Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Гармаев Ю.П. Выездные занятия по повышению квалификации работников правоохранительных органов: организация, проведение, методическое обеспечение: Методическое пособие - Иркутск: ИПКПР ГП РФ, 2005."Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров и следователей. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора или следователя занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе". Часть 2 статьи 43.4. Федерального закона "О прокуратуре РФ" Введение
С января 2004 года Иркутский институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ перешел только на обучение слушателей - прокурорских работников. Ранее обучались и студенты. В настоящее время Институт реализует такие виды дополнительного профессионального образования, как повышение квалификации и профессиональная переподготовка прокурорских работников с высшим юридическим образованием по новым, перспективным направлениям в области правоведения и других, смежных с правоведением областях. Обучение ведется по очной форме с отрывом от основной деятельности. В процессе обучения реализуются программы дополнительного профессионального образования по специализации "Прокурорский надзор" и "Расследование преступлений". В институте повышают свою квалификацию работники органов прокуратуры городского и районного звена Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Это прокуроры городов и районов, их заместители, помощники прокуроров и следователи, а также военные прокуроры и следователи Уральско-Приволжского, Сибирского и Дальневосточного военных округов. Специфика работы обучающихся прокурорских работников находит отражение в учебных и учебно-тематических планах. По сравнению с периодом, когда в институте обучались и практические работники и студенты, существенно повышены требования к вопросам дидактики, организации учебного процесса. Коллектив справляется с поставленными задачами. Для наилучшего восприятия материала слушателями и оптимизации учебного процесса профессорско-преподавательским составом используются такие формы занятий, как обмен опытом работы прокуратур в различных регионах, деловые игры, "круглые столы" по проблемам прокурорского надзора и расследования преступлений. При проведении лекционных и семинарских занятий активно используются мультимедийные средства, новейшие достижения в области аудио-видео и компьютерной техники. Постоянно анализируются и внедряются передовые достижения педагогических наук в области обучения взрослых. С целью повышения эффективности обучения используются возможности компьютерного класса и кабинета криминалистики, оснащенного передовой криминалистической техникой, стендами. Слушатели изучают специальную литературу и нормативные акты в библиотеке Института, которая насчитывает более 20 000 экземпляров книг, юридических журналов. Реализация программы обучения обеспечивается кафедрами прокурорского надзора, организации прокурорско-следственной деятельности, уголовного процесса и криминалистики и др. В процессе обучения участвуют работники прокуратуры Иркутской области и других правоохранительных органов, судьи, эксперты. Самостоятельными формами работы сотрудников института являются: - организация семинаров и конференций для практических работников правоохранительных органов. Такие семинары были проведены не только в Иркутской, но и в Новосибирской области, Красноярском крае, Республике Бурятия и др.; - сбор и обобщение материалов следственной, судебной, надзорной практики всех регионов, входящих в сферу деятельности института. Получаемые из правоохранительных органов материалы используются не только для подготовки пособий и монографий, для проведения лекций и семинаров, но и для обмена опытом между обучаемыми. Анализируется и распространяется по стране положительный опыт отдельных подразделений и должностных лиц, всестороннему рассмотрению подвергаются типичные ошибки и нарушения закона; - подготовка и издание учебно-методических, учебных и практических пособий, монографий. Всего за указанный период издано свыше 60 учебно-методических пособий. В федеральных и региональных журналах и сборниках опубликовано более 150 научных и методических работ (статей, тезисов); - участие в проведении экспертных исследований, проверок, организуемых прокуратурами субъектов РФ1, в заседаниях коллегий, в оперативных совещаниях по актуальным вопросах прокурорско-следственной деятельности; - участие в международных и всероссийских научных конференциях по профилям работы института. Специфика деятельности института повышения квалификации прокурорских работников такова, что обучение прокуроров, их заместителей, помощников и следователей необходимо проводить не только путем их вызова из регионов и проведения занятий в институте. Охватывая более 40 прокуратур субъектов РФ, институт способен обучить в своих стенах лишь небольшую часть прокурорско-следственных работников. Поэтому высокую эффективность показали занятия, проводимые профессорско-преподавательским составом с выездом в прокуратуры субъектов РФ. В Уставе Института заложена необходимость проведения таких мероприятий. В 2003-2005 г.г. работниками института проведено более 200 часов занятий с выездом в 14 субъектов Российской Федерации. Бурятию, Усть-Ордынский и Агинский Бурятские национальные округа, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Алтайский края, Иркутскую, Новосибирскую, Омскую, Сахалинскую, Читинскую, Свердловскую, Челябинскую области. Из них в 7 субъектах занятия проводились два и более раза. При этом институт взял на себя расходы, связанные с командированием работников института в регионы. В представленном методическом пособии излагается, в основном, авторская методика проведения занятий, подготовленная заведующим кафедрой организации прокурорско-следственной деятельности д.ю.н. советником юстиции Ю.П. Гармаевым, проведенных им в перечисленных субъектах РФ, что не исключает возможность использования других подходов, как преподавателями - работниками института Генеральной прокуратуры РФ, так и практическими работниками органов и учреждений прокуратуры РФ. Особенностям организации и проведения таких занятий, а также использованию их результатов в практической, учебной и научной деятельности посвящено данное пособие.
Директор Иркутского института повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ государственный советник юстиции 3 класса к.ю.н., доцент Андриянов В. Н.
1. Подготовка к проведению занятий
1.1. Для успешного проведения выездных семинаров, а также в целях максимального использования их результатов в текущей работе института, в подготовке методических и иных работ, рекомендуется вести тщательную подготовку к занятиям, которая включает два этапа: - до выезда в субъект РФ; - по приезду на место проведения занятий. На первом этапе организуется следующие мероприятия: 1. Рассылка информации о проводимых работниками института занятиях (список прилагается. См. приложение 1); 2. Получение заявки от прокуратуры субъекта РФ или приравненной к ней прокуратуры (проект приглашения - Приложение 2). 3. Установление контакта с руководителями и работниками прокуратуры субъекта РФ, на которых возложена организация семинара и сопутствующие оргвопросы (далее - организаторы2). 4. Согласование времени, места, условий проведения занятий, других организационных вопросов (См., например, Приложение 3). 5. Адаптация содержания выступления к условиям места проведения занятий и категорий слушателей. 6. Подготовка планируемых к применению технических средств обучения и литературы. Для реализации мероприятий по п. 1 в прокуратуры субъектов РФ заранее рассылаются перечни тем выездных занятий, проводимых работниками института, с указанием: 1. наименования темы; 2. данных о лекторе3; 3. предлагаемых форм проведения занятий; 4. предполагаемого объема в часах; 5. рекомендуемых категорий слушателей; 6. контактной информации и др. 1.2. При этом институт активно использует средства электронной почты через сеть Интернет, как наиболее дешевые, оперативные, почти неограниченные в объемах передаваемой информации. На сегодняшний день практически все прокуратуры субъектов РФ имеют электронные адреса, обладают всеми техническими возможностями для такой переписки. Было бы полезно и на уровне всех районных прокуратур внедрять соответствующие технические средства. После получения заявки от прокуратуры субъекта РФ по телефону и/или письменно (Приложение 2) лектор уточняет, для какой аудитории планируется проведение занятий: следователи, прокуроры, помощники прокуроров по определенным направлениям надзора, заместители прокуроров и др., средний стаж работы в должностях и т.п. (Приложение 3). С учетом этой информации лектор может скорректировать свое выступление. Здесь же можно выяснить у организаторов, какие проблемы интересуют эту аудиторию в рамках заявленной темы. Рекомендуется максимально тщательно согласовать с организаторами все организационные вопросы: время проведения, вид занятия, наличие и характеристики специальной техники (видеопроекторы и экраны, микрофоны, усилители и акустика и т.д.), характеристики помещений (вместимость, звукоизоляция, температура, проветриваемость). Как ни банально это звучит, опыт показывает, что этим "второстепенным", на первый взгляд, вопросам лучше заранее уделить максимум внимания. Часто занятия срываются, результативность их резко падает из-за духоты, жары или напротив - холода в помещениях, невозможности вместить всех прибывших и т.п. 1.3. Высокую эффективность показало проведение занятий по отдельным темам с участием, как прокурорских работников, так и сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (МВД, ФСКН, ФСБ, ФРС), а также судей. Обеспечивается заинтересованный обмен мнениями, согласование спорных позиций. Например, во время проведения занятий по методике расследования взяточничества, проводимых в форме лекции, а затем - обмена опытом, участники семинара - прокуроры районов, их заместители по надзору за следствием и дознанием, следователи имеют возможность тут же обсудить наиболее актуальные и спорные вопросы с заранее приглашенными руководителями и сотрудниками оперативно-розыскных подразделений органов МВД (подразделения БЭП, БОП, СБ) и ФСБ. Обсуждаются вопросы достаточности оснований для возбуждения уголовного дела, сложные следственные и судебные ситуации по конкретным, известным всем присутствующим уголовным делам, имеющим особую значимость. Прокуроры, следователи и оперативники имеют возможность высказаться на межведомственном уровне и с учетом особой, межведомственной и в то же время "научно-практической" обстановки занятия, достигнутые здесь соглашения, как правило, уже более эффективно внедряются в практику. Желательно после занятия, проводимого в широкой аудитории, запланировать оперативные совещания по конкретным делам, с участием лектора, следователя, оперативных работников и руководителей соответствующих подразделений (см. гл. 5.5). Невозможно переоценить и участие руководителей судов, судей региона в занятии. Даже если рекомендации просто изложены в их присутствии - это уже дает занятию неизмеримо больший эффект. А уж если удается в рамках семинара пригласить судей к обсуждению, выслушать их мнение по проблеме, то имеется возможность коренным образом и в лучшую сторону изменить региональную практику. В порядке подготовки к проведению межведомственных занятий лектор, с учетом выбранной темы, предлагает организаторам из прокуратуры субъектов РФ соответствующие формы учебы. Если прокуратура согласна, то на имя руководителей судов, органов МВД (в том числе транспортной милиции), ФСКН, ФСБ, ФРС и др. высылаются письма-приглашения к участию в семинаре. С организаторами согласовываются и другие вопросы. В частности, в регионах наиболее вместимые помещения имеются в Управлениях (министерствах) МВД субъекта РФ. Занятие можно провести с приглашением работников прокуратуры. В необходимых случаях следует провести занятия дважды: сначала в прокуратуре, затем, например, в УВД. В таком случае на занятие в прокуратуру, помимо прокурорских работников, приглашаются руководители соответствующих органов и их подразделений. На занятие в УВД можно пригласить помимо руководителей уже и рядовых работников УВД. УВДт, ФСКН, ФСБ и др. Но и во втором случае участие прокурорских работников обязательно (образец письма - Приложение 4). 1.4. Имеет смысл заранее определить тему своих выступлений не только с учетом "общероссийской" актуальности проблемы. Необходимо еще до выезда на место выяснить специфику региональных проблем, связанных с тематикой предстоящих занятий. Так, в рамках подготовки цикла занятий по теме "Использование результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в расследовании уголовных дел" мы заранее запрашиваем в прокуратуре субъекта РФ сведения о том, по какой категории дел имеются наибольшие проблемы с легализацией результатов ОРД. Имеются ли оправдательные приговоры, где доводами суда в пользу подсудимых стали нарушения закона при осуществлении ОРД и представлении ее результатов, каковы эти доводы и т.д. Лектору рекомендуется заранее, то есть за 7-15 дней до выезда, по телефону и письменно, с использованием факса или Интернета, обратиться с просьбой к прокурору субъекта РФ4 о подборе материалов следственной и судебной практики по интересующим лектора вопросам. Это могут быть данные статистики, справки, докладные, копии материалов уголовных дел: приговоров, обвинительных заключений и т.п. Можно заранее попросить истребовать уголовные дела и материалы из архивов отдаленных подразделений, судов и т.д. Все это в рамках самого выезда сделать будет достаточно трудно, а опыт показывает, что "вдогонку" уехавшему лектору материалы высылают не всегда (Примерный образец запросов - Приложения 5-6). 1.5. В отношении технических и иных средств обучения следует учесть следующее. Мультимедийные средства обучения могут быть подготовлены лектором в виде файлов, выполненных в программах POWERPOINT, WORD, EXEL или в виде гипертекста. Однако необходимо учесть, что эффективность использования мультимедийных средств зависит от характеристик имеющейся в прокуратуре технических средств в сочетании с размерами помещения, их затемнением, количеством слушателей. Например, если в актовом зале прокуратуры субъекта РФ 100 и более посадочных мест, прибыло столько же слушателей, а диагональ экрана, на который проецируется изображение с видеопроектора, менее 2 метров, то уже с центра зала слушатель вряд ли что-то разглядит из содержания таблиц, графиков и схем, демонстрируемых лектором. В этом случае рекомендуем все-таки применять "бумажные" материалы: пособия, памятки и т.п. (об этом ниже). Здесь необходимо отметить, что желательно заранее подготовить к выезду на место проведения занятий экземпляры анкет, материалов, которые планируется распространить среди слушателей на самом занятии или до его начала (далее - раздаточные материалы). Следует загодя согласовать с организатором вопрос о размножении этих материалов на месте и в необходимом количестве. Можно и нужно выслать образцы документов заблаговременно, например, электронной почтой (образец сопроводительного - Приложение 7). Отметим, что даже при наличии в прокуратуре субъекта РФ современной аудио- видео- техники (видеопроектор, большой настенный экран и т. п.), раздаточный материал на бумаге - в виде памяток, схем, таблиц и т.п. по количеству слушателей, как минимум, не проигрывает перед мультимедийными средствами обучения. Использование раздаточных материалов резко усиливает эффект восприятия и запоминания информации практическими работниками. 1.6. Практика проведения автором выездных занятий показала, что наиболее эффективный раздаточный материал - это методическое (практическое) пособие, изданное специально по данной теме, размноженное в количестве, необходимом для слушателей. В таком пособии может содержаться вся необходимая для обучения информация: - анализ правовых норм, правоприменительной практики, типичных ошибок и нарушений законодательства; - собственно рекомендации, советы; - наглядные схемы и таблицы, графики и т.п.; - извлечения из НПА; - перечень НПА и рекомендуемой литературы; - образцы документов (См., например гл. 2, Приложение 8-9); - список адресов в Интернете, откуда можно "скачать" информацию по теме, заказать литературу и т.п.; - адреса, телефоны, E-male и другая контактная информация института, автора и др. - Большим плюсом является приобщение к пособию диска CD-R с электронными образцами документов, полных текстов НПА, некоторых фрагментов самого пособия5, а также другие публикации автора и других ученых6 на заданную тему. Сложность применения пособия в качестве раздаточного материала заключается в проблемах организации доставки к месту использования и др. (см. гл.4.5). Рекомендуется также заранее отдельно подготовить электронные копии учебных и методических материалов по теме (на диске CD-R), включая раздаточные материалы, и затем вручить их организаторам для рассмотрения, рецензирования и, если необходимо, распространения по подразделениям органов прокуратуры региона.
2. Подготовка электронных образцов документов и их использование
2.1. До проведения занятия настоятельно рекомендуется подготовить в электронном виде образцы документов. Речь идет о тех документах правоприменительной практики (постановления, приговоры, обвинительные заключения, иски и др.), которые институт запрашивает в регионах. Готовятся они следующим образом: - лектор отбирает из получаемых материалов наиболее интересные и полезные для практиков документы (обычно в ксерокопиях). Это могут быть не только положительные, но и "отрицательные" примеры, распространенные ошибочные решения и нарушения закона; документы сканируются7 и распознаются специальной программой, например, "FineReader" или средствами Microsoft Office. Затем распознанные документы редактируются в два этапа: - "обезличивание" - текст освобождается от идентифицирующих признаков: автор, регион и населенный пункт, имена людей, названия организаций, номера дел и документов и т.д. (Например, город N-ск, гр-н В., ООО "N", и т.п.); - общая редактура и корректура - исправляются грамматические, орфографические, пунктуационные и иные ошибки. - при наличии нарушений закона, правоприменительных ошибок по тексту документа они либо исправляются, либо снабжаются Примечанием, где составитель анализирует нарушения и предлагает свое видение ситуации. Возможна подготовка документа с тремя составляющими: "ошибочный" документ, "исправленный" документ, комментарий ошибок и поправок8. Но и в том и в другом случае составителю рекомендуется снабдить образцы примечанием примерно следующего содержания: "Внимание! Прилагаемые на цифровом носителе документы правоприменительной практики регионов полностью "обезличены", и изложены в редакции авторов документов. Составитель не гарантирует отсутствие в них ошибок, примеров неправильного применения и толкования законодательства". Трудно переоценить значение такого рода образцов. Специфика труда прокурорских работников, уровень их ежедневной нагрузки таковы, что помимо теоретических знаний и практических рекомендаций они нуждаются в электронных проектах документов, которые они могли бы использовать в работе, внеся всего лишь свои изменения, дополнения. На порядок меньше допускается ошибок, экономится значительное время и силы. 2.2. Лектору рекомендуется подготовить необходимый и достаточно полный набор электронных образцов. Из них один - два можно размножить на бумаге для использования в рамках занятия. Остальные образцы следует в электронном виде передать руководству прокуратуры с сопроводительным письмом и рекомендациями о том, как и где их использовать (проект сопроводительного письма от составителя см. Приложение 8). Например, по теме о легализации результатов ОРД по делам о взяточничестве и незаконном обороте наркотиков нами готовится от 8 до 25 образцов документов: от постановления о проведении ОРМ, до сопроводительного письма и проекта речи государственного обвинителя. Далее, важно ответственно и грамотно подойти к распространению электронных образцов, о чем будет сказано в следующей главе.
3. По приезду в прокуратуру субъекта РФ
3.1. Перед проведением занятия рекомендуем встретиться с прокурором субъекта РФ, с заместителем, курирующим соответствующее направление деятельности, а также с начальниками соответствующих подразделений (управлений и отделов). Можно уточнить, что руководители считают важным по тому или иному направлению надзора, на какие вопросы, по их мнению, можно было бы обратить особое внимание слушателей. Личное знакомство также поможет в предстоящих рабочих контактах. 3.2. Здесь же необходимо передать руководству прокуратуры экземпляры пособий и других раздаточных материалов, если таковые будут использоваться лектором. Первые руководители не всегда имеют возможность присутствовать на занятии до его окончания. Но они должны знать, какая информация передается их подчиненным. Здесь же можно передать подготовленные заранее электронные образцы документов, если они не направлены заранее (см. предыдущую главу, Приложение 7-8). Следует предложить руководству еще до приезда или в период пребывания лектора изучить образцы и литературу с учетом проводимых занятий и дать на них краткую рецензию. Без такой рецензии распространение рекомендаций, в особенности электронных образцов, по региону вряд ли допустимо. Дело в том, что электронные документы распространятся среди практиков очень быстро и широко. Их внедрение, с учетом авторитета органов прокуратуры, авторитета института, самого лектора, может серьезно изменить местную правоприменительную практику. Это подразумевает высокую степень ответственности, прежде всего, со стороны лектора. Поэтому согласование с руководством прокуратур в виде краткой рецензии, полагаем, необходимо. 3.3. Как уже было отмечено, желательно до занятия хотя бы вкратце изучить материалы правоприменительной практики региона по соответствующему направлению деятельности, которые должны быть приготовлены лектору по его ранее направленному запросу (Проект запроса - см. Приложения 5-6). Это даст ему уникальную возможность во время занятий обращаться к аудитории с примерами из местной практики, анализом типичных в данном регионе ошибок в сравнении с опытом других регионов (См. примерный план работы лектора в прокуратуре субъекта РФ. Приложение 10, например, п. 3).
4. Непосредственно во время занятий
Для обеспечения результативности проведения занятий необходимо учитывать следующие рекомендации: 4.1. Лектор вряд ли может ограничиваться только проведением лекций, то есть односторонним обменом информацией. Необходимо проводить семинары, обмены опытом, "круглые столы", а также консультативные совещания по конкретным делам и материалам, находящимся в производстве. По результатам проведения комплекса занятий и по просьбе соответствующих руководителей лектор может довести до их сведения типичные ошибки и нарушения закона в соответствующих подразделениях, дать рекомендации по устранению недостатков в работе. Нельзя исключать и участие работников института в проведении проверок подразделений прокуратуры субъекта РФ, если этот вопрос согласован на соответствующем уровне. 4.2. Лектор приезжает в регион не только и не столько для того, чтобы поделиться своими знаниями и научными достижениями по конкретной проблеме. Его задача - организовать многовекторный обмен информацией между коллегами. Желательно довести до сведения слушателей как успешные, так и негативные примеры из практики других регионов9, предложить высказаться самим работникам, дать им возможность задать и обсудить наиболее сложные вопросы, организовать обмен опытом на внутри- и межведомственном, а также межрайонном уровне. 4.3. Лектор не только передает информацию, но и получает взамен еще больший ее объем. Выслушивая мнения практикующих коллег, лектор принимает и обрабатывает новые данные, запрашивает дополнительные сведения, изучает и копирует отдельные документы и т.д. Все полученное он использует в дальнейшем, по меньшей мере, по четырем направлениям: - для проведения занятий по основному месту работы (в институте); - для проведения подобных занятий в других субъектах РФ; - для индивидуальной и коллективной научной и учебно-методической работы (использование практики регионов в научных статьях, пособиях и монографиях, в выступлениях на научных и научно-практических конференциях и т.п.); - для помощи своим коллегам - научным работникам, преподавателям, практикам (в виде консультаций, предоставления и обмена информацией, копиями документов и т.п.). Лектор использует каждое занятие не только для повышения чужого профессионального мастерства. Он углубляет собственные профессиональные знания, не только оценивает обучаемых, но и оценивает себя посредством сбора и анализа их мнений. 4.4. Во время проведения самого занятия рекомендуется, помимо анкет (см. ниже), использовать следующие раздаточные материалы: * Памятка по проводимому занятию (перечень вопросов и т.п. См. Приложения 11-12); * в ней или помимо нее: o наглядные схемы и таблицы, графики, статистика и т.п.; o перечень НПА и рекомендуемой литературы; o большую пользу приносит также раздача ксерокопий конкретных документов в порядке иллюстрации приведенного примера (копия приговора, представления, протеста и т.д.). Для этих же целей можно раздать и размноженный образец документа (См. гл. 2, Приложения 8-9); o список адресов в Интернете, откуда можно "скачать" информацию по теме, заказать литературу и т.п.; o адреса, телефоны, E-male, факсы - то есть контактные данные института, по которым можно было бы поддерживать связь с практическими работниками, получать непосредственно от них материалы следственной и судебной практики, давать им устные консультации и т.д. 4.5. Как уже отмечалось в гл. 1 (1.6), хорошо, если все эти данные собраны в одной книге - методическом или практическом пособии, экземпляры которого лектор привез с собой или заранее выслал в регион. Это - наиболее выигрышный в дидактическом плане метод обучения. Он позволяет лектору во время проведения занятия использовать максимум возможностей для восприятия и запоминания информации. Тезисы выступления можно прерывать фразами: "Откройте страницу №__ пособия, посмотрите статью ___ закона, таблицу, схему, перечень, список НПА и т.п. Резко повышается не только качество восприятия и усвоения материала, но и объем передаваемой информации. Однако организационная сложность этого способа обучения заключается в том, что количество экземпляров пособий должно равняться количеству присутствующих на занятии, либо, как минимум, их должно быть по одному на двоих слушателей. В этой связи максимально эффективным представляется издание дополнительных тиражей соответствующего пособия по предварительной заявке прокуратуры субъекта РФ. В этом случае книги печатаются и высылаются в прокуратуру РФ заранее до занятия, а после его проведения они остаются у практических работников (Образец заявки на книги - См. Приложение 13). В дальнейшем институт планирует организовывать издание пособий с учетом реальных потребностей прокуратур субъектов РФ. Для этого поэтапно будет вводиться прилагаемый алгоритм издательской деятельности института и работы по поэтапному внедрению методических рекомендаций в практику правоохранительных органов с применением метода "обратной связи" (См. Приложение 18). 4.6. Перед началом занятия и после его проведения рекомендуется провести, соответственно, входное и выходное анкетирование (образцы анкет - Приложение 14-15). Основная задача входного анкетирования - это анализ потребностей аудитории, выяснение того, какие вопросы их интересуют особо. Здесь же можно определить общий уровень их заинтересованности (в баллах, процентах и т.п.). Главная цель выходного анкетирования - оценка аудиторией качества проведенного занятия, получение сведений, позволяющих определить актуальные для практиков направления дальнейших исследований. Здесь формулируются вопросы о том, стоит ли провести дополнительные занятия по этой теме, какие проблемы следовало бы осветить дополнительно или более подробно, а какие пропустить и т.д. Здесь же выясняется, у кого из практиков есть конкретная информация, интересующая лектора (опыт проведения проверок, расследования дел определенной категории и т.п.). В дальнейшем входные и выходные анкеты, результаты их обработки, могут быть использованы в методических пособиях, научных статьях, монографиях, для подготовки выступлений перед другой аудиторией, в другом регионе, и т.д. Обе анкеты могут быть оформлены на одном листе (с разных сторон). В этом случае в начале занятий, а лучше перед ними, слушателем заполняется одна сторона листа. Анкеты собираются и изучаются лектором. Затем анкеты раздаются вновь, и по окончанию занятий заполняется вторая сторона листа - выходная анкета. Настоятельно рекомендуется, чтобы перед отъездом из региона у лектора оставалось время для изучения анкет, налаживания контактов с конкретными руководителями и работниками, которые могут предоставить необходимую информацию.
5. Отдельные дидактические рекомендации
Накопленный институтом опыт позволяет сформулировать дополнительно некоторые частные рекомендации по дидактике выездных лекционных занятий, проводимых для практических работников органов прокуратуры: 5.1. Анализируя пробелы и недостатки законодательства, не стоит делать акцент только на критике. Просто знать проблему, говорить о недостатках работы, например, законодателя, явно недостаточно, а порой и некорректно. Слушателю интересно, прежде всего, не это. Желательно обозначить проблемы и сразу же по каждой делать предложения по разрешению конкретных, часто встречающихся ситуаций, по преодолению "законодательных препятствий", типичных актов противодействия со стороны заинтересованных лиц и т.п. Как уже отмечалось, практикам особенно импонирует, когда лектор ссылается на прецедент в данном регионе, который он успел изучить, а затем отмечает: "… вы эту проблему решаете так…, а вот в таком-то регионе к решению аналогичной проблемы подошли иначе …". В заключении по этому вопросу можно высказать собственное мнение, сослаться на готовящиеся проекты изменений и дополнений в законодательство и т.п. 5.2. Если занятия проводятся с анализом судебных решений, то желательно приводить акты толкования не только Верховного суда РФ. Работники прокуратуры и сами имеют доступ к этой информации10. В то же время им интересна судебная практика других регионов. Опытные практики понимают, что это "эксклюзивная" информация, не доступная из источников "общего пользования" (бюллетеней ВС РФ, журналов, пособий и т.п.). Если лектор предлагает именно такой "эксклюзив", то тем самым особо подчеркивается глубина и практическая значимость проведенного исследования. Не менее важно и то, что Институт тем самым демонстрирует результаты тесного взаимодействия с региональной правоприменительной практикой. 5.3. Неплохие результаты показал опыт проведения аудиовидеозаписи проводимых занятий. Прокуратурам субъектов РФ, как правило, не составляет труда по просьбе лектора установить нужную технику. Полученная запись может быть использована, как минимум, самим лектором для "работы над ошибками". В некоторых случаях, полагаем, по согласованию с руководством института и после обсуждения выступления с опытными коллегами11, можно рассмотреть вопрос о тиражировании и распространении экземпляров записи. Если такое решение будет принято, то технически проще и дешевле подготовить запись на цифровом носителе - CD-R (DVD-R). Далее диск можно растиражировать с соблюдением авторских прав на произведение12. 5.4. Помимо уже сказанного, практические работники особенно внимательно слушают, хорошо воспринимают и усваивают следующие типы информации: А) Примеры правоприменительной практики, похожие на те, что встречаются в их работе, но имеющие свою специфику, интересные по содержанию, рассказанные на знакомом им языке, включая так называемые "профессионализмы"13; Б) Примеры типичных ошибок и нарушений закона, которые допускают они сами, их коллеги в других регионах. "Разбор ошибок" должен включать описание ситуации, самой ошибки, ее вредных последствий, методов профилактики, методов исправления (если это возможно уже после совершения); В) Типичные примеры противодействия правоохранительным органам, например, со стороны руководителей поднадзорных организаций, адвокатов-защитников, обвиняемых, подсудимых. Например, по теме о легализации результатов ОРД по делам о взяточничестве и незаконном обороте наркотиков нами применяется наглядная таблица, где в левом столбце - типичные выпады стороны защиты, в правом - рекомендуемые аргументы и действия стороны обвинения (Фрагмент таблицы см. Приложение 16). Г) как уже отмечалось - конкретные документы правоприменительной практики или "обезличенные" образцы документов (см. гл. 2. Приложения 7-9). 5.5. По окончанию занятий с участием всех слушателей, по согласованию с руководством прокуратуры и заинтересованными подразделениями можно организовать оперативные совещания в узком составе. Могут быть рассмотрены конкретные уголовные дела и материалы, типичные проблемы в деятельности заинтересованных подразделений и т.д. (см. Приложение 3-4). Например, после проведения автором занятий по методике расследования взяточничества проводятся оперативные совещание с участием заместителя прокурора субъекта РФ, начальника отдела по расследованию ОВД, следователей прокуратуры, работников оперативно-розыскных подразделений ФСБ, МВД (УБОП, БЭП, СБ) и др.14 Обсуждаются имеющиеся в производстве уголовные дела и материалы, намечаются перспективы расследования конкретных дел, определяется тактика проведения следственных действий и других мероприятий, выявляются и устраняются ошибки и т.п. В результате применения подобного подхода, - то есть от "общего" занятия к совещанию в "узком" кругу, - эффективность борьбы с коррупцией в регионе может вырасти многократно.
6. После проведения занятий
6.1. После проведения занятий и перед выездом из региона рекомендуется получить на руки все ранее запрошенные материалы. В отношении части материалов можно договориться об их высылке по почте или нарочным. Нужно обратить внимание на возможность копирования документов в электронном виде. Для этого надо взять с собой в поездку дискеты и/или диски CD-R, флеш-карты, а во всех прокуратурах субъектов РФ есть сканеры, цифровые записывающие устройства (CD-райтеры в компьютерах и т.п.) По возвращении в институт лектор обычно знакомит с результатами поездки, привезенными материалами руководство и всех заинтересованных работников института, информирует библиотеку и другие подразделения. В дальнейшем на коллективных собраниях (ученый совет, заседание кафедры) определяется, по каким направлениям могут использоваться результаты проведенных выездных занятий. 6.2. В частности, запрошенные документы можно просто собрать и рассортировать по направлениям надзора и другим классификационным признакам. Специально отобранные документы можно использовать для разработки электронных образцов (см. гл. 2. Приложения 8-9). Обязательным является получение от органов, в которых проводились занятия, письменных отзывов. В них должно быть отмечено: время проведения занятия, их формы, объем в часах, количество и категории слушателей, включая приглашенных, а также мнение о качестве работы лектора по содержанию, форме занятий, способов подачи материала (Образец отзыва - см. Приложение 17). Особенно следует обратить внимание на то, что желательно было бы улучшить, развить, чем дополнить проводимые занятия. Эта информация будет тщательно проанализирована и в дальнейшем использована для совершенствования всех направлений деятельности Иркутского института повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ.
Рекомендации для прокуратур субъектов РФ
7. Для организации занятий с участием работников института необходимо: 7.1. До приезда лектора: 7.1.1. Ознакомиться с примерным перечнем тем выездных занятий, проводимых институтом (Приложение 1). При этом необходимо иметь в виду, что прилагаемый здесь перечень носит лишь ориентирующий характер. Он постоянно изменяется и дополняется с учетом рекомендаций Генеральной прокуратуры РФ, перераспределения нагрузки между работниками института и т.д. 7.1.2. Назначить ответственного по вопросам проведения занятия, которому, в первую очередь, поручить выяснить действующий перечень тем выездных занятий (см. гл. 1). 7.1.3. Направить заявку на имя директора Института (Приложение 2). 7.1.4. Согласовать с лектором время, место, условия проведения занятий, другие организационные вопросы (Приложение 3). 7.1.5. По согласованию с руководством прокуратуры и лектором рассмотреть вопрос о том, следует ли провести занятие по выбранным темам: а) совместно с представителями правоохранительных и контролирующих органов в одно время и в одном помещении; б) без представителей указанных органов; в) без представителей указанных органов, но с проведением для них занятий по выбранным темам отдельно (См. гл. 1, Приложение 4). Если принято решение по пунктам "а" и "в", то необходимо согласовать с руководителями названных органов практически все вопросы по настоящему перечню (п.п. 7.1.2 - 7.1.11). В этом случае лектор направит руководителям органов письмо (Приложение 4) либо самостоятельно (из Иркутска), либо через прокуратуру субъекта РФ. Особенно важно оказать содействие лектору, если принято решение провести "параллельное" занятие в другой организации, в другом помещении (см. выше п. 1.5 - "в"). 7.1.6. По возможности оказать содействие лектору в сборе материалов следственно-судебной практики (См. Приложение 5-6). После получения соответствующего запроса из института организовать сбор соответствующих документов и материалов (запросы в поднадзорные органы, суды и т.п.), определить время и место, когда и где лектор сможет ознакомиться с материалами. 7.1.7. Если с лектором согласовано применение технических, в том числе, мультимедийных средств обучения (усилительно-акустическая аппаратура, видеопроектор, слайд-проектор и др.), необходимо обеспечить подготовку соответствующей техники и помощь специалиста - работника прокуратуры. 7.1.8. Если лектор заранее направил образцы раздаточного материала (анкеты, памятки и т.п. См. Приложение 7), необходимо не позднее суток до его приезда подготовить материал в необходимом количестве, как правило, по числу приглашаемых слушателей15. 7.1.9. Если лектор заранее направил образцы электронных документов (см. гл. 2. Приложение 8), необходимо организовать их обсуждение заинтересованными подразделениями прокуратуры. Желательно заранее, до занятия, передать лектору краткую рецензию - мнение о пригодности образцов в условиях правоприменительной практики конкретного субъекта РФ, поскольку по приезду лектор хотел бы рекомендовать слушателям соответствующие документы. Крайне нежелательно, чтобы "нерецензированные" документы распространялись в регионе. 7.1.10. Заранее согласовать время первой встречи - с прокурором субъекта РФ (см. гл. 3), а также с другими руководителями, в том числе других правоохранительных и контролирующих органов, с заинтересованными подразделениями прокуратуры. 7.1.11. Организовать встречу лектора. Если он везет с собой, или направляет заранее (почтой, нарочным и т.п.) технические средства обучения, раздаточные материалы для занятий, в том числе, методические пособия и другую литературу, необходимо организовать ее приемку и хранение.
7.2. По приезду лектора необходимо: 7.2.1. Организовать его визит к прокурору субъекта РФ и к курирующим заместителям (см. гл. 3). 7.2.2. Уточнить с лектором организационные вопросы: ознакомить с общей программой семинара (занятий), сообщить о количестве и контингенте слушателей, готовности технических средств обучения, раздаточного материала, показать помещение, подготовленное для проведения занятий и т.д. (гл. 1.1-1.2, 1.5-1.6). 7.2.3. Предоставить лектору заранее подготовленные материалы следственно-судебной практики (гл. 1.4), выделить кабинет и время для первичного изучения, желательно не менее 1-2 часов (гл. 3.3). 7.2.4. Не менее чем за 30 мин. до занятия организовать выдачу слушателям раздаточного материала (Приложение 11-12). Для этого два-три работника располагаются за столом при входе в зал и выдают входящим материалы. Если лектор привез с собой пособия, то они выдаются под запись, как правило, с последующим возвращением (см. гл. 1.6, 4.5). 7.2.5. По согласованию с лектором организовать видеозапись занятия. Затем видеозапись обязательно показать лектору, сделать копию для него. Согласовать с ним, а также с руководством прокуратуры возможность тиражирования и распространения видеозаписи по подразделениям, использования в рамках других обучающих семинаров и др. (см. гл. 5.3). 7.2.6. До и/или во время, после занятия помочь лектору раздать и затем собрать заполненные анкеты (гл. 4.6. Приложение 14-15). Лектор с особой благодарностью примет помощь в обработке анкет. Для одного человека это достаточно трудоемкая работа. 7.2.7. Во время занятия можно организовать направление лектору не только устных вопросов, но и записок. Ближе к концу занятия он может ответить на них или встретиться с заинтересованными работниками отдельно. 7.2.8. Иногда не до, а именно во время занятия лектор просит помочь ему раздать образцы документов и другие материалы. 7.2.9. По согласованию с руководством прокуратуры субъекта РФ оказать помощь лектору в обработке ранее запрошенных материалов правоприменительной практики, в том числе, в копировании (сканировании) отдельных документов. Вновь отметим, что научная этика, традиции работы института позволяют лектору распространять полученные им данные только с согласия руководства прокуратуры, например, в статьях (информационных письмах) о положительном опыте работы. Если такого согласия нет, то использование материала допустимо только в научных целях, "без идентифицирующих признаков" конкретных регионов, имен, организаций, документов и т.п. 7.2.10. По окончании занятий с участием всех слушателей, по согласованию с лектором и заинтересованными подразделениями, рекомендуется организовать оперативные совещания в узком составе. Могут быть рассмотрены конкретные уголовные дела и материалы, типичные проблемы в деятельности заинтересованных подразделений и т.д. (см. гл. 1.3, 5.5. Приложение 3-4). 7.2.11. Если в институте опубликована литература по теме занятий, и она представляет интерес для работников прокуратуры, других правоохранительных и контролирующих органов региона (см., например, Приложение 19), то в институт может быть направлена заявка на издание дополнительного тиража книг (Приложение 13). 7.2.12. После выполнения лектором всех пунктов плана своей работы (Приложение 10) необходимо подготовить отзыв (Приложение 17) и в день отъезда лектора направить его по факсу, а также по почте в институт. 7.2.13. После отъезда лектора рекомендуется поддерживать связь между руководством, заинтересованными подразделениями прокуратуры и институтом, лектором. Речь идет о дополнительном направлении материалов следственной и судебной практики, проведении других занятий и совместных мероприятий. Для установления более активных и долговременных контактов институт заключает договоры с прокуратурами субъектов РФ.
8. Для организации самостоятельно проводимых занятийКаждая прокуратура субъекта РФ использует собственный, всегда богатый опыт, организационные, методические, дидактические средства обучения и повышения квалификации прокурорских работников. Мы можем порекомендовать лишь некоторые методы, которые, на наш взгляд, могут оказаться полезными. Многое из перечисленного уже давно и успешно применяется прокуратурами. Изложим некоторые методы в виде кратких тезисов со ссылками на те части пособия, где они раскрыты более подробно: 8.1. Адаптация содержания занятий к условиям работы тех подразделений (по территории, по предмету надзора и т.п.) в которых планируется провести занятия (см. гл. 1.4, 2, 5.1-5.4); 8.2. Использование средств электронной почты и других ресурсов Интернет (см. гл. 1.2, 3.2, Приложение 12), мультимедийных и иных технических средств обучения (см. гл. 1.5); 8.3. Подготовка, обсуждение и использование раздаточных материалов и заранее изданных пособий, обзоров, обобщений и др. по теме занятия (см. гл. 1.6, 4.4-4.5, 5.4); 8.4. Подготовка, обсуждение и внедрение электронных образцов документов правоприменительной практики (гл. 2, 3.2, 5.4). Мониторинг применения образцов; 8.5. Организация и проведение занятий в межведомственной режиме, с участием работников правоохранительных и контролирующих органов (гл. 1 .3, 5.5); 8.6. Использование входного и выходного анкетирования слушателей (гл. 4.6); 8.7. Проведение занятий не только в форме лекций, но и в форме семинаров, обменов опытом, то есть с использованием многовекторного обмена информацией (гл. 4.1 - 4.3); 8.8. Проведение занятий с использованием примеров соседних районов, регионов, с анализом не только федеральной, но и региональной судебной, следственной практики, разбором типичных ошибок и нарушений закона (как местных, так и "соседних"), рекомендациями по их профилактике и устранению (гл. 5); 8.9. Применение аудио- видеозаписи занятий. После соответствующих согласований - распространение по подразделениям на цифровом носителе - CD-R (DVD-R) (гл. 5.3). 8.10. Проведение занятий с использованием примеров типичного противодействия правоохранительным органам. Применение таблиц (схем), где в левом столбце - типичные выпады противодействующих лиц, в правом - рекомендуемые аргументы и действия стороны обвинения (См. гл. 5.4 "в").
1 Здесь и далее мы имеем в виду не только прокуратуры субъектов РФ, но и приравненные к ним специализированные прокуратуры, в которых проводятся выездные занятия. 2 Это обычно бывают заместители прокурора субъекта РФ и работники управлений, отделов по профилю проводимого занятия, работники кадровых служб. 3 Практика показывает: в данные о лекторе желательно включать не только сведения о научных степенях и званиях, но и о профессиональном опыте, основных публикациях, научных интересах. Коллегам на местах проще будет найти контакт с лектором, разрешить с ним интересующие вопросы. 4 Здесь и далее, для краткости, подразумеваются прокуроры субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур. 5 Полный текст самого пособия, как правило, не прилагается. Это создает угрозу нарушения авторских прав института и автора. 6 При соблюдении соответствующих авторских прав. 7 Специальное электронное устройство - сканер, в настоящее время имеется практически в любой прокуратуре субъекта РФ, в любом образовательном учреждении. 8 Необходимо убедиться в отсутствии нарушений охраняемой законом тайны и в том, что правоохранительные органы, от которых поступили документы, не возражают против их использования таким способом.
9 Негативную практику других регионов необходимо использовать максимально деликатно. Дело в том, что правоприменители соответствующего региона вряд ли будут в восторге, когда узнают, что сами дали ученому "негативную" информацию, которую тот широко распространяет. Один из возможных выходов - согласовывать с руководством прокуратуры региона характер и объем распространяемой информации. 10 Сейчас практически во всех прокуратурах субъектов РФ установлены справочно-правовые системы "Консультант Плюс: Судебная практика" или аналогичные. 11 Очевидно, насколько высока ответственность лектора, представляемого им института, да и органов прокуратуры в целом, за содержание выступления, которое будет затем распространено в неопределенном количестве экземпляров и среди неопределенного круга лиц. 12 См. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах". 13 Разумеется, без использования сленга, других неуместных выражений. 14 Перечень участников совещания примерный. Он определяется руководством прокуратуры. 15 Иногда, в целях экономии, количество экземпляров раздаточных материалов делиться на два - по одному на двоих слушателей. Это не применимо в отношении анкет. |
|
|
|