Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Смирнов А.В. Проблемы открытости судебной власти для гражданского общества. Экспертное исследование на основе правоприменительной практики уголовных судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. // www.kalinovsky-k.narod.ru/b/sav-tr0.htm 3. Правовые основания открытости уголовного судопроизводстваРоссийское законодательство содержит, на наш взгляд, достаточно правовых возможностей для того, чтобы уже сегодня перейти к полной открытости судопроизводства. Сложность состоит в том, что некоторые из них имеют общий характер, что у людей, не искушенных в юриспруденции, нередко создает иллюзию об отсутствии соответствующего законодательства. Однако с помощью различных видов толкования правовых норм общее правило может быть достаточно конкретизировано, а противоречия между различными юридическими предписаниями устранено. Единственное, что необходимо сегодня для решения этих задач — это политическая воля и правовое просвещение. В целях большей ясности изложения правовые основания открытости уголовного судопроизводства будут изложены нами в виде вопросов и ответов на них. Вопрос о доступе в здания судов1. Какими национальными источниками права (законы, регламенты судов, акты высших судов страны или подсистемы, прецеденты и т.п.) регламентирован доступ в судебные здания? Существуют ли специальные правила, касающиеся доступа в судебные здания отдельных категорий граждан? В российском законодательстве не существует каких-либо специальных норм, которые бы воспрещали свободный доступ публики в здания судов. Для обеспечения такого доступа считается достаточным общего правила, установленного ст. 123 Конституции Российской Федерации: «Судебное разбирательство во всех судах является открытым, в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается проведение закрытых судебных разбирательств». Естественным ограничителем доступа населения в судебные здания является лишь официальное время работы судов, как государственных учреждений, — в соответствии с установленным трудовым законодательством режимом рабочего дня и отдыха (гл. 16 – 18 Трудового кодекса РФ). Режим работы судов обычно указан при входе в судебное здание, кроме того, о нем можно узнать по телефону в канцелярии суда. При проектировании и строительстве новых судебных зданий предусматривается комплекс мер, направленных на облегчение доступа публики в судебные здания и залы судебных заседаний. Так, Сводом правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов ( Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.12.99 N 154) установлены, в частности, следующие нормативы:
· Холлы для публики рекомендуется располагать таким образом, чтобы они примыкали к залам судебных заседаний со стороны подзоны для публики. Площадь холлов (кулуаров), примыкающих к залам судебных заседаний, следует принимать из расчета 0,3-0,4 м на одно место для публики в зале. Определенные ограничения предусмотрены не для публики, а только для лиц, нарушающих общественный порядок, либо для проникновения посторонних лиц на территорию служебного двора, примыкающего к специальному входу в здание суда для подсудимых, и другие рабочие помещения. Так, Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодейстия судебных приставов... (Минюст N 1872 16.08.99) установлены в этих целях следующие обязанности судебных приставов:
2. Существуют ли специальные правила, касающиеся доступа в судебные здания отдельных категорий граждан? Кто и каким образом осуществляет контроль за входом в зал судебного заседания? Специальные правила, регулирующие право доступа в здание суда журналистов и других особых категорий лиц (например, иностранных граждан, студентов-юристов, психологов, медиков и т.п.), российскому законодательству, действительно, не известны. Эти категории лиц пользуются такими же широкими правами на свободный доступ в суды общей юрисдикции, как и все граждане РФ. Однако это говорит не о пробеле в законодательстве, а о следовании его в этой области максимально широким демократическим принципам. Единственное ограничение по воспитательным соображениям предусмотрено только для лиц, моложе 16-летнего возраста. Такое лицо, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания с разрешения председательствующего (ч. 6 ст. 241 УПК РФ). Порядок судебного заседания обеспечивает судебный пристав, который выполняет распоряжения председательствующего. Требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания (ч. 4 ст. 257 УПК РФ). Согласно Федеральному закону « О судебных приставах» от 21.07.97 N 118-ФЗ (с изменениями на 7 ноября 2000 года) с удебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
В пределах указанных полномочий судебный пристав следит за надлежащим доступом публики в зал судебного заседания. |
||
|