Салимзянова Р.Р. Независимость судьи как составляющая независимости судебной власти // Независимость судебной власти как гарантия правового государства: Монография Казань, 2007. полный текст


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта

Салимзянова Р.Р.
Независимость судебной власти как гарантия правового государства:
Монография / Р.Р. Салимзянова. – Казань: КЮИ МВД России, 2007.- 102 с.


К оглавлению

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

1.4. Независимость судьи как составляющая независимости судебной власти

Судебная власть реализуется исключительно в сфере правоотношений и касается лишь вопросов права. Осуществляется эта власть посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства в адекватных каждой из этих форм судопроизводства судебных структурах – звеньях единой судебной системы. Ведущей и преобладающей формой судебной власти является правосудие, основывающееся на принципах равноправия участников и состязательности судопроизводства. Правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. При этом судебная власть в пределах процессуальных форм может находить свое проявление и помимо собственно правосудия. Справедливая, беспристрастная и гуманная система правосудия является необходимым условием осуществления основных прав и свобод человека в демократическом обществе.1 Латинское изречение Justicia regnorum fundamentum, известное каждому дипломированному юристу, обычно переводят так: «Правосудие – основа государства».2

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч.1 ст. 18 Конституции РФ). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного судопроизводства только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст.4). Суд – это единственный государственный орган, имеющий своим назначением осуществление правосудия. Так, в соответствии со ст.118 и ч.3 ст.123 Конституции РФ суд при рассмотрении уголовных дел осуществляет исключительно функцию отправления правосудия и не вправе подменять государственные органы и должностных лиц, формирующих и обосновывающих обвинение.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся федеральные суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, которые составляют систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, которые составляют систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе суды могут осуществлять особую государственную деятельность - правосудие. Учреждения, имеющие в своем наименовании термин «суд», но не указанные в комментируемом Законе, не являются органами правосудия (Суд по информационным вопросам, Экономический суд СНГ, Третейский информационный суд).

Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов определена ФКЗ от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации": военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов (ст.5 Закона).

Дискуссионным является вопрос отнесения деятельности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ к осуществлению правосудия. Специалисты конституционного, уголовного и уголовно – процессуального права высказывают противоположные точки зрения.3 Одни ученые обосновывают, что деятельность Конституционного Суда РФ, а также конституционных (уставных) судов субъектов РФ не охватывается понятием правосудия применительно к субъекту посягательств, предусмотренных главой «Преступление против правосудия».4 Другие утверждают, что деятельность Конституционного Суда РФ охватывается понятием правосудия и должна включаться в объект уголовно-правовой охраны преступлений, предусмотренных гл. 31 УК РФ.5 В.А. Азаров и И.Ю. Таричко, проанализировав ФКЗ от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», пришли к выводу, что целесообразнее характеризовать деятельность Конституционного Суда как конституционную юстицию или судебный конституционный контроль.6 В.М. Бозров считает, что «отнесение Конституционного Суда к какой-либо иной структуре было бы неправомерным и противоречило бы ст. 118 Конституции РФ».7 Судьи Конституционного Суда РФ и практические работники придерживаются аналогичного мнения.

Из сказанного следует: 1) правосудие есть реализация судебной власти, которая осуществляется посредством судопроизводства вообще и уголовного в частности; 2) правосудие охватывает всю без исключения судебную деятельность вне зависимости от процессуальных стадий, ибо только в таком случае судебное верховенство будет являться единым принципом деятельности и суда.8

Правовой статус судей - это установленная законом совокупность прав и обязанностей судей, а также гарантий их независимости при осуществлении правосудия.9 В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности».108

Основы статуса судей установлены в ст.ст.119-122 Конституции РФ, главе 2 ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Судьями являются лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. В силу ст.5 ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5-ти лет, за следующими исключениями: судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж не менее 10 лет, судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж не менее 7 лет. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам, например, наличие офицерского звания для кандидата судьи военного суда.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента России, для последних представление вносится с учетом мнения, соответственно, Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом по представлению, соответственно, Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Мировые судьи согласно Закону «О мировых судьях РФ» назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ (ст.6 Закона).

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам в судьи, направлены на обеспечение осуществления правосудия на профессиональной основе. При проведении судебной реформы в Закон РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» были внесены существенные изменения, касающиеся, прежде всего, вопросов подбора и подготовки судей: установлен перечень должностей и видов работ, включаемых в стаж работы; появилось требование о проведении предварительного медицинского освидетельствования; определен порядок проведения конкурса на должность судьи.11

С целью дальнейшего совершенствования механизма подбора судей представляется возможным: включить в Закон положение о проведении обследования кандидатов в судьи на психическую и моральную пригодность осуществлять правосудие; усилить контроль за исполнением на местах требования о публикациях в средствах массовой информации об открытии вакансий судей.

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» установлены гарантии статуса мировых судей: «На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами» (ст.2 Закона). Такие же гарантии установлены законами субъектов Российской Федерации. Так, Законом Республики Татарстан от 17 ноября 1999 г. №2440 «О мировых судьях Республики Татарстан» установлено, что на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами (ст.2 Закона).

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны в соответствии со ст. 17 и 19 АПК РФ. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет (ст. 2 названного Закона).

Согласно Федеральному закону от 30 мая 2001 года №70–ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные законодательством (ст.7 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»).

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в соответствии с главой 42 УПК РФ. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона РФ от 26 июля 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и ФЗ от 20 августа 2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (п. 1 ст.12 ФЗ от 20 августа 2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».) Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ст.12 указанного закона).

К гарантиям независимости судей относятся: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия; запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи - судья не может быть переведен, назначен или избран на другую должность или в другой суд без его согласия, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке, установленном законом, и только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; деятельность органов судейского сообщества; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (ч.1 ст.9 Закона РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»); особая защита судей, членов их семей и их имущества со стороны государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление (ч.2 ст.9 Закона РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. Среди перечисленных объектов судейской неприкосновенности наибольшей ценностью обладают личные блага судьи: жизнь, здоровье, честь и достоинство. Судья не может быть привлечен к какой - либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Сама идея независимости судей, их несменяемости и неприкосновенности не всегда правильно воспринимается общественностью и СМИ. И главное заблуждение здесь состоит в том, что указанные специфические черты судейского статуса в обыденном сознании воспринимаются просто как привилегии. Однако смысл судейской независимости, ее несменяемости и неприкосновенности как раз состоит в том, чтобы обеспечивать подлинное правосудие, исключающее возможность манипулирования судьями. Особенности статуса судей, их особое положение - так сказать, вынужденная плата за возможность иметь подлинно независимое правосудие.

Для нашей страны это особенно важно. Не следует забывать о сложившихся и долго сохранявшихся порядках в этой сфере. Так, существовали формально установленные правила «выборов» судей, фактически же они назначались в партийных органах разного уровня в соответствии с установленной номенклатурой. В результате в почти 300-миллионной стране, самой большой в мире по территории, не было ни одного судьи, не являющегося членом КПСС, а партийные руководители всех рангов беззастенчиво пользовались так называемым «телефонным» правом, давая прямые указания по конкретным делам. Отчеты судей, включая вопросы судебной практики (в том числе практики назначения наказаний, так называемой «карательной практики»), рассматривались на заседаниях партийных комитетов (райкомов, горкомов, обкомов, ЦК), в самых важных случаях суду предшествовали постановления партийных «инстанций» по определенным делам, после чего оставалось вынести соответствующие судебные решения. Всем памятен случай со столкновением на Новороссийском рейде в 1986 году двух кораблей - пассажирского и торгового, в результате чего погибло более 400 человек. По данному делу была создана "правительственная комиссия" во главе с членом Политбюро ЦК КПСС Г. Алиевым, которая пришла к выводу о виновности капитанов судов, и Верховному Суду СССР оставалось лишь вынести обвинительный приговор, назначив им максимальную меру наказания, - по 15 лет лишения свободы, хотя вины капитанов в гибели такого числа людей не было.12

Сегодня, несомненным шагом в сторону открытости и гласности судебной власти стало принятие Советом судей Российской Федерации в апреле 2002 года решения о создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», которая вводится в действие с 1 января 2007 года. Согласно этому все судебные решения и приговоры, принимаемые судьями, будут фиксироваться в электронном виде и «вывешиваться» в электронной базе, соответственно, будут доступными в любой момент и в любой стадии дела.13 Степень информационной открытости судов неразрывно связана, с одной стороны, с соблюдением законности и эффективностью работы судов, с другой стороны, степенью защищенности судей от посягательств извне. Достижению этой цели способствует также Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. №583. Первоочередным мероприятием этой программы, бюджет которой составляет 48 млрд. 411 млн. рублей, названо информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. В ходе реализации названной программы будет создано 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции и 14 тыс. – в арбитражных судах, 2,2 тыс. веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов.14

Сказанное не оставляет сомнений в том, что независимость судей – тот краеугольный камень, который должен стать основой нового демократического общества.


1 См.: Амиров К.Ф. Ответственность за преступное вмешательство в деятельность лиц, осуществляющих правосудие и уголовное преследование: проблемы теории и законодательства/ К.Ф. Амиров, Б.В. Сидоров, К.Н. Харисов.- Казань, 2003. - С.25.

2 См.: Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации / под ред. проф. М.В. Горбаневского – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002. – С.12.

3 Считается, что Конституционный Суд не осуществляет правосудие. (См. об этом: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России: дис. … д-ра юрид. наук. – М., 1995. - С.8-9). Конституционное правосудие имеет иное значение, чем правосудие, осуществляемое судами в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел. (См. об этом: Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Судебная конституционное право и процесс/ Н.В. Витрук. - М., 1998. - С.38).

4 Аналогичное мнение высказано и другими учеными в области уголовного права. (См.: Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Бойко. – Ростов-на-Дону, 1996. - С.617; Уголовное право: Особенная часть / под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. - М.: Норма, 1999. - С.618 (автор главы Т.В. Кондрашева); Лобанова Л.В. Преступления против правосудия: теоретические проблемы классификации и законодательной регламентации/ Л.В. Лобанова. - Волгоград, 1999. - С.24-27.

5 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.: Норма, 1999. - С.770 (автор комментария В.П. Малков); Кулешов Ю.И. Правосудие как объект уголовно-правовой охраны/ Ю.И. Кулешов // Правоведение. - 1999.- №4. - С.88.

6 См.: Азаров В.А. Функции судебного контроля в истории, теории и практике уголовного процесса России: монография/ В.А. Азаров, И.Ю. Таричко. – Омск, 2004. - С.142.

7 См.: Бозров В.М. Современные проблемы российского правосудия по уголовным делам в деятельности военных судов (вопросы теории и практики): монография/ В.М. Борзов. – Екатеринбург, 1999. - С.17.

8 См.: Бозров В.М. Указ. соч. - С.19.

9 См.: Гуськова. А.П. Правоохранительные органы (судоустройство): учебник/ А.П. Гуськова, А.А. Шамардин. – Москва: ИГ «Юрист», 2005. – С. 177.

10 См.: Европейская хартия о статусе судей, п.1.1. ч. «Общие принципы» Цит. по: Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып.3: В 2 кн. - М.: Альфа-М, 2004. - Кн.2. - С.257.

11См.: Пейсиков В. Правовые основы отбора и подготовки судей в России/ В. Пейсиков // Российская юстиция. - 2004. - №5 // СПС Гарант.

12 См.: Вицин С. Концепция 1991 года положила начало формированию правового государства/ С. Вицин // Российская юстиция. - 2001. №11 // СПС Гарант.

13 См.: Никитинский Л. Электронный суд. Техническая революция как шанс прозрачности правосудия/ Л. Никитинский // Российская газета. – 2006. - 2 авг.

14 См.: http//www.finansa.ru/news/22006100311572528.html

 

Процессуальные
средства обеспечения
независимость суда







Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz