|
Фоницкий И.Я.
Курс уголовного судопроизводства.
Т. 2. / Под ред. А.В. Смирнова СПб.: Альфа, 1996. 607 с.
К оглавлению
ГЛАВА III. ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЕ К СУДУ РАСПОРЯЖЕНИЯ
332. Понятие. Объем прав суда первой степени.
Всякий суд, обязанный решить дело и постановить по нему приговор, но поступлении
к нему дела должен поставить себе вопрос, может ли оно в данном виде слушаться
в судебном заседании, и в случае надобности принять меры для подготовки его
к такому слушанию. Решение вопроса и принятие соответствующих мер наполняет
собой стадию приготовительных к суду распоряжений. Отсюда вытекает, с одной
стороны, что, занимая промежуток между предварительным и окончательным производством,
приготовительные распоряжения образуют начало последнего; и с другой- что. они
возможны и необходимы, во всяком суде, как общем, так и местном, как в первой
инстанции, так и в последующих. Но закон говорит о приготовительных к суду распоряжениях
как особой стадии процесса только по делам общих установлений в первой инстанции,
как переданным к ним из камеры предания суду, так и непосредственно к ним поступившим
по обвинительным актам прокуратуры или жалобам частных обвинителей.
Приготовительные распоряжения предпринимаются по инициативе самого суда, не
ожидая требований сторон. Как только дело поступает в окружной суд, председатель
должен препроводить его одному из членов для доклада и обсуждения в распорядительном
заседании, не требует ли дело со стороны суда каких-либо особенных распоряжений,
и определить порядок, в котором оно подлежит дальнейшему производству (ст. 547
УУС), а также для разрешения вопросов о таком порядке, возбужденных заявлениями
или жалобами сторон (ст.548 УУС). Вместе с тем закон предписывает ряд приготовительных
распоряжений, которые должны быть приняты общим образом по всем делам (ст.551-590
УУС) 1 .
Период приготовительных к суду распоряжений, начинаясь поступлением дела в суд для окончательного производства, заканчивается приступом к слушанию его, т.е. действительным открытием по делу судебного заседания. Вплоть до этого последнего момента могут быть выполняемы те процессуальные действия, которые отнесены на время приготовительных к суду распоряжений, например предъявление гражданского иска.
Таким образом, задача приготовительных к суду распоряжений - решить вопрос о возможности слушания дела в данном суде и подготовить последнее. Но в первом отношении на объем власти суда не может не оказывать влияния то обстоятельство, откуда к нему дело поступило.
Если дело поступило в окружной суд непосредственно от прокурора или частного обвинителя, то суд пользуется полно-
1 Объяснит, зап. к проекту УУС 1863 г., с.262, 263: "По получении
каждого дела суд прежде всего должен удостовериться: 1) подсудно ли оно ему
и направлено ли в законном порядке уголовного судопроизводства; 2) не следует
ли подвергнуть совокупному рассмотрению дела, имеющие между собой тесную связь,
но исследованные следователем отдельно, или, наоборот, раздельно рассмотреть
дела, соединенные следователем неправильно; 3) нет ли законных поводов к прекращению
или Приостановлению дела; 4) не нужно ли изменить принятых следователем мер
к воспрепятствованию подсудимым уклоняться от суда или к обеспечению иска о
вознаграждении; 5) не предстоит ли надобности к дополнению дела изысканием обстоятельств,
требующих местного исследования, или истребованием в суд каких-либо доказательств;
6) не следует ли открыть судебное заседание на месте происшествия или отсрочить
рассмотрение дела по встретившимся препятствиям до следующего периода заседании".
той прав по определению как подсудности дела, так и порядка его производства
во всех отношениях; он обсуждает наличность всех условий, необходимых для слушания
дела, относительно всех лиц, к суду привлеченных, и решает или о принятии обвинения
в целом, или же о принятии его в части, или, наконец, о прекращении или о приостановлении
его, т.е. кроме функции приготовительных к суду распоряжений суд выполняет при
этом некоторые функции камеры предания суду. Конечно, определения его по этим
предметам подлежат обжалованию на общем основании.
В ином положении находится суд по делам, направляемым к нему обвинительной
камерой. Вопрос о подсудности разрешен уже этой камерой, определение которой,
как высшей инстанции, для окружного суда обязательно; ставить его вновь последний
не может, разве бы открылись новые обстоятельства, изменяющие решение состоявшееся;
о них должно быть представлено камере (ст.549 УУС) 1. Но наряду с вопросами
о подсудности этот закон ставит, и придает им то же значение, вопросы "порядка
производства дела, по которому состоялось определение судебной палаты о предании
обвиняемого суду". Что следует разуметь под последним? Попытка ограничения их
вопросом о том, следует ли дело производить в порядке частного или публичного
обвинения 2 , не может быть принята, так как и другие вопросы из области порядка
производства при прохождении дела через обвинительную камеру получают в ней
разрешение, очевидно обязательное для суда, которому дело передается; таков
вопрос о лицах, суду преданных, и о деяниях, поставленных им в вину; поэтому
окружной суд не может за отсутствием состава преступления прекратить дело, по
которому состоялось предание суду, не может привлечь к нему новых лиц или изменить
обвинение против привлеченных палатой; если бы в этом оказалась нужда по вновь
открывшимся обстоятельствам, то о них он должен представить палате. Но все другие
вопросы о порядке производства, палатой не разрешавшиеся, подлежат разрешению
окружного суда, например о дополнении списка свидетелей, о слушании дела в тот
или иной период заседаний, о вызове сторон и т. п.
Принадлежит ли суду или его председателю в период при- готовительных распоряжений власть дополнения предварительного следствия и производства исследований, нужных для вы-
1 Положение это обязательно и для судебных палат, действующих
в качестве суда первой степени, которые так же,'как и окружные суды, не вправе
входить в рассмотрение вопроса о'правильности самого предания суду (1901/29,
иеромонаха Алексия).
2 Дансвский В. П. Приготовительные к суду распоряжения. Доклад
в С.-Петербургском юридическом обществе //Записки Харьковского императорского
университета. 1895. Кн.З. С.1-63.
яснения необходимости такого дополнения? Французское право решает этот вопрос
утвердительно, постановляя, что в период приготовительных распоряжений производится
дополнительное следствие, и не только предоставляя председателю, но даже возлагая
на него обязанность в силу его дискреционной власти вызвать подсудимого для
допроса и распорядиться о пополнении тех пробелов, которые будут усмотрены им
в предварительном следствии. Председатель имеет затем право внести в окончательное
следствие материал, собранный таким дополнительным следствием. Наше законодательство,
подробно перечисляя виды возможных в этот период со стороны суда и председателя
его распоряжений, не упоминает в ряду их о производстве дополнительного следствия;
оно допускает распоряжения о дополнении доказательств для окончательного производства,
например о вызове дополнительных свидетелей, но лишь по требованию сторон, и
совершенно молчит о самостоятельных расследованиях суда. Молчание это умышленно
и коренится в том, что функция обвинения лежит на обвинителе и вмешательство
в нее суда, противореча состязательности процесса, могло бы ослабить обвинение,
нарушив его цельность. Это, конечно, не лишает суд общего права служить цели
достижения материальной истины и во всякий момент производства распорядиться
о привлечении к делу недостающих доказательств, но ни председатель суда, ни
судебная коллегия никогда не превращаются в следователя 1.
1 В практике замечаются колебания по этому вопросу. В кассационном
решении 1869/917 Сенат даже за мировыми установлениями признает право изыскания
и привлечения свидетелей, не указанных сторонами, по делам публичным. Равным
образом на суд возлагается обязанность по собственной его инициативе собирать
сведения о звании, летах подсудимого, его прежней судимости (ст.413 и 414 УУС).
Далее
См. новый учебник в традициях
И.Я. Фойницкого
|
|