Правовые основания открытости уголовного судопроизводства


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Смирнов А.В. Проблемы открытости судебной власти для гражданского общества. Экспертное исследование на основе правоприменительной практики уголовных судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. // www.kalinovsky-k.narod.ru/b/sav-tr0.htm

3. Правовые основания открытости уголовного судопроизводства

            Российское законодательство содержит, на наш взгляд, достаточно правовых возможностей для того, чтобы уже сегодня перейти к полной открытости судопроизводства. Сложность состоит в том, что некоторые из них имеют общий характер, что у людей, не искушенных в юриспруденции, нередко создает иллюзию об отсутствии соответствующего законодательства. Однако с помощью различных видов толкования правовых норм общее правило может быть достаточно конкретизировано, а противоречия между различными юридическими предписаниями устранено. Единственное, что необходимо сегодня для решения этих задач — это политическая воля и правовое просвещение.

            В целях большей ясности изложения правовые основания открытости уголовного судопроизводства будут изложены нами в виде вопросов и ответов на них.

Вопрос о доступе в здания судов

1. Какими национальными источниками права (законы, регламенты судов, акты высших судов страны или подсистемы, прецеденты и т.п.) регламентирован доступ в судебные здания? Существуют ли специальные правила, касающиеся доступа в судебные здания отдельных категорий граждан?

В российском законодательстве не существует каких-либо специальных норм, которые бы воспрещали свободный доступ публики в здания судов. Для обеспечения такого доступа считается достаточным общего правила, установленного ст. 123 Конституции Российской Федерации: «Судебное разбирательство во всех судах является открытым, в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается проведение закрытых судебных разбирательств». Естественным ограничителем доступа населения в судебные здания является лишь официальное время работы судов, как государственных учреждений, — в соответствии с установленным трудовым законодательством режимом рабочего дня и отдыха (гл. 16 – 18 Трудового кодекса РФ). Режим работы судов обычно указан при входе в судебное здание, кроме того, о нем можно узнать по телефону в канцелярии суда.

            При проектировании и строительстве новых судебных зданий предусматривается комплекс мер, направленных на облегчение доступа публики в судебные здания и залы судебных заседаний. #G0Так, Сводом правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов (#M12291 901761680Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ#S от 02.12.99 N 154) установлены, в частности, следующие нормативы:

  • В планировке общественной зоны здания суда должны быть предусмотрены: примыкание к городской улице (магистрали, проезду), удобная связь с остановками общественного транспорта, стоянки для личного автотранспорта сотрудников и посетителей, пешеходные дорожки с шириной и уклонами, обеспечивающими доступность территории и здания суда для инвалидов, передвигающиеся в креслах-колясках, места отдыха для посетителей.
  • Число мест для публики в зале для рассмотрения уголовных дел должно составлять от 40 до 90 при площади зала от 60 до 100 кв. м.; для рассмотрения гражданских дел число мест – от 20 до 30 при площади – от 40 до 48 кв. м.
  • #G0При размещении залов судебных заседаний в объемно-планировочной структуре здания следует учитывать, что они должны иметь удобную связь с помещениями для судей, помещениями для подсудимых и вестибюлем, через которые публика попадает в залы заседаний.

·        #G0Холлы для публики рекомендуется располагать таким образом, чтобы они примыкали к залам судебных заседаний со стороны подзоны для публики. Площадь холлов (кулуаров), примыкающих к залам судебных заседаний, следует принимать из расчета 0,3-0,4 м на одно место для публики в зале.

Определенные ограничения предусмотрены не для публики, а только для лиц, нарушающих общественный порядок, либо для проникновения посторонних лиц на территорию служебного двора,  #G0примыкающего к специальному входу в здание суда для подсудимых, и другие рабочие помещения. Так, #G0Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодейстия судебных приставов... (Минюст N 1872 16.08.99) установлены в этих целях следующие обязанности судебных приставов:

  • #G0Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и служебных помещений в рабочее время.
  • #G0При выявлении в помещении суда лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, нарушающих установленный порядок деятельности суда судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан выяснить причину их нахождения в здании суда, в случае, когда лица являются участниками судебного процесса или свидетелями, доложить об этом председательствующему или судье. Получив распоряжение председательствующего или судьи о их выводе из здания суда, предложить им покинуть данное помещение, а в случае отказа - удалить этих лиц из здания суда. При наличии достаточных оснований решить вопрос о задержании правонарушителя.
  • #G0Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан систематически обследовать коридоры, подсобные помещения, общественные места, лестничные клетки, путем их обхода и осмотра проверять отсутствие свободного доступа посторонним лицам в чердачные и подвальные помещения.

2. Существуют ли специальные правила, касающиеся доступа в судебные здания отдельных категорий граждан? Кто и каким образом осуществляет контроль за входом в зал судебного заседания?

Специальные правила, регулирующие право доступа в здание суда журналистов и других особых категорий лиц (например, иностранных граждан, студентов-юристов, психологов, медиков и т.п.), российскому законодательству, действительно, не известны. Эти категории лиц пользуются такими же широкими правами на свободный доступ в суды общей юрисдикции, как и все граждане РФ. Однако это говорит не о пробеле в законодательстве, а о следовании его в этой области максимально широким демократическим принципам.

Единственное ограничение по воспитательным соображениям предусмотрено только для лиц, моложе 16-летнего возраста. Такое лицо, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания с разрешения председательствующего (ч. 6 ст. 241 УПК РФ).

Порядок судебного заседания обеспечивает судебный пристав, который выполняет распоряжения председательствующего. Требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания (ч. 4 ст. 257 УПК РФ). Согласно Федеральному закону «#G0О судебных приставах» от 21.07.97 N 118-ФЗ (с изменениями на 7 ноября 2000 года) #M12291 9000344с #G0удебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

  • обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
  • выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;
  • исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения.

В пределах указанных полномочий судебный пристав следит за надлежащим доступом публики в зал судебного заседания.

К оглавлению







Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz