Комментарий у УПК РФ Под ред. А.В. Смирнова 2-е изд. 2004


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта


Калиновский К. Б., Смирнов А. В.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации
Постатейный. / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.:, Питер, 2004. 848 с.

К оглавлению 1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд

Статья 37. Прокурор

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 настоящего Кодекса.

4. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

5. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования.

6. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

1. Настоящий кодекс определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37). Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Притом вся глава 6 УПК называется: "Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения". Из этого можно заключить, что законодатель видит в прокурорском уголовном преследовании именно проявление состязательной функции обвинения. Следовательно, функция уголовного преследования (обвинения от имени государства) должна быть совершенно отделена в российском процессе от функции правосудия, а полномочия прокурора не могут подменять полномочий, свойственных в состязательном процессе суду. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст. 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

2. Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, - и началу целесообразности.

Руководство прокурором ходом расследования в российском процессе может быть конкретным проявлением и его надзорной функции, и полномочий по уголовному преследованию. Поэтому вопрос следует рассматривать в плоскости соотношения не надзора и руководства расследованием, а надзора и уголовного преследования. Здесь, пользуясь названным выше критерием, можно разделить полномочия прокурора на досудебных стадиях процесса на две большие группы.

Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях, из числа указанных в ст. 37 и 221 УПК и некоторых других:

1. Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

2. Давать согласие дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела (ч. 1 ст. 146).

3. Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается только на основании судебного решения. Санкция (разрешение, согласие) прокурора также дается на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании (ст. 96), на применение меры пресечения - залога (ст. 106), на отмену или изменение меры пресечения, избранной в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию (ч. 3 ст. 110); на направление запроса следователя или дознавателя руководителям банков и иных кредитных организаций о предоставлении информации о денежных средствах и иных ценностях, принадлежащих подозреваемому или обвиняемому, при наложении на них ареста (ч. 7 ст. 115); на предание гласности данных предварительного расследования (ч. 3 ст. 161); а также на возбуждение следователем или дознавателем перед судом следующих ходатайств: об избрании в качестве мер пресечения домашнего ареста (ч. 2 ст. 107) или заключения под стражу (ч. 3 ст. 108), о продлении срока содержания под стражей (ст. 109); о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ч. 2 ст. 203); о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ст. 177); о производстве обыска или выемки в жилище (ст. 182); о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (ч. 4 ст. 183); о производстве личного обыска (ст. 184); о наложении ареста на корреспонденцию, ее осмотре и выемке в учреждениях связи (ст. 185); о наложении ареста на имущество (ст. 115); о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности (ч. 1 ст. 114); о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 165).

4. Передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, указанными в ст. 151.

5. Отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение закона при производстве предварительного расследования: например, когда при наличии очевидных обстоятельств, исключающих участие следователя в процессе, он не устранился от участия в расследовании, нарушив, тем самым, требования закона. Отстранение следователя может быть результатом лишь грубых, существенных процессуальных нарушений, которые создают помехи своевременному и успешному окончанию расследования, ибо постоянная угроза быть остраненным от дела из-за мелких ошибок может свести на нет всю процессуальную самостоятельность следователя. Вместе с тем, основаниями для отстранения следователя или дознавателя от производства расследования могут быть не только нарушения процессуального закона. При совершении следователем любого уголовного преступления он также не может продолжать расследование и должен быть немедленно отстранен прокурором от участия в деле.

6. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном законом.

7. Утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу.

8. Приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

9. Разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы.

Функция уголовного преследования на досудебных стадиях процесса выражается в полномочиях прокурора:

1. Лично возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству, а также продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144).

2. Принимать по ходатайству начальника следственного отдела решение о производстве предварительного следствия следственной группой (ч. 2 ст. 163).

3. Участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия.

4. Поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. Принимать решения или давать указания следователю: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого (п. 1 - 4 ч. 3 ст. 38).

6. Соединять своим постановлением уголовные дела в одном производстве (ст. 153).

7. Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю. Обычно такая необходимость обусловлена повышенной сложностью или важностью дела, когда предача его следователю будет способствовать повышению качества и эффективности расследования. Однако она может возникать и в случае, если дело, подследственное по родовому признаку следователю, фактически расследуется органом дознания, и прокурор восстанавливает законный порядок, передавая его следователю. В последнем случае речь идет о выполенении прокурором надзорной функции.

8. Поручать органу дознания производство предварительного расследования в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые обычно находятся в подследственности следователя (п. 2 ч. 3 ст. 150).

9. Передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи. Такими основаниями могут быть: интересы соблюдения процессуальных сроков и качества расследования (например, ввиду временной нетрудоспособности следователя, слишком большой рабочей нагрузки либо недостатка практического опыта при повышенной сложности дела и т.п.). Передача дела другому следователю не должна быть связана с нарушением следователем закона - в противном случае он должен быть отстранен от дальнейшего производства по делу (п. 7 ч. 2 ст. 37).

10. Изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи.

11. Продлевать срок предварительного следствия или дознания (ст. 162, 223).

12. Ходатайствовать перед судом о переводе лица, содержащегося под стражей, в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 435).

13. При поступлении уголовного дела с обвинительным заключением (ст. 221):

- утверждать обвинительное заключение и направлять уголовное дело в суд; составлять новое обвинительное заключение;

- изменять объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по закону о менее тяжком преступлении;

- отменять или изменять ранее избранную обвиняемому меру пресечения или избирать меру пресечения, если она ранее не была применена, кроме домашнего ареста и содержания под стражей (эти меры пресечения применяются лишь по решению суда);

- полностью или частично прекращать уголовное дело либо уголовного преследование в отношении отдельных обвиняемых;

- направлять уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду;

- возвращать уголовное дело дознавателю или следователю для производства дополнительного расследования со своими письменными указаниями об устранении выявленных недостатков;

- дополнять или сокращать список лиц, подлежащих вызову в суд со стороны обвинения.

Границы активности прокурора на предварительном следствии не беспредельны. Наиболее отчетливо это проявляется в его взаимоотношениях со следователем. Прокурор не должен подменять следователя, который пользуется процессуальной самостоятельностью. Руководя уголовным преследованием, прокурор не вправе умалять самостоятельности следователя. Правда, он может принять дело к своему производству, но в этом случае на него самого распространяется процессуальный статус следователя. Прокурор также имеет право, не принимая дела к своему производству, участвовать в проведении следователем предварительного расследования и лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия, а также давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий. Но и тогда именно на следственном органе лежит главная ответственность за ход всего следствия и его результаты. При несогласии с действиями (бездействием) и решениями прокурора по ряду важнейших вопросов предварительного расследования (ч. 3 ст. 38 УПК), следователь вправе приостановить их исполнение и представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Более обширны полномочия прокурора в отношении органов дознания. Он вправе поручать им проведение следственных действий, а также давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК). Указания прокурора обязательны для дознавателя, причем их исполнение не приостанавливается обжалованием вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК).

Смотри преддущие редакции статьи и комментария к ней.




Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz