ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280с.

Газимзянов Р.Р. - начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД г. Нижнекамска МВД Республики Татарстан г. Нижнекамск

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Коррупция - сложное и многоплановое социально-правовое явление современной жизни общества. Этим злом поражены все сферы государственной и общественной деятельности. Поэтому общество заинтересовано в выработке мер по нейтрализации (устранению) причиняемых им негативных социальных последствий. Для такой деятельности каждое государство разрабатывает достаточное или необходимое количество мер, направленных на нейтрализацию вредных последствий коррупции.

К числу необходимых мер, сдерживающих развитие негативных тенденции коррупции, в большинстве современных государств относятся специальные или специально-криминологические меры предупреждения, осуществляемые специальными субъектами предупреждения и направленные в первую очередь непосредственно на нейтрализацию (устранение, ликвидацию, локализацию, ограничение сферы распространения и т.д.) причин и условий, детерминирующих это негативное социально-правовое явление.

Хотя специально-криминологические меры предупреждения коррупции в современном российском обществе значительно менее эффективны, чем общесоциальные, но и от них отказываться не следует. Как показывает зарубежный и отечественный исторический опыт противодействия коррупции, именно при максимальной эффективности пресечения коррупционных преступлений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, при обязательном соблюдении других антикоррупционных мер, выработанных специалистами, вероятность их совершения в обществе становится значительно ниже. Эффективная деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции увеличивает степень риска наступления негативных социально-правовых последствий для лица, вступающего в коррупционные отношения. Такая деятельность правоохранительных и контролирующих органов может служить дополнительным социально-психологическим барьером на пути распространения коррупции в обществе.

Специальные меры противодействия или предупреждения коррупции, на наш взгляд, должны включать в себя несколько этапов. Во-первых, необходимо проведение комплексных научных криминологических исследований по данной проблеме, предполагающих долгосрочный прогноз развития коррупции в обществе. Во-вторых, необходима подготовка комплексных федеральных и региональных антикоррупционных программ и проектов нормативных актов по ее предупреждению, а также иные меры, формирующие единую антикоррупционную политику государства. В-третьих, необходимо принятие и последующее разумное исполнение уже принятых нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией. В-четвертых, необходимо совершенствовать деятельность судов и принимать меры, направленные на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию актов коррупции и справедливому наказанию виновных в их совершении. В-пятых, необходимо эффективное взаимодействие между различными спецслужбами как внутри государства, так и между различными государствами на международном уровне. Ведь противодействие коррупции внутри одного государства не будет эффективным, если на территории соседних государств для коррупционеров имеется реальная возможность укрыться или избежать уголовной ответственности и наказания. Пользуясь такой возможностью, большинство высокопоставленных российских коррупционеров как из числа должностных лиц органов государственной власти, так и выращенных ими "олигархов", изобличенных или привлеченных к уголовной ответственности, скрываются от уголовного преследования за границей, обеспечивая собственную безопасность и безопасность своих высокопоставленных соучастников. При этом обязательно с их стороны такое правомерное и обоснованное уголовное преследование выдается за "модное" сегодня "незаконное преследование" или "притеснение" за политические взгляды или убеждения, высказанные публично в средствах массовой коммуникации в отношении находящихся у власти политических оппонентов.

На наш взгляд, такие научно-обоснованные и последовательные специально-криминологические меры противодействия коррупционному поведению в полной мере соответствуют требованиям, направленным на снижение криминализации современного российского общества. Здесь следует иметь в виду, что противодействие коррупции в обществе не может рассчитываться на ее полное искоренение или ликвидацию. Отечественный и зарубежный исторический опыт показывает, что такое искоренение немыслимо и невозможно. Поэтому разумные сторонники законности и правопорядка в борьбе с коррупцией в современном российском обществе должны, не увлекаясь иллюзиями, довольствоваться лишь снижением влияния в обществе коррупционных процессов, то есть уменьшения ее объема, ограничении (локализации) сферы ее обусловливания и распространения; изменения на менее опасный характера коррупционных проявлений; ограничение взаимовлияния различных видов коррупции.

Важное место в системе специальных мер по предупреждению коррупции должно занимать обеспечение эффективного финансового контроля за деятельностью субъектов социального управления, как должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, так и граждан, а также политических общественных организаций. Но приходится констатировать, что при наличии достаточной правовой базы для такого вида мер социального контроля в отношении высших должностных лиц российского государства и претендентов на эти должности, каких-либо опубликованных официальных статистических сведений о полученных результатах и принимаемых мерах по их реализации в органах государственной власти и местного самоуправления не имеется. Поэтому заинтересованным государственным органам и обществу необходимо в ближайшей перспективе принять достаточные меры по обеспечению открытости информации о нарушениях антикоррупционных норм.

В представленной вниманию читателя нашей работе рассмотрены не все вопросы, связанные со специальным предупреждении коррупции. В ней лишь дано авторское видение некоторых из них, а поэтому их поиск, анализ и объяснение являются питательной средой для новых исследований, посвященных специальному противодействию коррупционному поведению в обществе.

© Газимзянов Р.Р., 2003г.








Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz