Транспарентность правосудия. Доклад А.В. Смирнова

На Главную

Публикации

Методические материалы

библиотека

форум

Написать письмо

ссылки

Новости законодательства

 

  

Смирнов А.В. Проблемы открытости судебной власти для гражданского общества. Экспертное исследование на основе правоприменительной практики уголовных судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. // www.kalinovsky-k.narod.ru/b/sav-tr0.htm

 

 

Правила, регулирующие доступ в залы судебных заседаний по уголовным делам

 

1. Какими национальными источниками права (законы, регламенты судов, акты высших судов страны или подсистемы, прецеденты и т.п.) регулируется доступ в залы судебных заседаний (на судебное разбирательство)?  Является ли этот доступ открытым или ограниченным?

 

Законодательство, в рамках принципа гласности судопроизводства, предусматривает открытость судебного заседания по уголовным делам.  В ч. 1 ст. 241 УПК РФ говорится: «Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей». Однако, понятие открытости судебного заседания непосредственно в УПК РФ не раскрывается. Между тем, согласно п. 1 ст. 6  Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательной для Российской Федерации, “каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела”. Понятию открытости и гласности (публичности) судопроизводства дается развернутая характеристика в решении Европейского Суда по правам человека от 8 декабря 1983 г. по делу Претто и других против Италии: “Публичный характер судопроизводства, о котором говорится в статье 6 п. 1, защищает тяжущихся от тайного отправления правосудия вне контроля со стороны общественности; он служит одним из способов обеспечения доверия к судам, как высшим, так и низшим. Сделав отправление правосудия прозрачным, он содействует достижению целей статьи 6 п. 1, а именно, справедливости судебного разбирательства, гарантия которого является одним из основополагающих принципов всякого демократического общества...”. В другом своем решении (Экбатани против Швеции, 26 мая 1988 г.) Европейский Суд высказался еще определеннее: ”... что касается публичности, то все материалы дела доступны широкой публике”.

       В соответствии с ч. 2 ст. 241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Тем не менее, приговор суда всегда провозглашается только в открытом судебном заседании. Однако в случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться лишь вводная и резолютивная части приговора (ч. 7 ст. 241 УПК РФ).

           

2. Каким образом население узнает о правилах доступа в зал судебного заседания и каким образом оно узнает о времени проведения конкретного судебного процесса?

 

Инструкциями судебного ведомства предусмотрены правила, обеспечивающие информированность населения о назначенных судебных заседаниях. Согласно п. #G09.14. #G0временной Инструкции по делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (#M12291 901761680Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ#S от 28.12.99 N 169) накануне дня судебного заседания секретарь судебного заседания составляет список дел, назначенных к рассмотрению (#M12293 1 901761924 3685827596 106 24569 2414712974 3464 373612241 3962683164 3634059875формы N 21#S, #M12293 0 901761924 3685827596 106 24570 2414712974 3464 2104396949 3962683164 3634059875N 22#S) и вывешивает его при входе в зал заседания или в другом удобном для обозрения месте. Аналогичные правила действуют в районных судах (ст. 76 #G0Инструкции по делопроизводству в районном суде (с изменениями на 24 августа 1999 г., утвержденной #M12291 901761680приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ#S от 29.01.99 N 8).

#G0Прием посетителей в суде производится председателем суда, его заместителями и работниками аппарата суда в установленные дни и часы. Расписание приема посетителей должно быть вывешено на видном месте. Регистрация приема посетителей производится в журнале учета приема граждан #M12293 0 901761924 3685827596 106 77 4020906611 377006900 3979902512 2323509361 106(форма N 1)#S.

Вместе с тем, на наш взгляд, в этой области могут быть предприняты дополнительные шаги: информация о времени, месте и предмете судебных заседаний должна публиковаться в печати, Интернете, доводиться до населения по телевидению; следует использовать опыт выездных судебных разбирательств, накопленный российскими  (советскими) судами в прежнее время. Публичность судебных заседаний немыслима без присутствия публики. Для ее привлечения огромное значение имеет  внешний и внутренний вид судебных зданий,  обстановка, торжественный ритуал, зрелищность судебных заседаний.

 

3. Существуют ли правила относительно фиксации присутствующими в зале лицами хода и результатов судебного процесса? Каковы эти правила применительно к отдельным видам фиксации (стенографическая запись, иная традиционная запись, аудио- и видео- фиксация, теле-, кино- и фото- съемка и т.д.)?Имеются ли особенности фиксации хода открытого и закрытого судебного процесса?

 

В соответствии с ч. 5 ст. 241 УПК  «лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании и с согласия сторон, если это не создает препятствий для судебного разбирательства. Проведение аудиозаписи  не допускается, если это создает препятствие для судебного разбирательства».

Таким образом, в разрешительном порядке допускается проведение в открытом судебном заседании фотографирования, видеозаписи, киносъемки, если это не создает препятствий для судебного разбирательства. Однако в отношении аудиозаписи предусмотрен не разрешительный, а явочный порядок. Проведение аудиозаписи не допускается председательствующим лишь в том случае, если это создает препятствие для судебного разбирательства. То есть, если любое лицо, присутствующее в открытом судебном заседании, намерено провести аудиозапись, ему не требуется получать на это предварительного согласия ни председательствующего, ни сторон. Однако в случае, если использование звукозаписывающей аппаратуры нарушает порядок  судебного заседания, председательствующий вправе предупредить лицо о недопустимости таких действий, либо удалить его из зала судебного заседания, либо наложить на него денежное взыскание в соответствии со ст. 258 УПК РФ. К сожалению, формулировка данной нормы в части проведения звукозаписи недостаточно совершенна, поскольку текстуально она начинается с запрета осуществлять звукозапись («проведение аудиозаписи  не допускается…). Вырванная из контекста, без учета дальнейшего придаточного предложения («если это создает препятствие для судебного разбирательства»), она иногда создает на практике повод для споров и препирательств между председательствующим, с одной стороны, и подсудимым и адвокатом, с другой, по вопросу о возможности явочного использования звукозаписывающей аппаратуры.

Закон не делает каких-либо различий в применении названных правоположений в зависимости от открытого или закрытого порядка ведения судебного заседания. Естественно, что при удалении публики и, в том числе,  представителей СМИ этим правом могут воспользоваться лишь стороны в процессе.

 

4. Существуют ли правила, регулирующие предоставление и использование официальной информации – информации, зафиксированной работниками суда, например, передача копий протоколов судебного заседания, копий аудио- и т.п. записи ? Если такие правила существуют, как на практике осуществляется передача информации.

 

Новым уголовно-процессуальным законом предусматривается возможность предоставления копий протокола судебного заседания участникам судебного разбирательства, причем, важно отметить, что такая возможность имеется не только у сторон обвинения и защиты, но и у свидетеля, эксперта и др. При наличии письменного ходатайства стороны об ознакомлении с протоколом судебного заседания председательствующий обеспечивает ей возможность ознакомления с протоколом в течение 5 суток с момента его подписания. Председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний. В исключительных случаях председательствующий по ходатайству участника судебного разбирательства может продлить время ознакомления с протоколом. Если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, то председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с протоколом. Участники судебного разбирательства вправе также получить на руки копию протокола судебного заседания. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет (ч. 7, 8 ст. 259 УПК РФ).

            Вместе с тем, законодательство содержит нормы, позволяющие утверждать, что протоколы судебных заседаний и иные материалы (в том числе, копий официальной аудио, видеозаписи судом хода заседания) при определенных условиях могут передаваться СМИ. Статья 38 Закона РФ «#G0О средствах массовой информации» от 27.12.91 N 2124-1 (с изменениями на 21 марта 2002 года) #M12291 9000344устанавливает, что «граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органовГосударственные органы…, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах» (курсив мой – А.С.).

Крайне важно отметить, что согласно ст.  40 того же закона, «#G0отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Добавим, что такой отказ может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со ст. 46 Конституции РФ.  #G0Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование ей в какой бы то ни было форме, в частности, со стороны должностных лиц государственных органов, в том числе, посредством нарушения права редакции на запрос и получение информации #G0влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 58 Закона «#G0О средствах массовой информации»).

            Как можно заключить из содержания данного Закона, право СМИ истребовать у государственных органов, в том числе, очевидно, и из суда, любую информацию (за исключением той, которая содержит охраняемую законом тайну) гарантировано вполне исчерпывающе. Практическое применение данных норм требует только одного — юридической грамотности и известной настойчивости. Закон лишь устанавливает права, но — sine scripto jus venit (лат.) – приходит он без написанного.

 

 

К оглавлению

Главная Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100