Васильева Е.Г. 1.3. Источники правовых норм, регулирующих ограничение неприкосновенности личности в уголовном процессе


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта


Васильева Елена Геннадьевна
Проблемы ограничения неприкосновенности личности в уголовном процессе.
Дисс. ... канд. юрид. наук. Уфа: Башкирский государственный университет, 2002. 193 с.

Письмо автору | К оглавлению

 

Глава 1. Социально-правовые основы ограничения неприкосновенности личности

1.3. Источники правовых норм, регулирующих ограничение неприкосновенности личности в уголовном процессе

Приоритетность принципа неприкосновенности личности, являющегося важнейшим составляющим правового статуса личности, обусловила его повсеместное включение в различные правовые акты как международного, так и внутригосударственного правового массива. Исходя из объективной необходимости определенного вмешательства в гарантированную конституцией неприкосновенность личности для достижения общего блага, соблюдения интересов каждого члена общества, международные нормы, соглашения и национальное законодательство нашей страны осуществляют последовательное правовое обеспечение такого вмешательства на всех уровнях его применения.

Исходя из буквального толкования ст. 1 УПК РФ, порядок уголовного судопроизводства определяется Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации. Иные законы и подзаконные акты не содержат уголовно-процессуальных норм. Иерархия источников уголовно-процессуальных норм определяется следующим образом.

Конституция 1993 г. впервые включила в правовую систему нашей страны принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Это обстоятельство дало возможность лицам, вовлеченным в уголовный процесс, при защите своих прав и свобод непосредственно ссылаться на демократические нормы, принятые в международном праве. При этом Конституция четко закрепила правило, согласно которому, в случае возникшего противоречия между российскими законами (включая Конституцию РФ) и международными нормами, приоритет имеют правила международного договора. Это правило распространяется и на уголовное судопроизводство, что подтверждается и частью 3 статьи 1 УПК РФ.151

Возможность и необходимость ограничения неприкосновенности личности в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе предусматривают: Всеобщая декларация прав человека (ч. 2 ст. 29),152 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 18),153 Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 1 ст. 9).154

Кроме вышеуказанных документов, определенные положения, касающиеся регулирования ограничения неприкосновенности личности, содержатся в иных документах международного права: в Своде принципов защиты всех лиц, подвергшихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденном Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988г.155, в Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987г.156, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 30 августа 1955г.157, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правилах"), принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г.158, в Декларации основных

принципов правосудия для жертв преступлений злоупотребления властью (1985 г.)159, в Основных принципах обращения с заключенными, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г160., в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением ("Токийские правила"), принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г.,161 в Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, от 14 декабря 1990 г.162, в Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г.163

Кроме того, Комитетом Министров Совета Европы в странах-участницах приняты следующие рекомендации: Рекомендация № R (80) 11 о содержании под стражей до суда; Рекомендация № R (87) 18 об упрощении процедур уголовного правосудия;164 Резолюция (65) 11 о помещении под стражу и др.

Вступившая в силу 11 августа 1998 г. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека стала новым этапом в деле признания приоритета личности. Конвенция, как и другие важнейшие международные документы, провозгласила право каждого на неприкосновенность личности и предусмотрела в ст. 5 ч. 1 следующие случаи ограничения свободы личности при применении к нему уголовно-процессуального принуждения: а) законный арест или задержание лица; б) законное задержание несовершеннолетнего с целью передачи дела на расследование, вынесения наказания или в суд.165

Следующим актом по последовательности применения в случае противоречия норм является Конституция России. Порядок уголовного

судопроизводства на территории Российской Федерации определяется УПК РФ, основанным на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК РФ); законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Основной Закон России допускает возможность определенных ограничений прав и свобод человека (ст. 55). Положения части 3 указанной статьи определяют границы пользования правами и свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. Статья 55 включает принцип, закрепленный в ч. 3 ст. 17 Конституции: соблюдение прав и свобод других лиц входит в общую систему оснований, ограничивающих злоупотребление правами и свободами.

Завершает список актов, содержащих уголовно-процессуальные нормы, УПК РФ. Порядок уголовного судопроизводства, определенный им, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного процесса (ч. 2 ст. 1 УПК РФ). Указанный кодекс содержит положения, касающиеся неприкосновенности личности в уголовном процессе, определяющие порядок применения таких мер государственного принуждения, как: задержание, личный обыск, освидетельствование и др., а также мер пресечения - заключения под стражу, отобрание подписки о невыезде и др.

Однако УПК РФ по вопросам ограничения неприкосновенности личности нуждается в совершенствовании, и направление в этой области может дать изучение и анализ норм УПК РБ, УПК РУ, УПК РК, УПК КР, принятых в последнее десятилетие и содержащих значительное количество демократических положений, не свойственных уголовно-процессуальному законодательству России.

Не все вопросы, связанные с ограничением прав личности, в том числе ее неприкосновенности, в уголовном процессе охватываются перечисленными выше актами, так как некоторые из них либо требуют более детальной регламентации (порядок содержания под стражей), либо относятся к деятельности, сопутствующей уголовно-процессуальной (оперативно-розыскная и др.). Поэтому правовой базой ограничения неприкосновенности личности являются и некоторые федеральные законы.

Право личности на защиту ее неприкосновенности раскрываются, в частности, в Законе РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 21 июля 1995 г. В ст. 4 Закона определяется, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией РФ и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащихся под стражей.

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо, согласно ст. 4 Закона РФ "О милиции", лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Милиция сообщает по просьбе задержанных лиц (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц. Милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного.

Согласно ст. 7 Закона РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г.,166 при обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Ограничение неприкосновенности личности регламентируется также ст.ст. 2, 10, 26 - 36 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации",167 ст. 7 Закона РФ "Об органах федеральной службы безопасности",168 ст. 1 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации",169 ст. 23 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании",170 ст. 62 Закона РФ "О средствах массовой информации",171 Законом РФ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ",172 Законом РФ "Об оперативно - розыскной деятельности".173

В заключение следует заметить, что Указы Президента РФ, руководящие разъяснения пленума Верховного Суда РФ, Постановления Конституционного Суда РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и указания Генерального Прокурора РФ и иные ведомственные акты не могут предусматривать нормы, регулирующие ограничение неприкосновенности личности (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Далее


Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz