|
К оглавлению
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
1.3. Международные стандарты независимости судебной власти
Принципы деятельности судебных органов определены в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года (раздел 2 Декларации), и Европейской хартии о статусе судей, принятой в Страсбурге 8-10 июля 1998 года.1 Европейская хартия о статусе судей устанавливает, что статус судей призван обеспечивать компетентность, независимость и беспристрастность судей и предусматривает основные положения, касающиеся статуса судей: требования к кандидатам на должность судьи могут быть связаны с наличием юридического образования и стажа работы, и не могут быть обусловлены половой, этнической или социальной принадлежностью, философскими, политическими или религиозными убеждениями кандидата; решение о назначении судьи должно приниматься независимой инстанцией исполнительной или законодательной власти; применение мер ответственности к судье возможно лишь с согласия судебного органа или независимой инстанции, включающей не менее половины судей; создание профессиональных организаций судей, способствующих защите судей; судья должен воздерживаться от любого поведения, способного нарушить веру в его беспристрастность и независимость; уровень оплаты труда судьи должен обеспечивать независимость судьи; государство должно гарантировать судье поддержание определенного уровня и углубления знаний путем регулярного доступа к профессиональному образованию, расходы по которому несет государство.2
Исследование мировой практики формирования принципов независимости судебной власти с точки зрения целей настоящего исследования должно происходить по следующим направлениям: 1) значение правовых систем мира и закономерностей формирования гарантий независимости судьи при осуществлении правосудия; 2) историко-правовые аспекты формирования международных судебных учреждений; 3) законодательное регламентирование международных принципов осуществления правосудия в отечественном судопроизводстве; 4) закономерности отечественной правоприменительной практики с целью формулирования концептуальных основ судейского иммунитета.
При изучении правовых систем мира можно проследить закономерности формирования гарантии независимости судебной власти при осуществлении правосудия. В научной литературе высказываются самые различные мнения о классификации правовых систем, за основу которых берутся самые различные критерии. Согласно общепринятой классификации правовых систем современного мира, существуют следующие группы, так называемые правовые семьи: романо-германская (цивильная) правовая семья, англо-саксонская правовая семья (семья общего права), социалистическая правовая семья и правовая семья «гибридной или смешанной юрисдикции».3
При рассмотрении вопроса независимости судебной власти необходимо затронуть вопрос о закреплении гарантий независимости судей в конституциях и уголовно-процессуальном законодательстве современных демократических государств-стран СНГ. После развала СССР в 90-е годы в структуре прежней социалистической правовой семьи остались национальные правовые системы лишь некоторых стран (Китая, Северная Корея, Куба). На территории бывшего СССР и всех остальных бывших социалистических государств образовались новые постсоветские и постсоциалистические правовые системы.
Также, как правовая система Великобритании выступала в качестве центрального звена в отношении всей англо-саксоноской правовой семьи, правовая система Франции – в отношении романо-германской правовой семьи, правовая система Советского Союза, а впоследствии России постоянно оказывала огромное влияние не только на процесс возникновения и становления социалистической правовой семьи, но и на процесс ее дальнейшего развития и совершенствования.
Рассмотрим в качестве образца судебную систему Республики Казахстан.
В Казахстане существует единая судебная система, состоящая из Верховного Суда Республики, областных и приравненных к ним судов, районных (городских) судов, высших судов. Статус судей определяет Конституционный закон РК от 25 декабря 2000г. №132-11 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».4 Судьи всех судов обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями (ст.23 Конституционного закона). Независимость судьи защищается Конституцией и законом и обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкасаемостью судьи; установленным порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу.
Председатель Верховного Суда, председатели коллегии и судьи Верховного Суда избираются сенатом по представлению Президента, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета Республики. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели коллегий и судьи областных и приравненных к ним судов назначаются Президентом по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики; председатели и судьи других судов – по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции. Ст.498 УПК Республики Казахстан определяет порядок производства предварительного следствия в отношении судьи. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики.
Конституция РК закрепляет: «Суды состоят из постоянных судей, независимость которых защищается Конституцией и законом. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены исключительно по основаниям, установленным законом», ч. 4 этой же статьи гласит: «Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации» (п.1 ст.79); «Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента РК, основанного на заключении Высшего Судебного Совета РК, либо в случае, установленном подпунктом 3 статьи 55 Конституции РК без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений» (ч. 2 ст. 79). Аналогичная норма закреплена в Конституционном законе РК от 25 декабря 2000г. №132-11 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (ч. 1 ст. 27). УПК Республики Казахстан определяет порядок производства предварительного следствия в отношении судьи (ст. 498).5 Для получения согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности, предъявление судье обвинения в совершении преступления, арест, привод Генеральный прокурор Республики Казахстан вносит представление Президенту, либо в случае привлечения к уголовной ответственности судей Верховного Суда Республики Казахстан - в сенат Республики Казахстан. После получения Генеральным прокурором Республики Казахстан решения Президента Республики Казахстан, сената парламента Республики Казахстан дальнейшее производство по делу производится в обычном порядке. Процедура освобождения от должности судьи и прекращения полномочий судьи регламентирована ст.34 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей» - решение об освобождении от должности судьи принимается постановлением сената парламента в отношении председателя, председателей коллегии и судей Верховного Суда по представлению Президента, указом Президента – в отношении председателя, председателя коллегий и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда.6
В других бывших социалистических странах принципы судоустройства определены в Конституциях и законах.
Согласно Закону Республики Армения "О статусе судьи" уголовное преследование в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Армения. Судья не может быть арестован, подвергнут в судебном порядке административной или уголовной ответственности без согласия на то Президента Республики, данного им на основании представления Совета правосудия (ст.11). Согласно статье 30 названного Закона полномочия судьи прекращаются Президентом Республики на основании предложения Совета правосудия, если, например, судья более десяти дней подряд без уважительной причины не являлся на работу (п.5), совершил поступок, являющийся в соответствии с Кодексом поведения судьи основанием для прекращения полномочий (п.7), при осуществлении правосудия допустил грубое нарушение закона (п.8).
В Венгрии статус судьи определяется Конституцией, законом № LXVI о судоустройстве и управлении судами. Судья назначается Президентом республики по представлению национального совета магистратуры. В судах существуют комиссии, избираемые самими судьями, которые участвуют в процедуре назначения судьей. Кандидат проходит тест, затем комиссия дает предварительное заключение о профессиональной пригодности кандидата. Первоначальный срок назначения на должность судьи – три года, затем по просьбе судьи возможно пожизненное назначение.7
Иммунитет судей в Латвийской Республике гарантируется законом: уголовный процесс против судьи может начать только Генеральный прокурор. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности или арестован только с согласия сейма. Постановление об аресте, принудительном приводе, задержании или обыске судьи принимает особо уполномоченный судья Верховного суда. Если судья задержан при совершении преступного деяния, постановление о принудительном приводе, задержании или обыске не требуется, но в течение 24 часов об этом должен быть информирован особо уполномоченный судья Верховного суда и Генеральный прокурор (ч. 2 ст. 120 Уголовно-процессуального закона Латвийской Республики).8
В Польше Конституция 1997 года включает принцип независимости, неприкосновенности и несменяемости судей. Независимость судей обеспечивается иммунитетом от судебного преследования и дисциплинарной ответственности, они не могут быть перемещены на другой пост или отстранены от должности, за исключением болезни, неспособности исполнять свои обязанности либо достижения возраста 65 и 70 лет. Судья не может быть задержан или привлечен к судебной или административной ответственности без разрешения компетентного дисциплинарного суда. Это не относится к случаям задержания при совершении преступления, разрешение дисциплинарного суда требуется для продолжения производства и в этом случае, причем этот суд может предписать немедленно освободить задержанного на месте преступления судью. Гарантией независимости является Всепольский судебный совет. Судьи назначаются Президентом республики по рекомендации Всепольского судебного совета. Кандидатами на пост судьи могут быть лица, имеющие университетское юридическое образование, стаж работы не менее года и достигшие возраста 26 лет.Судья не имеет права состоять в политических партиях либо заниматься политической деятельностью, за исключением судей, являющихся депутатами сейма или сенаторами.
В Конституции Румынии от 8 декабря 1991 года провозглашено, что «правосудие вершится именем закона» и «судьи независимы и подчиняются только закону» (ст.123). Конкретные положения указаны в Законе о судебной системе 1992 года. Судьи, за исключением стажеров, назначаются декретом Президента Румынии по предложению Высшего совета магистратуры. На должность судьи могут претендовать лица, имеющие высшее образование, сдавшие квалификационный экзамен и прошедшие стажировку в течение 2 лет.
Организации судебной власти в Словацкой Республике посвящен раздел VII Конституции. Согласно Конституции судьи избираются Национальным советом (парламентом) Словацкой Республики по рекомендации правительства первоначально на четыре года, по истечении которых могут быть переизбраны пожизненно в дисциплинарные трибуналы, состоящие из судей, последние предоставляют свое мнение в Национальный совет. Председатель и вице-председатель Верховного суда избираются Национальным советом по рекомендации правительства из числа судей Верховного суда сроком на пять лет с правом переизбрания на второй срок. Председатели и вице-председатели краевых судов назначаются и смещаются министром юстиции. Председатели районных судов назначаются на должность председателями краевых судов. Члены Конституционного суда назначаются Президентом республики на срок семь лет из числа кандидатур, представленных Национальным советом. Срок полномочий судьи заканчивается по истечении первоначального срока, если судья не избран пожизненно, при выходе в отставку, при смещении судьи Национальным советом по мотивам, указанным в ст.147 Конституции. Органы государственного управления не имеют права применять дисциплинарные меры в отношении судей, однако они могут обратиться с соответствующим ходатайством в дисциплинарные трибуналы, состоящие из судей, последние предоставляют свое мнение в Национальный совет.
В Конституции республики Словения закреплена независимость в исполнении своих судейских обязанностей (ст.125). Судьи избираются пожизненно Национальным собранием по рекомендации Судебного совета (ст.130 Конституции). Назначение на пост судьи Верховного суда производится Национальной ассамблеей по рекомендации Судебного совета. Судья пользуется личной неприкосновенностью, ни при каких обстоятельствах судья не может быть привлечен к ответственности за высказывания своего мнения при вынесении приговора в суде. Уголовное преследование в отношении судьи во время его пребывания на посту может быть начато только с согласия Национального собрания. Решение о дисциплинарных мерах в отношении судей принимает дисциплинарный суд. Дисциплинарное дело в отношении судьи возбуждает председатель суда, если соответствующие действия предпринимаются прокуратурой. Согласно Закону о прохождении службы в судах к судьям могу применяться дисциплинарные меры в виде перевода в другой суд, задержки повышения в должности, понижения в зарплате. В качестве дисциплинарного суда первой инстанции выступает суд в составе судьи Верховного суда, двух судей высшего суда, судьи окружного суда и судьи районного суда. В качестве апелляционной дисциплинарной инстанции выступает суд в составе семи судей Верховного суда. Должность судьи не может совмещаться с любой другой должностью в органах государственного управления, самоуправления, органах политических партий и других должностей согласно ст.133 Конституции.
Согласно статье 9 Конституционного закона Республики Таджикистан "О статусе судей в Республике Таджикистан" уголовное дело в отношении судей может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Таджикистан или лицом, исполняющим его обязанности. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Экономического Суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности, заключены под стражу без согласия Маджлиси Оли Республики Таджикистан. А судьи других судов - без согласия Президента Республики Таджикистан. Среди оснований прекращения полномочий судьи статья 16 названного Закона предусматривает и такие, как нарушение законности или совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи (п.11), обнаружившееся несоответствие судьи занимаемой должности (п.13).9
В Украине правосудие по уголовным делам осуществляется только судом (ст.124 Конституции Украины, ст.15 УПК Украины от 28 декабря 1960г.). Судебную власть в Республике Хорватия осуществляют автономные и независимые суды, руководствующиеся при принятии решений только Конституцией и законами. Судоустройство регламентируется Законом о судах.
При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только закону (ст.184 УПК).10 Независимость и неприкосновенность судей гарантируется Конституцией (ст.126), законом Украины «О статусе судей» от 15 декабря 1992 г. и другими законодательными актами. Вопросами назначения, дисциплинарной ответственности и отстранения судей от должности ведает Высокий судебный совет, членами которого являются видные юристы из числа судей, прокуроров, адвокатов и ученых-правоведов. Судья не может быть привлечен к исполнению не соответствующих суду функций, в том числе включен в различного рода комитеты, комиссии по борьбе с преступностью и т.п.
Положение части 1 статьи 129 Конституции Украины о подчинении судей только закону предполагает функциональную независимость судей. Закон Украины «О статусе судей» и процессуальное законодательство определяют в качестве одной из гарантий фактической независимости судей «предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия». Это означает, что сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям возможность свободного рассмотрения и разрешения дела, в том числе и независимость от чьих-либо мнений в соответствующих высказываниях судей на совещании по рассматриваемому делу. Судебная процедура предусматривает, в частности, вынесение решения по делу в специальной совещательной комнате, где могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие иных лиц здесь не допускается. Судьи не могут также разглашать суждения, прозвучавшие во время совещания (статьи 322 УПК, 210 ГПК). В пункте 4 статьи 11 Закона Украины «О статусе судей» устанавливается запрет на чье-либо вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Любое вмешательство такого рода преследуется по закону вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Уголовно-процессуальное законодательство, например, содержит систему норм, исключающих постороннее воздействие на судей. К числу таких норм относятся регламент исследования судьями обстоятельств уголовного дела и разрешения всех вопросов, связанных с этим исследованием, пределы прав и обязательности указаний кассационных и надзорных инстанций. Согласно пункту 2 статьи 12 данного Закона, судьи не обязаны давать какие бы то ни было объяснения по поводу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их для ознакомления, за исключением случаев и порядка, предусмотренных законом.
Установлен особый порядок привлечения судей к уголовной ответственности. Судья как лицо, имеющее особый иммунитет относительно юридической ответственности, в том числе уголовной и административной, не может быть без согласия Верховного Совета Украины задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом. Судья не может быть подвергнут приводу или принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, взыскание за которое налагается в судебном порядке, должен быть немедленно освобожден после установления его личности. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в его личный или служебный транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных разговоров, личный обыск судьи, а равно досмотр, выемка его корреспонденции, вещей и документов могут производиться только с санкции Генерального прокурора Украины при наличии возбужденного уголовного дела. Так, действия Генеральной прокуратуры Украины относительно проведения обыска в рабочем кабинете и квартире председателя Печерского районного суда г. Киева Н.Замковенко признаны Киевским областным судом незаконными на основании того, что «на санкциях стояли подписи и.о. Генерального прокурора, его заместителя Владимира Кудрявцева (по свидетельству Замковенко, фамилии этой рядом с подписью не было)»11. Уголовное дело в отношении судьи Конституционного Суда Украины и любого общего или арбитражного суда рассматривается по первой инстанции областным, Верховным Судом Республики Крым, Киевским, Севастопольским городскими судами, уголовное дело в отношении судьи любого военного суда рассматривается по первой инстанции военным судом региона или Военно-морских сил Украины. Подсудность дела определяется Председателем Верховного Суда Украины или его заместителем. При этом дело не может рассматриваться тем судом, в котором обвиняемый работал судьей (глава 3 Закона Украины ''О статусе судей'').
Глава Верховного Суда Украины В. Маляренко с сожалением признал факты взяточничества - в 2003 году на получении взяток в размере от 500 до 10 тыс. долларов США в некоторых регионах Украины были задержаны служители Фемиды. В 2003 году к дисциплинарной ответственности было привлечено 59 судей, 48 получили выговор, трем понижен класс квалификации, восемь уволено. По Запорожской области в отношении судей возбуждалось 30 дисциплинарных производств (второе место по количеству): семь - за нарушение законодательства при рассмотрении дел, 23 - неприкосновенность ст. 6 Закона Украины «О статусе судей». Наказано восемь судей, из которых двоих уволили.12
При наличии достаточных сведений о наличии опасности для жизни, здоровья судьи, членов его семьи или близких родственников, их имуществу согласно закону Украины №378-XII «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23 декабря 1993 года председатель суда должен принять решение о применении специальных мер защиты (ст.5 Закона).
Организация судебной системы в Эстонии регламентируется ст.13 Конституции. Суды независимы и в своей работе руководствуются только Конституцией и законами. Судьи назначаются пожизненно. Председатель государственного суда назначается парламентом Эстонии по предложению Президента республики. Судьи государственного суда назначаются парламентом по предложению председателя государственного суда. Судьи всех остальных судебных органов назначаются Президентом республики по предложению председателя государственного суда. Для освобождения судьи от должности необходимо решение суда. Во время пребывания в должности судья не может быть подвергнут уголовному преследованию либо аресту, кроме как по требованию председателя государственного суда и с согласия Президента Республики. Председатель и члены государственного суда не могут быть подвергнуты уголовному преследованию кроме как по требованию канцлера юстиции и с согласия большинства членов парламента.
Таким образом, можно увидеть, что принципы независимости и неприкосновенности судей отражены во всех национальных конституциях стран - участниках Содружества Независимых государств. В целях сближения и гармонизации законодательств Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 15 апреля 1994 года был образован Научно-консультативный центр частного права по вопросам создания и развития единого экономического пространства, одним из основных направлений деятельности которого является разработка моделей правовых актов и научных рекомендаций. 13
Участники встречи руководителей Верховных судов стран
Содружества Независимых Государств (Москва, 28 мая 1998 г.) отметили, что становление независимой судебной власти является одним из главных факторов развития и укрепления демократических процессов в независимых государствах. Руководители судов Содружества высказались за взаимодействие судебных систем, традиционно связанных между собой общими принципами, правовым механизмом, прошедших испытание временем и практикой. Важными направлениями дальнейшего сотрудничества были признаны:
- обмен опытом по реформированию и совершенствованию системы правосудия; укрепление независимой судебной власти, ее взаимодействие с другими властными государственными ветвями; участие судов в дальнейшем обновлении и унификации национального законодательства в области правосудия; улучшение эффективности работы судов путем упрощения и облегчения судопроизводства; поиск совместных решений в сфере судебной деятельности в связи с достижениями научно-технического прогресса; повышение роли судов в деле защиты прав и свобод человека и гражданина; совершенствование методов работы органов судейского сообщества.14
Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию в 2005 году высказал мысль о готовности « перенимать действительно полезный опыт наших соседей, а также делиться с ними своими идеями и своими результатами в работе» и определил одной из основных в процессах интеграции со странами СНГ задачу синхронизации темпов и параметров реформаторских процессов в России и странах СНГ.15
До 1999 года Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ приняла более 60 модельных законодательных актов. В связи с этим представляется возможным предложить принять Модельный закон о статусе судей (смотри приложение №1).
Романо-германская правовая семья охватывает большую часть стран Африки, всю Латинскую Америку, страны Ближнего Востока, Индонезию, Японию, а также страны континентальной Европы. Классическими представителями романо-германской правовой семьи являются Франция, ФРГ, Австрия, в законодательных актах которых также закреплены гарантии независимости судебной власти и неприкосновенности судей.
Статус судей во Франции регулируется в настоящее время двумя законами, принятыми 5 февраля 1994г.: Законом о Высшем совете магистратуры и Законом о статусе магистратуры. Все судьи назначаются бессрочно Президентом республики. Высший совет магистратуры вносит кандидатуры на рассмотрение Президенту, либо дает заключение по кандидатурам, представленным министром юстиции. Судейский корпус Франции включает магистратов – членов судов и прокуратуры при Кассационном суде, судов и трибуналов первой инстанции и кадровых работников центральной администрации, а также аудиторов юстиции. Несмотря на его единство, судейский корпус делится на две категории – магистратов – членов судов и магистратов – работников прокуратуры. Члены судейского корпуса имеют право переходить из одной категории в другую. Принцип несменяемости распространяется только на членов судов. На судебные должности магистрата назначения производятся декретом Президента республики на основании обязательного для правительства заключения или по предложению Высшего совета магистратуры.16 Высший совет магистратуры состоит из 6 магистратов, избираемых их коллегами, одного государственного советника, трех лиц, назначаемых Президентом республики, и председателем сената и Национального собрания. Возглавляет Высший совет магистратуры глава государства, его заместителем является министр юстиции. Совет состоит из двух самостоятельных подразделений, из которых одно обладает полномочиями в отношении магистратов судов, а другое - в отношение магистратов прокуратуры. Подразделение совета, компетентное в отношении магистратов – судей, является одновременно дисциплинарным органом.
Судейский иммунитет регулируется частью IX УПК Франции 1958 года (ст.679-688). При возникновении оснований для вменения в вину члену Кассационного суда, магистрату судебного ведомства, магистрату консульства, выполняющему судейские функции, или магистрату административного трибунала совершение преступления или проступка при исполнении ими своих должностных обязанностей прокурор республики заявляет соответствующее требование перед палатой по уголовным делам Кассационного суда, которая в течение 8 дней после получения требования прокурора выносит определение и указывает судебный орган, на который возлагается проведение следствия и судебного разбирательства по делу. Если преступление или проступок были совершены в связи с судебным преследованием и повлекли за собой нарушение какой-либо процессуальной нормы, уголовный иск может быть возбужден только в том случае, если незаконный характер преследования или совершенных в связи с ним действий установлен окончательным решением соответствующего судебного органа, на рассмотрение которого поступило дело.17
В Германии судоустройство определяется Основным законом, Законом о судоустройстве от 27 января 1877 года в редакции от 9 мая 1975 года, Законом об административных судах, Законом о финансовых судах, Законом о судах по социальным вопросам, Законом о судах по трудовым вопросам, 22 декабря 1999г. был принят закон об укреплении независимости судей и судов.18 Судьи независимы и подчиняются только закону (ст.97 Конституции).19 Судьи назначаются на свои должности пожизненно и без их согласия не могут быть переведены в другой суд или отправлены в отставку, кроме как по решению суда.20 Кандидат обязан сдать два государственных экзамена. Судебные функции могут осуществлять как профессиональные, так и непрофессиональные судьи-шеффены, а также судебные клерки. Однако судебные клерки не обладают иммунитетом судьи.Судебные чиновники, не имеющие юридического образования, проходят специализированное обучение, включающие курс теории и права, они являются государственными служащими, хотя и не имеют конституционных привилегий, предоставленных судьям. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия на то Федерального конституционного суда. Судебные дирекции могут осуществлять как профессиональные, так и непрофессиональные судьи-шеффены, а также судебные клерки.
В соответствии со абзацем 1 ст. 87 Конституции Австрийской Республики судьи независимы при осуществлении своих судейских обязанностей, они руководствуются в своей деятельности только законом и не связаны чьим-либо мнением. Независимость судей гарантируется их несменяемостью, невозможностью их увольнения, отделением юстиции от управления.21
К англо-саксонской семье относятся Великобритания, США, Австралия и другие.
В Великобритании общенациональным считается только один суд – Высший апелляционный суд, функции которого выполняют некоторые члены палаты лордов. Все суды разделены на 3 группы: высшие суды, суды суммарной юрисдикции и особые суды. Суды суммарной юрисдикции – это главным образом суды магистратов, составляющие одно из основных звеньев английской судебной системы. Магистраты – судьи по закону и в силу давних традиций отнесены к разряду мировых судьей. По Закону о мировых судьях от 19 марта 1997 года магистраты первой группы назначаются лордом-канцлером от имени королевы с учетом мнения различного рода местных комиссий из числа английских граждан в возрасте 27-65 лет, имеющих неопороченную репутацию и проживающих там, где находится соответствующий суд.22 Юридическое образование для назначаемых не обязательно. Отсутствие у них юридического образования компенсируется тем, что в английских судах всех уровней существуют штатные должности судебных клерков, являющихся, как правило, юристами высокой квалификации. По достижении 70-летнего возраста магистрат подлежит исключению из основного списка мировых судей (магистратов). С учетом пожелания лица, достигшего указанного возраста, лорд-канцлер может распорядиться о его включении в дополнительный список. Магистраты второй группы - стипендиарии назначаются королевой по представлению лорда-канцлера из числа лиц, имеющих не только соответствующую репутацию, но также юридическое образование и опыт работы не менее семи лет в качестве барристера или иного приравненного к нему юриста.
В соответствии с Конституцией Соединенных Штатов Америки судебной властью наделяется только Верховный суд и те нижестоящие суды, которые по мере надобности образовываются и учреждаются конгрессом (ст. III, раздел 1).23 Нижестоящие – это Апелляционный суд США, окружные суды США, суды каждого из штатов (в том числе Верховные суды) и суды округов штатов. Председатель и члены Верховного суда США, все судьи апелляционных и окружных (районных) судов назначаются Президентом «по совету и с согласия сената» на неопределенный срок (ст.II, раздел 2 Конституции).24 Федеральные судьи судов, входящих в федеральную систему, избираются пожизненно. Судьи сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным. Низовым звеном судебной системы являются магистратские суды, судьи – магистраты назначаются федеральными районными судами. Чтобы получить статус судьи, а затем продлить свою службу, дипломированному юристу нужно получить одобрение специальных комиссий штата (состоящих из членов Верховного суда и представителей прокуратуры штата) и получить поддержку избирателей. Неприкосновенности судьи могут быть лишены только в порядке процедуры импичмента.
Независимым органом судебной власти является Федеральная комиссия по назначению наказаний (§ 991 раздела 28 Свода законов США). Она состоит из семи членов с правом решающего голоса и одного члена, не имеющего такого права. Председатель комиссии, три вице-президента и три члена (все с правом голоса) назначаются на шесть лет Президентом США после консультаций с представителями судей, прокуроров и другими лицами и с согласия сената конгресса США. Как минимум, трое из назначаемых должны иметь опыт работы в качестве судей. Членом комиссии без права решающего голоса по должности является генеральный атторней США либо лицо, назначаемое им.
Вся федеральная судебная система проецируется на судебные системы штатов, хотя каждый из пятидесяти штатов имеет свою конституцию и свою судебную систему. Более того, есть свои суды на Вирджинских, Марианских островах, на острове Гуам и Самоа. Свои варианты судебных систем существуют также в федеральном округе Колумбия, в Пуэрто-Рико. Порядок формирования судейского корпуса в штатах весьма неодинаков. Во многих штатах судьи избираются населением, есть штаты, где они назначаются губернаторами, избираются законодательными собраниями, муниципальными советами. Существует и так называемая смешанная процедура утверждения судей в должности: сначала их назначает, скажем, губернатор, а потом через какой-то срок (2 или 3 года) проводятся выборы и окончательное утверждение в должности на продолжительный срок (15, 20 лет или до достижения пенсионного возраста).25 В некоторых штатах судей могут назначать только Верховный суд штата или верховный судья штата, в других судью может назначить и администрация губернатора штата.
Судебная система Австралии включает федеральные суды, суды отдельных штатов, а также несколько специальных судебных учреждений с четко определенными, весьма ограниченными функциями. На свои должности судьи любых судов назначаются (пожизненно либо до достижения определенного возраста) соответствующими органами исполнительной власти. Так, судей высших судов Австралии назначает генерал-губернатор по согласованию с Исполнительным советом. Претендент на судейские должности должен иметь юридическое образование и стаж юридической практической деятельности, за исключением мировых судей, которые могут не иметь юридического образования, однако в некоторых штатах от них после назначения требуют пройти специальные курсы.Судьи могут быть смещены со своих постов, как правило, лишь после решения, принимаемого парламентом Союза или штата.
Можно согласиться с мнением И.В. Решетникова, что в мире нет и, скорее всего, никогда не будет идеальной системы права и процесса. Но важны желание и прилагаемые усилия к поиску путей, которые способны по возможности улучшить то, что есть. И это не означает, что одна система должна быть заменена другой. Речь идет об использовании собственного и зарубежного опыта для развития оптимальной для настоящего времени процедуры, которая была бы способна защитить тех, чьи права нарушены. Без изучения зарубежного права сегодня немыслимо развитие любой национальной правовой системы, любой отрасли права.26 При проведении уголовно-правовой и уголовно-процессуальной реформ в России наиболее предпочтительным является использование, прежде всего, накопленного опыта Франции, так как характеристики данного государства действительно схожи с российскими на современном историческом этапе.27
Современное развитие правовой мировой системы привело к созданию международных судебных органов. Так, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы 4 ноября 1950 года, «для обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по … Конвенции» (ч.1 ст.19 старой редакции Конвенции»28 был образован Европейский суд по правам человека. Члены суда избираются Консультативной Ассамблеей большинством голосов из списка лиц, выдвинутых членами Совета Европы; каждое государство - член Совета Европы выдвигает 3-х кандидатов, из которых по крайней мере двое должны быть гражданами этого государства. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с признанным авторитетом (ст. 39 Конвенции). Члены суда избираются сроком на девять лет (с некоторыми исключениями) и занимают свои посты вплоть до замены. После замены они продолжают рассматривать уже поступившие к ним дела. В течение всего срока пребывания в должности они не должны занимать какого-либо поста, несовместимого с их независимостью и беспристрастностью как членов Суда или требованиями, предъявляемыми к членам Суда. 29 Число жалоб, поданных в Европейский суд, возрастает буквально из всех стран.30 За период с момента ратификации данной Конвенции, т.е. с 1998 г. и по 1 января 2005 г., граждане подали около 22 000 жалоб. По итогам рассмотрения их жалоб Европейский суд по правам человека 93 жалобы признал приемлемыми. Из них по 20 были вынесены постановления о нарушении норм указанной Конвенции, в том числе связанных с деятельностью правоохранительных органов.31
В июле 1998 года на Дипломатической конференции полномочных представителей 156-ти государств и около 260 неправительственных организаций, проводимой под эгидой ООН в Риме, был принят заключительный акт по учреждению Международного уголовного суда. Договор вступил в силу 1 июля 2002 года - через 60 дней после того, как 60 государств стали участниками Римского Статута посредством ратификации или присоединения. По состоянию на конец 2004 г. Римский Статут 1998 г. подписали 139 государств и ратифицировали 97 государств.32 Российская Федерация подписала его 13 сентября 2000 г. Идея создания постоянно действующего международного органа уголовного правосудия, обладающего достаточными полномочиями для преследования по закону международных преступников, возникла по окончании Второй мировой войны. После завершения судебного процесса над военными преступниками в рамках Нюрнбергского и Токийского трибуналов в специальной Резолюции 206 (III) от 9 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила Комиссии международного права рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагалось бы рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступлений геноцида и других преступлений, и обратила внимание на возможность создания уголовной камеры Международного суда.
В юрисдикцию Суда входят преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления, преступления агрессии. Ассамблея государств – участников 7 февраля 2003 года избрала 18 судей в Международный уголовный суд, срок полномочий которых начался с 11 марта 2003 года.33 Однако отсчет начала деятельности Международного уголовного суда ведется с момента вступления в должность Прокурора Международного уголовного суда - 16 июня 2003 г. Все судьи Международного уголовного суда избираются в качестве членов Суда на постоянной основе с момента своего избрания. Судьи выбираются из числа лиц с высокими моральными качествами, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их государствах для назначения на высшие судебные должности (ст.35, 36 Римского статута Международного уголовного суда). Кандидатуры на избрание в состав суда выдвигаются каждым государством – участником либо в соответствии с существующей в этом государстве процедурой выдвижения кандидатур для назначения на высшие судебные должности, либо в соответствии с процедурой, предусмотренной в статуте Международного уголовного суда. Судьи независимы при выполнении своих функций и не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости (ст.40 Римского статута). Было принято Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного уголовного суда, согласно которому судьи Международного уголовного суда пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются главам дипломатических миссий (ст.15 Соглашения).34 Иммунитет может быть снят с судьи по решению абсолютного большинства судей. До истечения срока полномочий судья может уйти в отставку добровольно, в случае серьезного нарушения им своих обязанностей либо совершения серьезного проступка он отстраняется от должности.35
Международные судебные учреждения, которые могут выполнять роль судебного контроля за выполнением государствами своих международных обязательств, существуют и при других международных региональных организациях: Межамериканском Суде по правам человека, Суде Европейского союза, Суде Бенилюкса, Экономическом Суде СНГ и др.36
Международные стандарты статуса судей обеспечивают возможность применения общепринятых принципов и норм международного права в обеспечении гарантий неприкосновенности судей в отечественном уголовном судопроизводстве.
1 См.: Международные акты о правах человека. Сб. док. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998.- С. 124.
2 См.: Гуськова А.П. Правоохранительные органы (судоустройство): учебник/ А.П. Гуськова, А.А. Шамардин. – М., 2005. - С.178.
3 См.: Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: учеб. пособие/ М.Н. Марченко. - М., 2001. - С.19.
4 См.: Правоохранительные органы: сборник законодательных актов. – Алматы, 2005. - С.3-21.
5 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. – Алматы, 2005. - С.194.
6 См.: Правовые системы стран мира: энциклопедический справочник / отв. ред. д.ю.н. А.Я. Сухарев. - 2-е изд., изм. и доп. – М., 2001. - С.301-303; Кишкембаев А. Некоторые проблемы гарантий независимости судей // http://www.narod.ru
7 См.: Судебные системы европейских стран: справочник / пер. с франц. Д.И. Васильева и с англ. О.Ю. Кобякова. – М.: Международ. отношения, 2002. – 336 с.
8 См.: Уголовно-процессуальный закон Латвийской Республики от 21 апреля 2005 г. – Рига: Балтийский русский институт, 2005. - С.63.
9 См.: О состоянии законодательства об ответственности судей: Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. №УЗ-31 // СПС Гарант.
10 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Украины: научно-практический комментарий / под общ. ред. В.Т. Маляренко, Ю.П. Аленина. – Харьков, 2003. - С.131.
11 См.: Обыск Замковенко – незаконный// http://www/correspondent.net/main
12 См.: Обыск Замковенко – незаконный// http://www/correspondent.net/main
13 См.: Решение об образовании Научно-консультативного центра частного права СНГ (Москва, 15 апреля 1994 г.)// СПС Гарант.
14См.: Итоговый протокол встречи руководителей Верховных судов стран СНГ (Москва, 28 мая 1998 г.)// СПС Гарант.
15 См.: Послание Президента РФ Федеральному собранию в 2005 году// http//www.duma.gov.ru/csecure/post/016.doc
16 См.: Правовые системы стран мира. - С.723-730.
17 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1958 г. - М., 1967. - С.242-246.
18 См.: Бойльке В. Уголовно-процессуальное право ФРГ: учебник/ В. Бойльке. - Изд. 6-е, с доп. и изм. / пер. с нем. Я.М. Плошкиной / под ред. Л.В. Майоровой. – Красноярск, 2004. - С.25.
19 См.: Конституции зарубежных стран / сост. В.Н. Дубровин. - М., 2003. - С.160.
20 См.: Правовые системы стран мира. - С.168-174.
21 См.: Бутов В.Н. Уголовное судопроизводство Австрийской Республики: опыт и проблемы организации и деятельности/ В.Н. Бутов. – Екатеринбург, 1999. – С.13.
22 См.: Гуценко К.Ф. Уголовный процесс западных государств/ К.Ф. Гуценко, Л.В. Головко, Б.А.Филимонов. - Изд. 2-е, доп. и испр. - М., 2002. - С. 80-82 .
23 См.: Чудаков М.Ф. Конституционное право Соединенных Штатов Америки. Основные институты: пособие для студентов/ М.Ф. Чудаков. – Минск, 2003. - С.41.
24 См.: Конституции зарубежных стран / сост. В.Н. Дубровин.- М.,2003.- С.160.
25 См.: Правовые системы стран мира.- С.610-616.
26 См.: Решетникова И.В. Доказательственное право Англии и США/ И.В. Решетников. – Екатеринбург, 1997. - С.9.
27См.: Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в Российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы /А.И. Александров/ под ред. В.З. Лукашевича. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2003. - С.350.
28 См.: Курдюков Д.Г. Индивидуальная жалоба в контексте Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г./ Д.Г. Курдюков - Воронеж, 2001. - С.25.
29 См.: Международные акты о правах человека. - С.547.
30 См.: Лаптев П. Россия не рекордсмен/ П. Лаптев // Российская газета. - 2005. - 17 марта.
31 См.: Защита прав человека и борьба с преступностью: сборник документов Совета Европы. - 2-е доп. изд. - М., 2005. - С.12.
32 См.: Трикоз Е.Н. Начало деятельности Международного уголовного суда/ Е.Н. Трикоз // Журнал российского права. - 2005. - №3. - С.19-21.
33 См.: Валеев Р.М. Международный уголовный суд: сборник документов/ Р.М. Валеев, А.Р. Каюмова. – Казань, 2004. - С.4-5.
34 См: Валеев Р.М., Каюмова А.Р. Указ. соч. - С.42-45, 369.
35 См.: Марусин И.С. Международные уголовные судебные учреждения: судоустройство и судопроизводство/ И.С. Марусин. - СПб., 2004. - С.29.
36 См.: Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве/ Р.М. Валеев. – Казань, 2003. - С.137.
|
Процессуальные
средства обеспечения
независимость суда
|