Комментарий к УПК РФ / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Тесты | Почта

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.


1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.

Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации.

1. Иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации; лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства (ст. 11 Закона "О гражданстве Российской Федерации").

2. В части первой комментируемой статьи буквально говорится лишь о применении норм УПК РФ в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в России. Однако реальное содержание данной нормы много шире. Как правило, по российскому закону процессуальные действия проводятся в отношении иностранцев и лиц без гражданства, даже если они являются не обвиняемыми и подозреваемыми, а другими участниками уголовного судопроизводства (потерпевшими, свидетелями и т.д.). Кроме того, из содержания данной нормы (скорее всего, благодаря неправильно поставленной запятой) следует, что речь идет о лицах, совершивших преступления "на территории Российской Федерации". Однако в ряде случаев действие российского уголовно-процессуального закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства и тогда, когда они совершили преступление не на российской территории. В законодательстве и судебной практике многих государств, в т.ч. России (ч.3 ст. 12 УК РФ), признается принцип защиты и безопасности, согласно которому государство вправе привлечь к уголовной ответственности на своей территории и по своим законам любое лицо,  подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления против его интересов или интересов его граждан вне территории данного государства. Кроме того, экстерриториальная юрисдикция может осуществляться также в силу принципа универсальности, согласно которому юрисдикция государства на основе международного права,  распространяется на некоторые преступления, независимо от гражданства подозреваемых или обвиняемых в них лиц и от мест, где они совершены. Это такие преступления как апартеид, терроризм и некоторые др. (Конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него 30 ноября 1973 г., Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 27 января 1977 г. и т.д.).

3. Международное право предусматривает следующие группы лиц, обладающих иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации и правом на личную неприкосновенность.

·                                            Сотрудники дипломатических представительств. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., главы дипломатических представительств (посол, посланник и поверенный в делах), члены дипломатического персонала представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты)  и члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются российскими гражданами, пользуются абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации. Такой же иммунитет имеют члены административно-технического персонала представительства и их семьи, если они не являются гражданами России или не проживают в РФ постоянно (ст. 37 Конвенции 1961 г.). Указанные лица пользуются полным иммунитетом от уголовной юрисдикции: они не могут быть привлечены к уголовной ответственности в государстве пребывания, не могут быть арестованы или задержаны,  помещение дипломатического представительства, также как и частная резиденция дипломата, пользуется неприкосновенностью, они не обязаны давать показаний в качестве свидетелей или участвовать в каких-либо других процессуальных действиях при условии, если от иммунитета не откажется аккредитующее (т.е. представляемое ими) государство. Члены обслуживающего персонала представительства, если они не являются россий­скими гражданами или не проживают в России постоянно, также пользуются иммунитетом, который, однако, распространяется только на те действия, которые совершены ими при исполнении своих служебных обязанностей. Частные домашние работники в РФ уголовно-процессуальным иммуни­тетом как правило не обладают, но по принципу взаимности в отношениях с конкретным государством дипломатические привилегии и иммунитеты могут быть распространены и на них. Кроме того, лич­ную неприкосновенность имеют дипломатические курьеры (ст. 27 Конвенции о дипломатических сношениях, ст. 12, 13, 18 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.).

·                                            Главы иностран­ных государств и правительств, министры иностранных дел, члены их семей; члены специальных миссий. Статья 39 Венской Конвенции о специальных мисси­ях 1969 г. рас­пространяет иммунитет также на членов семей представителей посылающего госу­дарства, членов специальных миссий и семей ее дипломатического персона­ла при следующих условиях: а) если они сопровождают членов специальной миссии; б) если они не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно. Члены семей административно-технического персонала специ­альной миссии, когда они сопровождают специальную миссию, пользу­ются иммунитетом, если не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно.

·                                             Работники консульских учреждений. Обычно к их числу относят: а) главу консуль­ства (генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент, являющиеся руководителями консульства); б) консульских должностных лиц (любое лицо, включая глава консульства,  которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций); в) консульских служащих (лица, не являющиеся консульскими должностными лицами и выполняющие в консульстве администра­тивные или технические функции), г) работники обслуживающего персонала. Однако Россия участвует не только в многосторонней Вен­ской конвенции о консульских сношениях  от 24 апреля 1963 г., но и в двусторонних консульских конвенциях, нормы которой часто расходятся с поло­жениями Конвенции 1963 г., международно-правовой статус лиц, пользующихся иммунитетами, может существенно различаться. Например, согласно ст. 1 Конвенции 1963 г., ст. 1 Консуль­ской конвенции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г. и ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Латвийской Республикой 1994 г., сотрудники консульских учреждений подразделяются на три группы: консульские должностные лица; административно-технический персонал; обслуживающий персонал. В то же время консульская конвенция Консульская конвенция меж­ду СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., между СССР и США 1964 г., Консульская конвенция между СССР и Японией 1966 г. устанавливают только две категории: консульские должностные лица и иные сотрудники учреждения. В соответствии со ст. 1 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г., ст. 1 Консульской конвенции между СССР и Французской Респуб­ликой 1966 г. к консульским должностным лицам отнесены также стажеры, т.е. лица, прикомандированные к консульскому учреждению для обучения консульской служ­бе. Статья 5 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г. к числу консульских должностных лиц причисляет «секретарей и референтов, уполномоченных на осуществление определенных должностных консульских функций, фамилии которых сообщены в этом качестве государству пребывания консула».

              Объем иммунитета сотрудников кон­сульских учреждений, установленный конвенциями, также различается:

 А) Согласно одним конвенциям все консульские должностные лица, а также все работники консульского учреждения – граждане представляе­мого государства – приравнены в этом отношении к дипломатическим агентам (ст. 18 Консульской конвенции между РФ и Республикой Грузией 1993 г., ст. 14 Консульской конвенции между РФ и Республи­кой Казахстан 1994 г., ст. 19 Консульской кон­венции между СССР и США 1964 г.). Члены семей консульских должностных лиц или сотрудников консульств указанных государств неприкосновенны в той же степени, что и консульские должностные лица или сотрудники консульства, если они прожи­вают вместе с ними и не являются гражданами РФ (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и Республикой Боливия 1980 г.).

 Б) Другие конвенции предоставляют дипломатический иммунитет только консульским должностным лицам и членам их семей (ст. 18 Консульской конвенции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г., ст. 35 Консульской конвен­ции между РФ и Украиной 1993 г.). Статья 36 Консульской конвенции между РФ и Украиной 1993 г. гласит, что консульские служащие и работники обслуживающего пер­сонала консульств Украины не подлежат российской юрисдикции лишь в отноше­нии действий, совершаемых ими при выполнении своих служебных обязанностей.

 В) Иногда полный иммунитет от уголовной юрисдикции Российской Федерации имеют только главы консульских учреждений (ст. 10 Консульской конвенции между СССР и Королевством Бельгии 1972 г.) или главы консульских учреждений и члены их семей (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и Королевством Норвегии 1971 г.). Прочие консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту при условии предъяв­ления им обвинения в совершении тяжкого преступления либо на основании вступившего в законную силу приговора суда. При этом тяжким преступлением считается умышленное преступление, за которое предусматривается тюремное заключение на срок не менее 5 лет, или более серьезное наказание (ст. 10 Консульской конвенции между СССР и Королевством Бельгии 1972 г.).

 Г) В некоторых случаях консульские должностные лица и сотрудники консульского учреж­дения, являющиеся гражданами аккредитующего государства, не подлежат российской юрис­дикции лишь в части их служебной деятельности (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и Мексиканскими Соединенными Штатами 1978 г.). В остальном консул и должностные лица консульской службы мо­гут быть арестованы или подвергнуты иному ограничению свободы в порядке исполнения вступившего в законную силу приговора суда либо преследования за совершение уголовного преступления против жизни или личной свободы при условии, если провинившийся застигнут на месте преступления (ст. 8 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г.). По ст. 18 Консульской конвенции между СССР и Швецией 1967 г. консульское должностное лицо не подлежит ни аресту, ни лишению свободы в любой другой форме до и во время судебного процесса в отношении действий, совершенных им не при исполнении служебных обязанностей, если только оно не обвиняется в совершении тяжкого преступ­ления, за которое в соответствии с законодательством государства пребывания предусмотрено наказание в виде лишение свободы на срок не менее пяти лет.

 Д) Некоторые конвенции устанавливают обязанность государства пребывания консула заранее поставить в известность посольство государства, назначившего консула о том, что консул или должностное лицо консульской службы должно быть арес­товано или в отношении него должно быть возбуждено уголовное преследование. В случае задержания консула или дол­жностного лица консульской службы на месте преступления, государство пребыва­ния консула обязано немедленно после задержания поставить об этом в известность посольство государства, назначившего консула (ст. 8 Консульского договора меж­ду СССР и ФРГ 1958 г.).

Е) Если консульское соглашение с государством у Российской Федерации отсутствует, должны применяться ст. 31, 33, 41, 44 Вен­ской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и ст. 25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., согласно которым консульские должност­ные лица обладают личной неприкосновенностью и не могут быть задержаны или арестованы иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в силу приговора суда. Они пользуются иммунитетом лишь в том, что касается их служебной деятельности. На прочих сотрудников консуль­ских учреждений иммунитет не распространяется. Консульские помещения неприкосновенны в той их части, которая используются для работы консульского учреждения. Власти государства пребывания не могут вступить туда без согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

·              Сотрудники международных организаций. На основании ст. 30 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств иммунитеты, предоставляемые на терри­тории Российской Федерации международным организациям и их должностным лицам, определяются международными договорами. Различают полный и функциональный иммунитет сотрудников международных организаций.

            Полным иммунитетом во время выполнения официальных функций обладают обычно сотрудники универсальных, а также крупнейших региональных организаций. Например, раздел 8 ст. IX Статей Соглашения Международного валютного фонда 1944 г. устанавливает, что все управляющие, исполнительные директора, их заместители, члены комитетов, представители, советники всех названных лиц, должностные лица и служащие Фонда имеют иммунитет от юрисдикции в отношении их действий при исполнении своих официальных обязанностей. Согласно ст. XII Соглашения между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН 1993 г. должностные лица ООН не подлежат в России ответственности за сказанное или написанное ими, а также за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц). Положением об Экономическом Суде СНГ 1992 г.  иммунитетом обладают судьи Экономического Суда СНГ.

     Функциональный иммунитет распространяется лишь на действия, совершенные соответствующими лицами в официальном качестве. В соответствии с п. 6 Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции 1992 г. сотрудники Организации имеют иммунитет «от личного ареста или задержания, судебного преследования в отношении высказанного в устной или письменной форме и всех действий, совершаемых ими в их в их официальном качестве». Подобная же норма действует в отношении должностных лиц и сотрудников Постоянного представительства МБРР в Российской Федерации (ст. ХП Соглашения между РФ и Международным банком реконструкции и развития и Постоян­ном представительстве МБРР в Российской Федерации 1996 г.), в отношении персонала Бюро Международной организации труда (ст. 12 Соглашения между Правительством РФ и МОТ о Бюро МОТ в Москве 1997 г.) и т.д.

·                    Представители государств при международных организациях. Правовой статус представительств государств при междуна­родных организациях регулируется уставами этих организаций, соглашениями о привилегиях и иммунитетах, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д. Различные категории сотрудников представительств имеют разный объем иммунитета. Полным иммунитетом обладают представители госу­дарств в главных и вспомогательных органах ООН, на конференциях, созываемых ООН, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно (раздел 11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.). Согласно Венской конвенции 1975 г. полным иммунитетом  обладают главы представи­тельств,  члены дипломатического персонала; члены семьи сотрудника дипломатического персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно; члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно. Работники обслуживающего персонала, не являющиеся гражда­нами государства пребывания или не проживающие в нем постоянно, пользуются имму­нитетом только в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязан­ностей. Частные домашние работники сотрудников предста­вительства защищаются иммунитетом в том объеме, в котором это допус­кает государство пребывания.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Межпарламен­тской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств об условиях ее пребывания на территории Российской Федерации» 1998 г. предо­ставляет иммунитеты должностным лицам Ассамблеи.

Военные наблюдатели, инспектора и члены летных экипажей.. Международные документы предусматривают дипломатический иммунитет наблюдателей, инспекторов и членов инспекционных групп. Иммунитет предоставляется на весь период пребывания на территории наблюдаемой стороны в отношении действий, совершенных ими при осуществ­лении своих официальных функций. Так, согласно Итоговому документу Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 г., на­блюдатели и инспектора, проверяющие соблюдение мер доверия, пользуются им­мунитетами, которые предоставлены дипломатическим представителям Венской конвенци­ей о дипломатических сношениях 1961 г. Сходные иммунитеты у инспекторов и членов летных экипажей (п. 6 раздела III Протокола об инспекциях в связи с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., ст. XIII Дого­вора по открытому небу 1992 г.).

·                    Лица из состава коллективных сил по поддер­жанию мира и безопасности. Статья 1 Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г. причисляет к «персоналу ООН»: лиц, привлеченных или направленных Генеральным секретарем ООН в качестве членов военного, полицейского или гражданского компонентов операции ООН; других должностных лиц и экспертов, командированных ООН или ее специализи­рованными учреждениями или МАГАТЭ, находящихся в районе проведения опе­рации ООН в официальном качестве. В категорию «связанный с ООН персонал» Конвенция включает: лиц, назначенных правительством или межправительствен­ной организацией с согласия компетентного органа ООН; лиц, привлеченных Гене­ральным секретарем ООН или специализированным учреждением или МАГАТЭ; лиц, направленных гуманитарной неправительственной организацией или гумани­тарным учреждением в соответствии с соглашением с Генеральным секретарем ООН или со специализированным учреждением или МАГАТЭ, для осуществления деятельности в поддержку выполнения мандата операции ООН. Обычно между при­нимающим государством и ООН имеется соглашение о статусе операции ООН и всего задействованного в операции персонала, в том числе, положение о привилегиях и иммунитетах военного и полицейского компонентов операции.

·                    Граждане иностранных государств, пользующиеся иммунитетом на основании отдельных международных договоров. По Конвенции о помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. запрашивающее помощь госу­дарство предоставляет членам оказывающего помощь персонала иммунитет от ареста, задержания и судебного разбирательства со стороны обратившегося за помощью государства за те действия (или бездействие), которые совершены ими при выполнении своих функций.

·                    Лица, прибывающие в Российскую Федерацию по вызову правоохранительных органов. Обычно вызов делается для производства с участием этих лиц различного рода процессуальных действий. Независимо от наличия у них иностранного или российского гражданства, такие лица не могут привлекаться к уголов­ной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совер­шенное до пересечения государственной границы Российской Федерации (ст. 4 Договора между РФ и КНР 1992 г., ст. 12 Договора между РФ и Азербайджанской Республикой 1992г., ст.9 Конвенции СНГ 1993 г.). Их нельзя привлечь к ответственности, заключить под стражу или подвергнуть наказанию также и в связи с их свидетельскими показа­ниями или экспертными заключениями, данными  по уголовному делу, являю­щемуся предметом разбирательства (ст. 12 Договора между РФ и Латвийской Рес­публикой 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Эстонской Республикой 1993 г. и др.). Правительственным российско-американским соглашением о сотрудничестве по уголовно-правовым воп­росам 1995 г. предусмотрено, что в случае просьбы, заявленной российскими правоохранительными органами о явке лица, находящегося на территории США, для дачи показаний в Россию, этому лицу властями США направляется предложение добровольно явиться в российские правоохранительные органы. При этом российская сторона обязана указать объем гарантий личной неприкосновенности данного лица. Такой иммунитет имеет срочный характер. Обычно он прекращает действие, если  указанные лица в течение 15 (иногда 30) дней с момента уведомления о том, что их присутствие не является необхо­димым, не покинут территорию России (ст. 10 Договора между СССР и Финляндской Республикой 1978 г., ст. 12 Договора между РФ и Республикой Молдова 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран 1996 г., ст. 11 Договора между РФ и Канадой 1997 г. и т.д.).

4. В международном праве существует общее правило, сформулированное в ст. 32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст. 45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст. 41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д., согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого  дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения.

В ст. 3 УПК РФ не урегулирован вопрос об отказе от дипломатического иммунитета, однако, исходя из названных норм международных договоров Российской Федерации, следует признать, что правоохранительные органы Российской Федерации не могут возбудить или обязаны прекратить уголовное дело в отношении лица, пользующего­ся таким иммунитетом за исключением случаев, когда иностранное государство или международная организация дают ясно выраженное согласие на привлечение этого лица к уголовной ответствен­ности.

5.  К  лицам, обладающим полным свидетельским иммунитетом, принадлежат:

·        Сотрудники дипломатических представительств, главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены семей, а также представители посылающего государства в специальных миссиях и члены их дипломатического персонала. Дипломатические агенты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. В случае согласия давать показания дипломаты не обязаны являться в судебные и следственные органы. То же относится и к сотрудникам административно-технического персонала и членам их семей, проживающих вместе с ними и не являющихся российскими гражданами. Главы иностранных государств и прави­тельств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены семей, а также представители посылающего государства в специальных миссиях и члены их дипло­матического персонала также могут не давать свидетельских показаний.

·        Работники консульских учреждений. Если эти лица приравне­ны по иммунитетам к дипломатическим агентам, на них распространяется полный свиде­тельский иммунитет. Однако в ряде консульских конвенций (ст. 18 Кон­сульской конвенции между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., ст. 33 Консульского договора между СССР и КНР 1986 г. и др.) устанавливается, что сотрудник консульства может дать свидетельские показания, хотя и вправе при этом отказаться давать показания об обстоятель­ствах, касающихся служебной деятельности, а также по законодательству представляемого государства. Запрещаются меры по принуждению консульского должностного лица или сотрудника консульства к даче показаний или явке с этой целью в суд, а также привлечение его к ответственности в случае отказа от дачи показаний или уклонения от явки в суд. То же относится к членам семей консульских должностных лиц или сотрудников консульства, если они проживают вместе с ними и не являются рос­сийскими гражданами (ст. 29 Консульской конвенции между РФ и Латвийской Рес­публикой 1994 г.).

·        Сотрудники международных организа­ций. Свидетельский иммунитет всегда предоставлен им лишь в отношении их служебных обязанностей, в отношении же прочих дей­ствий – только в определенных случаях. Например, согласно ст. 12 Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества 1998 г. «Генеральный секретарь Организации пользуется такими же привилегиями, иммунитетами и льготами, которые предоставлены главам дип­ломатических миссий, аккредитованным в Российской Федерации. Заместители и помощники Генерального секретаря пользуются привилегиями, иммунитетами и льготами, предоставленными дипломатическим агентам сопоставимого ранга».

·        Представители государств при международных организациях. В Уставе Совета Европы 1949 г. сказано, что представители государств-членов в Совете Европы «пользуются на территории членов такими привилегиями и имму­нитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей. Эти иммунитеты включают иммунитет для всех представителей в Консультативной Ассамблее в отношении всех юридических процедур на территории всех членов в связи с высказываниями и голосованием в ходе работы Ассамблеи, ее комитетов или комиссий».

·        Военные наблюдатели, инспектора и члены летных экипажей. Обычно эти лица пользуются полным свидетельским иммунитетом. В соответствии с приложением II к Конвенции о запрещении разработки, про­изводства, накопления и применения химического оружия и его уничтоже­нии 1993 г., членам инспекционной группы даны те же иммуни­теты, что и дипломатическим агентам.

·        Лица из состава Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. Согласно п. 39 Положения 1996 г, об этих силах, в период прохождения службы эти лица пользуется такими же иммунитетами, которые предоставляют­ся персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвен­цией о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ 1992 г.

·        Иностранные граждане по отдельным соглашениям. Свидетельский иммунитет определяется для этих лиц содержанием конкретных соглашений. Например, ст. IX Соглашения между РФ и США относительно безопасных и надежных мер перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия 1992 г. государственным служащим США, находящимся на территории РФ для осуществления деятельности, связанной с Соглашением, предоставляются те же иммунитеты, которые имеет административно-технический персо­нал  на основании Конвенции о дипломатических сношениях 1961г.

Частичным  свидетельским иммунитетом пользуются:

·        Отдельные категории сотрудников дипломатических представительств:

А) Члены административно-технического и обслуживающего персонала дип­ломатического представительства, если они являются российскими гражданами или постоянно прожива­ют в Российской Федерации.

Б) Члены обслуживающего персонала дипломатических представительств, за исключением лиц, которым такая привилегия в Российской Федерации предоставлена на основе взаим­ности.

·        Сотрудники консульских представительств, которые не приравнены к дипломатическим агентам. Работ­ники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связан­ным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функ­циям официальную корреспонденцию и документы. Во всех прочих случаях работники консульского учреждения не вправе отказываться давать показания. Но если консульское должностное лицо отказывается давать пока­зания, никакие меры принуждения или наказания к нему применены быть не могут.

·                    Члены административно-технического и обслуживающего персонала спе­циальных миссий, сотрудники международных организаций. Эти лица обычно пользуются лишь частичным свидетельским иммунитетом, кроме тех случаев, когда они приравниваются к дипломатическим агентам.

6. Помещения, занимаемые представительствами иностранных государств жилые помещения членов дипломатического персонала, имущество, находящееся у них, и средства перемещения неприкосновен­ны. Доступ в эти помещения, в частности, с целью проведения обыска, выемки, задержания и ареста, наложе­ния ареста на имущество правомерны только с согласия главы представи­тельства или лица, его заменяющего, причем такое согласие испрашивается только через Министерство иностранных дел РФ. На основе взаимности этот режим распространяется также на жилые помещения, занимаемые сотрудниками администра­тивно-технического и обслуживающего персонала представительств и членами их семей, которые проживают совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Российской Федерации или не проживают здесь постоян­но. Обыск, выемка и арест в упомянутых помещениях проводятся с участием прокурора и в присутствии представителя министерства иностранных дел соответству­ющего государства.

  Однако круг представительств и частных резиденций, освобожденных от обысков и выемок, не ограничивается лишь дипломатическими помещениями. Доступ и принудительные действия без получения соответствующего разрешения запрещены также в отношении помещений и имущества:

·              консульских представительств и частных резиденций их сотрудников (ст. 31 Конвенции 1963 г., ст. 21 Положения 1966 г.); специальных миссий (ст. 25, 30 Конвенции 1969 г.);

·        международных организаций (раздел 5 Конвенции о привилегиях и имму­нитетах специализированных учреждений 1947 г., ст. V и VI Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организа­ций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980 г. и т.д.);

·                       представительств государств при международных организациях (ст. 23 Конвенции 1975 г.);

·                       групп наблюдателей, инспекторов и членов летных экипажей (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1996г. и др.);

Не только обыск или выемка не могут производиться в отношении уч­реждений и лиц, пользующихся неприкосновенностью. Согласно ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. помещения дипломатического представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, средства передвижения представительства пользуются иммунитетом также от реквизиции, ареста и исполнительных действий. Архивы, документы и официальная переписка дипломатических и консульских представительств неприкосновенны.  Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Аналогичные положения содержатся в ст. 25 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Вен­ской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и т.д.

7. О том, то лицо пользуется дипломатическим иммунитетом может свидетельствовать наличие у него дипломатического паспорта, а также выданной МИД РФ дипломатической карточки установленного образца, служебной карточки или служебного удостоверения с соответствующим штампом.

8. В случае, если лицо, обладающее дипломатическим иммунитетом заявляет о совершении в отношении него преступления, то сам по себе этот факт еще не означает получения надлежащего согласия на проведение с участием данного лица всех необходимых процессуальных дейст­вий. Если через Министерство иностранных дел РФ не получено надлежащее согласие на проведение процессуальных действий в отношении дипломата, необходимо провести без его участия неотложные и другие следственные действия, которые не затрагивают дипломатического иммунитета.

На практике согласие на выполнение процессуальных действий с лицами, обладающими дипломатическим иммунитетом, следователи иногда получают через сотрудников Министерства иностранных дел РФ по телефону, после чего составляют и приобщают к делу справку о том, каким образом испрашивалось согласие, и кто давал разрешение. Однако такой способ получения согласия не обеспечивает его достаточной надежности и потому может иметь неблагоприятные внешнеполитические последствия. Кроме того, следователь вправе лишь истребовать иные документы у других лиц (ч. 4 ст. 21 УПК РФ), но не должен создавать их сам. Представляется, что следователь (дознаватель) должен запросить официальные документы из органов Мини­стерства иностранных дел РФ, содержащие сведения о согласии аккредитующего государства (в лице его полномочных представителей) на проведение соответствующих процессуальных действий в отношении представляющего это государство дипломата. В неотложной следственной ситуации следователь после удостовере­ния личности дипломата должен немедленно принять меры к вызову на место происшествия представителя МИД РФ и через него – полномочных представителей соответствующих дипломатических представи­тельств, консульств и т.д. По прибытии этих должностных лиц решается вопрос о получении надлежащего согласия на проведения следственных действий в отношении дипломата, о чем делается запись в протоколе соответствующего следственного действия, которая удостоверяется подписями присутствующих лиц, с указанием должности и документов, удостоверяющих их личность и полномочия (дипкарточки, служебные удостоверения).

1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.

Новости МАСП

RSS импорт: www.rss-script.ru







Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
Hosted by uCoz