Уголовный процесс |
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта |
---|
Смирнов А.В. Проблемы открытости судебной власти для гражданского общества. Экспертное исследование на основе правоприменительной практики уголовных судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. // www.kalinovsky-k.narod.ru/b/sav-tr0.htm Правила, регулирующие доступ в залы судебных заседаний по уголовным делам1. Какими национальными источниками права (законы, регламенты судов, акты высших судов страны или подсистемы, прецеденты и т.п.) регулируется доступ в залы судебных заседаний (на судебное разбирательство)? Является ли этот доступ открытым или ограниченным? Законодательство, в рамках принципа гласности судопроизводства, предусматривает открытость судебного заседания по уголовным делам. В ч. 1 ст. 241 УПК РФ говорится: «Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей». Однако, понятие открытости судебного заседания непосредственно в УПК РФ не раскрывается. Между тем, согласно п. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательной для Российской Федерации, “каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела”. Понятию открытости и гласности (публичности) судопроизводства дается развернутая характеристика в решении Европейского Суда по правам человека от 8 декабря 1983 г. по делу Претто и других против Италии: “Публичный характер судопроизводства, о котором говорится в статье 6 п. 1, защищает тяжущихся от тайного отправления правосудия вне контроля со стороны общественности; он служит одним из способов обеспечения доверия к судам, как высшим, так и низшим. Сделав отправление правосудия прозрачным, он содействует достижению целей статьи 6 п. 1, а именно, справедливости судебного разбирательства, гарантия которого является одним из основополагающих принципов всякого демократического общества...”. В другом своем решении (Экбатани против Швеции, 26 мая 1988 г.) Европейский Суд высказался еще определеннее: ”... что касается публичности, то все материалы дела доступны широкой публике”. В соответствии с ч. 2 ст. 241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Тем не менее, приговор суда всегда провозглашается только в открытом судебном заседании. Однако в случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться лишь вводная и резолютивная части приговора (ч. 7 ст. 241 УПК РФ). 2. Каким образом население узнает о правилах доступа в зал судебного заседания и каким образом оно узнает о времени проведения конкретного судебного процесса? Инструкциями судебного ведомства предусмотрены правила, обеспечивающие информированность населения о назначенных судебных заседаниях. Согласно п. накануне дня судебного заседания секретарь судебного заседания составляет список дел, назначенных к рассмотрению (#M12293 0 901761924 3685827596 106 24570 2414712974 3464 2104396949 3962683164 3634059875N 22 ) и вывешивает его при входе в зал заседания или в другом удобном для обозрения месте. Аналогичные правила действуют в районных судах (ст. 76 Инструкции по делопроизводству в районном суде (с изменениями на 24 августа 1999 г., утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.01.99 N 8). формы N 21 , 9.14. временной Инструкции по делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов ( Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.99 N 169) Прием посетителей в суде производится председателем суда, его заместителями и работниками аппарата суда в установленные дни и часы. Расписание приема посетителей должно быть вывешено на видном месте. Регистрация приема посетителей производится в журнале учета приема граждан (форма N 1) . Вместе с тем, на наш взгляд, в этой области могут быть предприняты дополнительные шаги: информация о времени, месте и предмете судебных заседаний должна публиковаться в печати, Интернете, доводиться до населения по телевидению; следует использовать опыт выездных судебных разбирательств, накопленный российскими (советскими) судами в прежнее время. Публичность судебных заседаний немыслима без присутствия публики. Для ее привлечения огромное значение имеет внешний и внутренний вид судебных зданий, обстановка, торжественный ритуал, зрелищность судебных заседаний. 3. Существуют ли правила относительно фиксации присутствующими в зале лицами хода и результатов судебного процесса? Каковы эти правила применительно к отдельным видам фиксации (стенографическая запись, иная традиционная запись, аудио- и видео- фиксация, теле-, кино- и фото- съемка и т.д.)?Имеются ли особенности фиксации хода открытого и закрытого судебного процесса? В соответствии с ч. 5 ст. 241 УПК «лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании и с согласия сторон, если это не создает препятствий для судебного разбирательства. Проведение аудиозаписи не допускается, если это создает препятствие для судебного разбирательства». Таким образом, в разрешительном порядке допускается проведение в открытом судебном заседании фотографирования, видеозаписи, киносъемки, если это не создает препятствий для судебного разбирательства. Однако в отношении аудиозаписи предусмотрен не разрешительный, а явочный порядок. Проведение аудиозаписи не допускается председательствующим лишь в том случае, если это создает препятствие для судебного разбирательства. То есть, если любое лицо, присутствующее в открытом судебном заседании, намерено провести аудиозапись, ему не требуется получать на это предварительного согласия ни председательствующего, ни сторон. Однако в случае, если использование звукозаписывающей аппаратуры нарушает порядок судебного заседания, председательствующий вправе предупредить лицо о недопустимости таких действий, либо удалить его из зала судебного заседания, либо наложить на него денежное взыскание в соответствии со ст. 258 УПК РФ. К сожалению, формулировка данной нормы в части проведения звукозаписи недостаточно совершенна, поскольку текстуально она начинается с запрета осуществлять звукозапись («проведение аудиозаписи не допускается…). Вырванная из контекста, без учета дальнейшего придаточного предложения («если это создает препятствие для судебного разбирательства»), она иногда создает на практике повод для споров и препирательств между председательствующим, с одной стороны, и подсудимым и адвокатом, с другой, по вопросу о возможности явочного использования звукозаписывающей аппаратуры. Закон не делает каких-либо различий в применении названных правоположений в зависимости от открытого или закрытого порядка ведения судебного заседания. Естественно, что при удалении публики и, в том числе, представителей СМИ этим правом могут воспользоваться лишь стороны в процессе. 4. Существуют ли правила, регулирующие предоставление и использование официальной информации – информации, зафиксированной работниками суда, например, передача копий протоколов судебного заседания, копий аудио- и т.п. записи ? Если такие правила существуют, как на практике осуществляется передача информации. Новым уголовно-процессуальным законом предусматривается возможность предоставления копий протокола судебного заседания участникам судебного разбирательства, причем, важно отметить, что такая возможность имеется не только у сторон обвинения и защиты, но и у свидетеля, эксперта и др. При наличии письменного ходатайства стороны об ознакомлении с протоколом судебного заседания председательствующий обеспечивает ей возможность ознакомления с протоколом в течение 5 суток с момента его подписания. Председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний. В исключительных случаях председательствующий по ходатайству участника судебного разбирательства может продлить время ознакомления с протоколом. Если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, то председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с протоколом. Участники судебного разбирательства вправе также получить на руки копию протокола судебного заседания. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет (ч. 7, 8 ст. 259 УПК РФ). Вместе с тем, законодательство содержит нормы, позволяющие утверждать, что протоколы судебных заседаний и иные материалы (в том числе, копий официальной аудио, видеозаписи судом хода заседания) при определенных условиях могут передаваться СМИ. Статья 38 Закона РФ «Государственные органы…, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах» (курсив мой – А.С.). О средствах массовой информации» от 27.12.91 N 2124-1 (с изменениями на 21 марта 2002 года) устанавливает, что «граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов… Крайне важно отметить, что согласно ст. 40 того же закона, « отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Добавим, что такой отказ может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со ст. 46 Конституции РФ. Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование ей в какой бы то ни было форме, в частности, со стороны должностных лиц государственных органов, в том числе, посредством нарушения права редакции на запрос и получение информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 58 Закона «. О средствах массовой информации») Как можно заключить из содержания данного Закона, право СМИ истребовать у государственных органов, в том числе, очевидно, и из суда, любую информацию (за исключением той, которая содержит охраняемую законом тайну) гарантировано вполне исчерпывающе. Практическое применение данных норм требует только одного — юридической грамотности и известной настойчивости. Закон лишь устанавливает права, но — sine scripto jus venit (лат.) – приходит он без написанного. |
||
|