Васильева Е.Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах. Уфа, 2007. Полный текст


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта

 

 

Васильева Е.Г.
Вопросы уголовного процесса в международных актах:
Учебное пособие / Под общ. ред. проф. З.Д. Еникеева. – Уфа: РИО БашГУ, 2007. – 200 с.


В учебном пособии приводятся основные положения международных актов универсального и регионального характера, касающиеся вопросов уголовного судопроизводства.

Пособие предназначено для студентов юридических вузов. Оно также может представлять интерес для аспирантов, преподавателей, практических работников и всех, кто интересуется международным и уголовно-процессуальным правом.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава 1. Общая часть уголовного судопроизводства 14

§ 1. Цели уголовного правосудия 14

§ 2. Источники уголовно-процессуального права 19

§ 3. Принципы уголовного судопроизводства 36

§ 4. Судебные органы 68

§ 5. Прокуроры 78

§ 6. Органы предварительного расследования 87

§ 7. Адвокаты 91

§ 8. Потерпевшие 99

§ 9. Положение малолетних и несовершеннолетних в уголовном процессе 112

§ 10. Меры уголовно-процессуального принуждения 130

Глава 2. Особенная часть уголовного судопроизводства 144

§ 11. Предварительное расследование 144

§ 12. Судебное производство 149

§ 13. Производство о применении принудительных мер медицинского характера 154

§ 14. Упрощенные производства и восстановительное правосудие 158

§ 15. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств 175

Рекомендуемые для изучения источники 178

1. Документы Организации Объединенных Наций (ООН)

2. Документы Нюренбергского Трибунала

3. Документы Совета Европы (СЕ)

4. Документы Европейского Союза (ЕС

5. Документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)

6. Решения международных конференций и ассоциаций

7. Документы Содружества Независимых Государств (СНГ)

8. Нормативные и судебные акты Российской Федерации

9. Литература

ВВЕДЕНИЕ

Формирование правовой системы современной России происходит и происходило в условиях двух взаимосвязанных процессов, активизировавшихся в середине прошлого века и продолжающихся в настоящее время:

Признание Россией норм международного права. Правовая система нашего государства, сложившаяся в период строительства и расцвета Союза ССР, построенная на примате политики над правом, общественных (классовых) интересов над правами человека и гражданина, абсолютизировала принцип государственного суверенитета в области установления основных норм и принципов. «После революции 1917 года права и свободы, провозглашенные Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа, а затем Конституцией РСФСР 1918 г., носили сугубо классовый характер, лишая целые классы и слои общества не только политических, но и основных неотъемлемых гражданских прав – права на жизнь, на личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены все гарантии неприкосновенности личности, “надлежащие правовые процедуры”, принципы презумпции невиновности, признание лица виновным лишь по решению суда и многие другие. Следствием стало попрание общечеловеческих ценностей: универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвольных действий властей»1. Не многим в этом плане отличалась и Конституция СССР 1936 г., которая хотя и провозглашала права человека, но в действительности их обеспечение и защита носили, в условиях тоталитарного режима, сугубо формальный характер. По утверждению профессора И.И. Лукашука, в целом советская правовая система была замкнутой, ориентированной на минимальное взаимодействие с международным правом и правовыми системами других стран. Судебная практика редко обращалась к международному праву. Судьи предпочитали избегать малоизвестную область. Однако под влиянием потребностей в международном общении положение начало постепенно меняться2.

Впервые упоминание об общепризнанных принципах и нормах международного права нашло свое место в Конституции СССР 1977 г.: «Отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров» (ст. 29).

Впоследствии тенденция к признанию норм международного права Россией возросла. Так, в Декларации Съезда народных депутатов РСФСР «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г.3 было отмечено: «РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России» (ст. 14). А в 1992 году, в связи с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина, в Конституцию РСФСР 1978 г. были внесены поправки4, в силу которых ст. 32 Основного закона получила следующую редакцию: «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации».

Окончательно приверженность России нормам международного права была подтверждена в Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном референдуме в 1993 году. Часть 4 ст. 15 Основного закона гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Посредством этого конституционного положения «осуществлена общая инкорпорация признаваемых Россией для себя в качестве обязательных международно-правовых норм в правовую систему России»5. Принятие этой нормы, по замечанию М.Н. Марченко, свидетельствовало о том, что Россия прошла огромный эволюционный путь в осознании сути международного права и в решении вопроса о характере его отношений с внутренним правом России6. Кроме того, в ч. 1 ст. 17 Конституции РФ нашло отражение следующее правило: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

В продолжение тенденции укрепления позиций международного права в России в 1995 году был принят ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г.7, в преамбуле которого получило закрепление положение о том, что: «Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, составной частью ее правовой системы».

С целью развития конституционной нормы, положение, закрепленное в ч. 4 ст. 15 Основного закона, так или иначе было закреплено в отраслевых кодифицированных законах: п. 1 ст. 7 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 1 Уголовного кодекса РФ, ч. 3 ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ и др.

Потенциал международных, в том числе европейских, источников права на сегодняшний день используется, в основном, Конституционным Судом РФ, выступая при этом в качестве важнейшего инструментария для обоснования своих позиций при выработке решений. К началу 2003 года эти позиции уже содержались в мотивировочной части 180 решений (82 постановлений и 98 определений) и повлияли на излагаемые в резолютивной части окончательные выводы о соответствии или не соответствии Конституции РФ оспариваемых нормативных актов. Решения Конституционного Суда РФ содержат более 200 ссылок на международные документы различного уровня. Фактически каждое третье постановление мотивировано, в том числе с помощью отсылок к международно-правовым актам и решениям Европейского Суда по правам человека. Практикой конституционного судопроизводства выработан новый в российской науке подход к пониманию общепризнанных принципов и норм международного права, адекватный идеям глобализации в гуманистическом развитии и в целом – обеспечении устойчивого развития8.

Использование Конституционным Судом РФ международных актов способствовало формированию правоприменительной практики других судов и органов публичной власти по вопросам уголовного права. Впервые Верховным Судом в 1991 г. были применены нормы Международного пакта о гражданских и политических правах при рассмотрении жалобы адвоката об оспаривании незаконности и необоснованности ареста его подзащитного. На сегодняшний день спектр применения норм международного права в области уголовного судопроизводства широк9.

Процесс сближения правовых систем цивилизованного сообщества. Становление современного российского законодательства и самой России как государства, основанного на принципах демократии, гуманизма, равенства и справедливости происходило и происходит на фоне общемировой тенденции к построению единого правового пространства. Эти процессы, начавшиеся еще во времена буржуазных революций, были значительно ускорены после Второй мировой войны. Именно в это время были приняты основные международные документы универсального характера. 26 июня 1945 года был подписан (в том числе Союзом ССР) Устав Организации Объединенных Наций, который явился первым в истории международных отношений многосторонним договором (51 государство), который заложил основы широкого развития сотрудничества государств. В кратчайшие сроки после создания ООН, а именно 10 декабря 1948 года, Генеральная Ассамблея данной организации приняла Всеобщую декларацию прав человека. Последняя отразила основные демократические культурные потребности (сформулированные в Великой Хартии вольностей 1215 г., Акте о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями 1679 г., Билле о правах 1689 г., Декларации о независимости 1776 г. и Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г.) и явилась огромным достижением на пути провозглашения универсальных общечеловеческих ценностей. В настоящее время членами Организации Объединенных Наций являются 192 государства.

В современных условиях развития международных отношений формы универсального взаимодействия весьма эффективно дополняет региональное сотрудничество. Согласно ст. 52 и 53 Устава ООН региональные организации должны создаваться для мирного разрешения «местных споров», а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности. Однако вскоре после принятия Устава ООН стали создаваться и другие организации, цель которых – защита прав и свобод человека на региональном уровне. Такие организации учреждены на всех континентах, за исключением Азии10. Основанный в 1949 году Совет Европы является старейшей на континенте международной политической организацией. В настоящее время членами Совета Европы являются 46 государств, в том числе 21 государство Центральной и Восточной Европы.

С 28 февраля 1996 года государством-членом Совета Европы является Российская Федерация. С этого момента процесс интеграции России в мировое сообщество стал необратимым. В 1994 году в своем Обращении к Федеральному Собранию Б.Н. Ельцин, будучи Президентом РФ, подчеркнул: «Основа нашего внешнеполитического курса – общепризнанные принципы и нормы международного права»11. Через десятилетие Президент РФ В.В. Путин подтвердил приверженность данному курсу. Выступая в 2005 году перед Федеральным собранием, он заявил: «Современная российская внешняя политика опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права»12.

Политические события конца XIX – начала XX веков во многом изменили геополитическую ситуацию в мире13. Для подавляющего большинства цивилизованных стран стал естественным процесс воздействия демократических правовых идей и норм международного права на развитие национального законодательства.

Генеральная Ассамблея ООН подчеркнула, что признает обязательство, возложенное на нее абзацем а) пункта 1 статьи 13 Устава ООН, организовать исследование и делать рекомендации с целью содействия прогрессивному развитию международного права и его кодификации; учитывает необходимость тщательного и всестороннего изучения всего, что было уже достигнуто в этой области, а равно изучения проектов и деятельности официальных и неофициальных учреждений, направляющих свои усилия для содействия прогрессивному развитию и формулировке международного права (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О прогрессивном развитии международного права и его кодификации» от 11 декабря 1946 г.). Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции 44/23 «Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций» от 17 ноября 1989 г. заявила: учитывая роль Организации Объединенных Наций в содействии более широкому принятию и уважению принципов международного права и в поощрении прогрессивного развития международного права и его кодификации, будучи убеждена в необходимости укрепления верховенства права в международных отношениях, подчеркивая необходимость содействовать преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию международного права, считает, что главными целями Десятилетия должны быть, в частности: содействие принятию и уважению принципов международного права; поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации; поощрение преподавания, изучения, распространения и более широкого признания международного права. «Заслуживает внимания идея популяризации решений международных судов, общепризнанных норм международного права в соответствующих сборниках, бюллетенях и иных изданиях»14.

В Рекомендации ООН «О воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод» от 19 ноября 1974 г. каждому государству-члену ООН рекомендовано формулировать и проводить национальную политику, направленную на повышение эффективности образования во всех его формах и увеличение его вклада в международное взаимопонимание и сотрудничество, в развитие и укрепление справедливого мира, установление социальной справедливости, уважение и осуществление прав человека и основных свобод и искоренение предрассудков, недоразумений, неравенства и всех форм несправедливости, которые препятствуют достижению этих целей (ст. 7). Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязательств, а также прав человека и основных свобод, признанных законодательством страны и международным правом (ст. 3 Стандартов независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов, принятых на конференции МАЮ, Нью-Йорк, сентябрь 1990 г.).

В этой связи, чтобы студенты имели реальное представление о подлинной сути и проблемах уголовного судопроизводства, в совершенстве знали все его вопросы и правильно применяли соответствующие правовые нормы в своей будущей практической деятельности, им необходимо освоить не только российское законодательство, но и международные акты, посвященные уголовному процессу.

Начальное и последующее обучение является правом и обязанностью всех лиц, вовлеченных в судебную систему, и необходимым требованием для выполнения своих функций по отправлению правосудия (ст. 4 p. II Резолюции (2000) 12 Комитета Министров Совета Европы15 «Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия» от 18 сентября 2002 г.). Работник правоохранительных органов должен пройти в полном объеме общую подготовку, профессиональную и служебную подготовку, а также получить соответствующий инструктаж по социальным проблемам, демократическим свободам, правам человека и, в частности, по Европейской Конвенции по правам человека (ст. 3 р. В Резолюции № 690 «Декларация о полиции», принятой Парламентской ассамблей Совета Европы 8 мая 1979 г.). Судья должен быть в курсе соответствующих изменений в международном законодательстве, включая международные конвенции и другие документы, которые устанавливают нормы, действующие в отношении прав человека (Бангалорские принципы поведения судей).

Комитет Министров Совета Европы, приветствуя тот факт, что Конвенция стала неотъемлемой частью национальной правовой системы всех государств-участников, подчеркивая превентивную роль, которую играет обучение принципам, лежащим в основе Конвенции, содержащимся в ней стандартам, а также судебной практике, сложившейся на основе ее применения; напоминая о роли, которую могут сыграть национальные институты и неправительственные организации в продвижении и защите прав человека, в особенности в части подготовки персонала, ответственного за правоприменительную деятельность, и приветствуя инициативы, уже реализованные в данной области, рекомендовал государствам-участникам удостовериться в том, что надлежащее высшее образование и профессиональная подготовка, касающиеся Конвенции и постановлений Суда16, существуют на национальном уровне, и что такое образование и подготовка входят, в частности: в структуру общей программы преподавания права и, насколько возможно, в программы получения степеней в области политических и управленческих наук, а также, что программы, касающиеся Конвенции, предлагались в качестве факультативных дисциплин для всех желающих специализироваться в этой области; как элемент входят в подготовительные программы национальных или региональных экзаменов на получение права заниматься различными видами юридической практики, а также в начальную подготовку и повышение квалификации судей, прокуроров и юристов; в программы начального профессионального обучения и повышения квалификации, предлагаемые сотрудникам различных правоохранительных органов и/или персоналу, работающему с ограниченными в свободе гражданами (например, сотрудникам милиции и органов безопасности, персоналу органов исполнения наказаний и медицинскому персоналу), а также сотрудникам иммиграционных служб с учетом их специфических потребностей. По мнению Комитета Министров, повысить эффективность высшего образования и профессиональной подготовки в данной области, можно, в частности, посредством обеспечения того, чтобы обучение и профессиональная подготовка были включены в утвержденные программы образовательных учреждений (Рекомендация № R (2004) 4 КМСЕ «По вопросу изучения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в университетах» от 12 мая 2004 г.). «Более весомой должна стать роль высших учебных заведений в подготовке специалистов, готовых к применению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров»17.

Международное право должно занять надлежащее место в системе преподавания правовых дисциплин во всех университетах (Рекомендация 60/514 Шестого комитета «Программа помощи Организации Объединенных Наций в области преподавания, изучения и распространения более широкого признания международного права», 60-ая сессия ООН). Без знания международных стандартов немыслимо успешно решать сложные и многогранные вопросы уголовного судопроизводства. Вместе с тем, как сказано в Рекомендациях о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, принятых Всероссийским совещанием, многие юристы – судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, сотрудники органов законодательной и исполнительной власти – еще не осознали практические потребности и требования, вытекающие из факта вхождения России в Европейское правовое пространство18. Этим же совещанием Министерству образования РФ предложено обсудить вопрос о возможности введения и преподавания в высших учебных заведениях специальных курсов, в том числе «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ», «Международно-правовые стандарты в сфере прав человека» и «Европейское судебное право».

В целях облегчения усвоения студентами курса уголовно-процессуального права в свете реализации международных стандартов и подготовлено данное учебное пособие. Оно имеет обзорное, общепознавательное, ориентирующее значение по курсу «Уголовный процесс». Студентам желательно изучать и источники, которые указаны в конце работы.

Сноски и примечания

1 Международные акты о правах человека. М., 2000. С. XV-XVI. Вступительная статья В.А. Карташкина, Е.А. Лукашева.

2 См.: Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России (учебно-практическое пособие). М., 1997. С. 30.

3 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

4 Закон РФ «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» № 2708-1 от 21 апреля 1992 г. // Российская газета. 1992. 16 мая.

5 Рекомендации о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Приняты на Всероссийском совещании в г. Москве 24 декабря 2002 г. // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 6.

6 См.: Марченко М.Н. Источники права. М., 2005. С. 346.

7 Российская газета. 1995. 21 июля.

8 См.: Рекомендации о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Приняты на Всероссийском совещании в г. Москве 24 декабря 2002 г. // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 7.

9 См.: Выступление Председателя Верховного Суда РФ В. Лебедева / Международные правовые стандарты в российской правоприменительной практике // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 6.

10 Международные акты о правах человека. М., 2000. С. XV-XVI. Вступительная статья В.А. Карташкина, Е.А. Лукашева.

11 Российская газета. 1994. 25 февраля.

12 Российская газета. 2006. 11 мая.

13 См. об этом подробно: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.

14 Выступление первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Д. Медведева / Международные правовые стандарты в российской правоприменительной практике // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 5.

15 Далее в названиях документов: КМСЕ.

16 Здесь и далее: Европейский Суд по правам человека.

17 Выступление первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Д. Медведева / Международные правовые стандарты в российской правоприменительной практике // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 5-6.

18 Российская юстиция. 2003. № 3. С. 7-8.

 

 












Рейтинг@Mail.ru Юриспруденция Законы

Сделате свой сайт на качественном хостинге. Выбирайте и бронируйте сайту ИМЯ.ru