|
Еникеев З.Д.
Механизм уголовного преследования:
Учебное пособие / Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2002. - 116 с.
К оглавлению | Напишите письмо автору
Глава 3. ИНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
§ 1. Участие общественности в уголовном преследовании
Участие общественности в уголовном преследовании - понятие, производное от более широкого понятия "участие общественности в борьбе с преступностью". Последнее включает в себя как меры, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, так и меры, установленные иными правовыми и политико-правовыми актами. Если уголовное преследование есть преследование уже совершенных преступлений в рамках уголовного процесса, то борьба с преступностью предполагает также предупреждение и пресечение преступлений общесоциальными и специальными социальными мерами. Именно о таких мерах речь идет, например, в Федеральном законе РФ от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Преследование преступлений возможно и за рамками возбужденного уголовного дела, т.е. в непроцессуальной форме. Так, согласно статьям 11, 12 Федерального закона РФ от 14 апреля 1999 г. "О ведомственной охране" работники ведомственной охраны имеют права и обязанности по пресечению преступлений, преследованию и задержанию лиц, их совершивших. До возбуждения уголовного дела преследование бывает также в порядке оперативно-розыскных мер, при погоне за преступником милицией, самим потерпевшим, другими гражданами, захвате его по "горячим следам", задержании на месте преступления и т.д.1
По МУПК (ст.161), УПК РБ (ст.109) и РК (ст.133) не только потерпевший, но и любой иной гражданин имеет право захватить (задержать) и принудительно доставить в орган власти лицо, совершившее преступление, с целью пресечения возможности скрыться и совершения им иных посягательств. В УПК РФ такое положение не предусмотрено. Но ст. 38 УК РФ подтверждает право граждан на задержание преступника для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений.
Приведенные данные дают основание для понимания участия общественности в уголовном преследовании в узком (в рамках уголовного судопроизводства) и в широком (вне этих рамок) смысле. Ввиду того что "преследование преступлений касается всего общества"2, что добиться успеха в данном деле можно лишь в том случае, "если сама народная масса помогает"3 и что "без опоры на широкую общественную поддержку - с преступностью не справиться и порядка в стране не навести"4, важно рассмотрение обоих этих понятий с точки зрения их правового регулирования.
К сожалению, в России правовая регламентация участия общественности в борьбе с преступностью сильно отстает от потребностей практики. Пока нет единого, общего для всей России законодательного акта, который бы удовлетворял нынешние запросы жизни. В действующих законах РФ обозначены лишь отдельные моменты рассматриваемого вопроса. В частности, в Законе РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. в редакции Закона от 4 августа 2001 г. записано: "Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами" (ч. 2 ст. 3). Но в чем, в каких формах и пределах заключается это взаимодействие, в нем не раскрывается. В Законе РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. статья 17 посвящена содействию граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В ней говорится: "Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту".
Неоправданно затянулось принятие Федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". Его проект давно разработан и дважды принимался Государственной Думой и одобрялся Советом Федерации. Когда Президент РФ первый раз отклонил его как противоречащий Конституции РФ и ряду федеральных законов, в "Российской газете" за 12 марта 1998 года был опубликован материал "Народный дружинник криминал не остановит". В нем утверждалось, что принятие этого закона приведет к размыванию функций, задач, полномочий и ответственности органов государственной власти и общественных объединений. Понятно, что такое отношение к данному законопроекту и подобные публикации не настраивают общественность на борьбу с преступными посягательствами. Глубоко заблуждается тот, кто думает, что избавит общество от преступности могут одни лишь правоохранительные органы. Нигде, никогда, ни в одной стране мира и ни в какой цивилизации этого сделать не удавалось без подключения потенциала самого общества, всего народа.
Справедливости ради отметим, что в Республике Башкортостан аналогичный закон - "Об общественных объединениях правоохранительного характера" был принят еще 28 июля 1997 года. На его основе приняты и действуют утвержденные постановлением Кабинета Министров РБ от 7 июля 1998 года: Положение о социально-профилактическом центре по месту жительства граждан, Положение о рабочих отрядах содействия милиции и Типовое положение о совете профилактики трудового коллектива. 23 марта 1998 года принят Закон о государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Указом Президента РБ от 30 марта 2001 года утверждена Программа борьбы с преступностью в республике на 2001-2003 годы, которая предусматривает целый ряд мер, направленных на повышение активности населения в борьбе с проявлениями преступности.
О том, что участие общественности в противодействии преступности эффективно, можно привести пример из практики. В городе Старый Оскол Белгородской области благодаря помощи дружинников снизилось количество наиболее распространенных преступлений - квартирных краж.5
В отмеченном плане представляется неправильным то, что в УПК РФ не сохранено положение УПК РСФСР (ст. 128), предписывающее следователю обязанность использовать помощь общественности для раскрытия преступлений и розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Участие общественности в уголовном процессе заслуживает того, чтобы возвести его в ранг принципа уголовного судопроизводства. Именно так решен этот вопрос в Узбекистане, статья 21 УПК которого участие общественности в судопроизводстве по уголовным делам причисляет к принципам уголовного процесса. Она гласит: "При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел дознаватель, следователь, прокурор и суд вправе, в пределах своей компетенции, использовать помощь общественности для установления обстоятельств совершения преступления, розыска и изобличения виновных, вынесения справедливого приговора, а также для выявления причин преступлений и условий, способствовавших его совершению. Представители общественных объединений и коллективов вправе участвовать в производстве по уголовным делам в качестве общественных обвинителей и общественных защитников.
В проекте федерального закона о Следственном комитете Российской Федерации в числе принципов деятельности органов предварительного следствия указывается их взаимодействие с другими правоохранительными и иными государственными органами, а также общественными организациями и гражданами (п. 7 ст. 4). Но такой формулы нет в Положении об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г.
Такой подход расходится с конституционным принципом о том, что источником власти в стране является народ, осуществляющий ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Не согласуется он и с международными актами, предлагающими государствам активизировать усилия по обеспечению как можно более широкого участия общественности в осуществлении правосудия по уголовным делам, в предупреждении преступности и борьбе с нею. Это принятые ООН Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (1985 г.), Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений (1990 г.), Стандартные минимальные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила от 14 декабря 1990 г.), относящие общественные начала к основополагающим принципам в этой сфере, а также Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила от 29 ноября 1985 г.), признающие усилия всего общества в целом условием эффективности предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
В Декларации о полиции, принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 г., указывается, что сотрудникам полиции и других органов, выполняющих правоохранительную функцию, необходима активная моральная и физическая поддержка общества.
В условиях прогрессирующей криминализации общества, острого кризиса борьбы с преступностью и торжества уголовных авторитетов в нашей стране многократно возрастает значение названных актов для совершенствования отечественного законодательства. Благо, что в новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., записано, что решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны опираться на поддержку общества. Но чтобы задействовать все ветви государственной власти, весь потенциал гражданского общества, обеспечить повсеместную деятельную помощь населения в правоохранительном деле, отмеченные прогрессивные международные положения должны быть полностью трансформированы в нормативно-правовой массив России, регулирующий борьбу с преступностью. В политико-правовых и законодательных актах желательно обозначить важность всеобщего общественного осуждения преступности, подчеркнуть, что борьба с нею, укрепление законности и правопорядка есть общегосударственная, общенародная задача. Необходимо не только констатировать, что "борьба с преступностью и коррупцией получит должный эффект лишь тогда, когда мощь государства будет подкреплена активной поддержкой его граждан"6 или "решение этой задачи невозможно без серьезной государственной поддержки, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан"7, а воплощать эти идеи в реальность.
Имея в виду, что современная преступность есть экстерриториальное явление, назрела необходимость обсуждения проблемы имплементации международных норм по этим вопросам в национальное законодательство на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Целесообразно принять рекомендательный для стран СНГ модельный закон об участии общественности в борьбе с правонарушениями.
Поскольку согласно МУПК, УПК РБ. РК и Закону о прокуратуре РФ, УПК РФ уголовное преследование - категория уголовного процесса, в уголовно-процессуальном законодательстве, с нашей точки зрения, должно быть предусмотрено участие общественности, граждан в этой деятельности. В пользу такого решения вопроса выступает часть 5 ст. 32 Конституции России, согласно которой граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Между тем статьей 22 УПК РФ правом на участие в уголовном преследовании наделены только потерпевший, его законный представитель и (или) представитель. В УПК РБ 28-я статья хотя и именуется "Право граждан на участие в уголовном преследовании и обвинении", но их круг ограничивается только потерпевшим и его правопреемником.
Отсутствие надлежащей правовой базы участия общественных сил в этом процессе - фактор, мешающий органам уголовного преследования обеспечить эффективное осуществление данной деятельности. Поэтому нужны основательные, совершенные законы.
Но как бы ни были хороши законы, они не будут работать, если нет доверия общественных объединений и граждан к правоохранительным органам. И этот вопрос стал злободневным. Углубляющийся правовой нигилизм населения, внедрение в массовое сознание стереотипов противоправного поведения и силового разрешения споров, правовой беспредел и коррумпированность органов власти, отсутствие системы надлежащего правового воспитания людей и другие негативные факторы привели к неверию значительной части граждан в способность правоохранительных органов защитить интересы личности и общества. Об этом свидетельствует то, что по данным исследований ВНИИ МВД РФ в среднем по России около 60 % опрошенных жертв преступлений не обращались в правоохранительные органы с сообщением о совершенном в отношении них преступлении. Основными причинами необращения были сомнения в результативности деятельности правоохранительных органов (54 %), нежелание быть втянутым в затяжной судебный процесс (26 %), опасение наступления неблагоприятных последствий (20 %).8 О том, что основания для таких сомнений и опасений были и остаются тревожной реальностью сегодняшнего дня, говорят распространенность нарушений законности в деятельности правоохранительных и судебных учреждений и обусловливаемые такими фактами многочисленные нарекания граждан в адрес этих органов.9
Отсюда задача - восстановление доверия общественности к правоохранительным органам. Для этого нужны кардинальные государственные меры по устранению обстоятельств, породивших такое неверие, и формированию позитивного общественного мнения о правоохранительной службе. В их числе скорейшее принятие Федерального закона о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству.10
Незащищенность этих лиц от противоправного воздействия на них со стороны подозреваемых, обвиняемых, их родственников, знакомых и других близких им лиц выступает одной из причин того, что потерпевшие и свидетели подвергаются массированному давлению, угрозам, шантажу, подкупу со стороны преступных группировок, родственников и близких обвиняемого. Нередко им и членам их семей угрожают смертью, увечьем, уничтожением имущества, и в ряде случаев такие угрозы осуществляются. По данным МВД РФ, за 1,5 года противоправному воздействию подверглись около 1800 участников уголовно-процессуальной деятельности и их близких.11
Насколько эта проблема остра, характеризует и следующий факт: 34,8 % из 40 тыс. опрошенных лиц заявили, что в случае, если они станут свидетелем преступления, в правоохранительные органы о случившемся не сообщат.12
Нельзя сказать, что в России нет законов, предусматривающих нормы о защите участников уголовного судопроизводства. Закон РСФСР о милиции провозгласил обязанность милиции принимать меры по охране лиц, участвующих в уголовном деле, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество этих лиц находятся в опасности (п. 24 ст. 10). Законом РФ об оперативно-розыскной деятельности на органы, осуществляющие эту деятельность, возложена обязанность содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности имущества участников уголовного производства, членов их семей, близких от преступных и иных противоправных посягательств (п. 6 ст. 14). В статье 11 Закона РФ от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" предусмотрена обязанность приставов обеспечивать в судах безопасность участников судебного процесса и свидетелей. Однако вышеприведенные данные показывают, что указанные нормы не образуют достаточной системы, гарантирующей безопасность лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Поэтому нужен отдельный закон, устанавливающий не только обязанность названных органов в этой сфере, но и механизм реальной, надежной защиты участников уголовного процесса.
Желательно принять Федеральный закон, регламентирующий деятельность по предупреждению преступлений, и закон о защите личности от противоправных посягательств. Однако желаемая помощь населения сама по себе не приходит. Требуются постоянные и полновесные организационные усилия, чтобы мобилизовать общественные силы на борьбу с преступностью. Необходимы прежде всего всеобщее правовое воспитание населения, разъяснительная, просветительская работа, обучение людей защите и самозащите от преступных посягательств.
Обеспечение участия общественности в борьбе с преступностью - серьезная проблема, требующая больших финансовых затрат. Но, несмотря на нынешние экономические трудности, решение ее нельзя откладывать, ибо преступность - фактор, расшатывающий устои общества. Она мешает развитию страны, является антиподом общечеловеческих ценностей, в том числе прав и свобод людей. Участие граждан и общественных формирований в борьбе против этого зла есть одно из проявлений демократизма, одна из важнейших форм реализации людьми своего конституционного права участвовать в управлении делами государства, есть условие формирования и развития в стране цивилизованного гражданского общества, правового государства. Следовательно, для осуществления этих идеалов нужно создать нормативную базу, включающую в себя законодательство, регулирующее затронутые вопросы всеобъемлюще и в совершенстве, и соответствующие иные условия для эффективного функционирования общественных начал в борьбе с криминалом.
|
|