Васильева Е.Г. Цели уголовного правосудия // Вопросы уголовного процесса в международных актах. Уфа, 2007. Полный текст


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта

Новости МАСП

 

 

Васильева Е.Г.
Вопросы уголовного процесса в международных актах:
Учебное пособие / Под общ. ред. проф. З.Д. Еникеева. – Уфа: РИО БашГУ, 2007. – 200 с.


К оглавлению

 

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

§ 1. Цели уголовного правосудия

Основные международные документы:

1. Декларация о преступности и общественной безопасности. Утверждена Резолюцией 51/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.

2. Декларация принципов и Программа действий в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Утверждены Резолюцией 46/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1991 г.

3. Европейская Конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам от 28 мая 1970 г.

4. Европейские руководящие принципы по этике и поведению для прокуроров «Будапештские руководящие принципы». Приняты на 6-й конференции Генеральных Прокуроров Европы в Будапеште 31 мая 2005 г.

5. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.

6. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

7. Рекомендация № R (85) 11 КМСЕ «Относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса» от 28 июня 1985 г.

8. Рекомендация № R (87) 18 КМСЕ «Об упрощении уголовного правосудия» от 17 сентября 1987 г.

9. Рекомендация № R (95) 12 КМСЕ «Относительно управления системой уголовного правосудия» от 11 сентября 1995 г.

10. Рекомендация № R (96) 8 КМСЕ «По политике борьбы с преступностью в изменяющейся Европе» от 5 сентября 1996 г.

11. Рекомендация ООН «Относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития» от 14 декабря 1990 г.

12. Основополагающее решение Совета Европейского Союза (2001/220/JHA) «О месте жертв преступлений в уголовном судопроизводстве» от 15 марта 2001 г.

13. Резолюция Экономического и Социального Совета1 ООН 2002/13 «Меры по содействию эффективному предупреждению преступности» от 24 июля 2002 г.

14. Руководящие принципы для предупреждения преступности. Приняты Резолюцией 2002/13 ЭКОСОС ООН от 24 июля 2002 г.

Основные положения:

В современном мире происходят очень важные изменения, которые ведут к созданию политического климата, способствующего распространению демократии, международному сотрудничеству, более широкому осуществлению основополагающих прав человека и основных свобод и осуществлению стремлений всех стран к экономическому развитию и социальному благосостоянию. Несмотря на эти изменения, продолжают существовать насилие и другие опасные формы преступности. Эти явления, где бы они ни происходили, представляют собой угрозу для поддержания правопорядка (принцип 1 Декларации принципов и Программы действий в области предупреждения преступности и уголовного правосудия от 18 декабря 1991 г.). Не случайно, поэтому, в качестве целей в области предупреждения преступности и уголовного правосудия2 в данном документе названы: борьба с преступностью как на национальном, так и на международном уровнях (п. b ст. 16); более действенное и эффективное отправление правосудия при должном уважении прав человека всех лиц, столкнувшихся с преступностью, и всех тех, кто имеет отношение к системе уголовного правосудия (п. е ст. 16); содействие соблюдению самых высоких стандартов справедливости, гуманности, правосудия и профессионального поведения (п. f ст. 6).

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г., отмечено, что цель системы уголовного правосудия состоит в предотвращении преступности и борьбе с ней (п. с преамбулы).

Имеются неопровержимые доказательства того, что хорошо спланированные стратегии в области предупреждения преступности не только препятствуют преступности и виктимизации, но также укрепляют безопасность общин и способствуют устойчивому развитию стран. Эффективное, ответственное предупреждение преступности повышает качество жизни всех граждан. Оно приносит долгосрочные благотворные результаты, сокращая затраты, связанные с функционированием официальной системы уголовного правосудия, а также другие общественные издержки, возникающие в результате преступности. «Предупреждение преступности» охватывает стратегии и меры, направленные на снижение уровня риска совершения преступлений и потенциальных вредных последствий от них для отдельных граждан и общества в целом, в том числе страха перед преступностью, с помощью мер по устранению многообразных причин преступности (ст.ст. 1, 3 Руководящих принципов для предупреждения преступности от 24 июля 2002 г.).

Предупреждение преступности при сбалансированном подходе включает в себя мероприятия в области уголовного правосудия (см.: ст. 4 Резолюции 2002/13 ЭКОСОС ООН «Меры по содействию эффективному предупреждению преступности» от 24 июля 2002 г.). Учитывая важнейшую роль системы уголовного правосудия в этом деле, она должна строиться на основе прогрессивной рационализации и гуманизации уголовного законодательства и процедур, альтернативных подходов к вынесению приговоров и наказаниям в общих рамках социальной справедливости и общественных устремлений. Следует практиковать систематический подход к планированию в области предупреждения преступности, с тем, чтобы политика в области предупреждения преступности включалась в планирование национального развития, начиная с общей переоценки, где это необходимо, основ уголовно-процессуального законодательства. Такой подход означал бы начало процессов декриминализации, депенализации и использование несудебных средств, а также процессуальную реформу, которая обеспечит поддержку общественности и пересмотр существующей политики с целью оценки ее влияния. Он также пересматривал бы установление соответствующей связи между системой уголовного правосудия и другими секторами развития, включая образование, занятость, здравоохранение, социальную политику и другие соответствующие области (ст.ст. 14, 15 Рекомендации ООН «Относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития» от 14 декабря 1990 г.). Уровень преступности и виктимизации может быть значительно снижен благодаря основанным на знаниях подходам; эффективное предупреждение преступности может способствовать обеспечению защиты и безопасности граждан и их имущества, а также повышению качества жизни в общинах во всем мире (Резолюция 2002/13 ЭКОСОС ООН «Меры по содействию эффективному предупреждению преступности» от 24 июля 2002 г.).

Что касается борьбы с преступностью, то, как отметили Государства-члены Совета Европы, подписавшие Европейскую Конвенцию о международной действительности судебных решений по уголовным делам 28 мая 1970 г., она во все большей степени превращается в международную проблему, требует использования современных и эффективных методов на международном уровне. Государства выразили убежденность в необходимости осуществления общей политики в области уголовного права, направленной на защиту общества, сознавая необходимость в уважении человеческого достоинства и в содействии перевоспитанию правонарушителей (преамбула).

Осуществляя борьбу с преступностью, следует учитывать, что промедление в борьбе с преступлениями умаляет авторитет уголовного права и влияет на надлежащее отправление правосудия (преамбула Рекомендации № R (87) 18 КМСЕ «Об упрощении уголовного правосудия» от 17 сентября 1987 г.). Вместе с тем, крайне важно, чтобы каждая мера такой борьбы соответствовала основным принципам демократических государств в отношении главенства права и подчиненности основной задаче гарантированного соблюдения прав человека (ст. 1 Рекомендации № R (96) 8 КМСЕ «По политике борьбы с преступностью в изменяющейся Европе» от 5 сентября 1996 г.).

Говоря о целях системы уголовного правосудия, следует отметить, что по свидетельству Комитета Министров Совета Европы, они традиционно формулировались с точки зрения норм, которые прежде всего касаются отношений между государством и правонарушителем. Вследствие этого рабочий механизм такой системы иногда может усугублять, а не облегчать проблемы потерпевшего (преамбула Рекомендации № R (85) 11 КМСЕ «Относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса» от 28 июня 1985 г.). В настоящее время соблюдение интересов жертв правонарушений должно быть одной из фундаментальных функций не только уголовной юстиции (ст. 3 Рекомендации № R (96) 8 КМСЕ «По политике борьбы с преступностью в изменяющейся Европе» от 5 сентября 1996 г.), но и всей системы уголовного правосудия. Каждый человек, права и свободы которого нарушены, должен иметь право на эффективное восстановление в правах и свободах в соответствии с национальным законодательством (ст. 19 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.). Необходимо усилить доверие потерпевших к уголовной юстиции и уделять значительное внимание в рамках ее системы физическим, психологическим, материальным и социальным утратам, понесенным жертвами (ст. 3 Рекомендации № R (96) 8 КМСЕ «По политике борьбы с преступностью в изменяющейся Европе» от 5 сентября 1996 г.).

Прокуроры должны во все времена и при всех обстоятельствах поддерживать справедливый баланс между базовыми интересами общества и интересами и правами человека (р. I Европейских руководящих принципов по этике и поведению для прокуроров «Будапештских руководящих принципов» от 31 мая 2005 г.).

Правосудие, основанное на верховенстве права, является тем краеугольным камнем, на котором зиждется цивилизованное общество. Необходимо повысить его качество. Гуманная и эффективная система уголовного правосудия может служить инструментом обеспечения равноправия, конструктивных социальных перемен и социальной справедливости, а также защиты основных ценностей и неотъемлемых прав народов. Закон должен обеспечивать защиту любого права индивидуума от нарушения, что является процессом, в котором система уголовного правосудия играет важнейшую роль (пр. 2 Декларации принципов и Программы действий в области предупреждения преступности и уголовного правосудия от 18 декабря 1991 г.). Принципы, стратегии и методы управления могут внести значительный вклад в повышение эффективности и действенности функционирования системы уголовного правосудия. Поэтому соответствующим учреждениям следует определить задачи в области управления своей рабочей нагрузкой, финансами, инфраструктурой, людскими ресурсами и средствами связи. Повышению эффективности и действенности системы уголовного правосудия в значительной степени будет способствовать согласование задач различных учреждений в более широких рамках политики в области борьбы с преступностью и в области уголовного правосудия (ст.ст. 1, 2 Рекомендации № R (95) 12 КМСЕ «Относительно управления системой уголовного правосудия» от 11 сентября 1995 г.). Должны предприниматься шаги для повышения общего профессионального уровня своих систем уголовного правосудия, систем правоохранительных органов и систем по оказанию помощи потерпевшим, а также соответствующих директивных органов посредством таких мер, как подготовка кадров, выделение ресурсов и заключение соглашений с другими государствами об оказании технической помощи, и содействовать вовлечению всех элементов своего общества в деятельность по борьбе с преступностью и ее предупреждению (ст. 9 Декларации о преступности и общественной безопасности от 12 декабря 1996 г.).

§ 2. Источники уголовно-процессуального права

Основные международные документы:

1. Устав ООН от 26 июня 1945 г.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

4. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века от 17 апреля 2000 г.

5. Декларация и Программа действий форума тысячелетия «Мы, народы: укрепление Организации Объединенных Наций в двадцать первом веке» от 26 мая 2000 г.

6. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г.

7. Декларация принципов и Программа действий в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Утверждены Резолюцией 46/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1991 г.

8. Декларация тысячелетия ООН. Утверждена Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г.

9. Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области права человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права. Руководство ООН от 25 июля 2005 г.

10. Резолюция 60/149 Генеральной Ассамблеи ООН «Международные пакты о правах человека» от 16 декабря 2005 г.

11. Резолюция 2006/25 ЭКОСОС ООН «Укрепление законности и реформы институтов уголовного правосудия, в том числе в условиях постконфликтного восстановления» от 27 июля 2006 г.

12. Рекомендация № R (2004) 5 КМСЕ «По вопросу контроля за соответствием проектов законов, действующих законов и практики их применения стандартам, закрепленным в Европейской Конвенции по правам человека» от 12 мая 2004 г.

13. Модельный уголовно-процессуальный кодекс для государств-участников СНГ, 1996 г.

Основные положения:

В преамбуле Устава ООН от 26 июня 1945 г., сказано: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполнены решимости … создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права».

В Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г., подчеркнуто, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Государства-участники категорически и окончательно заявили, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. Внутреннее законодательство, согласующееся с Уставом ООН и другими международными обязательствами государства в области прав человека и основных свобод, образует юридические рамки, в которых должны осуществляться и обеспечиваться права человека и основные свободы (ст. 3 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г.). Следует отметить, что все члены ООН выразили решимость укреплять уважение к принципу верховенства права, причем как в международных, так и во внутренних делах, и в, частности, обеспечивать выполнение государствами-членами решений Международного Суда, во исполнение Устава ООН, по любым делам, сторонами которых они являются; обеспечивать соблюдение государствами-участниками норм международного гуманитарного права и права в области прав человека и призвать все государства рассмотреть возможность подписания и ратификации Римского Статута Международного Уголовного Суда. Государства отметили, что не пожалеют усилий для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех международно-признанных прав человека и основных свобод (Декларация тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 г.). Государства-участники Договора о коллективной безопасности в своей деятельности по обеспечению коллективной безопасности обязались соблюдать Устав ООН, общепринятые международно-правовые нормы и принципы (Концепция коллективной безопасности государств – участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 г.).

Проходящие в мире международные конференции по правам человека постоянно и настойчиво призывают к соблюдению общепризнанных норм и принципов международного права. Так, Международная конференция по правам человека, собравшись в Тегеране 22 апреля – 13 мая 1968 года для обзора работы, проделанной за двадцать лет со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, и составления программы на будущее, торжественно заявила, что Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества. Международный пакт о гражданских и политических правах, а также другие конвенции и декларации в области прав человека, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и региональных межправительственных организаций, установили новые международные принципы и обязательства, которые должны соблюдаться государствами (Воззвание Тегеранской Конференции от 13 мая 1968 г.).

Прошедшая 17 апреля 2000 г. в Вене Всемирная конференция по правам человека подтвердила священный долг всех государств выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод для всех в соответствии с Уставом ООН, другими договорами, касающимися прав человека, и нормами международного права и подчеркнула, что универсальность этих прав и свобод носит бесспорный характер. Эта конференция приветствовала прогресс, достигнутый в области кодификации договоров о правах человека, который представляет собой динамичный и развивающийся процесс, и настоятельно призвала к универсальной ратификации договоров о правах человека. В адрес всех государств было высказано обращение присоединиться к этим международным договорам и, по мере возможности, избегать делать оговорки. Кроме того, было отмечено, что поскольку региональные механизмы играют основополагающую роль в поощрении и защите прав человека, они должны содействовать укреплению универсальных стандартов в области прав человека, содержащихся в международных договорах о правах человека, а также их защите. Всемирная конференция по правам человека одобрила предпринимаемые усилия по укреплению этих механизмов и повышению их эффективности и настоятельно призывала правительства включить стандарты, содержащиеся в международных договорах по правам человека, во внутреннее законодательство (ст.ст. 1, 26, 37, 83 Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века от 17 апреля 2000 г.).

Особое внимание необходимости укрепления и соблюдения международных стандартов в области прав человека уделено в Декларации и Программе действий форума тысячелетия «Мы, народы: укрепление Организации Объединенных Наций в двадцать первом веке» от 26 мая 2000 г. Там сказано: гражданское общество должно приложить все усилия к тому, чтобы претворить в жизнь Всеобщую декларацию прав человека, подтверждая универсальность, неделимость и взаимозависимость всех прав – гражданских, политических, социальных, экономических и культурных, – и присоединиться к мировому движению в защиту человеческого достоинства. Общепризнанно, что режим договоров Организации Объединенных Наций в области прав человека, включающий в себя Всеобщую декларацию прав человека и соответствующие пакты и конвенции, служит достижению одной из трех основных целей Организации Объединенных Наций, каковыми являются обеспечение прав человека, развитие и мир. В XXI веке мы должны перейти в наступление одновременно на всех трех направлениях, ибо в противном случае мы подвергнем мир серьезной угрозе. Всеобщая ратификация международных договоров в области прав человека, которые были подписаны в результате уже завершившихся международных переговоров, имеет существенно важное значение для того, чтобы они действительно отражали общечеловеческие стандарты в области прав человека. Региональные и национальные документы в области прав человека должны являть собой важнейший вклад в процесс укрепления и дополнения международных стандартов в области прав человека. Форум настоятельно призвал Организацию Объединенных Наций наращивать свое техническое содействие, предоставляя правительствам возможность ратифицировать договоры в области прав человека и выполнять свои обязательства по ним, а также обеспечить, чтобы никакие новые международные или региональные договоры, противоречащие существующим документам в области прав человека, не принимались. При этом Форум выразил обеспокоенность лицемерным поведением государств, которые не учитывают в своем национальном законодательстве ратифицированные ими международные документы в области прав человека. Кроме того, даже при наличии соответствующих национальных законов их осуществление оставляет желать много лучшего. Кроме того, Форум настоятельно призывал Организацию Объединенных Наций создать справедливый и эффективный Международный Уголовный Суд (МУС), правительства – в срочном порядке принять меры по подписанию и ратификации договора о МУС, а гражданское общество – усилить свою пропагандистскую роль, выступая за признание и осуществление прав человека для всех, и призвать все государства без промедления подписать и ратифицировать договор о МУС.

На сегодняшний день принцип добросовестного выполнения государствами обязательств относится к числу общепризнанных принципов международного права. Как сказано в преамбуле ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г., «Международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств». Основное содержание данного принципа сформулировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г.: каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН. Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В том случае, когда обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов Организации Объединенных Наций по Уставу ООН, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

В плане всемерного и обязательного обеспечения норм международного права, касающихся прав человека, в 2005 году Организацией Объединенных Наций были сформулированы Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права от 25 июля 2005 г. В них указывается, что обязательство уважать, обеспечивать уважение и осуществлять международные нормы в области прав человека и международного гуманитарного права, предусмотренное соответствующими сводами норм, вытекает из: a) договоров, стороной которых является государство; b) обычного международного права; c) национального законодательства каждого государства. При этом государства, если они еще не сделали этого, должны, согласно требованиям международного права, обеспечить соответствие своего национального законодательства их международно-правовым обязательствам посредством включения международных норм в области прав человека и международного гуманитарного права в их национальное законодательство или их применения иным образом в рамках их национальной правовой системы (пр. I).

Требование исполнения международных стандартов зачастую содержится в самих документах международного права. Так, в Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г., закреплено положение, согласно которому каждое государство должно принять такие законодательные, административные и иные меры, какие могут быть необходимы для обеспечения эффективных гарантий прав и свобод, упомянутых в этой Декларации (ч. 2 ст. 2). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. говорится о том, что если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в данном Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте (ч. 2 ст. 2). В Основных принципах, касающихся роли юристов от 7 сентября 1990 г., указывается на то, что приведенные Основные принципы, сформулированные для оказания помощи государствам-членам в осуществлении их задач развития и обеспечения надлежащей роли юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и практики и должны быть доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов и населения в целом.

Кроме того, об обязательстве соблюдать международные стандарты упоминается в различных двусторонних и многосторонних соглашениях. Например, в Алма-Атинской Декларации стран-членов СНГ от 21 декабря 1991 г., Независимые Государства отметили свое стремление построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права. Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ названо в качестве цели Содружества Независимых Государств (преамбула Устава СНГ, Минск, 22 января 1993 г.). Приверженность целям и принципам, провозглашенным Уставом ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Уставом СНГ и документами, принятыми в рамках Содружества, Государства-участники СНГ выразили в Меморандуме о поддержании мира и стабильности в СНГ от 10 февраля 1995 г., а также в заключенных между собой декларациях о сотрудничестве (Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированном в XXI столетие (РГ(В) 98-28) от 6 июля 1998 г., Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век от 26 сентября 2000 г., Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Киргизской Республикой от 27 июля 2000 г. и др.). В Уставе Союза и Беларуси от 23 мая 1997 г. также закреплено, что этот союз основывается на принципах суверенного равенства государств-участников Союза, демократии и уважения прав человека и гражданина, сотрудничества и взаимопомощи, добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств и на других общепризнанных принципах и нормах международного права (ст. 3).

Основные положения, касающиеся общепризнанных стандартов в области борьбы с преступностью, поддержания правопорядка, деятельности системы уголовного правосудия и прав человека в уголовном судопроизводстве содержатся:

1. В универсальных документах Организации Объединенных Наций (ООН) (Устав ООН от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Римский Статут Международного Уголовного Суда от 17 июля 1998 г.).

Международные пакты о правах человека представляют собой первые всеобъемлющие и юридически обязательные международные договоры в области прав человека и вместе со Всеобщей декларацией прав человека составляют ядро Международного билля о правах человека (преамбула Резолюции 60/149 Генеральной Ассамблеи ООН «Международные пакты о правах человека» от 16 декабря 2005 г.).

Международный Уголовный Суд дополняет национальные органы уголовной юстиции, дополняет национальные системы уголовного правосудия (преамбула, ст. 1 Римского Статута МУС). Положения Римского Статута МУС, несмотря на свою узкоспециализированную направленность, заключающуюся в решении вопросов, связанных с преступлениями международного характера, должны, исходя из самого факта того, что они разрабатывались под эгидой ООН, содержать передовые критерии осуществления уголовного правосудия и служить ориентиром, отражающим качественные изменения, происходящие в системе международных стандартов в сфере уголовного судопроизводства3.

2. В документах, принятых структурными подразделениями Организации Объединенных Наций (резолюции и рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции Экономического и Социального Совета ООН4, резолюции Совета Безопасности ООН, резолюции Комиссии ООН по правам человека5). Стандарты и нормы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия являются важным средством создания справедливых и эффективных систем уголовного правосудия, опирающихся на принцип верховенства права (преамбула Резолюции 2006/25 ЭКОСОС ООН «Укрепление законности и реформы институтов уголовного правосудия, в том числе в условиях постконфликтного восстановления» от 27 июля 2006 г.). Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции 60/159 «Права человека при отправлении правосудия» от 16 декабря 2005 г. (преамбула) вновь подтвердила важность полного и эффективного применения всех стандартов Организации Объединенных Наций в области прав человека при отправлении правосудия.

3. В документах, принятых Конгрессами Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию (декларации, принципы, руководства, правила и др.). Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию6. Конгрессы проводятся раз в пять лет. К настоящему времени было проведено 11 таких Конгрессов: Первый - Женева, 1955 г., Второй - Лондон. 1960 г., Третий - Стокгольм, 1965 г., Четвертый - Киото, 1970 г., Пятый - Женева, 1975 г., Шестой - Каракас, 1980 г., Седьмой - Милан, 1985 г., Восьмой - Гавана, 1990 г., Девятый - Каир, 1995 г., Десятый - Вена, 2000 г., Одиннадцатый – Бангкок, 2005 г. На последнем было отмечено, что Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, которые являются крупным международным форумом, оказывали и оказывают воздействие на национальную политику и практику путем содействия обмену взглядами и опытом, мобилизации общественного мнения и подготовки рекомендаций относительно программных решений на национальном, региональном и международном уровнях и вносят тем самым существенный вклад в прогрессивное развитие и поощрение международного сотрудничества в деле предупреждения преступности и уголовного правосудия. Конгрессы Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в качестве консультативного органа программы представляют собой форум для: а) обмена мнениями между государствами, межправительственными и неправительственными организациями и отдельными экспертами, представляющими различные специальности и области знаний; b) обмена опытом в области исследований, права и разработки программ; c) выявления новых тенденций и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; d) представления рекомендаций и замечаний комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым им комиссией; е) представления предложений для рассмотрения комиссией в связи с возможными темами для включения в программу работы (ст. 29 Декларации принципов и Программы действий в области предупреждения преступности и уголовного правосудия от 18 декабря 1991 г.).

Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, как крупные межправительственные форумы, оказывают влияние на национальную политику и практику и развивают международное сотрудничество в этой области, содействуя обмену мнениями и опытом, мобилизуя общественное мнение и вырабатывая рекомендации относительно различных вариантов политики на национальном, региональном и международных уровнях (преамбула Резолюции 2006/26 ЭКОСОС ООН «Последующая деятельность по итогам одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию» от 27 июля 2006 г.).

4. В документах Совета Европы (СЕ) (Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г., хартии, конвенции, протоколы и др.). Совет Европы – одна из наиболее авторитетных и представительных организаций континента, основанная в 1949 г. и включающая в настоящее время 45 государств. В рамках Совета Европы разработано более 25 конвенций, соглашений и протоколов в сфере уголовного судопроизводства7.

Совет по судебной реформе при Президенте Российской Федерации в Решении № 1 «Перспективы судебной реформы в Российской Федерации в связи с ее вступлением в Совет Европы» от 12 марта 1997 г., постановил: «Ориентироваться в ходе судебной реформы на общепризнанные принципы и нормы международного права и документы Совета Европы» (п. 1).

Самым значимым документом Совета Европы в области прав человека является Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комитет Министров Совета Европы, подтверждая свое убеждение, что данная Европейская Конвенция должна оставаться основополагающим документом по защите прав человека в Европе и приветствуя в связи с этим то, что Европейская Конвенция в настоящее время стала составной частью правовой системы всех государств-участников, и отмечая в этом отношении важную роль, выполняемую национальными судами; а также учитывая, тем не менее, что государствами-участниками должны быть предприняты дальнейшие меры для придания Европейской Конвенции полной силы, рекомендовал государствам-участникам обеспечивать существование механизмов контроля, где это необходимо, за соответствием действующих законов и правоприменительной практики, включая практику, выраженную в распоряжениях, приказах и циркулярах; обеспечивать своевременное изменение законов и правоприменительной практики с целью предотвращения нарушений Европейской Конвенции (преамбула Рекомендации № R (2004) 5 КМСЕ «По вопросу контроля за соответствием проектов законов, действующих законов и практики их применения стандартам, закрепленным в Европейской Конвенции по правам человека» от 12 мая 2004 г.).

5. В документах структурных подразделений Совета Европы (рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), рекомендации и резолюции Комитета Министров Совета Европы). В настоящее время Парламентская Ассамблея объединяет 630 членов (315 представителей и 315 их заместителей), назначаемых национальными парламентами8. Комитет Министров – директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 46 государств-членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге9. Документы Комитета Министров Совета Европы носят преимущественно рекомендательно-руководящий характер. Так, например, в его Рекомендации № R (2003) 20 «Относительно новых способов работы с преступностью несовершеннолетних и роли правосудия по делам несовершеннолетних» от 24 сентября 2003 г. прямо указано, что Комитет Министров Совета Европы «рекомендует правительствам Государств-членов руководствоваться в своем законодательстве и политике и практике принципами и мерами, изложенными в настоящей рекомендации». Комитету Министров Совета Европы принадлежит наибольшее количество документов (рекомендаций), посвященных вопросам уголовного судопроизводства.

6. В прецедентной практике Европейского Суда по правам человека10. Российская Федерация, как участник Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета Министров Совета Европы. В силу пункта 1 статьи 46 Конвенции эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов11.

В Рекомендациях о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров от 24 декабря 2002 г. указывается на необходимость ориентации судов общей юрисдикции на применение постановлений Европейского Суда. Постоянное приведение национальных стандартов в соответствие со стандартами Европейской Конвенции в свете практики Европейского Суда выступает в качестве средства придания данной Конвенции полной силы. Кроме того, необходимо обеспечивать существование соответствующего и эффективного механизма для осуществления систематического контроля соответствия проектов законов Европейской Конвенции в свете судебной практики Европейского Суда (преамбула Рекомендации № R (2004) 5 КМСЕ «По вопросу контроля за соответствием проектов законов, действующих законов и практики их применения стандартам, закрепленным в Европейской Конвенции по правам человека» от 12 мая 2004 г.). Совершенствование внутренних средств правовой защиты требует принятия дополнительных мер, чтобы при применении национального законодательства национальные власти могли учесть требования Европейской Конвенции, особенно те из них, которые вытекают из постановлений Европейского Суда относительно их государства. Это означает публикацию в печати, информирование о прецедентах Европейского Суда (при необходимости перевод их на национальный(е) язык(и) соответствующих государств) и обучение с учетом требований судей и других государственных должностных лиц (ст. 8 Рекомендации № R (2004) 6 КМСЕ «Относительно совершенствования внутренних средств правовой защиты» от 12 мая 2004 г.).

7. В документах Совета Европейского Союза (ЕС) (решения). Европейский Союз – межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства12. Россия в Европейский Союз не входит. Однако принимаемые основополагающие решения ЕС могут быть приняты во внимание в качестве рекомендаций при формировании уголовно-процессуального законодательства и практики.

8. В документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 г., хартии, итоговые документы, документы, декларации, решения). Совещание, начавшее работу в Хельсинки 3 июля 1973 г., является наиболее представительной региональной организацией, объединяющей все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду. За истекшее время прошло уже несколько этапов Совещания – в Хельсинки (1975 г.), Белграде (1977-1978 г.г.), Мадриде (1980-1983 г.г.), Вене (1986-1989 г.г.), Копенгагене (1990 г.), Париже (1990 г.) и Москве (1991 г.). Основное назначение документов СБСЕ состоит в оформлении создаваемого многоступенчатого постоянно действующего механизма контроля за выполнением уже достигнутых договоренностей в области прав человека. Значение этих актов состоит в том, что посредством них обеспечивается единообразное толкование и согласованное понимание разрабатываемых международно-правовых принципов и норм13.

В Итоговом документе Венской встречи государств-участников СБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 г. (Принципах) закреплено, что с целью развития взаимопонимания и доверия, содействия дружественным и добрососедским отношениям, укрепления международного мира, безопасности и справедливости и улучшения выполнения своих обязательств по СБСЕ, государства-участники будут развивать и впредь сотрудничество и содействовать диалогу между ними во всех областях и на всех уровнях на основе полного равенства. Полное уважение и применение Принципов и выполнение других положений документов СБСЕ будут улучшать их отношения и содействовать развитию их сотрудничества. Они будут воздерживаться от любых действий, не совместимых с положениями Заключительного акта и других документов СБСЕ, и признают, что любое такое действие нанесло бы ущерб отношениям между ними и препятствовало бы развитию сотрудничества между ними (ст. 25).

9. В документах, принятых в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) (уставы, конвенции, декларации, меморандумы, концепции). Россия с 1991 года является членом международной региональной организации – Содружества Независимых Государств, – объединившей 12 государств из числа бывших советских республик. 4 ноября 1995 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию СНГ о правах человека. Тем самым данный международный договор приобрел юридически обязательную силу для внутреннего права нашей страны. С учетом этого он является действующим международно-правовым актом, содержащим общепризнанные принципы и нормы о правах человека, и подлежат применению в уголовном процессе России14. Кроме того, применению подлежат все двусторонние и многосторонние договоры, заключенные Россией и странами-участниками СНГ. Для уголовного судопроизводства немаловажное значение имеет принятый в 1996 году Модельный уголовно-процессуальный кодекс для государств-участников СНГ.

10. В документах, принятых Всемирными (международными) конференциями по правам человека (декларации, воззвания). В международной практике за правило принимается тот факт, что в этих документах отражаются прежде всего морально-политические обязательства государств. Однако в некоторых случаях содержательной чертой деклараций, принятых на международных конференциях, является то, что ими оформляется определенное обязательство государств. Если из содержания декларации или связанных с ней иных актов видно намерение сторон рассматривать ее как юридически обязательный международно-правовой акт, то она ничем не отличается от международного договора15.

11. В документах, принятых различными международными ассоциациями юристов16 (стандарты, программы, принципы). Эти документы имеют рекомендательный характер для членов ассоциаций, их принявших, а также для всех лиц, принадлежащих к тем же профессиям. Так, например, в Европейских руководящих принципах по этике и поведению для прокуроров «Будапештских руководящих принципах» от 31 мая 2005 г., прямо записано, что Руководящие принципы не являются обязательными для органов прокуратуры разных стран, однако их следует рассматривать как содержащие широко распространенные общие принципы деятельности прокуроров при исполнении ими своих должностных обязанностей и в качестве руководства на национальном уровне, касающееся этических и иных сложных вопросов. Руководящие принципы устанавливают стандарты поведения и практической деятельности, выполнение которых ожидается от всех прокуроров, работающих в или от имени органов прокуратуры (ст.ст. 5, 6).

Сноски и примечания

1 Далее в названиях документов: ЭКОСОС.

2 Следует иметь в виду, что понятие «система уголовного правосудия» в международном праве понимается широко и включает в себя правоохранительные органы, органы прокуратуры, работников независимых судебных органов и адвокатуры (См.: Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века от 17 апреля 2000 г.).

3 См.: Ягофаров С.М. Римский статут Международного уголовного суда как важный шаг на пути формирования международных стандартов в сфере уголовного правосудия // Ученые записки: Сб. научных трудов юридического факультета ОГУ. Оренбург, 2004. С. 163.

4 Экономический и Социальный Совет координирует работу 14 специализированных учреждений ООН, 10 функциональных комиссий и 5 региональных комиссий; получает доклады от 11 фондов и программ ООН и дает программные рекомендации организациям системы ООН и государствам-членам. В соответствии с Уставом ООН ЭКОСОС отвечает за содействие повышению уровня жизни, экономическому и социальному прогрессу; выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод. В распоряжении ЭКОСОС находится более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН (См.: http://www.un.org/russian/ecosoc/index.html).

5 Следует иметь в виду, что в силу Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Совет по правам человека» № A/RES/60/251 от 15 марта 2006 г., взамен Комиссии по правам человека в Женеве учрежден Совет по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Этот Совет должен отвечать за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека и основных свобод для всех без каких-либо различий и на справедливой и равной основе. Он должен рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и делать по ним свои рекомендации в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека.

6 Лунеев В.В. Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов // Государство и право. 2000. № 9. С. 95.

7 См.: Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе. М., 2005. С. 5, 6.

8 См. Интернет-сайт: http://echr.ru/coe/index.htm#history

9 См. Интернет-сайт: http://echr.ru/coe/index.htm#history

10 Подробные и систематизированные позиции Европейского Суда по правам человека по вопросам уголовного судопроизводства см.: Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. СПб, 2004.

11 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» № 5 от 10 октября 2003 г. // Российская газета. 2003. 2 декабря.

12 Возник в 1993 г. на базе Европейских Сообществ. ЕС зиждется на трех основаниях: Европейские Сообщества с дополнениями и формами сотрудничества, предусмотренными Договором о Европейском Союзе; совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности; сотрудничество во внутренней и правовой политике. Органами ЕС являются: а) Европейский совет; б) Европейский парламент; в) Совет Европейского Союза; г) Европейская комиссия; д) Европейский суд. Эти органы осуществляют свои полномочия в соответствии с буквой и духом договоров об образовании Европейских Сообществ, последующих договоров и актов, принятых в их дополнение или изменение, и в соответствии с нормами Договора о ЕС.

13 См.: Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2006. С. 72-77.

14 См.: Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2006. С. 78.

15 См.: Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2006. С. 53.

16 Например, Международная ассоциация юристов (МАЮ) – крупнейшее профессиональное общественное объединение юристов мира, членами которой являются 2,5 млн. юристов из 170 стран (См.: Российская юстиция. 1996. № 2. С. 51).

 












Юриспруденция Законы

Сделате свой сайт на качественном хостинге. Выбирайте и бронируйте сайту ИМЯ.ru





Rambler's Top100