Статья 453. Направление запроса о правовой помощи. Комментарий к УПК РФ / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.


1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

1. При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

2. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

3. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

4. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

1. Правовая помощь по уголовным делам – это основанная на внутреннем законодательстве деятельность компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению, в соответствии с условиями международного договора, следственных поручений судебных и иных компетентных органов запрашивающего государства о производстве на территории запрашиваемого государства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий для получения доказательств по расследуемому в запрашивающем государстве уголовному делу. [1] Основным признаком, отличающим правовую помощь по уголовным делам от иных форм сотрудничества в области уголовного судопроизводства, служит то, что запрашивающее государство частично передает свою компетенцию по уголовному делу другому (запрашиваемому) государству.

2. В части 1 данной статьи говорится о производстве на территории иностранного государства по направляемому запросу допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.  Согласно двусторонним договорам и межправительственным соглашениям, в которых участвует Российская Федерация оказываемой формы правовой помощи как правило сводятся к следующим:

·  получение заявлений и показаний;

·  оказание содействия в предоставлении лиц, находящихся под стражей на территории иностранного государства, для дачи свидетельских показаний и оказания помощи в проведении расследования и проведения иных процессуальных действий;

·  вручение документов, связанных с производством по уголовным делам;

·   производство обысков и выемок;

·  производство следственных и судебных осмотров;

·  предоставление информации, вещественных доказательств, документов (оригиналов или заверенных копий) по уголовным делам;

·   установление личности и местонахождения определенных лиц;

·  проведение судебных экспертиз;

·  меры по наложению ареста на имущество, передачей имущества, полученного преступным путем;

·  другие виды помощи.

3. Правовой базой международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства служат двусторонние и многосторонние договоры, конвенции и соглашения. Основными многосторонними договорами в этой области для России являются: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 13 декабря 1959 г., которая была ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 1999 г.  и вступила для нее в силу 9 марта 2000 г., а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 г. в г. Минске  Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной, Азербайджаном (22 сентября 1995 г.) и Грузией (5 февраля 1996 г.). Нормы, относящиеся к взаимной правовой помощи по уголовным делам, содержатся также в ряде специальных конвенций, посвященных отдельным видам преступлений (терроризм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ).

   Следует учитывать, что в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ указанные международные договоры Российской Федерации  являются составной частью ее законодательства и имеют приоритет над нормами настоящего Кодекса.

   В число ратифицировавших Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. государств  входят Россия, Украина, Молдова и Грузия. В соответствии со ст. 26 Конвенции 1959 г. принимающие участие в ней государства прекращают применять в своих правоотношениях заключенные ранее любые двусторонние договоры, конвенции и соглашения по вопросам оказания взаимной правовой помощи и выдачи. Все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой области решаются на основании норм указанной конвенции. В связи с этим государства - участники Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам 1993 г. при решении вопросов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам с момента вступления для них в силу Конвенции 1959 г. обязаны применять положения именно этой Конвенции.

Вместе с тем, Конвенция 1959 г. допускает использование сторонами не положений этого договора, а своего "единообразного законодательства" или "специальной системы", о чем соответствующие государства уведомляют  Генерального секретаря Совета Европы. Однако использование "специальной системы" возможно только при условии ее соответствия общеевропейским стандартам и Конвенции 1959 г. Поэтому использование Россией (а равно Украиной, Молдовой и Грузией) своей специальной системы, которой является для них Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., подчиняется стандартам европейской Конвенции 1959 г., которые обязательны для России после ее ратификации.

4. От договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам отличаются поручения, направляемые на условиях взаимности в случаях, когда соответствующие межгосударственные соглашения отсутствуют. Вместе с тем, поручения на условиях взаимности также относятся к категории международных (межведомственных) договоров.

5. В части 3 комментируемой статьи указаны ведомства, через которые должны направляться и получаться запросы. Однако в соответствии с пунктом 7 оговорок, сделанных Россией при ратификации Конвенции 1959 г., в случаях, не терпящих отлагательства, запрос может быть направлен непосредственно через судебные органы, под которыми для России понимаются суды и органы прокуратуры.

1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.







Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz