|
Еникеев З.Д. Уголовное
преследование.
Учебное пособие. Уфа: Изд-во БашГУ. 2000. - 131 с.
К оглавлению
§ 3. Формы уголовного преследования
Поскольку в вышеупомянутых УПК уголовное преследование интерпретируется как процессуальная деятельность, под его формой прежде всего имеется в виду уголовно-процессуальная форма осуществления данной деятельности. А под процессуальной формой понимается установленный уголовно-процессуальным законодательством правовой режим, порядок производства в целом или отдельных процессуальных действий по уголовному делу, отвечающий задачам судопроизводства и его принципам.40 По мнению М.С.Строговича, процессуальная форма "есть всегда форма совершения действий и принятия решений, предусмотренных этим законом, и вместе с тем форма процессуального закрепления этих действий и решений".41
Характеризуя эту форму как специфическую разновидность правовой формы государственной деятельности, М.Л.Якуб правильно подчеркивал, что она "создает детально урегулированный, устойчивый, юридически определенный, строго обязательный, стабильный правовой режим производства по уголовным делам".42
Говоря о значении процессуальной формы, уместно привести следующие положения Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года: "Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах" (ст.7).43
Процессуальный порядок уголовного преследования имеет три формы: публичную, частно-публичную и частную. Такое деление основано на том, что согласно ст.25 ПУПК РФ, ст.32 УПК РК ст.31-34 МУПК, в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование и обвинение в суде осуществляются в частном, частно-публичном и публичном порядке.
Делами частного обвинения являются дела о преступлениях, предусмотренных ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ч.1 ст.129 (клевета без отягчающих обстоятельств) и ст.130 УК (оскорбление). Частными эти дела называются потому, что они возбуждаются не иначе как по жалобе или заявлению потерпевшего и подлежат прекращению за примирением его с обвиняемым. По делам данной категории свобода распоряжения обвинением принадлежит потерпевшему. Он может поддерживать обвинение, отказаться от обвинения, самостоятельно доказывать обвинение, прибегая для этого в необходимых случаях к помощи частно-детективных структур (п. 7 ст.3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"). Это согласуется с Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы от 17 сентября 1987г. относительно упрощения уголовного правосудия по мелким делам, в том числе возможности применения мировых сделок и судебного рассмотрения таких дел без предварительного расследования.44 Такой процессуальный порядок оправдывается и в том смысле, что он способствует ликвидации возникающих на личной почве конфликтов и предупреждению в ряде случаев связанных с ними более тяжких преступлений.45
Дела частно-публичного обвинения - дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.131 УК (изнасилование без отягчающих обстоятельств), ч.1 ст.146 (нарушение авторских и смежных прав) и ч.1 ст.147 УК (нарушение изобретательских и патентных прав).Они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но в отличие от дел частного обвинения, прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. начало уголовного преследования зависит от волеизъявления пострадавшего, а дальнейший ход и исход его - от решения органов уголовной юстиции. Именно поэтому указанные дела именуются делами частно-публичного обвинения.
В исключительных случаях, если сообщение о каком-либо из этих преступлений имеет особое общественное значение, затрагивает существенные интересы государства и общества, или если пострадавший по этому делу в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего (ст.25, 159 ПУПК РФ).
По делам об упомянутых преступлениях обязательно предварительное следствие.
Дела публичного обвинения - все дела о преступлениях, за исключением дел частного и частно-публичного обвинения. Уголовное преследование по этим делам осуществляется независимо от подачи жалобы потерпевшим. Вследствие принципа публичности уголовного судопроизводства всякое должностное лицо органа дознания, дознаватель, следователь, прокурор, получив сведения о готовящемся или совершенном преступлении, либо непосредственно обнаружив соответствующее происшествие, обязаны принять меры к закреплению следов происшествия. При этом соответствующий орган уголовного преследования обязан в пределах своей компетенции немедленно возбудить производство по уголовному делу и приступить к его расследованию. Расследование дела носит сугубо публичный характер и осуществляется без каких-либо отступлений от общих правил. Если преступлением причинен потерпевшему вред, то орган уголовного преследования обязан принять меры к его возмещению.
Установлен особый порядок привлечения к уголовной ответственности по делам о преступлениях, предусмотренных главой 23 УК РФ (злоупотребление своими полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации; злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами; превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб; коммерческий подкуп). В примечаниях к ст.201 УК РФ записаны следующие положения: 1)если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия; 2) если деяние, предусмотренное настоящей статьей или иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.
Для придания процессуальной формы указанной уголовно-правовой норме Федеральный закон от 21 декабря 1996г. дополнил УПК РСФСР статьей 271, которая сохраняется и в ПУПК РФ (ст.28). Суть ее заключается в том, что привлечение к уголовной ответственности при наличии предусмотренных законом условий по этим делам возможно только по заявлению руководителя коммерческой (иной подобной) организации или с его согласия.46 Это значит: предусмотренные ст.201-204 УК дела могут быть возбуждены и без такого заявления или согласия, но эти условия нужно соблюдать при решении вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого. Если требуемого законом заявления или согласия нет, то лицо не может привлекаться к уголовной ответственности, а возбужденное уголовное дело прекращается. Здесь действует диапозитивное начало, ограничивающее публичное уголовное преследование волей лица, исходящего из своих частных интересов, лишь в случаях, когда вред причинен преступлением исключительно этим интересам.
Дела о преступлениях, предусмотренных главой 23 УК РФ, считаются делами публичного обвинения.47
Какой бы характер (публичный, частно-публичный, частный) ни носили дела о преступлениях, уголовное преследование по ним ведется в процессуальной форме. Между тем в реальной действительности преследование бывает также в непроцессуальной форме, в том числе до возбуждения уголовного дела, скажем, в порядке оперативно-розыскных мер, при погоне за преступником милицией, самим потерпевшим, другими гражданами, захвате его по "горячим следам", задержании на месте преступления и т.д. Такая возможность основана на законах РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г., "О милиции" от 18 апреля 1991 г. в редакции Закона от 31 марта 1999 г., "О Федеральных органах налоговой полиции" в редакции от 17 декабря 1995г., "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г., "О ведомственной охране" от 14 апреля 1999 г., "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г.
В Федеральном законе РФ "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка", принятом Государственной Думой 27 января 1999 г. и одобренном Советом Федерации 18 февраля 1999 г., подчеркивается, что каждый имеет право защитить свою жизнь, достоинство и собственность, а также жизнь, достоинство и собственность других лиц от преступных посягательств любыми доступными ему средствами и способами, не запрещенными законом (ч.1 ст.50). Этот закон предоставляет народным дружинникам право преследовать, задержать и доставлять в правоохранительные органы лиц, совершивших преступления, изымать у них орудия совершения преступления, вплоть до применения к ним физической силы и специальных средств (ст.15-18).48
Аналогичные же положения предусмотрены в Законе РБ от 23 июля 1997 г. "Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан" и утвержденном на его основе 7 июля 1998 г. Кабинетом Министров РБ Положении "О рабочих отрядах содействия милиции в Республике Башкортостан".49 Это согласуется с международными актами, предлагающими государствам активизировать свои усилия по обеспечению как можно более широкого участия общественности в борьбе с преступностью (например, принятые ООН Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия 1985 г., Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений 1990 г.),50 а также с отечественными политико-правовыми и нормативными документами, в которых признано необходимым широкое использование помощи граждан и сил общественности в предупреждении, пресечении, раскрытии преступлений и розыске преступников (например, Заключение по результатам парламентских слушаний "О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях", одобренное постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 сентября 1997 г., постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997 г., "О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации", Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270).51
То, что существует уголовное преследование и вне рамок уголовного процесса, видно также из норм уголовного законодательства. Так, ст.38 УК РФ подтверждает право на задержание преступника для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений. Социальная ценность такого (уголовно-правового) задержания состоит в том, что оно способствует реализации принципа неотвратимости ответственности за преступление и в то же время устраняет опасность совершения задерживаемым лицом новых преступлений, предупреждает возможную в дальнейшем преступную деятельность.
Ст.213 УК устанавливает более строгую уголовную ответственность за хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. Тем самым подтверждается, что уголовный закон защищает лиц, правомерно преследующих преступления.
Таким образом, сам законодатель дозволяет непроцессуальные формы уголовного преследования. Опираясь на вышеприведенные законы и саму практику, их можно подразделить на следующие виды: 1) оперативно-розыскной, осуществляемый лицами, выполняющими оперативно-розыскные функции; 2) общественно-гражданский, совершаемый представителями общественных формирований, частным детективом, потерпевшими и отдельными гражданами; 3) ведомственно-охранный, осуществляемый службой ведомственной и иной охраны. Однако все эти виды уголовного преследования могут и должны вестись только на законных основаниях, в правомерных пределах и порядке. Здесь не может быть произвола.
|
|