|
Макаркин
Андрей Иванович
СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ
СЛЕДСТВИИ
Глава 2. Реализация состязательных начал на предварительном следствии в
уголовном процессе России
§
4. Судебный контроль как форма осуществления функции юстиции в состязательном
предварительном следствии
Как
уже отмечалось, лицом, осуществляющим функцию юстиции на состязательном
предварительном следствии, как и во всём процессе, действительно должен быть
только судья. Однако здесь кроется существенная опасность для состязательных
правоотношений, поскольку может быть утрачен такой фундаментальный признак
состязательности, как независимость суда. Это станет возможным в силу того, что
суд при отправлении правосудия будет связан предварительными выводами по
мотивам не только личным, но и ведомственным.
Именно такими соображениями и продиктована необходимость создания в российском
уголовном процессе института следственных судей.
Следственный судья станет специальным судебным органом для осуществления
функции юстиции в ходе предварительного производства. Такой вывод был сделан и по
итогам IX
Международного съезда криминалистов ещё в 1903 году: "…Следственный судья не
должен быть следователем, … его надо лишить обязанностей розыска и тогда
построить предварительное следствие на состязательном начале".
По пути организационного разделения судебных органов уголовной юстиции пошли
законодатели многих зарубежных стран: следственный судья во Франции и Италии,
участковый судья-дознаватель в ФРГ, магистрат в США.
При этом в литературе отмечается, в частности применительно к французской модели,
что неуклонной тенденцией развития предварительного следствия является "всё
большее упрочение юрисдикционных функций следственного судьи и одновременно
ослабление его розыскных полномочий".
В
этой связи категорически неприемлемой представляется идея сохранения при этом
института следователей в настоящем его виде. В. Воскресенский и Ю. Кореневский
считают, что "… на этой стадии следователь должен выполнять все процессуальные
функции".
А.И. Гришин, справедливо утверждая, что следственная деятельность не
исчерпывается функцией обвинения, тем не менее заявляет, что эта функция
осуществляется следователем "невольно". Более того, указанный автор
выдвигает следующую теорию: состязательность проявляется в том, что
обвинительная и юстиционная функции периодически сменяют друг друга в
деятельности субъекта процесса (следователя, прокурора). "… Осуществляя надзор…,
прокурор автоматически лишается полномочий по реализации функций обвинения. В
противном случае его надзорная деятельность утратит своё значение, так как
нелогично говорить об объективности надзора одновременно с осуществлением
функции обвинения".
Вот именно, нелогичность характера распределения основных уголовно-процессуальных
функций и обуславливает сложившееся сложное положение в предварительном
следствии России. Тем не менее, мы снова сталкиваемся с предложениями "творческого
подхода", когда состязательность понимают не такой, какая она должна быть, а
какой она будет удобнее.
Судебный
контроль как форма функции юстиции, действующая на предварительном следствии, в
состязательном процессе предполагает осуществление органом юстиции на этой
стадии роли не только органа обжалования и санкционирования, но и
судопроизводства. Есть ли необходимость в том, чтобы содержать одновременно два
органа судопроизводства, один из которых, по мысли авторов, должен осуществлять
только юстиционную функцию, а второй обвинительную? Представляется, что, во-первых,
функционирование такой системы построения предварительного следствия требует
крупных материальных затрат; во-вторых, это не только нецелесообразно, но и вредно,
как вредно смешение функций для целей правосудия. Тезис о том, что в этом случае
будет потеряна связь между органами судопроизводства (следствия) и дознания не
представляется актуальным, поскольку в свете реализации состязательных начал ни
о какой непосредственной связи между ними не может идти речи. В правовом
государстве суд не должен принимать участия в борьбе с преступностью. Он должен
лишь разрешать спор между государством и лицом, изобличаемым в совершении
преступления.
Между тем на следственного судью должны распространяться все правовые положения,
применимые к судьям как таковым, составляющие неотъемлемый признак
состязательного процесса - независимость суда. Таким образом, институт
следственных судей станет способом, гарантирующим независимость суда при
расширении судебного контроля
Введение
института следственных судей и возложение на них полномочий по судебному
контролю вполне укладывается в существующую тенденцию дифференциации судебных
органов (суды общей юрисдикции, Конституционный суд и мировая юстиция).
Оставим в стороне вопрос о том, допустимо ли для состязательного досудебного
производства осуществление функций судебного контроля мировыми судьями,
как вопрос, относящийся в большей степени к сфере судоустройства. Заметим лишь,
что, по нашему мнению, такой порядок в целом для состязательного процесса
нежелателен, поскольку мировые суды выступают в качестве судов первой инстанции (органов
правосудия), а это уже признак смешения кардинально отличных форм судебной
деятельности.
Отнесение
права осуществления судопроизводства в предварительном следствии по уголовному
делу к исключительной компетенции суда (следственного судьи), тем не менее, не
снимает проблемы необходимости и возможности обжалования. Оно может здесь
выступать, как представляется, в двух основных формах: в форме обжалования
действий и решений органов уголовного преследования; обжалования действий и
решений самого следственного судьи в апелляционном порядке. Обжалование при этом
понимается как форма правовой защиты прав и законных интересов участников
уголовного процесса, включающая основанную на законе деятельность
заинтересованных участников уголовного процесса на базе их волеизъявления по
поводу отношений, возникающих в сфере уголовного судопроизводства, и
деятельность должностных лиц по приёму, регистрации, разрешению жалоб на
конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном
уголовном деле, на решения, действия (или бездействие) органов уголовного
преследования (в том числе прокурора) и суда в силу их публично-правовых
обязанностей.
И если обжалование действий и решений органов уголовного преследования может
осуществляться следственному судье, то обжалование решений самого следственного
судьи должно осуществляться, конечно, в вышестоящий по отношению к нему судебный
орган. Но таким органом не может быть суд иного судебного ведомства, или даже
следующей судебной инстанции (имеются в виду суд общей юрисдикции и мировой суд).
В состязательном процессе строгого разделения требуют не только основные
уголовно-процессуальные функции, но и различные направления судебной
деятельности. Это значит, что такое обжалование должно осуществляться в
вышестоящем органе этого же судебно-следственного ведомства. Данный вид
обжалования, по нашему мнению, должен иметь форму коллегиального рассмотрения
жалобы, что не нарушит авторитета следственного судьи, принявшего решение
единолично, и послужит повышению качества самого обжалования. Таким органом
может стать коллегия следственных судей, или следственная коллегия.
Сходный с предлагаемым институт периодически вводился во Франции. Там
следственные палаты по закону 1985 года выполняли следующие функции: контроль за
следствием, оказание методической и организационной помощи следственным судьям.
Но главное, они были призваны служить дополнительной гарантией от давления на
следствие со стороны прессы, полиции, прокуратуры, должностных лиц иных ведомств
исполнительной власти.
В то же время, представляется, что сам этот институт в таком виде содержит в себе и
определённую опасность объективности следствия. Следственные палаты обладали
исключительной компетенцией при производстве по уголовным делам, что само по
себе также может быть использовано в качестве инструмента для давления на
следственных судей. Представляется, что следственные коллегии (коллегии
следственных судей) в России должны быть лишь органами относительно пассивного
контроля за следствием, контроля в виде обжалования.
Высказывается
мнение, согласно которому судебный контроль должен иметь вид лишь обжалования
действий органов уголовного преследования.
При таком подходе он фактически сводится к дублированию прокурорского надзора.
Данный подход видится неприемлемым, так как при подобном построении
предварительного производства арбитральный метод правового регулирования,
свойственный состязательности, реализуется не в полной мере. И.Л. Петрухин в этой
связи заметил: "При хорошо поставленном судебном контроле прокурорский надзор
в некоторых отношениях становится излишним. Нет надобности в том, чтобы одни и те
же контрольные функции выполняли разные органы".
Действительно,
установление такого порядка станет принципиальным новшеством для современного
российского уголовного судопроизводства. При этом необходимо отметить, что
российскому уголовному процессу известны и судебный следователь,
и участие суда в предварительном производстве в форме судебного контроля.
В связи с этим недопустимо не принимать в расчёт собственный исторический опыт.
Указанная историческая практика имеет значение соответственно
судоустройственного и функционального опыта.
В
результате анкетирования практических работников было установлено, что
необходимость дальнейшего развития судебного контроля поддержали только 57 %
опрошенных судей, 48 % следователей МВД, 28 % работников прокуратуры и 92 % адвокатов.
Напомним, что по поводу необходимости размежевания функций на предварительном
следствии те же лица ответили положительно соответственно 71 %, 73 %, 34 %, 82 %.
Результаты сравнительного анализа этих данных социологических исследований
позволили прийти к нижеследующим выводам. В целом практическими работниками
недостаточно верно понимается прямая связь этих двух предметов. К тому же судьи
явно опасаются увеличения объёма работы в связи с дальнейшим развитием судебного
контроля, памятуя об аналогичной проблеме, значительно осложнившейся с введением
судебного порядка рассмотрения жалоб в порядке статей 220.1 и 220.2 УПК. Следователям
явно "не по душе" появление на авансцене процесса ещё одного органа,
полномочного отменять их решения, а особенно дальнейшее расширение его
возможностей в данном направлении. Прокуратура также не дала перевеса для
сторонников судебного контроля, что, по высказываниям её работников, связано,
прежде всего, с опасениями "ослабления прокуратуры", а также "нецелесообразностью
чрезмерного судебного контроля ввиду того, что прокурорский надзор и так успешно
справляется с теми же функциями". Вместе с тем адвокаты видят в судебном
контроле существенную помощь в возможности противодействия неправомерной
деятельности органов уголовного преследования, прежде всего, при решении
вопросов, связанных с ограничением конституционных прав, и в ходе формирования
доказательственной базы.
На
необходимость судебного участия в предварительном следствии в форме судебного
контроля указывают статьи 22-25 Конституции РФ и ряд международно-правовых актов.
Начало
развития института судебного контроля в современном отечественном процессе было
положено введением порядка судебного обжалования и проверки задержания,
заключения под стражу и продления срока содержания под стражей в порядке статей
220.1 и 220.2 УПК. Судебная проверка была
введена Законом РФ от 23 мая 1992 года.
Её производство регламентируют ч. 2 ст. 11.,
ч. 5 ст. 96, ч. 7 ст. 96, ч. 1 ст. 102, ст. 220, п. 3 ч.
1 ст. 331 УПК. Кроме того, законодателем была расширена сфера судебного
обжалования в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года.
Это начинание было поддержано в целом ряде решений Конституционного Суда РФ,
расширяющих сферу судебного контроля. Верховный Суд РФ также принял участие в
регламентации порядка судебного контроля.
В результате дальнейшего реформирования уголовно-процессуального
законодательства своё развитие получил судебный контроль, направленный на
охрану таких конституционных прав как тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенности личности и жилища.
Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ ограничение этих прав допускается
только на основании судебного решения, что и нашло своё закрепление в
отраслевом законодательстве и правоприменительной практике (ст. 174.1 УПК, ст. 32
Федерального закона "О связи", ст. 15 Федерального закона "О почтовой связи",
ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности",
ст. 9 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в
Российской Федерации").
Между тем в литературе отмечается, что судебный контроль в предварительном
производстве пока не в полной мере отвечает требованиям Конституции РФ и
международно-правовых актов, в связи с чем этот институт подвергается
справедливой критике.
Вместе с тем одной из главных проблем
действующего судебного контроля ограничения конституционных прав является
обвинительный уклон в деятельности судей. Такое положение является наследием
розыскного порядка производства по уголовным делам и советского тоталитарного
взгляда на задачи судебной деятельности. Приведём пример:
По подозрению в совершении
преступления был задержан, а затем и содержался под стражей в порядке ст. 90 УПК
Туркин А.Н. При судебной проверке законности и обоснованности заключения под
стражу судьёй было принято решение об отказе в удовлетворении жалобы. При этом
одним из мотивов такого решения была социальная опасность конкретного лица: он
незадолго до того освободился из мест лишения свободы. "Мера пресечения до
предъявления обвинения была избрана Туркину обоснованно в соответствии с
тяжестью ст. 108 УК РФ, а также личностью самого Туркина, и оснований для изменения
меры пресечения суд не усматривает". В этой части мотивировки своего
решения судья отстранился не только от проверки законности и обоснованности
заключения под стражу, но и от обстоятельств конкретного уголовного дела,
направив свой взгляд в будущее, желая оградить общество от возможного
антисоциального поведения со стороны этого лица. Развивая логику данного решения
можно прийти к выводу о возможности принятия и санкционирования решений о
заключении под стражу на основании наличия одного лишь субъекта опасного для
общества. Между тем в дальнейшем Туркин по решению следователя был освобождён из-под
стражи и в отношении его было прекращено уголовное преследование за отсутствием
в его действиях состава преступления.
Тем не менее, установление порядка
судебной проверки законности содержания под стражей в российском уголовном
процессе в целом сыграло позитивную роль. Эта роль нашла
своё выражение в статистических данных. В суды Ленинградской области в 1998 году
поступило 1136 жалоб на решения о заключении под стражу и продление срока
содержания под стражей, 228 из которых были удовлетворены (более 20 %).
В 1999 и 2000 годах эти цифры соответственно составили 1459 и 315 (более 21 %),
1296 и 182 (около 14 %).
Налицо значительное сокращение объёма удовлетворённых, то есть обоснованных
жалоб. Такое положение может свидетельствовать о повышении ответственности
органов расследования и прокуратуры при избрании данной меры пресечения. Однако,
отнесясь к этому скептически, можно возразить, что данный качественный скачок мог
быть вызван актом принятия амнистии 2000 года.
В связи с этим уместной видится нижеследующая аргументация. Во-первых, амнистии в
последние годы принимались достаточно часто и могли в относительно равной мере
влиять на указанные цифры в рассматриваемый период.
Во-вторых, поскольку большинство уголовных дел, подпадающих под акт амнистии, "отфильтровываются"
из системы судопроизводства ещё в предварительных стадиях, то здесь уместным
видится отследить количество лиц, освобождённых судами из-под стражи в связи с
оправданием или с прекращением дела по реабилитирующим основаниям по итогам
судебных разбирательств за тот же период. В 1998 году таких лиц было 49, в 1999 году - 46, в
2000 году - 20.
Эти данные указывают на то, что существенно (более чем в два раза) уменьшилось
количество лиц, незаконно привлечённых в качестве обвиняемых и в этой связи
содержавшихся под стражей. Прямая взаимосвязь здесь очевидна. Так, мы убеждаемся,
что судебный контроль даже в таких ограниченных пределах, в каких существует в
настоящее время, реально позволяет улучшить качество предварительного
производства по уголовным делам.
В
настоящее время, как представляется, судебный контроль в уголовном
судопроизводстве России пока не соответствует требованиям, предъявляемым к
данному институту теорией состязательности. В связи с этим необходимость
дальнейшего расширения судебного контроля очевидна.
В
литературе нет единства мнений по поводу основных направлений судебного
контроля. И.Л. Петрухин, в частности, полагает, что судебный контроль должен
включать контроль действий по ограничению конституционных прав и рассмотрение
жалоб на незаконные действия и решения органов дознания, следствия и прокурора.
Колоколов Н.А. считает, что основными направлениями судебного контроля должны
быть: статутный контроль (рассмотрение материалов об ограничении
конституционных прав граждан); рассмотрение жалоб участников уголовного
судопроизводства на решения, препятствующие движению дела; рассмотрение жалоб в
случаях, когда органы, осуществляющие ведомственный контроль и прокурорский
надзор, не рассматривают жалоб на действия органов дознания и нижестоящего
прокурора.
И.Е. Слепнёва полагает, что судебному контролю (проверке) должны подлежать лишь
решения органов расследования, принимаемые в досудебных стадиях уголовного
процесса, связанные с непосредственным ограничением основных конституционных
прав граждан.
Изложенные
точки зрения представляются недостаточно обоснованными в силу того, что они не
направлены на определение структуры судебно-контрольной деятельности на
предварительном следствии. Обжалование и санкционирование являются всего лишь
способами осуществления судебного контроля.
Необходимо учитывать, что способ деятельности не тождественен её направлениям,
поскольку категория способа отражает внешние характеристики деятельности (проявления
формы), а направления выражают её содержательную сторону.
Судебный
контроль должен стать исключительной формой реализации функции юстиции на
состязательном предварительном следствии. В связи с этим он должен включать
следующие основные направления, соответствующие основным направлениям судебной
деятельности в состязательном уголовном процессе, рассмотренным нами в первой
главе:
1.
принятие решений о ходе процесса (движении дела);
2.
легализация данных, собранных сторонами, в качестве доказательств;
3.
контроль предъявления обвинения;
4.
контроль ограничения конституционных прав.
«Формой
осуществления полномочий судебной власти при расследовании преступлений, - как
верно отметила Л.Н. Масленникова, - является судебный контроль, направленный либо
на предупреждение, либо на выявление нарушений в
применении закона при расследовании преступлений».
Этим предполагается наличие двух разновидностей судебного контроля:
предупредительного (предварительного, превентивного) и восстановительного (последующего).
Они понимаются как виды контроля, направленные, соответственно, на
предотвращение нарушений права и на защиту уже нарушенного права.
Санкционирование может выступать в качестве способа реализации обоих видов
судебного контроля, а обжалование является способом реализации
восстановительной разновидности судебного контроля. Однако при
последовательном развитии указанных направлений судебного контроля обжалование
и санкционирование потеряют значение исключительных способов его осуществления.
Основным способом станет судопроизводство.
Изучение
автором проблем судебного контроля позволило сделать вывод о том, что
большинство исследований в этой сфере касались действия данного института в
рамках современного "преимущественно розыскного" порядка предварительного
производства по уголовным делам.
Более того, автором одной из работ по указанной тематике применительно к системам
уголовной юстиции Франции и ФРГ сделано следующее утверждение: "Существование
в системе уголовного процесса… судебного контроля… не привносит в стадии
предварительного производства несвойственные им элементы состязательности".
Вместе с тем большое значение может иметь подробное исследование судебного
контроля в его названных направлениях как основы состязательного
предварительного следствия, произвести которое в рамках настоящей работы в виду
ограниченности объема диссертации не представляется возможным. Далее нами будут
рассмотрены лишь некоторые частные вопросы судебного контроля на состязательном
предварительном следствии.
НА ГЛАВНУЮ
К СПИСКУ ЛИТЕРАТУРЫ
НАЗАД
Закон РФ от 23 мая 1992 г. N 2825-I "О внесении изменений и
дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // Российская
газета. 1992. 17 июня.
Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. N
4-П "По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна" // Собрании
законодательства Российской Федерации от 8 мая 1995 г., N 19, ст. 1764;
Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. N 13-П "По делу о
проверке конституционности части пятой статьи 209 Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР в связи жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко" //
Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г., N 47, ст. 4551;
Постановление Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N 13-П "По делу о
проверке конституционности части четвертой статьи 113 Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР в связи с запросом Костомукшского городского суда Республики
Карелия" // Российская газета. 1998. 7 мая; Постановление Конституционного Суда РФ
от 23 марта 1999 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 133,
части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи
с жалобами граждан В.К.Борисова, Б.А.Кехмана, В.И.Монастырецкого, Д.И.Фуфлыгина и
общества с ограниченной ответственностью "Моноком" // Собрание
законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г., N 14, ст. 1749; Определение
Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2000 г. N 84-О "По жалобе граждан Лазарева
Андрея Викторовича, Русановой Елены Станиславовны и Эрнезакса Олега
Владимировича на нарушение их конституционных прав рядом положений статей 201, 202,
218 и 220 УПК РСФСР" // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 2000
г., N 28, ст. 2999 и др.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 3
"О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или
продления срока содержания под стражей" (в ред. от 21 декабря 1993 г. № 11, 29 сентября
1994 г. № 6, 25 октября 1997 г. № 8) // Советская юстиция. 1993. № 12. С. 30-31, Бюллетень
Верховного Суда РФ. 1994. № 3, 1997. № 1; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21
декабря 1993 г. № 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия,
нарушающие права и свободы граждан" (в ред. от 25 октября 1996 г. № 10, 14 февраля 2000 г.
№ 9, 25 мая 2000 г. № 19) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 3, 1997 № 1, 2000. № 4, № 7;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993
г. N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции
Российской Федерации" // Ведомости Верховного Суда РФ. 1994. № 3; Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 6 "О выполнении судами
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 3
"О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или
продления срока содержания под стражей" // Российская юстиция 1995. № 1. С. 51-52; Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах
применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении
правосудия" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ "О связи" (в
ред. ФЗ от 6 января 1999 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст. 600; 1999. № 2. Ст. 235;
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах
федеральной службы безопасности в Российской Федерации" // Собрание
законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 2469; Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ
"Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. ФЗ от 18 июля 1993 г. № 101-ФЗ, 21 июля
1998 г. № 117-ФЗ, 5 января 1999 г. № 6-ФЗ, 30 декабря 1999 г. № 225-ФЗ) // Собрание
законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3502; 1998. № 30. Ст. 3613 1999. № 2. Ст. 233; 2000. №
1 (ч.1). Ст. 8; Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи" //
Собрание законодательства РФ. 1999. № 2. Ст. 3697.
Масленникова Л.Н. Соответствие полномочий судебной власти
международным стандартам при расследовании преступлений в
России. С. 11.
|
|