ГЛАВА IV. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ // Уголовный процесс Республики Узбекистан


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта

Уголовный процесс Республики Узбекистан:
Общая часть. Учебное пособие / Автор-составитель к.ю.н. У.А.Тухташева. – Т.: Издательство ТГЮИ, 2007. – 513 с.


К оглавлению

ГЛАВА IV. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

§1. Понятие и классификация участников уголовного

судопроизводства

§2. Государственные органы и должностные лица,

ответственные за производство по уголовному делу

а) Суд – орган правосудия

б) Секретарь судебного заседания

в) Прокурор в уголовном процессе и его полномочия

г) Следователь, его задачи и процессуальное положение

д) Начальник следственного управления, отдела, отделения,

группы и его заместителя

е) Органы дознания

ж) Начальник органа дознания и дознаватель

§ 1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства

Участники уголовного судопроизводства (процесса) — это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, т.е. имеют здесь определенные права и обязанности. Поэтому понятие участника судопроизводства тождественно понятию субъекта уголовно-процессуальных отношений.

В юридической литературе прошлых лет можно было встретить и другую точку зрения. Она состояла в том, что участники судопроизводства — это не все субъекты процессуальных отношений, а только те из них, которые отстаивают в деле определенный материально-правовой интерес — собственный (обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик) или представляемый (защитник, представитель потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика или законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого). Однако в разделе II действующего УПК Республики Узбекистан к числу участников судопроизводства отнесены не только лица, преследующие или представляющие тот или иной материально-правовой интерес, но также и те, кто такового в деле не имеет: суд, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой.

Участники судопроизводства неоднородны, они могут выполнять различные уголовно-процессуалъные функции и иметь различные права и обязанности, т. е. обладать различным правовым статусом. Таким образом, участники уголовного судопроизводства — это государственные органы, должностные, а также физические лица, выполняющие определенные уголовно-процессуальные функции, обладающие соответствующим правовым статусом и вступающие друг с другом в уголовно-процессуальные правоотношения.

Понятие уголовно-процессуальных функций нельзя свести к простой сумме полномочий, прав и обязанностей тех или иных участников судопроизводства, т. е. к их компетенции, или правоспособности. Благодаря понятию функций, права и обязанности одних участников вступают во взаимодействие с правами и обязанностями других участников, образуя систему уголовно-процессуальной деятельности. Каждый из участников имеет в ней определенное назначение, играет свою процессуальную роль (следователя, прокурора, судьи, обвиняемого, защитника, свидетеля и т. д.). Деятельность различных участников или их групп, в свою очередь, образует в судопроизводстве различные, не совпадающие между собой, а иногда и прямо противоположные, крупные направления. Внутри каждого из этих направлений процессуальные роли, выполняемые участниками процесса, близки друг к другу и даже могут между собой пересекаться, однако роли участников, принадлежащих к разным направлениям процессуальной деятельности, строго разграничены и не должны смешиваться. Объясняется это просто — различные направления процессуальной деятельности существуют именно потому, что в их основу положены противоречивые процессуальные интересы. Допустить пересечение подобных интересов в деятельности одних и тех же участников — значит поставить под угрозу сохранение ими объективности и непредвзятости в процессе. Можно сказать, что с помощью понятия функций процессуальная деятельность, словно по лекалу, раскроена таким образом, чтобы противоречивые интересы не мешали друг другу, а, напротив, работали на общие цели судопроизводства.

Прежде всего, разделение процессуальных функций стоит на страже объективности и независимости суда, выполняющего функцию правосудия. Ясно, что если суд будет пытаться совмещать в своей деятельности одновременно задачу уголовного преследования виновных и задачу разрешения дела, он не сможет оставаться полностью объективным и беспристрастным, а потребности уголовного преследования выйдут на первый план, подчинив себе цели правосудия. Ведь прежде чем судить, надо установить и изобличить лицо, совершившее преступление, а это связано с формированием у всякого добросовестного уголовного преследователя убеждения в виновности обвиняемого. И наоборот, уголовный преследователь, наделенный одновременно и судебными полномочиями, будет склонен придавать обвинительное направление своей деятельности по разрешению дела. Отсюда проистекает непреложный состязательный принцип — никто не должен быть судьей в своем собственном деле.

Однако недопустимо смешение с другими не только судебной функции. Не нуждается в доказательстве тот факт, что не может быть защитником лицо, заинтересованное в признании подзащитного виновным; столь же очевидно, что защитник не вправе представлять суду обвинительные доказательства, делать или поддерживать обвинительные выводы, заявлять о признании виновности подзащитного, если тот ее отрицает.

Определенное исключение существует в публично-состязательном уголовном процессе для функции обвинения, которая при определенных условиях может пересечься с функцией защиты, например, если обвинитель приходит к выводу о необходимости прекращения уголовного преследования обвиняемого и юридически мотивирует этот вывод. С одной стороны, отказ от обвинения укладывается в содержание функции обвинения, означая завершение ее выполнения таким, негативным, способом, но, с другой стороны, само обоснование обвинителем (в постановлении о прекращении дела, в заявлении суду об отказе от обвинения) вывода о невиновности или необходимости освобождения лица от уголовной ответственности есть не что иное, как деятельность в защиту интересов обвиняемого. Здесь ощущается своеобразная юридическая интерференция, воздействие на принцип разделения функций другого уголовно-процессуального начала — преимущества защиты, которому в данном случае отдается предпочтение, ибо обвинитель может встать на позицию защиты, а защитник на позицию обвинения — нет. Надо сказать, что понятие процессуальных функций изначально порождено теорией состязательного судопроизводства, ибо именно при этом процессуальном строе оно наиболее актуально — состязательные функции обвинения, защиты, судебного рассмотрения и разрешения дела (правосудия) позволяют не только изолировать между собой противоречивые интересы сторон, что само по себе уже служит залогом объективности процесса, но и обеспечить их встречу в открытом и честном судебном споре, что является для состязательного процесса источником движения и развития.

Итак, процессуальные функции — это такие направления процессуальной деятельности, которые объединяют различных участников судопроизводства в отдельные группы, определяют содержание их правового статуса, разграничивают в процессуальной деятельности противоречивые интересы и направляют их на достижение общих целей и задач уголовного судопроизводства. Коротко можно сказать, что процессуальные функции представляют собой основные направления процессуальной деятельности, в которых выражается специальная роль и назначение участников судопроизводства.

Правовой статус участника судопроизводства — это совокупность его прав и обязанностей, установленных нормами права и отвечающих выполняемой им процессуальной функции. Правовой статус не произволен, а определяется выполняемой участником функцией и не может выходить за ее границы. Так, например, нельзя заставлять обвиняемого, подозреваемого или любое другое лицо давать показания против самого себя, ибо подобная обязанность есть принадлежность функции обвинения, а не защиты и т. д.

Участники уголовного процесса могут быть классифицированы по различным признакам. Некоторые процессуалисты считают, что коль скоро понятие функции отвечает за деление участников процесса на группы, причем по такому существенному и важному критерию, как различные процессуальные интересы, правомерно именно понятие функций положить в основание классификации участников. Если исходить из наличия уголовно-процессуальных функций правосудия, обвинения (уголовного преследования) и защиты, то классификация участников может выглядеть следующим образом:

1. Участники судопроизводства, выполняющие функцию правосудия, т.е. судебного рассмотрения и разрешения дел. Это, прежде всего, суд, рассматривающий дело по существу, либо суд, пересматривающий дело в апелляционном порядке, в порядке кассации, надзора, ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Кроме того, при осуществлении функции правосудия участвуют и народные заседатели, когда производство в суде ведется с их участием.

2. Участники судопроизводства, выполняющие функцию обвинения (уголовного преследования). К ним принадлежат: прокурор, следователь, начальник следственного управления, отдела, отделения, группы и его заместитель, органы дознания (орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель). В выполнении функции обвинения участвует также общественный обвинитель, потерпевший (его представитель), а также гражданский истец и его представитель, процессуальный интерес и действия которых обычно также направлены на изобличение и наказание виновного.

3. Участники, выполняющие функцию защиты. Это подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный, оправданный), законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, защитник, гражданский ответчик и его представитель.

4. Участники, выполняющие функцию содействия правосудию. В УПК Республики Узбекистан (гл. 6) они именуются «иными лицами, участвующими в уголовном процессе». Данную функцию выполняют свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые.

Вместе с тем, классификация участников состязательного процесса в зависимости от выполняемых ими функций не универсальна и недостаточна для их всесторонней характеристики. Можно также разделить участников и по другим, вспомогательным критериям, в основе которых лежат особенности их правового статуса. Так, например, в зависимости от способности участников влиять на направление производства по делу, т. е. на принятие решений о начале производства по делу, или прекращении или продолжении производства, или передаче дела из одной стадии в другую, их можно классифицировать на субъектов уголовно-процессуальной деятельности (стороны обвинения и защиты) и иных участников судопроизводства. Среди иных участников судопроизводства можно выделить лиц, оказывающих техническое содействие властным субъектам (переводчики, специалисты), и лиц, являющихся источниками доказательств (свидетели, эксперты и др.).

По критерию отношения к властным полномочиям самих субъектов можно подразделить на государственные органы, ведущие процесс и имеющие полномочия принимать решения по делу (суд, прокурор, органы предварительного расследования), и лиц, участвующих в судопроизводстве, — обвиняемый, потерпевший (его представитель), защитник, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители и т. д., которые не имеют властных полномочий и не вправе принимать официальных решений по делу. Однако они могут занимать ту или иную процессуальную позицию, влияющую на направление дела. Примирение потерпевшего с обвиняемым при определенных условиях способно повлечь прекращение уголовного дела и т. д.

Для отечественного уголовно-процессуального права наиболее предпочтительным представляется такой подход, при котором учитываются цель участия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовного процесса, отношение к результатам производства по уголовному делу, а также соответствие к структуре непосредственно Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. С учетом этого можно выделить следующие группы участников уголовного процесса:

1. Государственные органы и должностные лица, ответственные за производство по уголовному делу (Глава 3. Статьи 28-39 УПК).

2. Общественные объединения, коллективы и их представители, участвующие в производстве по уголовному делу (Глава 4. Статьи 40-44 УПК)

3. Лица, отстаивающие в уголовном процессе свои интересы. Защитники и представители (Глава 5. Статьи 45-64 УПК)

4. Иные лица, участвующие в уголовном процессе (Глава 6. Статьи 65-75 УПК)

В теории употребляется понятие "субъектов уголовного процесса", в первую очередь, для определения объема их прав и обязанностей, реализуемых в процессе уголовно-процессуальной деятельности. По мнению некоторых процессуалистов понятия субъектов процесса и участников процесса соотносятся между собой как род и вид. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан придает термину "Участники процесса" самое широкое понятие, охватывающее всех участвующих в деле лиц. Задачи, стоящие перед каждым участником процесса, и характер выполняемой им процессуальной функции определяет правовое положение (правовой статус) этого участника процесса, выражающихся в объеме представляемых ему прав и возлагаемых на него обязанностей.

§ 2. Государственные органы и должностные лица, ответственные за производство по уголовному делу

а) Суд – орган правосудия

Суд — основной участник уголовного процесса и субъект уголовно-процессуальной деятельности. Выполнение функции рассмотрения и разрешения дел, т. е. функция правосудия, является его исключительной прерогативой. Правосудие — емкое понятие, которое не сводится лишь к деятельности в судебном разбирательстве по первой инстанции. В понятие правосудия надо включать не только деятельность судов первой инстанции по рассмотрению и разрешению дел в судебных заседаниях, но и судебный надзор, осуществляемый вышестоящими инстанциями. Этот надзор имеет процессуальные формы и включает рассмотрение дел в апелляционном, кассационном порядке, в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Правосудие по уголовным делам в нашей стране осуществляют Верховный суд Республики Узбекистан, Верховный суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областные, Ташкентский городской суд, районные (городские) по уголовным делам и военные суды (статья 28 УПК). Суд в уголовном процессе реализует судебную власть посредством уголовного судопроизводства. Суду принадлежит исключительное право именем государства признать лицо виновным в уголовном преступлении, а также подвергнуть его наказанию.

Основополагающим для правового статуса суда является положение о его самостоятельности и независимости. Суды самостоятельны и осуществляют свою власть независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону. Судьи и народные заседатели в уголовном процессе, участвующие в отправлении правосудия, также независимы. Самостоятельность и независимость — близкие понятия, отражающие некую степень свободы субъекта. Однако между ними есть и определенное различие. Самостоятельность судов есть внешнее выражение отделенности судебной власти от других властных ветвей — законодательной и исполнительной, что обеспечивает их взаимодействие в рамках общей государственно-демократической системы сдержек и противовесов. Самостоятельность судебной власти, таким образом, проистекает из более общего правового принципа разделения властей. Смысл принципа разделения властей состоит в обеспечении оптимальных условий для взаимодействия трех ветвей государственной власти, которые не могут действовать порознь. В этом отношении судебная власть зависит от законодательной, от которой она получает законы и которой, исполняя эти законы, она, таким образом, подчиняется. Судебная власть в определенной степени зависит и от власти исполнительной, поскольку фактическое исполнение судебных решений обычно определяется эффективностью действий органов исполнительной власти. Самостоятельность предполагает лишь разделение функций и невмешательство в текущую деятельность субъекта. Именно поэтому говорят не о независимости властей друг от друга, а только об их разделении, самостоятельности.

Понятие независимости вполне применимо к отдельным судьям и составам суда, но его использование в отношении всей судебной ветви государственной власти не вполне корректно, ибо независимость семантически предполагает возможность автономной деятельности субъекта, что вполне естественно для суда, рассматривающего юридическое дело, но не согласуется со смыслом принципа разделения властей и положением судебной власти в целом. Независимость судей имеет своим непосредственным источником не разделение властей, а состязательность процесса, поскольку всякое справедливое состязание нуждается в нейтральном арбитре.

В соответствии со статьей 67 Закона Республики Узбекистан «О судах» независимость судей обеспечивается:

* установленным законом порядком их избрания, назначения и освобождения;

* неприкосновенностью судей;

* строгой процедурой осуществления правосудия;

* тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать её разглашения;

* ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, нарушение неприкосновенности судей;

* предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Кроме того, независимость суда гарантируется в уголовном судопроизводстве:

1. Запретом на смешение в его деятельности судебных и каких-либо других процессуальных функций (исключение составляет право суда возбуждать уголовные дела, хотя это является начальной формой уголовного преследования; а также суд правомочен направлять дела для производства дополнительного расследования. Так, если в досудебном производстве имели место существенные нарушения закона, объективно не устранимые в судебном производстве, суд вправе возвратить дело прокурору для их устранения).

Судья не может быть следователем, дознавателем, прокурором по рассматриваемому им уголовному делу, выполнять по нему любые другие процессуальные функции, кроме функции правосудия, в противном случае он подлежит отводу.

2. Правом на отвод и самоотвод судей. Дело не только в том, что при помощи этого института пристрастные судьи устраняются из процесса. Правосудие должно не только быть, но и представляться справедливым. Вот что по этому поводу говорил классик юридической мысли Чезаре Беккариа: «Принципу справедливости соответствует также предоставление обвиняемому возможности отводить, согласно какому-нибудь определенному критерию, тех, кто кажется ему подозрительным. И если обвиняемому будет предоставлено какое-то время для беспрепятственной реализации этой возможности, то приговор суда будет выглядеть, как будто он вынесен обвиняемым самому себе»1.

3. Запретом на навязывание суду чьего-либо постороннего мнения. Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Этот запрет распространяется на стороны как обвинения, так и защиты, как на участников процесса, так и не участвующих в нем лиц.

4. Запретом в уголовном процессе на применение формальных критериев оценки доказательств. Никакие доказательства не могут иметь здесь заранее установленной силы и оцениваются лишь по внутреннему убеждению. Это значит, что в интересах судейской независимости имеет свои пределы даже подчинение суда закону, который не должен устанавливать в уголовном процессе формальную систему доказательств.

5. Гласностью судебного разбирательства. Гласность сама по себе не делает суд независимым, однако, затрудняет выражения судейской пристрастности и необъективности, быстро делая их предметом реагирования общественности.

6. Участием в составе представителей народа — народных заседателей. Постоянные судьи нередко подвержены профессиональной психологической деформации — они ощущают себя частью государственного аппарата, чувствуют корпоративную солидарность с правоохранительными его частями (милицией, прокуратурой), задачи государства начинают заслонять для них интересы отдельных граждан, а индивидуальная справедливость может приноситься в жертву справедливости «высшей». Это порождает в действиях судьи тенденциозность, обвинительный уклон. Наконец, постоянного судью легче подкупить. Всех этих недостатков лишены или, по крайней мере, менее им подвержены представители народа в суде.

8. Служебным судейским иммунитетом. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему вещи и документы.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу без согласия Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.

Ответственность судьи за административное правонарушение допускается с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие или выемка его корреспонденции, принадлежащих ему вещей и документов могут производиться не иначе как с санкции прокурора Республики Каракалпакстан, прокурора области, города Ташкента, военного прокурора Вооруженных Сил либо по судебному решению.

Уголовное дело в отношении судьи районного (городского) суда, военного суда подсудно вышестоящему суду, а в отношении судей других судов - Верховному суду Республики Узбекистан.

Принцип независимости распространяется также на народных заседателей при выполнении ими обязанностей в суде. Независимость народных заседателей обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью народного заседателя. На народного заседателя на время исполнения им обязанностей в суде в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи.

Решения суда (приговор, определение, постановление) обязательны для всех государственных предприятий, учреждений, организаций, коммерческих структур, общественных объединений, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Узбекистан (ст. 114 Конституции Республики Узбекистан).

Суд первой инстанции правомочен постановить приговор или вынести определение по уголовному делу, а суд апелляционной инстанции рассматривает дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и определения суда первой инстанции и выносит определения. Суд кассационной инстанции рассматривает соответственно дела по жалобам и протестам на вступившие в законную силу приговоры и определения суда первой инстанции и также выносит определения. Суд надзорной инстанции рассматривает дела по протестам на приговоры и определения, вступившие в законную силу, и выносит определение (постановление).

Принимаемые судом решения обязательны не только для органов государственной власти, должностных лиц и граждан, но и самого суда, отмена и изменение судебных решений возможна лишь в порядке пересмотра их названными судебными инстанциями в строго ограниченных законом пределах.

В своей деятельности суды не связаны не только выводами органов предварительного следствия, но и выводами вышестоящих судебных инстанций, если эти выводы посягают на внутреннее убеждение. Взаимоотношения судов различных звеньев судебной системы строятся на незыблемой основе принципа независимости судей и подчинения их только закону. Они наделены широкими полномочиями. К полномочиям суда согласно статье 29 УПК относятся: подготовка уголовного дела к судебному разбирательству; разбирательство дела и постановление приговора или принятие иного решения; рассмотрение дела в апелляционном, кассационном, надзорном порядке; обращение приговора к исполнению.

Вышестоящие суды, кроме того, в пределах своих полномочий осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов.

Суд олицетворяет правосудие, является его беспристрастным и объективным служителем. Деятельность суда основывается на таких принципах, как независимость и подчинение только Конституции Республики Узбекистан и принятым на ее основе законам, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности и других демократических началах уголовного процесса.

Только при таком условии судебная власть проявляет себя как власть справедливая, гуманная, подлинно независимая, обеспечивающая верховенство закона и незыблемость прав, интересов и свобод личности.

Суд может действовать коллегиально и единолично. В рассмотрении уголовного дела участвуют назначенные или избранные в состав суда судьи и народные заседатели. Кроме того, судья выполняет действия, связанные с подготовкой дела к судебному разбирательству, председательствует в судебных заседаниях и осуществляет другие права и обязанности, предусмотренные действующим УПК.

б) Секретарь судебного заседания

Весьма важна роль в суде секретаря судебного заседания. Секретарь судебного заседания по поручению председательствующего осуществляет подготовку уголовного дела для рассмотрения в судебном заседании; извещает участников процесса о времени и месте судебного разбирательства; проверяет явку в суд вызванных участников процесса, выясняет причины неявки и докладывает об этом суду; занимается иной деятельностью связанной с подготовкой и проведением судебного разбирательства.

Секретарь обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, а также действия, заявления, ходатайства, показания всех участников судебного заседания (ст. 32 УПК).

в) Прокурор в уголовном процессе и его полномочия

Прокурор — это должностное лицо, ответственное за производство по уголовному делу, которое уполномочено осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, и координировать их деятельность по борьбе с преступностью; производство предварительного расследования преступлений; поддерживать государственное обвинение при рассмотрении уголовных дел в судах (ст. 4 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре»).

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики Узбекистан определяются Законом Республики Узбекистан "О прокуратуре". Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы его деятельности определяются общими задачами судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК.

В соответствии со статьей 33 УПК надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Узбекистан на стадиях дознания и предварительного следствия осуществляют Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры. В этой стадии прокурор обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона от кого бы данные нарушения не исходили. Свои полномочия прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Республики Узбекистан.

Прокурор в стадии дознания и предварительного следствия осуществляет полномочия, предусмотренные в статьях 243, 382-388, 558 УПК. Надзорная функция прокурора на стадии дознания и предварительного следствия проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, — и началу целесообразности.

Руководство прокурором ходом расследования в процессе может быть конкретным проявлением и его надзорной функции, и полномочий по уголовному преследованию. Поэтому вопрос следует рассматривать в плоскости соотношения не надзора и руководства расследованием, а надзора и уголовного преследования.

Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях. Прокурор в пределах своей компетенции:

* требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки дела документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия; не реже одного раза в месяц проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

* отменяет незаконные и необоснованные постановления дознавателей и следователей;

* санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, отстранение обвиняемого от должности и другие действия органа дознания и следователя в случаях, предусмотренных законом;

* изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, а также передает его от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя к другому;

* отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если им допущено нарушение закона при расследовании дела.

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с проведением доследственной проверки, возбуждением и расследованием ими дел, данные в порядке, предусмотренном УПК, являются для этих органов обязательными.

Функция уголовного преследования на досудебных стадиях процесса выражается в следующих полномочиях прокурора:

* возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении;

* давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о квалификации преступления, привлечении к участию в деле в качестве обвиняемого, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

* поручать органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, розыске лиц, производстве обыска, выемке, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

* участвовать в производстве дознания, предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

* продлевать сроки расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК;

* возвращать дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

* утверждать обвинительное заключение или постановление, направлять уголовное дело в суд; составлять обвинительное заключение;

* исключить своим постановлением отдельные пункты из формулировки обвинения, применить закон о менее тяжком преступлении и с этими изменениями утвердить обвинительное заключение;

* прекратить либо приостановить производство по делам, давать согласие на прекращение дела следователем в тех случаях, когда это предусмотрено законом;

* отменить, изменить или избрать меру пресечения, если она ранее не была избрана;

* дополнять или сокращать список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

Границы активности прокурора на предварительном следствии не беспредельны. Наиболее отчетливо это проявляется в его взаимоотношениях со следователем. Прокурор не вправе умалять самостоятельность следователя.

Учитывая трудности расследования многоэпизодных дел, закон предусматривает полномочия прокурора по этим делам. В частности, согласно статье 383 УПК по многоэпизодным уголовным делам прокурор или его заместитель, признав собранные доказательства в отношении конкретного лица по отдельным эпизодам обвинения достаточными для составления обвинительного заключения, вправе дать письменное указание об окончании расследования и направлении дела в суд по этим эпизодам.

Перечень вопросов, разрешаемых прокурором по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, также предусмотрен в законе (ст. 384 УПК). Прокурор или его заместитель обязан изучить уголовное дело, поступившее от следователя с обвинительным заключением, и проверить:

1) имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, и содержит ли это деяние состав преступления;

2) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;

3) включены ли в сущность обвинения все доказанные преступные деяния обвиняемого;

4) привлечены ли к участию в деле в качестве обвиняемых все лица, уличенные в совершении преступления;

5) имеются ли обстоятельства, влекущие прекращение обвинения или прекращения дела;

6) правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого;

7) правильно ли избрана мера пресечения;

8) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

9) выяснены ли причины преступления и условия, способствовавшие его совершению, и приняты ли меры к их устранению;

10) произведено ли расследование тщательно, всесторонне, полно и объективно;

11) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с предъявляемыми уголовно-процессуальным законодательством требованиями;

12) соблюдены ли дознавателем и следователем иные требования УПК.

В установленный законом срок прокурор должен принять решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, т.е. прокурор или его заместитель должен в срок не более 5-ти суток изучить уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением и принять одно из решений:

1. Утвердить своей резолюцией обвинительное заключение, признав, что имеются основания направления дела в суд;

2. Исключить своим постановлением отдельные пункты из формулировки обвинения, применить закон о менее тяжком преступлении и с этими изменениями утвердить обвинительное заключение;

3. Возвратить дело следователю со своими указаниями для дополнительного расследования;

4. Приостановить производство по делу; прекратить дело.

Если требуется дополнить обвинение или изменить на более тяжкое либо существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от ранее предъявленного обвинения, прокурор или его заместитель возвращает дело на дополнительное расследование для предъявления дополнительного или измененного обвинения (ст. 385 УПК).

Тщательной проверке подвергаются обвинительное заключение и приложения к нему. В случае необходимости в эти приложения вносятся изменения. В частности, прокурор или его заместитель вправе до направления уголовного дела в суд своим постановлением сократить или дополнить список лиц, вызываемых в судебное заседание. При этом из списка не могут быть исключены обвиняемые, дееспособные потерпевшие, законные представители несовершеннолетних обвиняемых, а также лица, признанные гражданскими истцами или привлекаемые к участию в деле в качестве гражданских истцов и их представители. В список не могут быть дополнительно включены лица, которые на предварительном следствии не были допрошены в качестве свидетелей и не давали заключений в качестве экспертов (ст. 387 УПК).

Утвердив обвинительное заключение, прокурор или его заместитель направляет уголовное дело в суд, которому оно подсудно. В этот же суд направляются все ходатайства и жалобы для проверки и разрешения вместе с делом в судебное заседание. Об этом прокурор или его заместитель немедленно уведомляет обвиняемого и защитника, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей и сообщает им о праве представить в суд имеющиеся у них ходатайства и заявить их в судебном заседании. Одновременно прокурор или его заместитель направляет обвиняемому и защитнику заверенные копии обвинительного заключения и приложений к нему, кроме списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, а если в обвинительное заключение или приложение были снесены изменения - копию постановления об изменении (ст. 388 УПК).

Особая ответственность лежит на прокуроре при заключении под стражу несовершеннолетнего обвиняемого (ст. 558 УПК). Заключение под стражу в качестве меры пресечения может применяться к несовершеннолетнему только при наличии обоснованного предположения, что он как обвиняемый, подсудимый скроется от дознания, предварительного следствия и суда, или совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, а также в исключительных случаях, когда ему предъявлено обвинение, по которому может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, и когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение.

При даче санкции на арест несовершеннолетнего прокурор обязан лично ознакомиться с материалами дела, проверить основания ареста, убедиться в исключительности случая и допросить обвиняемого по обстоятельствам, связанным с применением данной меры пресечения. Несовершеннолетние, к которым применено заключение под стражу в качестве меры пресечения, должны содержаться отдельно от взрослых и от осужденных несовершеннолетних. Проверка этого положения также является обязанностью прокурора.

Прокурор, участвуя в рассмотрении дел о преступлениях судами первой инстанции, поддерживает государственное обвинение, принимает участие в исследовании доказательств, задает вопросы подсудимым, потерпевшим, свидетелям, экспертам и другим лицам, приглашенным в суд, излагает свое мнение о применении норм УК, о квалификации действий подсудимого и назначения ему вида и размера наказания и по другим вопросам, подлежащих разрешению судом, представляет свое мнение о причинах и условиях, способствующих совершению преступления, и мерах по их устранению.

Прокурор, поддерживая государственное обвинение, руководствуется требованиями УПК, других законов Республики Узбекистан и своим убеждением, основанном на рассмотрении всех обстоятельств дела. Если на основании данных судебного следствия прокурор придет к выводу о необходимости изменения предъявленного подсудимому обвинения, он обязан сделать об этом суду мотивированное заявление.

В случае, когда в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия свидетельствуют о невиновности подсудимого, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа. Мнение прокурора об изменении формулировки обвинения или мотивы отказа от обвинения должно представляться суду письменно.

Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требуют интересы охраны прав граждан и общества. Он вправе участвовать в суде апелляционной, кассационной, надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела или при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, либо других вопросов, в случаях, предусмотренных УПК.

г) Следователь, его задачи и процессуальное положение

Следователь – должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия по уголовному делу. В соответствии со статьей 35 УПК предварительное следствие по уголовным делам производят следователи прокуратуры, органов внутренних дел и службы национальной безопасности.

Естественно, что объем процессуальных полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности. Они одинаковы. Содержание и направление деятельности следователя определяются задачами уголовного судопроизводства. Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, т.е. установить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всех лиц, причастных к его совершению (исполнителей, подстрекателей, организаторов, пособников и т.д.), выяснить все признаки преступления, образующие его состав, все данные, характеризующие субъекта преступления, его субъективную и объективную стороны, причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Согласно статье 36 УПК следователь вправе: возбуждать и прекращать уголовное дело, отказывать в его возбуждении, задерживать и допрашивать лиц, подозреваемых в совершении преступления, производить следственные действия, предусмотренные УПК, принимать решения о привлечении к участию в деле в качестве обвиняемого и об избрании в отношения него меры пресечения; по принятым к своему производству делам давать письменные поручения о выполнении розыскных и следственных действий, требовать от органов дознания содействия в производстве отдельных следственных действий.

Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора.

При несогласии следователя с указаниями прокурора о привлечении лица к участию в деле в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, о направлении дела в суд или прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае вышестоящий прокурор своим постановлением или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по делу другому следователю.

Письменные поручения и постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Всей своей деятельностью по раскрытию преступлений, изобличению виновных и ограждению невиновных от необоснованного привлечения к уголовной ответственности при точном выполнении требований уголовного и уголовно-процессуального закона следователь призван оказывать воспитательное и предупредительное воздействие.

д) Начальник следственного управления, отдела, отделения, группы и его заместитель

Данное понятие охватывает руководителей всех следственных подразделений, всех правоохранительных органов, где они имеются (в органах внутренних дел, прокуратуре и СНБ) в пределах своей компетенции.

Полномочия начальника следственного управления, отдела, отделения, группы и его заместителя определены в статье 37 УПК. Любому из них предоставлено право осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступления, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Руководитель следственного подразделения вправе проверять дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, передавать дело от одного следователя к другому, поручать расследование дела нескольким следователям, о привлечении к участию в деле в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить его, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Указания начальника следственного управления, отдела, отделения, группы и его заместители по делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.

Обжалование следователем полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия следователя с указаниями о привлечении лица к участию в деле в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, о направлении дела в суд или о его прекращении. Тем самым сочетаются широкие процессуальные полномочия начальника следственного управления, отдела, отделения, группы и его заместителя с укреплением процессуальной самостоятельности следователя. Начальник следственного аппарата должен выступать в качестве организатора работы следователя, осуществляющего ресурсное и методическое обеспечение расследования.

е) Органы дознания

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания статья 38 УПК относит:

1. милицию;

2. командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и учебных заведений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также по делам о преступлениях, совершаемых работниками Вооруженных Сил республики в связи с исполнением служебного долга (служебных обязанностей) или в расположении части, соединения, учреждения либо учебного заведения;

3. органы службы национальной безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению;

4. начальники органов управления системой исполнения наказания Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, начальники учреждений, исполняющих наказание в виде ареста, колоний по исполнению наказания в виде ареста, колоний по исполнению наказания, воспитательных колоний, следственных изоляторов и тюрем - по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о других преступлениях совершенных в расположение этих учреждений;

5. органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил;

6. органы пограничной охраны - по делам о нарушениях государственной границы;

7. капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании;

8. органы государственной таможенной службы, Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и его подразделения на местах - соответственно по делам о нарушениях таможенного, налогового и валютного законодательства.

Отсюда видно, что дознание осуществляется различными правоприменительными органами, носит производный характер от выполняемых ими основных функций и определяется ими. Их деятельность по расследованию преступлений ограничена законом. На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивших (ст.ст. 339-343 УПК).

ж) Начальник органа дознания и дознаватель

Всякий орган дознания представляет его руководитель, который вправе согласно статье 39 УПК возбудить уголовное дело, принять к своему производству и приступить к дознанию или поручить ведение дознания подчиненному ему сотруднику либо отказать в возбуждении дела или передать заявление, сообщение о преступлении по подследственности.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять производство дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Дознаватель, действующий по поручению и под руководством начальника органа дознания, обязан произвести по делу все неотложные следственные действия, необходимые для выполнения задач дознания.

На дознавателя возлагается также обязанность выполнять поручения следователя о проведении отдельных следственных и розыскных действий по делу, находящемуся в его производстве, и содействовать следователю в выполнении им следственных действий.

Осуществляя дознание или выполняя поручения следователя, дознаватель производит следственные действия и принимает решения, руководствуясь правилами, установленными для производства предварительного следствия. Этими же правилами руководствуется и начальник органа дознания, если он выполняет обязанности дознавателя.

По своим полномочиям дознаватель довольно близок к следователю. Однако дознаватель не пользуется такой же процессуальной самостоятельностью как следователь. Основное их различие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него, безусловно, обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнение. Постановления дознавателя подлежат утверждению начальником органа дознания. Письменные указания начальника органа дознания обязательны для дознавателя, который вправе обжаловать эти указания прокурору, не приостанавливая их исполнения. Аналогичные указания прокурора обязательны для начальника органа дознания и дознавателя. В случае несогласия с указаниями прокурора начальник дознания и дознаватель, не приостанавливая исполнения указания, вправе обжаловать их вышестоящему прокурору.

Рекомендуемая литература

1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса, 1997 г. ? ? По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. – Т.: Ўзбекистон, 1998. – С. 29-245.

2. Каримов И.А. Жизненный источник приоритета закона и справедливости. Речь на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции, 5 декабря 1998 года. ? ? Свое будущее мы строим своими руками. Т.7. – Т.: Ўзбекистон, 1999 г. – С. 245.

3. Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в XXI век. Доклад на 14 сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 14 апреля 1999 года // Свое будущее мы строим своими руками. Т.7. – Т.: Ўзбекистон, 1999 г. – С. 359-360.

4. Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Доклад на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. 22 января 2000 г. ? ? Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т.8. –Т.: Ўзбекистон, 2000 г. –С. 334.

5. Каримов И.А. Справедливость - в приоритете закона: докл. на VI сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва (29 авг. 2001) ? ? За безопасность и мир надо бороться: Т. 10. – Т.: Ўзбекистон, 2002. – С. 26 – 50.

6. Каримов И.А. Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Выступление на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 28 янв. 2005г. ? ? Узбекский народ никогда и ни от кого не будет зависеть. Т.13. – Т.: Ўзбекистон, 2005. – 264 с.

7. Конституция Республики Узбекистан – Т.: Ўзбекистон, 2003. - 38 с.

8. Закон Республики Узбекистан о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный, Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Узбекистан / / Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. – 2001. - № 1-2. – С. 298-335.

9. Закон Республики Узбекистан «О судах» (новая редакция). – Т.: Адолат, 2001. – 136 с.

10. Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» (в новой ред.) от 29 авг. 2001 г. ? ? Нар. слово. – 2001. – 27 окт.

11. Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» ? ? Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. – 1997. - № 2. – С. 54 – 61.

12. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан. – Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2004 г. (с изменениями и дополнениями на 29 сентября 2004 года). – 632 с.

13. Указ Президента Республики Узбекистан «О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу» от 8 авг. 2005 г. ? ? Нар. слово. – 2005. – 9 авг.

14. Постановление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова от 10 марта 2005 года № ПП-24 «О Программе по реализации целей и задач демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны».

15. Абдумажидов Г.А. Конституция ва суд муста?иллиги – адолат гарови // Ж. Давлат ва ?у?у?. -2002 -4 (12)-сон. -Б. 31-35.

16. Абдумажидов Г.А. // Суд ?окимияти. Унинг муста?иллиги ?онун устуворлигини таъминлайди. -Хал? сўзи. -3 декабрь. -2002.

17. Абдумажидов Г.А. Судьяларнинг жамиятдаги мав?еи. // Илмий –амалий конференция маъруза матн. 10-11 сентябрь 2002. –Т.: ТДЮИ, 2002. -Б. 74-80.

18. Абдумажидов Г.А. Суд – ?у?у? тизимининг негизи. // Ж. ?аёт ва ?онун. -2002. -5-сон. – Б. 20-30

19. Абдумажидов Г.А. // Судьянинг ижтимоий мав?еи. – Мо?ият. -13 июнь. -2003.

20. Абдумажидов Г.А. Роль прокуратуры в применении мер принуждения. // Ж. Государство и право. – 2003. - №2(14). –С. 32-33.

21. Алламуратов А. Т. Неприкосновенность прокуроров и следователей // Ж. Государство и право. – 2004. –С. 20-30

22. Ино?омжонова З. Ф. Жиноят процесси иштирокчиларининг ?у?у? ва манфаатларининг кафолатлари. // Илмий-назарий анжуман маъруза матн. 3 декабрь 2003. -Т.: ТДЮИ, - 2003. - Б. 71-73.

23. Никифорова Е.Н., Рустамбаев М.Х. // Прокуратура в правовом государстве. - Правда Востока. -19 ноября. -2002.

24. Никифорова Е. Н. Судебная власть и уголовное судопроизводство: проблемы и перспективы. // Ж. Государство и право. –2003. -№2. – С.15-19.

25. Никифорова Е. Н. Расширение полномочий судебной власти в сфере защиты прав и свобод граждан. // Ж. ?у?у?. Право.Law. –2003. –№3. -С. 22-25.

26. Никифорова Е. Н. Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса. // Ж. Давлат ва ?у?у?. -2004. -№ 6. -С. 27-32.

27. Утениязов К. Полномочия следователя в уголовном процессе. // Ж. Вестник КОАНРУ. - Нукус, 2005. –С. 32-33.

28. Утениязов К. Терговчи ва суриштирувчининг ?у?у?ий ўзаро ?амкорлиги.// Ж. ?аёт ва ?онун. –2006. –3-сон. – Б. 38-43.

29. Файзиев Ш.Ф., ?орё?диев Л.Р. Становление и развитие органов прокуратуры в Республике Узбекистан. // Сборник научных статей магистров -№ 6. -Т.: ТГЮИ, 2005. –С. 55-60.

Контрольные вопросы

1. Укажите, какие лица и почему признаются участниками уголовного процесса. Раскройте понятие участников уголовного процесса.

2. Как классифицируются участники уголовного процесса?

3. Классифицируйте участников уголовного процесса в зависимости от их правового положения.

4. Каковы полномочия суда на различных стадиях процесса?

5. В каком составе суд вправе рассматривать уголовные дела?

6. Какие функции осуществляет прокурор на различных стадиях уголовного процесса?

7. Каковы полномочия прокурора на стадии дознания и предварительного следствия, на судебном разбирательстве?

8. Кто осуществляет предварительное следствие?

9. Какие органы являются органами дознания?

10. Каково процессуальное положение дознавателя?

11. В чем отличие дознавателя от следователя?

12. Заявления и ходатайства общественных объединений и коллективов, подлежащие рассмотрению в уголовном процессе.

13. Общественные обвинители и общественные защитники, их процессуальное положение.

Сноски и примечания

1 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. – М., 1995. – С. 114.







Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz