|
Фоницкий И.Я.
Курс уголовного судопроизводства.
Т. 2. / Под ред. А.В. Смирнова СПб.: Альфа, 1996. 607 с.
К оглавлению
Глава I. ОБВИНЕНИЕ
165. Субъект обвинения. Публичное обвинение. Субъект возбуждения обвинения.
Право обвинения принадлежит государству, но из этого господствующего доныне
начала сохранились изъятия, остатки частного начала, в силу которых обвинительная
деятельность сосредоточивается в руках отдельных лиц как их частное право, без
всякого в том участия государства. Отсюда деление обвинения на публичное и частное,
в свою очередь создающее деление уголовных дел на дела публичного обвинения
и дела частного обвинения.
Публичное обвинение. Ввиду указанного расчленения обвинения на первоначальное и окончательное, или, по терминологии нашего законодательства, на возбуждение уголовного преследования и обличение перед судом, в учении о субъекте обвинения необходимо различать два вопроса: о лицах, уполномоченных на возбуждение уголовного преследования, и о лицах, уполномоченных на обличение виновных перед судом.
Субъект возбуждения уголовного преследования. Возбуждением уголовного преследования открывается уголовный иск, и лицо, против которого оно направляется, становится обвиняемым. На судебную власть оно налагает обязанность приступить к производству дела, если обвинение удовлетворяет необходимым для него юридическим условиям, и уголовное преследование, раз возбужденное, может быть прекращено только судом (а.277 УУС). Оно, таким образом, представляется составной и весьма важной частью обвинения, а потому и организация его примыкает к организации публичного обвинения.
При должностном его типе, усвоенном континентальными государствами Европы, оно должно бы осуществляться исключительно и всецело прокуратурой и органами, ее дополняющими. Но для возбуждения преследования, ввиду указанных выше особенностей его, все законодательства допускают отсюда более или менее значительные изъятия. Подле прокуратуры к участию в возбуждении уголовного преследования допускаются органы пресечения преступлений, разные административные и фискальные ведомства, частные лица, а иногда и сама судебная власть. Наиболее обширны эти изъятия по нашему действующему законодательству. Между тем как по системе французской случаи, когда возбуждение преследования предоставляется иным органам помимо прокуратуры, весьма редки и исключительны, у нас они чрезвычайно часты; эта особенность нашего законодательства вызвана огромностью наших расстояний, заставившей составителей судебных уставов опасаться, чтобы сосредоточение в руках прокуратуры права возбуждения уголовного преследования не привело к крайней медленности производства за малочисленностью состава нашей прокуратуры, что коренится в причинах финансовых.
Применяя указанное выше положение, по которому под возбуждением уголовного преследования должно быть понимаемо обязательное для уголовного суда, к которому оно обращается, требование о судебно-уголовном исследовании и разрешении данного дела, мы получим, что, по нашему законодательству (ст.52, 297 и сл. УУС), субъектами его осуществления могут быть почитаемы:
1) прокуратура;
2) заменяющие ее в мировом и административно-судебном порядке полиция и иные административные власти;
3) административные и казенные установления по некоторым делам, где требование их об уголовно-судебном производстве обязательно для судебной власти как в мировом, так и в общем порядке;
4) частные лица, потерпевшие от преступления;
5) органы судебной власти.
Далее
См. новый учебник в традициях И.Я. Фойницкого
|
|