О ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280с.

Сердюк Л.В. - канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права УЮИ МВД РФ г. Уфа

О ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ

По данным официальной статистики 1997 года в России совершалось в год около 800 тыс. так называемых "родственных" преступлений, связанных с насилием. Из них около 600 тыс. насильственных деяний было направлено против женщин и до 17 тыс. - против детей.1

По статистическим данным 2002 года в семьях России подвергалось побоям родителями около 2 млн. детей и около 10% из этого числа погибло. Около 2 тыс. детей покончило жизнь самоубийством и более 50 тыс. ушло из дома.2

Палочная педагогика не только калечит психологию детей, но оказывает влияние и на омоложение преступности. По статистике, в России в 2002 году более 23 тыс. подростков сибирских краев и губерний пошли на серьезный криминал. Кроме того, более 8 тыс. воришек, грабителей были освобождены от уголовной ответственности как не достигшие возраста уголовной ответственности.3

Часть 2 ст. 56 Семейного кодекса России предусматривает (декларирует): "ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих)". Далее в законе отмечается, что "ребенок вправе самостоятельно обращаться" за защитой своих прав и законных интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд.

Формальность данного закона очевидна. Как может ребенок обращаться за защитой в какие-то юридические органы, если, во-первых, он юридически безграмотен, во- вторых, и взрослым при нашей бюрократической системе сделать это бывает нелегко. Правовое воспитание, которое, несомненно, является частью культуры подрастающего поколения, преподается в школах факультативно, основываясь лишь на инициативе отдельных директоров школ и классных руководителей, педагогами, далекими от юриспруденции.

Федеральная целевая Программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы предусматривала разработку и реализацию мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи, а также безработных, бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев, ранее судимых и иных лиц, лишенных постоянных доходов и источников существования. К сожалению, программа обошла молчанием защиту детей от насилия и их правовое воспитание, видимо, считая эти вопросы ранней профилактики преступлений малосущественными. Социальная занятость подростков практически отсутствует, безработные предоставлены сами себе, ранее судимые не защищены даже формально и находятся в худшем социальном положении, чем раньше.

Нами было опрошено методом интервью 120 женщин-матерей из неблагополучных семей городов Волгограда, Хабаровска и Уфы, где имелись факты насилия над детьми. Практически во всех случаях (лишь в разной степени) прослеживается связь насильственных действий над детьми с употреблением этими родителями алкоголя. 60% из опрошенных считают, что поступают правильно, наказывая детей физически. Остальные 40% не столь агрессивно настроены в отношении своих детей, но считают, что при воспитании наряду с пряником надо применять и "кнут", что всегда делалось и нашими предками с давних времен. Около 15% матерей потеряли уверенность в своих родительских способностях, заявляя, что с детьми "нет сладу", все гуманные меры уже исчерпаны. Почти 40% матерей сказали, что аналогичные воспитательные меры применяют и их мужья. Значит, ребенок находится под перекрестным огнем и пытается выжить. Около 75% опрошенных "жестоких" матерей признались, что подвержены психологическим срывам в связи с бытовыми и производственными неурядицами и проблемами.

Почти 60% опрошенных матерей заявили, что их дети сами применяют насилие в отношении более слабых детей в яслях, детских садах и на улице. В то же время, 18% детей, подвергшихся насилию в семье, напротив, постоянно молчаливы, трусливы, не способны противостоять насилию даже со стороны более слабого ребенка. Психологи говорят, что этот синдром может происходить и от характера воспитательных мер в первые годы жизни ребенка. Например, А. Фрейд в книге "Эго и механизмы защиты" путем исследований установила, что пассивная жертва может становиться активной и часто начинает повторять события, случившиеся в ее предшествующем травматическом опыте. В качестве подтверждения этих выводов, психологи И. Гленн и З. Фрейд приводят примеры детской и взрослой идентификации с агрессором, убедительно доказывая влияние различных травматических событий на психику детей (физического насилия, наблюдения насильственного поведения других, сексуального насилия, отделения от родителей, похищений, и т.д.).4

В нашей стране имеются отдельные попытки разобраться в вопросах агрессии и жестокости в семейных отношениях и, главное, в последствиях этого феномена. Например, А. Волкова, исследуя проблему жестокого обращения с детьми в семье, пишет: "Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, превращая ее в конфликтную, а в крайнем выражении является патологией (социальной и клинической)". Агрессивность, по ее мнению, имеет как социальный, так и природный характер, т.е. может быть врожденной. Жестокость - всегда социального происхождения.5

По нашему мнению, оба эти личностные свойства имеют и природные корни и получают социальное развитие в зависимости от микросреды и социальных условий, в которых воспитывается личность. Особенно это касается детей. Агрессия, по нашему мнению, - это свойство биологического существа, человека-зверя, выражающееся в его эмоциях, которое заглушается, сдерживается в определенных рамках культурой, нравственностью, морально-волевыми качествами личности. Т. Гоббс вообще считал, что "естественное состояние людей - это война всех против всех". Этим Гоббс объяснял необходимость концентрации власти в руках государства, потребность в послушании, лояльности, согласии, обязательствах, обязанностях и дисциплине.6

Значительное внимание исследованию агрессии уделил Л. Берковиц. В его книге "Секреты причин насилия" агрессия определяется как вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому. "Многие люди, - пишет автор, - стремятся причинить кому-нибудь ущерб, когда они находятся в подавленном настроении, и, достигая своей цели, получают удовлетворение, так как избавляются от депрессии". Л. Берковиц разделяет агрессию на сознательно контролируемую и импульсивную (эмоциональную).7

Жестокость - негативное свойство личности, как правило, связанное с агрессией, выражающееся в безразличии к страданиям живых существ, когда причинение боли, страданий превращается почти в самоцель. Это негативное качество, имея в основном социальное происхождение, вырабатывается и развивается в детях в результате семейного насилия. Избивая ребенка, родители закладывают в его личностные качества и агрессию и жестокость, которые при определенных условиях могут проявиться в будущей жизни ребенка, несмотря на то, что внешне ребенок может выглядеть забитым, неагрессивным.

У большинства детей в результате насилия над ними появляются отклонения в физическом и психическом развитии, в эмоциональной сфере. Специалисты делают вывод, что в основном неблагоприятная обстановка в семье приводит к тому, что дети убегают из дома и кончают жизнь самоубийством. Дети, пережившие насилие, испытывают трудности в социализации и часто не могут быть полноценными членами общества.

В результате эмоционального отвергания родителями ребенка, его неприятия или лишения родительской ласки и попечения, в его психике на уровне бессознательного формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего "Я", своего положения в жизни, неуверенность в своем бытии, ощущение враждебности, даже агрессивности окружающего мира, - пишет Ю.М. Антонян. Далее автор приходит к вполне обоснованному выводу, что эти черты при определенных социальных условиях закрепляются и могут сформироваться в характер убийцы. Однако нельзя не отметить, что здесь же автор признает, что "многие люди обладают прирожденной предрасположенностью к тому, чтобы с повышенной тревожностью воспринимать окружающий мир, и у них риск поведенческого срыва достаточно велик".8

Некоторые ученые с отчуждением людей связывают в ряде случаев и образование преступных групп в целях разрешения общих проблем. Такое отчуждение человека справедливо, на наш взгляд, называется крайней формой "социальной аномии".9

Литература и примечания

1. См.: Руководство по предупреждению насилия над детьми /Под общ. ред. Н.К. Асановой. М., 1997. С.8.

2. Социально-криминологическая характеристика преступности // Щит и меч. 2002, 7 февраля.

3. Независимая газета. 2002, 19 ноября.

4. См.: Руководство по предупреждению насилия над детьми. С.57.

5. Волкова А. Понятие "жестокое обращение с детьми" и его формы // Профессионал. 2000. №4. С.24 -25.

6. Цит. по ст.: Скакунов Э.И. Природа политического насилия: проблемы объяснения // Социологические исследования. 2001. №12. С.22.

7. Берковиц Л. Секреты причин насилия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С.32 - 33.

8. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992. С.108 - 110.

9. Подробнее об этом см.: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. С.61-63.

© Сердюк Л.В., 2003г.








Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz