|
Коломеец В.К.
Основные положения УПК РФ: новации и традиции.
Научно-практическое пособие/ В. К. Коломеец. – Екатеринбург: Изд-во Уральский юридический институт МВД России, 2007. – 111 с.
К оглавлению
Приложение 1
ПОЯСНЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УКАЗАТЕЛЯ
В УЧЕБНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В конце 1999 г. ГУВД СО направляло такой указатель (9/2203) на места и он использовался оперработниками, следователями, дознавателями, сотрудниками дежурных частей и ИВС. Сегодня кардинально изменились многие положения уголовного, процессуального и другого законодательства, что учтено в указателе, который целесообразно использовать в системе профессиональной подготовки и в практической работе:
• при проведении и продлении срока проверочных действий, составлении рапорта сотрудника об обнаружении признаков преступления и других процессуальных документов (о явке с повинной и т. д.);
• решении вопроса о возбуждении уголовного дела, об уведомлении конкретного лица о подозрении;
• принятии мер оперразыскного характера и криминалистическом сопровождении расследования, обеспечении государственной защиты участников ОРД и процессуальной деятельности;
• назначения и производства исследований и экспертиз специалистами; проведения неотложных следственных и иных процессуальных действий (задержания, наложения ареста на имущество, счета и пр.);
• применении (либо неприменении) соответствующих мер процессуального убеждения и принуждения, пресечения; продлении процессуальных сроков (задержания, заключения под стражу, расследования и т. д.);
• обязательном или факультативном участии: специалиста, переводчика, понятых, законных представителей и адвокатов, в т. ч. по п. 5 ст. 50 и п. 31 ч. 1 ст. 51; ч. 4–7 ст. 247 УПК РФ;
• при планировании, реализации специальных мер, обеспечивающих собрание допустимых, достоверных и достаточных доказательств для окончания следствия, в том числе по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 1041-3 УК и в ч. 2 ст. 100 УПК РФ.
Разумеется, что дальнейшие изменения в Ук и УПК, например, по ФЗ № 211 и № 214 от 24.07.2007 и другим, надо учитывать самостоятельно и вносить в указатель, который автором пособия был подготовлен по состоянию на 07.09.2007.
УКАЗАТЕЛЬ КАТЕГОРИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ИХ СОСТАВОВ, ДОЗВОЛЕНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ
ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ, ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОД СТРАЖУ, КОНФИСКАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИИ, УК И УПК РОССИИ
Приложение 2
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В КАЧЕСТВЕ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
С 1 июля 2002 г. по УПК РФ место основного и традиционного органа дознания «милиции» занял единый и неделимый «орган внутренних дел» (п. 1 ч. 1 ст. 40), что требовало и требует безотлагательных уточнений федеральных законов и подзаконных актов. До этого по УПК РСФСР и Закону о милиции начальниками двух органов дознания в милиции мог быть, как правило, не сам первый руководитель, а его заместители, т. е. начальник криминальной милиции и начальник милиции общественной безопасности. После дополнения п. 17 ст. 5 УПК полномочия начальника ОД имеют и сам руководитель органа внутренних дел и его заместители. Причем для них по закону не было и нет должностной конкретизации: см. ч. 1 ст. 41; ч. 3 ст. 144; ч. 4 ст. 225 УПК РФ – с учетом новаций 2007 г. и бывших бланков процессуальных документов. Поэтому представляются сугубо формальными имеющие большое распространение указания «сверху» о возложении строгой «персональной» ответственности на руководителей органов дознания, разумеется, не только в системе органов внутренних дел. Хотя именно там, прежде всего, и максимум загруженности процессуальной работой, и максимальная подготовка к ней у соответствующих начальников горрайорганов и других сотрудников ОД. Эти же вопросы не менее актуальны и еще более далеки от их нормального решения в других ведомствах – в Минобороны, Минюсте и ФСИН, в МЧС, ФСБ, ФСО, СВР, ФСКН, в таможенных органах, еще недавно входивших в систему Минэкономразвития и торговли.
В соответствии с Конституцией России правовой (и процессуальный) статус госоргана – органа дознания и его руководителя – начальника ОД должен определяться более точно и только законами не ниже федерального уровня. Процессуальная и иная деятельность начальника ОД очень специфична, тем более в ОВД, но не очень четко определена в законодательстве, да и в подзаконных актах. Уже поэтому (из УПК, УК, ФЗ о милиции, ОРД и т. д.) целесообразно сформировать
более четкий правовой и процессуальный статус, который бы включал: 1) обязанности начальника ОД, в том числе и. о.; 2) права; 3) специальные меры государственной защиты и 4) особые меры поощрения и ответственности.
Формирование нового материального и процессуального законодательства России продолжается более 10 лет, обновляются подзаконные акты, но до сих пор нет должной конкретики: об этих госорганах (управомоченных на дознавательскую и другую деятельность), об их процессуальных руководителях, и, прежде всего, начальнике ОД, об их основных процессуальных правомочиях, «рассеянных» по УПК РФ и бывшим приложениям-бланкам процессуальных документов, и не собранных в одной статье, что было сделано ранее применительно к дознавателю, а с 10.06.2007 – введением ст. 401 о начальнике подразделения дознания.
В соответствующем приказе МВД РФ от 3.08.2006 № 606 намечены основные направления дальнейшего совершенствования организации и деятельности, прежде всего, специализированных подразделений дознания горрайорганов до 2011 г.(!). Понятно, что в этом приказе не упоминается о другом органе дознания – командире войсковой части Внутренних войск (и приравненных к нему): см. п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ. Но непонятно, почему в приказе, посвященном дознанию в ОВД, нет ничего, по сути, о правовом и процессуальном статусе начальника ОВД в качестве начальника ОД? Нужно заметить, что Приказом МВД РФ от 25.10.2006 № 847 утверждено новое Типовое положение об отделе (управлении) внутренних дел по соответствующему району, городу или иным муниципальным образованиям. В ст. 17 названы и важные процессуальные правомочия этого горрайоргана, не исключая производство следствия, а в ст. 20 – о правомочиях начальника ОВД и ОД сказано лишь так, что он должен руководствоваться законами Российской Федерации и подзаконными актами МВД России. Наверное, в исключительных и экстремальных случаях любой зам вправе и обязан заменить начальника ГРУОВД, в том числе и соответствующий руководитель следственного органа (ст. 39 УПК)
С учетом отмеченного ранее, разумеется не только мной, и в целях дальнейшего повышения уровня профессиональной подготовленности руководителей горрайорганов внутренних дел как начальников органа дознания (повторюсь, подготовленных не хуже, а значительно лучше, чем в других ведомствах) считаю важным и возможным предложить и собрать в единый комплекс основные процессуальные обязанности и права начальника ОВД, включая и некоторые его организационно-контрольные функции. Это будет способствовать (в широком смысле) правовой защите и его, и других участников уголовно-процессуальной и иной законной деятельности. Более понятными, законными и обоснованными могут стать соответствующие меры поощрения и наказания, применяемые нередко в отношении сотрудников ОВД и их руководителей – начальников органов дознания. Пока тут недопустимо много, на мой взгляд, произвольного. Автор этой работы преследует, естественно, «ведомственные», научно-практические интересы, рассматривая основные процессуальные обязанности и права начальника ОВД как начальника ОД: по непосредственному его участию в досудебном производстве, в контроле за действиями (и бездействием) сотрудников, оказанию содействия не только им, обеспечению в необходимых случаях квалифицированными специалистами, специальными мерами государственной защиты участников процессуальной и оперативно-разыскной деятельности. Руководствуясь конституционными и уголовно-процессуальными положениями, начальнику ОВД либо исполняющему его обязанности или его заместителю (как правило, за исключением руководителя следственного органа) надлежит выполнять нижеследующее:
I. Как начальник ОД начальник ОВД обязан организовать работу с обращениями физических и юридических лиц, лично вести прием заявлений, сообщений и любой информации, если в ней обоснованно предполагается наличие признаков террористического или коррупционного деяния, а также при явке лица с повинной в подготовке и совершении преступления повышенной опасности, латентности или «резонансности», например, на почве национальных, религиозных и прочих «разборок».
II. Он обязан лично, через заместителей, начальника специализированного подразделения дознания и других сотрудников осуществлять непрерывный контроль за своевременным приемом, регистрацией указанных и иных сообщений о преступлениях, за проведением квалифицированной проверки соответствующего сигнала, как правило, без осуществления мер уголовно-процессуального принуждения и следственных действий, либо при необходимом их минимуме.
III. Начальник ОД и ОВД обязан лично решать и контролировать вопросы: об уведомлении (либо неуведомлении) определенных законом лиц и СМИ о принятых мерах, об обеспечении мер государственной защиты (либо отказе в этом), о подготовке и проведении оперативно-разыскных мер, требующих согласия прокурора, руководителя следственного органа и суда, о выявлении и надежной сохранности особо важных сведений, следов, документов и иных ценных либо опасных объектов.
IV. Обязан лично проверять обоснованность обращения дознавателя или другого должностного лица ОД к начальнику (заместителю) за продлением срока свыше 3 суток, но не более 10 – при необходимости дополнительных и конкретных проверочных действий; продлить и установить необходимый срок, оказав необходимую помощь исполнителю (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).
V. Начальник ОВД и прокурор или руководитель следственного органа (с учетом новаций 2007 г. см. соответствующую Инструкцию, утвержденную Приказом МВД РФ от 02.08.2005 № 636; и приказы от 16.03.2004 № 177 и 12.08.2005 № 665) обязаны рассмотреть обоснованность подготовленного соответственно сотрудниками ОД или следователями ходатайства о проведении проверки (ревизии) финансовой и иной деятельности на определенных объектах в связи с наличием данных о существенных нарушениях налогового и другого законодательства, влекущих уголовную ответственность, и после подписания постановления сотрудники ОД приступают к проверке (ревизии) – сроком не более 30 суток: см. об этом ст. 11 Закона о милиции, ч. 3 ст. 144 УПК РФ; о способах проверки см. Инструкцию № 177 (2004 г.), № 636 (2005 г.).
VI. Если оказалось несколько конкурирующих сигналов о преступном деянии, начальник ОВД и его заместители (не исключая и руководителя следственного органа), начальник подразделения дознания вправе указать подчиненному сотруднику, что и почему надо использовать при возбуждении уголовного дела в качестве повода: поступивший и зарегистрированный первым или наиболее объективный либо обеспечивающий неразглашение определенных сведений или же самый содержательный – о факте деяния, последствиях и причастных лицах. По результатам проверки соответствующие руководители органов дознания и следствия обязаны дать письменное указание (резолюцию) подчиненному сотруднику о принятии им законного, обоснованного и конкретного решения, предусмотренного ч. 1 ст. 145 УПК РФ, либо руководитель вправе сам принять такое решение. По международноправовым положениям, ратифицированным СССР, РФ, по Конституции России, УК, УПК, Законам о милиции, оперразыскной деятельности и другим нормативным актам обязательному исполнению подлежат только законные указания или решения соответствующих руководителей ОВД, руководителей экспертно-криминалистических, следственных подразделений при ОВД, а также иных участников досудебного производства из других ведомств (прокуратуры, суда и т. д.).
VII. В сложных случаях соответствующий руководитель должен ясно предписать подчиненному сотруднику, как и когда возбудить уголовное дело: как правило – по факту совершения деяния неизвестным лицом либо в отношении конкретного лица; какие неотложные действия нужно произвести безотлагательно. К таким ситуациям надо отнести и те, которые не очень ясно определены в нормативно-правовых актах и не всегда могут быть там четко изложены, поскольку имеют много специфичного. Так, через заместителей и руководителя следственного органа начальник обязан держать под особым контролем:
1) информацию, получаемую по специальным каналам связи, «телефонам доверия» и т. п.;
2) соответствующие проверки сообщений в СМИ, в Интернете о «резонансных» преступлениях; о снятии иммунитета в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК; рассмотрение вопроса о возбуждении дела частного или частно-публичного обвинения;
3) принятие явки с повинной и сопутствующих материалов о преступлении повышенной опасности и латентности;
4) фактические данные о декларационных платежах и лицах, освобожденных от ответственности: ФЗ от 30.12.2006 № 269;
5) заявления о безвестном исчезновении человека;
6) сообщения о преступлениях, поступающие из других органов дознания и следствия, из прокуратуры и суда, а также туда направляемые, в том числе, о фактах явки с повинной, лжесвидетельства, прочих обстоятельствах, вновь открытых или новых (см. ст. 405, 413, 415 УПК);
7) специальный реестр должностных и иных лиц, дисквалифицированных судом (по КоАП, УК, УПК, ГК, ГПК);
8) запросы – ответы иностранных ведомств, международных организаций, включая Интерпол (ч. 5 ст. 223 и ст. 453 УПК);
VIII. Начальник ОВД лично, через заместителей и начальника специализированного подразделения дознания, дежурный состав горрайоргана, ИВС и других лиц вправе жестко контролировать соблюдение конституционных положений и процессуальных сроков, исчисляемых:
– в часах – 2, 3, 4, 8, 12, 24, 40, 48, 72 – по ст. 5 п. 11, 15; ст. 10 ч. 1; ст. 91, 92, 94, 96 и ч. 2 ст. 46; 50 ч. 4; 108 ч. 3, 7; 114 ч. 2, 5; 128; 148 ч. 4; 156 ч. 2; 165 ч. 5; 187 ч. 2 – 4; ч. 4 ст. 221, 425 ч. 1, а также те статьи УПК, где сказано «немедленно» (напр. ст.126, 146 ч. 4) или «безотлагательно», что означает фактически не более 24 часов, а в отношении несовершеннолетних см. также ч. 6 ст. 88 УК РФ;
– в днях или сутках срок с учетом новаций 2007 г. указан в ст. УПК: 100, 109 ч. 7, 124, 128, 144, 146, 162 ч. 7, 172 ч. 1, 215, 221, 223, 2231 – 226, 237; в месяцах – ст. УПК: 108, 109, 128, 162 и др.;
– «ночное время» или время отдыха: см. ст. 164 ч. 3, ст. 5 п. 21, где указано с 22 и до 6 часов местного времени, что не должно, наверное, распространяться на объекты, работающие в круглосуточном режиме, включая и общеустановленные нерабочие и выходные, праздничные дни: см. ст. 112 Трудового кодекса РФ, это 1–5, 7 января, 23 февраля, 1 и 9 мая, 12 июня и 4 ноября.
IX. Если конституционным или иным федеральным законом (УК, УПК, об ОРД и т. д.) некоторые правовые и процессуальные ситуации указаны, иногда лишь названы, как исключительные либо нетерпящие отлагательства, то они должны быть под контролем соответствующих руководителей ОВД, а решения, действия и документы достаточно обоснованными, понятными и убедительно мотивированными (ст. 7 УПК РФ). Это относится и к ОРД, и к мерам по обеспечению государственной защиты участников процесса. Об исключительных случаях применения некоторых положений УПК прямо сказано в ст. 100, 108, 109, 165 ч. 5; 170 ч. 1, 3; 179 ч. 1; 223 ч. 5; к этому можно фактически отнести и признание уличенного «свидетеля», и отказы от ранее данных объяснений или показаний, от подписей, от участия в процессуальных действиях: см. также примечание к ст. 117 УК РФ.
На обстоятельства, нетерпящие отлагательства закон прямо или косвенно указывает в ст. УПК: 176 ч. 2; 177 ч. 5, 6; 178; 184 ч. 2; 196; 146 ч. 4; 202 ч. 1, а фактически и во многих статьях о применении мер процессуального принуждения и пресечения: 91, 100, 105, 108, 109, 112–116, 221 ч. 2; 423, 435, 449, 450. Это, прежде всего, следственные и иные процессуальные действия по «горячим следам», т. е. осмотр места преступления; эксгумация, получение образцов и заключений специалистов; безотлагательные допросы – иностранных граждан, а также пострадавших, очевидцев, подозреваемых де-юре и заподозренных де-факто; освидетельствование и иные осмотры; выемки, обыски (в жилых, производственных и других помещениях), захват с поличным; личные обыски; обнаружение вещественных доказательств и предметов, запрещенных для обычного оборота.
В отличие от прежнего законодательства в УПК РФ нет перечня неотложных следственных и процессуальных действий (мер), но есть очень важные целеуказания на них, особенно в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в ст. 5 п. 19; 40 ч. 2 п. 2 и ч. 3; 91; 145 ч. 3; 146 ч. 4; 149 п. 3; 152 ч. 5; 157 и ч. 5 ст. 165 УПК. Таким образом, даже если совершенное преступление не подследственно данному органу расследования, то по закону, и как правило, должны быть произведены все неотложные действия, но, наверное, нецелесообразно проводить такие действия, как очная ставка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, а вместо экспертизы достаточно будет изъять образцы (при возможности «с запасом») и получить заключение специалиста (-ов).
X. По действующим законам или подзаконным актам соответствующий начальник ОВД – ОД либо его заместитель обязаны лично проверить законность, обоснованность и утвердить, подписать такие документы:
1) постановление о назначении и производстве сотрудниками ОВД проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной и иной (конкретно) деятельности: ст. 11 Закона о милиции; с. 144 УПК РФ;
2) рапорт об обнаружении (должностным лицом ОД) признаков преступления: ст. 143 УПК РФ и прежнее приложение – форму № 1;
3) постановление о возбуждении уголовного дела (должностным лицом ОД): ст. 146 УПК, с учетом новаций 2007 г. и форму № 14;
4) постановление должностного лица ОД об отказе в возбуждении уголовного дела: ст. 148 УПК – форму № 21;
5) обвинительный акт и сопроводительный документ в прокуратуру: ст. 225 УПК – форму № 163; полагаю, что по логике закона начальник ОД должен утверждать и постановление о привлечении в качестве обвиняемого, если оно выносилось ранее дознавателем ОВД: (ст. 100, 171 УПК и бывшая форма № 92), а также и соответствующее постановление о прекращении уголовного дела (преследования), тем более, по нереабилитирующему лицо основанию: см. соотв. ст. УК, УПК и бывшую форму № 135 и новации 2007 г.;
6) постановление о восстановлении утраченных дознавателем уголовного дела или отдельных материалов (ч. 1 ст. 1581 УПК);
7) при необходимости и некоторые другие постановления:
– постановление о применении специальных мер государственной и (или) физической защиты участников досудебного производства;
– об оплате участия специалиста, переводчика, эксперта и адвоката – защитника по назначению – ч. 5 ст. 50 УПК и др.;
XI. От имени начальника ОВД должны быть подготовлены и направлены процессуальные и другие документы, например, спецсообщения, учетно-статистические формы и отчеты, представления по ч. 2 ст. 73 и ч. 2 ст. 158 УПК, уведомления, поручения, запросы и ответы за границу РФ, материалы мировому судье конкретного судебного участка (№ … по территориальности), а для определения подсудности – только на имя председателя федерального суда в районе (городе) или области: см. Закон о мировых судьях – с изменениями от 30.11.2004 № 142 – ФЗ и постановление Конституционного суда России от 27.06.2005 № 7.
* * *
В каждом ОВД могут быть свои объекты, «субъекты» и временные периоды повышенной опасности – до экстремальной, особо конфликтоемкие, взяткоорганизуемые и т. п. Разумеется, они должны быть под постоянным контролем, не только со стороны начальника и его заместителей. Контроль необходим квалифицированный и объективный, гласный и негласный, включая законное и обоснованное применение технических средств. По правовым и процессуальным отношениям и уголовным делам после 1 января 2007 г. могут возникнуть новые трудности при реализации ст. 1041-3 УК, а в УПК РФ по ст. 51 ч. 1 п. 31; 73 ч. 1 п. 8; 172, 217 и особенно ст. 247 ч. 5–7 .
К сожалению, в УПК РФ, в теории и на практике пока не найдено должного места процессуальным обязанностям и правам начальника ОД в ОВД, командира в/ч Внутренних войск, а получивший с 10.06.2007 процессуальный статус начальник специализированного подразделения дознания не всегда сможет стать для руководителя ОВД основным «помощником по дознанию», скорее он окажется фактическим помощником прокурора, хотя и со своим статусом. В УПК РФ – по аналогии с руководителями следственных органов, прокурорами и председателями судов – надо как-то решить вопрос с правовым и процессуальным положением руководителей вышестоящих структур в системе органов дознания по отношению к нижестоящим, точнее, к территориальным и объектовым, экстерриториальным и специализированным. А, может, в свете традиций некоторые руководящие органы и их первые лица вообще не должны иметь по УПК конкретизированного правого статуса и быть юридически вне партий, общественных организаций и движений. Главное – чтобы этот государственный орган и руководитель работали добросовестно и максимально эффективно в интересах всего общества и народа.
Надо понимать: производство по уголовному делу – досудебное, судебное, послесудебное – не рубка леса и люди не щепки и не винтики, а усвоение основных законоположений – не факультатив ненужных вещей.
ОБЩЕПРИНЯТЫЕ И АВТОРСКИЕ СОКРАЩЕНИЯ
АД – административная деятельность
БВС РФ – Бюллетень Верховного суда РФ
ВК РФ – Вестник Конституционного суда РФ
ИВС – изолятор временного содержания
ИК – исправительная колония
КоАП РФ, УК, УПК, УИК и др. – кодексы
КМ – криминальная милиция
МОБ – милиция общественной безопасности
ОВД – орган (или отдел) внутренних дел
НПД – начальник подразделения дознания
РСО – руководитель следственного органа
ПКС, ППВС – Постановления Конституционного суда или пленума Верховного суда
ПД – процессуальные действия
СД – следственные действия
СГ – следственная группа
СЗ РФ – Собрание законодательства РФ
УПД – уголовно-процессуальное доказывание
ФЗ – Федеральный закон
ФКЗ – Федеральный конституционный закон
|
|