Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. ч. 3. ГЛАВА I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта




Фоницкий И.Я.
Курс уголовного судопроизводства.
Т. 2. / Под ред. А.В. Смирнова СПб.: Альфа, 1996. 607 с.

К оглавлению

ГЛАВА I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

318. Органы наблюдения.

Наблюдение за производством предварительного следствия принадлежит прокуратуре. "Прокуроры и их товарищи, - гласит ст. 278 УУС,- предварительных следствий сами не производят, но дают только предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих действий". Такую деятельность прокуратуры необходимо строго отличать от самого производства следствия. Наше законодательство ни в одном случае не смешивает этих двух функций, что и составляет существенное отличие его от французского законодательства, дающего прокуратуре право даже на производство следствия по деяниям, захваченным на месте (in flagranti).

Функции, входящие в право наблюдения, слагаются из прав прокуратуры знакомиться с делом; давать по делу различные предложения, в большей или меньшей степени для следователя обязательные; приносить жалобы на действия и распоряжения судебного следователя.

Право знакомиться с делом должно было, по мысли составителей уставов, осуществляться в двоякой форме: в форме рассмотрения письменного производства следствия и тех письменных отношений, которые прокурор получает от судебного следователя, ив форме личного присутствия прокурора при производстве следственных действий. Для обеспечения возможности знакомства прокуратуры с делом в первом отношении закон обязывает следователя доводить до сведения прокурора или его товарища обо всех важнейших действиях следствия, как-то: о начатии следствия, об его заключении, о принятии мер пресечения и т. п.; с той же целью на полицию возлагается обязанность доводить до сведения судебного следователя и прокурора о происшествиях, заключающих в себе все признаки преступного деяния. Затем прокурор рассматривает письменное производство после того, как оно закончено и прислано к нему следователем. Очевидно, однако, что такой способ ознакомления с делом не может быть признан исчерпывающим. Тем большее значение имеет личное присутствие органа обвинительной власти при самом следствии, где оно может своевременно ознакомиться с обстоятельствами дела и тотчас предлагает судебному следователю принятие соответствующих мер. Но такое личное присутствие прокурора при следственных действиях у нас почти совершенно не имеет места. Лишь в крупных центрах населения лица прокурорского надзора присутствуют иногда в камере судебного следователя при производстве следствия, да и то только по делам особенно важным; так что знакомство с делом оказывается в большинстве случаев исключительно письменным, бумажным. Объясняется это, с одной стороны, незначительным числом лиц прокурорского надзора при сравнительно большом количестве дел; с другой стороны - разбросанностью участков и необходимостью производить следствия на самом месте совершения преступного деяния.

Прокурор имеет право давать следователю предложения. Закон различает три вида предложений: предложения первоначальные, о начатии предварительного следствия; предложения промежуточные, об отдельных действиях и мерах, предпринимаемых во время предварительного следствия; предложения о дополнении следствия.

Предложения первого рода обязательны для следователя. Но если он не находит достаточных юридических оснований для начатия предварительного следствия, то представляет о том в окружной суд, который и решает вопрос. Однако, в отличие от иностранных, наше законодательство не считает такие предложения безусловно необходимыми для открытия предварительного следствия; оно может быть начато и без предложения прокурора, самим судебным следователем. Промежуточные предложения по значению их для следователя разделяются на законные и незаконные. В исполнении первых следователь отказать не может: они для него безусловно обязательны. Если же он считает предложение незаконным, то представляет об этом суду, с указанием оснований, если требование прокурора им не исполнено. По содержанию промежуточные предложения прокуратуры могут относиться или к выполнению отдельных следственных действий, например допроса определенного свидетеля, или к принятию отдельных мер, например к задержанию обвиняемого. Требуемые прокурором следственные действия следователь обязан произвести с отметкой лишь о том в протоколе. Меры, требуемые прокуратурой, если они направлены к смягчению участи обвиняемого, более для следователя обязательны, чем противоположные. Равным образом обязательны предложения о дополнении следствия (ст. 278-287 УУС). В случаях несогласия с предложением прокурора, не имеющим обязательного значения, следователь, не исполняя его, представляет суду, которому дело подсудно (1906 18), объяснение причин такого неисполнения, и суд разрешает, должен ли следователь принять требуемые прокурором меры. Это основывается на том предположении, что обвинитель не будет предпринимать ничего противного своим интересам, а именно: если он не протестует против мер, принятых следователем, то, значит, считает свои интересы вполне обеспеченными, если же требует применения более строгих мер, то решающий голос принадлежит суду.

Из права прокурора наблюдать за производством следствия вытекает его право обжалования действий предварительного следствия и возбуждения вопроса о дисциплинарной или судебной ответственности следователя. Наблюдая за производством следствия, прокурор действует не как сторона, а как орган закона, и поэтому к суду он обращается не с жалобами или протестами, а с предложениями (ст.493 УУС и cл.). Он должен заботиться не только об интересах обвинения, но и об интересах защиты, вообще об интересах раскрытия истины.

Прокуратура окружного суда является нормальным органом наблюдения за производством предварительного следствия. Но кроме нее есть и другие органы, ее заменяющие. Так, по делам, подведомственным особым присутствиям Сената и судебных палат, наблюдение за ходом предварительного следствия принадлежит прокурору судебной палаты и его товарищу; по делам, подведомственным верховному уголовному суду, - обер-прокурору уголовного кассационного департамента; по делам о преступлениях должностных лиц - начальству последних.

319. Органы ревизионного надзора и пересмотра.

От наблюдения прокуратуры надо отличать надзор суда за производством предварительного следствия. Такой надзор признается необходимым в видах ограждения правильности предварительного разбирательства и тех разнообразных интересов, которые оказываются замешанными в деле. Судебный надзор осуществляется или в порядке жалоб, или в порядке ревизионном, сохранившемся еще у нас для предварительного следствия; последний порядок притом считается нормальным, первый - исключительным. Как в том, так и в другом случае орган надзора одинаков; таким органом как нормальным являются окружной суд и палата в качестве камеры предания суду. Окружной суд есть орган надзора за производством предварительного следствия в негласных распорядительных заседаниях, в которые представляются жалобы на действия судебного следователя и куда прокурор представляет свои заключения о прекращении или приостановлении следствия (ст. 523 УУС). О важнейших действиях предварительного следствия судебный следователь, в силу закона, обязан представлять окружному суду, который дает делу законное направление. Окружной суд есть нормальный орган судебного надзора по всем вопросам предварительного следствия, пока последнее не объявлено заключенным. С этого же момента нормальным органом надзора становится судебная палата, и лишь в делах маловажных, не требующих процедуры предания суду, остается окружной суд. Когда производство в палате, в порядке предания суду, закончено, дело вновь возвращается в окружной суд, который тогда опять становится органом надзора и принимает соответствующие меры, если это окажется необходимым. Определения окружного суда по надзору за предварительным следствием применительно к ст. 893 У У С могут быть обжалованы судебной палате (1870/335, 1871/159, 1881/12, 1895/17), но этим нормальный путь обжалования совершенно исчерпывается и жалобы на действия предварительного следствия в третью инстанцию не приемлются. Сенат принимает их иногда в порядке надзора, что не согласуется с законом.

Далее


См. новый учебник в традициях И.Я. Фойницкого


 







Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz