|
Уголовный процесс. Практикум: учебное пособие / коллектив авторов; под. ред. А.С. Таран. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. - 432 с. - (Бакалавриат и специалитет)
Рецензенты:
- Н.М. Кипнис, доц. кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, канд. юрид. наук, доц.,
- С.А. Шейфер, почетный заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета, заслуженный юрист РФ, д-р юрид. наук, проф.
ISBN 978-5-4365-0119-2
DOI 10.15216/978-5-4365-0119-2
УДК 343(075.8) ББК 67.410.2я73 У26
Практикум по курсу «Уголовный процесс» содержательно соответствует одноименному учебнику под ред. В.А. Лазаревой. Составлен по материалам уголовных дел, взятых из практической деятельности следователей, дознавателей (в том числе и следователей военных следственных органов), судебных органов (в том числе и в практической деятельности военных судебных органов), адвокатуры и т.д.
По каждой учебной теме курса представлен краткий план ее изучения для практических и семинарских занятий. Кроме того, по каждой теме имеются тестовые задания, которые желательно использовать при изучении тематики уголовно-процессуального права. В данном пособии отражены последние изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Для студентов и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся вопросами уголовного судопроизводства.
Изд. № 7781. Подписано в печать 16.02.2015. Формат 60x90/16. Гарнитура «Newton». Печать офсетная. Усл. печ. л. 27,0. Уч.-изд. л. 19,66. Тираж 300 экз. Заказ №
ООО «Юстиция». 107076, г. Москва, переулок Колодезный, д. 14. Тел.: 8-495-741-46-28. E-mail: izdat@iyst.ru http://www.iyst.ru
Отпечатано в филиале «Чеховский Печатный Двор» ОАО «Первая Образцовая типография». 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1.
© Коллектив авторов, 2016
© ООО «Юстиция», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Авторский коллектив 7
Введение 8
РАЗДЕЛ I. РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 13
Глава 1. задачи и учебные задания 14
1.1. Сущность и назначение уголовного процесса РФ 14
1.2. Понятие и источники уголовно-процессуального права 18
1.3. Принципы уголовно-процессуального права. 23
1.4. Субъекты (участники) уголовного процесса. 30
1.5. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. 35
1.6. Меры уголовно-процессуального принуждения. 48
1.7. Возмещение ущерба в уголовном судопроизводстве 55
1.8. Средства против незаконных действий и решений в уголовном процессе .. 60
1.9. Нравственные основы уголовного судопроизводства.. 64
1.10. Возбуждение уголовного дела 72
1.11. Предварительное расследование 77
1.12. Подсудность . 89
1.13. Подготовка к судебному заседанию 93
1.14. Судебное разбирательство 97
1.15. Особый порядок судебного разбирательства. 108
1.16. Особенности рассмотрения и разрешения уголовного дела мировым судьей . 119
1.17. Производство в суде с участием присяжных заседателей . 123
1.18. Общая характеристика пересмотра приговоров и иных решений суда .. 131
1.19. Производство в суде апелляционной инстанции 135
1.20. Исполнение приговора 139
1.21. Производство в суде кассационной инстанции.. 142
1.22. Производство в надзорной инстанции 146
1.23. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.. 149
1.24. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 153
1.25. Производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера .. 161
1.26. Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц 164
1.27. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. 168
1.28. Современный уголовный процесс зарубежных стран.. 171
Глава 2. Практические материалы.. 175
2.1. Субъекты (участники) уголовного процесса. 175
2.2. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. 177
2.3. Меры уголовно-процессуального принуждения. 179
2.4. Средства против незаконных действий и решений
в уголовном процессе.. 185
2.5. Возбуждение уголовного дела 189
2.6. Предварительное расследование 193
РАЗДЕЛ II. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ. ТЕМАТИКА ОТЧЕТНЫХ РАБОТ..203
Глава 3. тесты 204
3.1. Тест по Общей части курса «Уголовный процесс РФ» 204
3.2. Тест к теме «Возбуждение уголовного дела». 214
3.3. Тесты к теме «Предварительное расследование» 218
3.4. Тест к теме «Нравственные основы уголовного судопроизводства» 232
3.5. Тест к теме «Подсудность» 235
3.6. Тест к теме «Подготовка к судебному заседанию».. 240
3.7. Тест к теме «Судебное разбирательство» . 244
3.8. Тест к теме «Особый порядок судебного разбирательства».. 248
3.9. Тест к теме «Особенности рассмотрения и разрешения дела мировым судьей» 253
3.10. Тест к теме «Производство в суде присяжных». 257
3.11. Тест к теме «Производство в суде апелляционной инстанции» . 261
3.12. Тест к теме «Исполнение приговора».. 266
3.13. Тест к теме «Производство в суде кассационной инстанции» 269
3.14. Тест к теме «Производство в суде надзорной инстанции» 274
3.15. Тест к теме «Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств» . 278
3.16. Тест к теме «Производство по делам в отношении несовершеннолетних» . 282
3.17. Тест к темам «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Производство о применении принудительных мер медицинского характера» . 286
3.18. Тест к теме «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» 291
Глава 4. отчетные и итоговые формы контроля 295
4.1. Тематика для рефератов и эссе. 295
4.2. Вопросы для самоконтроля и подготовки к экзамену. 302
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 307
Глава 5. Отдельные образовательные технологии в преподавании курса.. 308
5.1. Использование мультимедийных презентаций при проведении практических занятий 308
5.2. Синквейн: постановка задания.. 313
5.3. Пакетограмма, или метод Стока. 316
5.4. Тестирование: правила организации и проведения (на примере теста по Общей части курса«Уголовный процесс РФ») 323
5.5. Организация и проведение эмпирического исследования 326
5.6. Дебаты: правила организации и проведения . 331
Глава 6. деловая игра «учебный уголовный процесс» 339
6.1. Общие положения.. 339
6.2. Подготовительный этап 344
6.3. Репетиционный этап 348
6.4. Демонстрационный этап . 359
6.5. Заключительный этап. 361
6.6. Особенности подготовки деловой игры, моделирующей производство в суде присяжных 364
Приложения
1. Приложения к пункту 5.5 «Организация и проведение эмпирического исследования».. 367
2. Приложения к пункту 5.6 «Дебаты: правила организации и проведения» 378
3. Приложения к главе «Учебный уголовный процесс».. 390
Рекомендуемая литература
Основная: учебники и учебные пособия.. 410
Дополнительная. 411
Нормативная. 420
Подзаконные нормативно-правовые акты 422
Судебная практика. 424
Аавторский коллектив
Бедняков И.Л., канд. юрид. наук — 1.1, 1.2, 1.6, 1.13 (кроме аналитических вопросов), 4.1 (тема 6);
Дробинин Д.В., канд. юрид. наук, доцент — 1.11, 4.1 (тема 11);
Жирова М.Ю., канд. юрид. наук — 1.16 (кроме задач 4—6), 4.1 (тема 16), 5.1;
Иванов В.В., канд. юрид. наук, доцент — 1.7, 1.20, 1.25 (задачи 4—6); 4.1 (темы 7, 20, 25);
Кувалдина Ю.В., канд. юрид. наук — 1.15, 1.24 (аналитические вопросы), 3.2, 3.5, 3.7—3.9, 3.11, 3.13, 3.16, 3.17, 4.1 (темы 15, 24);
Кузовенекова Ю.А., канд. юрид. наук — 1.3 (задачи 1—12); 3.14, 3.15;
Олиндер Н.В., канд. юрид. наук — 1.25 (темы для дебатов, задачи 1—3), 1.27, 3.18, 4.1 (тема 27);
Петрова Н.Е., канд. юрид. наук — 1.4, 5.6 (с приложениями);
Развейкина Н.А., канд. юрид. наук — 1.8, 1.17 (кроме задач 1, 8—10), 3.4, 3.6, 3.10, 3.12, 4.1 (темы 8, 17);
Савельев К.А., канд. юрид. наук, доцент — 1.10, 1.18, 1.19, 1.21—1.23, 1.26, 1.28, 4.1 (темы 10, 18, 19, 21, 22, 23, 26, 28);
Тарасов А.А., д-р юрид. наук, профессор — глава 6 с приложениями (в соавторстве);
Таран А.С., канд. юрид. наук, доцент, ответственный редактор — введение, глава 1 (задания ко всем темам), 1.3 (задачи 13—16), 1.5, 1.9, 3.4, 4.1 (темы 1—3, 5, 9), 5.5 (с приложениями), глава 6 с приложениями (в соавторстве), список литературы;
Шестакова Л.А., ассистент — 1.24 (задачи), глава 2;
Шуваткин А.В., канд. юрид. наук, доцент — 1.12, 4.1 (тема 12);
Юношев С.В., канд. юрид. наук, доцент — 1.13 (аналитические вопросы), 1.14, 1.16 (задачи 4—6), 1.17 (задачи 1, 8—10), 3.1, 4.1 (темы 4, 13, 14), 4.2, 5.2—5.4, глава 6 с приложениями (в соавторстве).
Введение
«Говори — может, послушаю; объясни — может, запомню; вовлеки — сделаю!»
(Китайская пословица)
Уголовно-процессуальное право — одна из важнейших отраслей российского права. Учебный курс «Уголовный процесс РФ» представляет собой одну из профилирующих дисциплин по учебному плану юридических вузов по специальности «юриспруденция».
Его написание обусловлено тем, что изучение данного курса актуально не только с точки зрения теоретической, но и практической подготовки будущих следователей, прокуроров, судей, адвокатов и других представителей различных направлений профессиональной правоприменительной деятельности.
Величайшая цель образования —
не столько знания, сколько действия.
Г. Спенсер
Студент должен не только знать положения закона, но и уметь их применять, разрешать сложные практические ситуации (казусы), обладать навыками составления процессуальных документов, производства отельных процессуальных действий и т.д.
Широко известна так называемая пирамида обучения, достаточно наглядно иллюстрирующая связь между применяемым педагогическим приемом и результатом обучения.
Очевидна эффективность интерактивных методик в обучении студентов, на применение которых направлен настоящий практикум. Они апробированы его авторами в ходе многолетнего опыта использования в педагогической практике.
Настоящий практикум состоит из трех разделов.
Раздел I «Рабочие материалы к практическим занятиям» включает в себя материалы для проведения занятий по 28 темам курса.
Рабочие материалы дают возможность преподавателю организовать работу студентов на практическом занятии, а также их самостоятельную работу по подготовке к нему и по последующему углублению соответствующих знаний и навыков.
Рабочие материалы делятся на две категории.
1. Задачи и учебные задания.
В начале каждой темы изложены компетенции, на приобретение которых направлен соответствующий раздел практикума. В рабочие материалы входят:
- вопросы для подготовки к занятию — включают в себя вопросы на знание положений действующего законодательства, вводят студентов на уровень нормативного и понятийного знаний о предмете;
- аналитические вопросы — вопросы, имеющие спорный, дискуссионный характер, требующие анализа, обобщения и т.д. Данные вопросы могут быть использованы как студентами для углубленной подготовки к семинарскому занятию, так и педагогом для проведения мозговых штурмов, организации работы в малых группах и пр.;
- темы для дебатов — содержат тезисы для организации и проведения дискуссии в учебной группе в формате дебатов, для защиты или опровержения командами;
- задания — творческие задания по работе с полученной при изучении темы информацией — предполагают выполнение студентами следующих видов работ: составление таблиц; составление схем; составление классификаций; составление алгоритма проведения процессуальных действий и т.д.
2. Практические материалы содержат протоколы процессуальных действий, процессуальные решения, которые могут быть использованы в учебном процессе при изучении соответствующих тем. Все материалы взяты из реальных уголовных дел, адаптированы к учебному процессу, фамилии должностных лиц и фигурантов дел изменены.
Практические материалы сопровождаются соответствующими заданиями: найти допущенные процессуальные нарушения, принять и составить процессуальное решение и пр.
Раздел II «Материалы для промежуточного и итогового контроля знаний. Тематика отчетных работ» содержит инструментарий текущего и итогового контроля знаний студентов.
В него входят:
- тесты по темам практикума;
- тематика для рефератов и эссе;
- вопросы для самоконтроля и подготовки к экзамену.
Раздел III «Методические материалы для проведения семинарских занятий, организации и выполнения самостоятельной работы студентов» включает в себя теоретическую информацию и практические авторские наработки, которые позволят преподавателям использовать описываемую методику проведения занятия.
Среди педагогических приемов и методов, получивших освещение в данном разделе:
- презентация;
- синквейн;
- пакетограмма или метод Стока;
- организация и проведение эмпирического исследования;
- тестирование; дебаты.
Особо выделена деловая игра «Учебный уголовный процесс». Глава 6 практикума посвящена организации и проведению учебного уголовного процесса: дается информация о понятии, сущности данной деловой игры, раскрываются этапы ее проведения, представлены практические рекомендации как преподавателям, ее курирующим, так и студентам, принимающим в ней участие.
Впервые в СамГУ деловая игра «Учебный уголовный процесс» была организована в 1973 г. со студентами третьего курса первого набора. С тех пор она стала ежегодно проводиться кафедрой уголовного процесса и криминалистики. Большая заслуга в поддержании этого начинания, в том, что данная деловая игра стола традицией и своего рода визитной карточкой кафедры, принадлежит почетному заведующему кафедрой, доктору юридических наук, профессору С.А. Шейферу.
Материал и задания практикума согласованы с позициями Конституционного Суда РФ, учитывают рекомендации Пленума Верховного Суда РФ. В качестве приложения к практикуму включен перечень нормативных источников, список общих для всего курса учебников и учебных пособий, а также рекомендуемой литературы по отдельным темам.
Настоящий практикум рекомендован для изучения дисциплины «Уголовный процесс РФ», входящей в образовательную программу направления 40.03.01 «Юриспруденция», базовую часть профессионального цикла прикладного БАКАЛАВРИАТА.
Изучение курса «Уголовный процесс РФ» опирается на те общекультурные и профессиональные компетенции, которые ранее уже были выработаны у студентов при усвоении курсов «Суд и правоохранительные органы в РФ», «Конституционное право РФ», «Теория государства и права», «История государства и права России», «Профессиональная этика».
Освоение уголовно-процессуального права РФ служит базой для формирования других общекультурных и профессиональных компетенций в ходе изучения дисциплин «Криминалистика», «Юридическая психология», «Прокурорский надзор», «Судебная медицина», «Судебная психиатрия», а также профильных дисциплин, включенных в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» ООП.
Настоящий практикум может быть использован в дополнение и развитие учебника «Уголовно-процессуальное право РФ», подготовленного авторским коллективом кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета для студентов специальности «Юриспруденция» направления «Бакалавриат».
По результатам изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право РФ» студент должен: знать:
— основные положения действующего уголовно-процессуального права,
— источники уголовно-процессуального права, основные правовые позиции Конституционного Суда РФ, положения постановлений Пленума Верховного Суда РФ,
— тенденции и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства,
— требования, предъявляемые законом к уголовно-процессуальной деятельности и ее результатам,
— права и обязанности участников уголовного судопроизводства,
— особенности производства на отдельных стадиях уголовного процесса и по отдельным категориям уголовных дел,
— типичные ошибки практики расследования и рассмотрения уголовных дел;
уметь:
- анализировать уголовно-процессуальные нормы, применять уголовно-процессуальные нормы к конкретной практической ситуации,
- использовать знание закона для защиты прав и законных интересов граждан,
- аргументировать (устно и письменно) свою позицию по спорным вопросам теории и практики уголовного судопроизводства, обоснованно формулировать претензии к качеству нормативно-правовых актов.
- составлять процессуальные документы;
владеть:
- представлением о теоретических и практических проблемах, касающихся нормативной регламентации уголовно-процессуальной деятельности, перспективах развития российского законодательства об уголовном судопроизводстве,
- навыками самостоятельного анализа правовой ситуации и применимых к ней правовых норм,
- приемами ведения полемики (доказывания и опровержения),
- навыками принятия решений, определяющих направление уголовного судопроизводства по конкретному уголовному делу,
- способностями оценки с точки зрения требований УПК РФ законности и обоснованности основных процессуальных решений, процессуальных действий (бездействия) субъектов, ведущих уголовное судопроизводство.
Скачать или читать текст практикума в формате pdf можно по ссылке: https://kalinovsky-k.narod.ru/b/praktikum_2016/Taran-Praktikum-sait-IUAJ.pdf
Благодарим редактора пособия, Антонину Сергеевну Таран и издательство за предоставленные для размещения на нашем сайте материалы.
|
|