Хисматуллин Р.С. ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280с.

Хисматуллин Р.С. - Заслуженный юрист Республики Башкортостан, профессор БашГУ г. Уфа

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Возрастные и нравственно-этические и психологические особенности современных подростков-правонарушителей, а также сложная криминогенная обстановка в России обусловливают необходимость совершенствования судебной деятельности по делам несовершеннолетних. Одной из задач судебного рассмотрения дел несовершеннолетних является предупреждение совершения подростками новых правонарушений. При этом предупредительная функция должна реализовываться судом на всех стадиях судебного разбирательства.

Самое распространенное судебное действие - это заслушивание и исследование показаний несовершеннолетнего подсудимого на судебном следствии. Уголовно-процессуальный кодекс России регламентирует данное судебное действие достаточно подробно. Тем не менее, в судебной практике возникают неурегулированные законом ситуации, когда для установления истины необходимо применение тактических рекомендаций, разрабатываемых криминалистикой.

Эффективность заслушивания и исследования показаний несовершеннолетнего подсудимого во многом зависит от тщательной подготовки суда к данному судебному действию. По материалам дела суд должен подробно и внимательно ознакомиться с личностью несовершеннолетнего, его взаимоотношениями с другими подсудимыми и иными участвующими в деле лицами, условиями жизни и воспитания подростка.

Тщательное изучение судом личности подсудимого, а также знание возрастных и нравственно - психологических особенностей несовершеннолетних помогут суду прогнозировать возможное поведение подростка на судебном следствии. При этом целесообразно акцентировать внимание на социально-положительных качествах несовершеннолетнего подсудимого, его достоинствах.

При подготовке к заслушиванию и исследованию показаний несовершеннолетнего подсудимого необходимо составить письменный план предстоящего судебного действия. В нем, прежде всего, отражаются обстоятельства, подлежащие выяснению и уточнению. Особое внимание должно быть уделено формулировке и последовательности уточняющих вопросов с учетом отношения подсудимого к предъявленному ему обвинению.

Одним из основных условий, обеспечивающих получение полных и правдивых показаний несовершеннолетнего подсудимого, является установление с ним психологического контакта. Это обусловливается нравственно-этическими, психологическими и возрастными особенностями несовершеннолетних подсудимых.

Основой психологического контакта служит, прежде всего, доверие подростка к суду, формирующееся из точного соблюдения судом прав и законных интересов несовершеннолетнего подсудимого, тактичного поведения состава суда, умения слушать подростка, реагируя соответствующим образом на его поведение. Доброжелательность, внешне выраженное стремление выслушать собеседника существенно облегчают процесс установления коммуникативных связей. Поэтому установление психологического контакта с подсудимым во многом определяется поведением судей.

Из опрошенных нами двухсот пятидесяти несовершеннолетних осужденных, содержащихся в Стерлитамакской воспитательной колонии Республики Башкортостан, лишь 12 процентов заявили, что судья был доброжелателен к ним, еще 22 процента - вежлив и внимателен. У 66 процентов осужденных подростков судебное разбирательство оставило негативные воспоминания именно равнодушием и безразличием суда к ним. Психологический контакт между судом и подростком, очевидно, установлен не был.

Между тем в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правилах"), подчеркивается, что уже само участие в процессах правосудия в отношении несовершеннолетних может "причинять ущерб" несовершеннолетним. Поэтому важное значение имеет "сострадание и мягкий, но требовательный подход".1

Заслушивание и исследование показаний несовершеннолетнего подсудимого складывается из двух частей: свободного рассказа и ответов на заданные вопросы. Не рекомендуется начинать заслушивание и исследование показаний подсудимого с постановки перед несовершеннолетним конкретных вопросов. Сначала необходимо предложить ему самому дать показания по известным ему обстоятельствам дела. По возможности, не следует перебивать несовершеннолетнего во время свободного рассказа. Следует иметь в виду, что нередко бессвязность и отвлеченность рассказа являются следствием неразвитости мышления и речи подростка. Возможно, некоторые подробности, не имеющие, на первый взгляд, отношения к делу, в действительности могут касаться события преступления, его причин и условий, и т.д.

При постановке перед несовершеннолетним подсудимым уточняющих и конкретизирующих вопросов суд должен в полной мере учитывать возрастные и нравственно-психологические особенности несовершеннолетних подсудимых: повышенную внушаемость, впечатлительность и т.п.

Заслушивая и исследуя показания несовершеннолетнего подсудимого, суду необходимо предвидеть возможную реакцию присутствующих в зале судебного заседания лиц на вопросы, которые задаются подсудимому, и на его ответы. Следует также учитывать, что эмоциональное влияние присутствующих может помешать суду в установлении психологического контакта с несовершеннолетним подсудимым.

Заслушивание и исследование показаний несовершеннолетнего требует глубокого знания материалов дела, тщательной подготовки, терпения, выдержки. Каждый неудачный по форме и существу вопрос таит опасность неблагоприятно повлиять на подростка, вызвать у подсудимого сомнения в объективности суда.

Личный опыт автора показывает, что установлению психологического контакта с несовершеннолетним способствует отвлеченная беседа на интересную для подсудимого тему и выяснение при этом самочувствия подростка и состояния его здоровья, настроения. Предварительно ознакомившись по материалам дела с интересами несовершеннолетнего, кругом его знакомств, любимыми занятиями, изучив нравственно-этические, психологические и иные особенности личности подсудимого, суду целесообразно побеседовать с подростком о спорте, кино- и видеофильмах, прочитанных книгах, друзьях несовершеннолетнего, продемонстрировав при этом подсудимому глубокое знание положительных моментов его жизни и достоинств его личности. Правильный, продуманный диалог позволяет снять предубеждение подростка, предотвратить возможную конфликтную ситуацию, возбудить интерес у несовершеннолетнего к общению и нередко изменить установку на поведение при предстоящем общении.

В заслушивании несовершеннолетнего подсудимого и исследовании судом его показаний необходимо участие психолога, который поможет суду нейтрализовать определенные индивидуальные свойства несовершеннолетнего подсудимого, препятствующие установлению психологического контакта.

Суд обязан обеспечить возможность каждому несовершеннолетнему быть заслушанным сразу же после ответа на вопрос председательствующего о признании или непризнании своей вины. В этом случае суд выслушает показания подростка без определенного влияния на него показаний потерпевшего или свидетелей.

Таким образом, в современных условиях эффективность судебного рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних во многом зависит от знания возрастных и нравственно-психологических особенностей несовершеннолетних подсудимых и верного морально-этического воздействия на подростков.

Судебное рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних должно стать процессом, не только разрушающим систему ложных нравственных ценностей, но процессом, прежде всего, созидающим, формирующим. Поэтому необходимо не только учитывать возрастные и нравственно-психологические особенности данной категории лиц, но и осуществлять судебное рассмотрение дела, опираясь на возможности, которые имеются в характерах, нравственно-психологических свойствах подростков, их потребность в самовоспитании.

Именно потребность подростка в самовоспитании должна являться одним из отправных моментов судебной деятельности по делам в отношении несовершеннолетних. В процессе судебного рассмотрения дела подросток должен заново осмыслить и оценить мотивы правонарушения, сущность своего поведения и тех противоправных действий, которые он совершил и мог бы совершить. Конструктивная, созидающая рефлексия возможна только при той нравственной коррекции понятий и идеалов, которая может быть проведена судом с помощью высокопрофессионального психолога.

Проверить, выявлены ли истоки формирования ложных нравственных ценностей, которые привели подростка к правонарушению, исправить нравственные дефекты личности подсудимого - одна из основных задач судебного рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних.

Необходимо, чтобы судебное рассмотрение дела в отношении несовершеннолетнего явилось началом процесса психологической и нравственной коррекции личности. Поэтому суд должен учесть все факторы, которые могут отвлечь подростка от анализа своих действий, приведших и подтолкнувших его к преступлению, и нейтрализовать их отрицательное влияние. Пленум Верховного Суда Российской Федерации, неоднократно подчеркивая важность воспитательного воздействия судебного процесса, постоянно обращал на это внимание судов и судей, председательствующих по уголовным делам.2

Литература и примечания

1. См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила")// Российская юстиция. -1991. -№12. -С.19-20.

2. См. об этом: Российская Федерация. Верховный Суд. Пленум. Постановление №7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних"// Российская газета. - 2000. - 14 марта. - С.6; Постановление №5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 1975 года (в редакции постановления №11 Пленума от 21 декабря 1993 года) "О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел"// Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. - М., 1999. - С.548, 553.

© Хисматуллин Р.С., 2003г.








Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz