к кому и по какому адресу он должен явиться, дата, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.

2. Повестка вручается вызываемому под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого для производства следственных и иных процессуальных действий, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку вызываемому.

3. Вызываемое лицо обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин оно может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные статьей 111 настоящего Кодекса.

4. Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается для производства следственных и иных процессуальных действий через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.

5. Военнослужащий вызывается для производства следственных и иных процессуальных действий через командование воинской части.

6. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела?.

7. Дополнить статью 232 частью 2 следующего содержания:

?2. Лица, подлежащие явке в судебное заседание вызываются по правилам, предусмотренным в статье 164' настоящего Кодекса?.

8. Часть третью статьи 423 изложить в следующей редакции:

?3. При задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно ставятся в известность его родители (законные представители) и защитник. В случае невозможности незамедлительного уведомления родители (законные представители) и защитник ставятся в известность в возможно кратчайшие сроки, но не позднее 12 часов?.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz