Транспарентность правосудия. Доклад А.В. Смирнова

На Главную

Публикации

Методические материалы

библиотека

форум

Написать письмо

ссылки

Новости законодательства

 

  

Смирнов А.В. Проблемы открытости судебной власти для гражданского общества. Экспертное исследование на основе правоприменительной практики уголовных судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. // www.kalinovsky-k.narod.ru/b/sav-tr0.htm

 

 

3. Правовые основания открытости уголовного судопроизводства

 

            Российское законодательство содержит, на наш взгляд, достаточно правовых возможностей для того, чтобы уже сегодня перейти к полной открытости судопроизводства. Сложность состоит в том, что некоторые из них имеют общий характер, что у людей, не искушенных в юриспруденции, нередко создает иллюзию об отсутствии соответствующего законодательства. Однако с помощью различных видов толкования правовых норм общее правило может быть достаточно конкретизировано, а противоречия между различными юридическими предписаниями устранено. Единственное, что необходимо сегодня для решения этих задач — это политическая воля и правовое просвещение.

            В целях большей ясности изложения правовые основания открытости уголовного судопроизводства будут изложены нами в виде вопросов и ответов на них.

Вопрос о доступе в здания судов

1. Какими национальными источниками права (законы, регламенты судов, акты высших судов страны или подсистемы, прецеденты и т.п.) регламентирован доступ в судебные здания? Существуют ли специальные правила, касающиеся доступа в судебные здания отдельных категорий граждан?

           

В российском законодательстве не существует каких-либо специальных норм, которые бы воспрещали свободный доступ публики в здания судов. Для обеспечения такого доступа считается достаточным общего правила, установленного ст. 123 Конституции Российской Федерации: «Судебное разбирательство во всех судах является открытым, в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается проведение закрытых судебных разбирательств». Естественным ограничителем доступа населения в судебные здания является лишь официальное время работы судов, как государственных учреждений, — в соответствии с установленным трудовым законодательством режимом рабочего дня и отдыха (гл. 16 – 18 Трудового кодекса РФ). Режим работы судов обычно указан при входе в судебное здание, кроме того, о нем можно узнать по телефону в канцелярии суда.

            При проектировании и строительстве новых судебных зданий предусматривается комплекс мер, направленных на облегчение доступа публики в судебные здания и залы судебных заседаний. #G0Так, Сводом правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов (#M12291 901761680Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ#S от 02.12.99 N 154) установлены, в частности, следующие нормативы:

·        #G0Холлы для публики рекомендуется располагать таким образом, чтобы они примыкали к залам судебных заседаний со стороны подзоны для публики. Площадь холлов (кулуаров), примыкающих к залам судебных заседаний, следует принимать из расчета 0,3-0,4 м на одно место для публики в зале.

Определенные ограничения предусмотрены не для публики, а только для лиц, нарушающих общественный порядок, либо для проникновения посторонних лиц на территорию служебного двора,  #G0примыкающего к специальному входу в здание суда для подсудимых, и другие рабочие помещения. Так, #G0Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодейстия судебных приставов... (Минюст N 1872 16.08.99) установлены в этих целях следующие обязанности судебных приставов:

 

2. Существуют ли специальные правила, касающиеся доступа в судебные здания отдельных категорий граждан? Кто и каким образом осуществляет контроль за входом в зал судебного заседания?

 

Специальные правила, регулирующие право доступа в здание суда журналистов и других особых категорий лиц (например, иностранных граждан, студентов-юристов, психологов, медиков и т.п.), российскому законодательству, действительно, не известны. Эти категории лиц пользуются такими же широкими правами на свободный доступ в суды общей юрисдикции, как и все граждане РФ. Однако это говорит не о пробеле в законодательстве, а о следовании его в этой области максимально широким демократическим принципам.

Единственное ограничение по воспитательным соображениям предусмотрено только для лиц, моложе 16-летнего возраста. Такое лицо, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания с разрешения председательствующего (ч. 6 ст. 241 УПК РФ).

Порядок судебного заседания обеспечивает судебный пристав, который выполняет распоряжения председательствующего. Требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания (ч. 4 ст. 257 УПК РФ). Согласно Федеральному закону «#G0О судебных приставах» от 21.07.97 N 118-ФЗ (с изменениями на 7 ноября 2000 года) #M12291 9000344с #G0удебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

В пределах указанных полномочий судебный пристав следит за надлежащим доступом публики в зал судебного заседания.

 

 

К оглавлению

Главная Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100