Уголовный процесс Республики Узбекистан:
Общая часть. Учебное пособие / Автор-составитель к.ю.н. У.А.Тухташева. – Т.: Издательство ТГЮИ, 2007. – 513 с.
К оглавлению
ГЛАВА V. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, КОЛЛЕКТИВЫ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
В Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрено несколько форм участия в уголовном процессе представителей общественных объединений и коллективов. Согласно статье 40 УПК общественные объединения и коллективы, их руководящие органы и представители могут обращаться в орган дознания, к следователю, прокурору или суду с сообщением о совершенном или подготовляемом преступлении. Они вправе заявлять ходатайства: об избрании в отношении обвиняемого или подсудимого в качестве меры пресечения поручительства общественного объединения или коллектива; об условно-досрочном освобождении осужденного от наказания или замене наказания более мягким; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы; о снятии судимости и по другим вопросам, в случаях и порядке, предусмотренных УПК.
В свою очередь, дознаватель и следователь по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях информируют коллективы по месту работы, учебы или жительства гражданина о привлечении его к участию в деле в качестве обвиняемого, а суд - о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Более всего участие общественности в уголовном процессе проявляется в институте общественных обвинителей и общественных защитников. В соответствии со статьей 42 УПК общественные объединения и коллективы могут направить для участия в судебном разбирательстве своих представителей в качестве общественных обвинителей или общественных защитников.
Общественные обвинители и общественные защитники выдвигаются собранием общественного объединения или коллектива предприятия, учреждения, организации, в том числе коммерческой структуры, а также коллектива по месту жительства. Решение собрания должно быть представлено в суд. Но общественное объединение или коллектив вправе в любой момент отозвать направленного им общественного обвинителя или общественного защитника либо заменить его другим представителем.
Общественный обвинитель и общественный защитник - самостоятельные и равноправные участники судебного разбирательства, выполняющие свои функции независимо от того, какую позицию соответственно занимают государственный обвинитель и защитник.
Участвуя в судебном разбирательстве, общественный обвинитель вправе: знакомиться с материалами дела; представлять доказательства; участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства и выступать в прениях сторон с изложением суду мнения о доказанности обвинения. Общественный обвинитель вправе отказаться от обвинения.
В то же время общественный обвинитель обязан: принять участие в судебном разбирательстве; изложить суду мнение общественного объединения или коллектива и содействовать выяснению обстоятельств дела (ст. 43 УПК).
Аналогичные права и обязанности имеет общественный защитник. В частности, участвуя в судебном разбирательстве, общественный защитник вправе: знакомиться с материалами дела; предоставлять доказательства и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; выступать е прениях сторон с изложением суду мнения об обстоятельствах, оправдывающих подсудимого или смягчающих его ответственность.
Общественный защитник обязан: принять участие в судебном разбирательстве; изложить суду мнение общественного объединения или коллектива; содействовать выяснению обстоятельств дела, облегчающих положение подсудимого (ст. 44 УПК).
Рекомендуемая литература
1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса, 1997 г. ? ? По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. – Т.: Ўзбекистон, 1998. – С. 29-245.
2. Каримов И.А. Жизненный источник приоритета закона и справедливости. Речь на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции, 5 декабря 1998 года. ? ? Свое будущее мы строим своими руками. Т.7. – Т.: Ўзбекистон, 1999 г. – С. 245.
3. Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в XXI век. Доклад на 14 сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 14 апреля 1999 года ? ? Свое будущее мы строим своими руками. Т.7. – Т.: Ўзбекистон, 1999 г. – С. 359-360.
4. Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Доклад на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. 22 января 2000 г. ? ? Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т.8. – Т.: Ўзбекистон, 2000 г. – С. 334.
5. Каримов И.А. Справедливость - в приоритете закона: докл. на VI сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва (29 авг. 2001) ? ? За безопасность и мир надо бороться: Т. 10. – Т.: Ўзбекистон, 2002. – С. 26 – 50.
6. Каримов И.А. Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Выступление на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 28 янв. 2005г. ? ? Узбекский народ никогда и ни от кого не будет зависеть. Т.13. – Т.: Ўзбекистон, 2005. – 264 с.
7. Конституция Республики Узбекистан – Т.: Ўзбекистон, 2003. - 38 с.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан. – Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2004 г. (с изменениями и дополнениями на 29 сентября 2004 года). – 632 с.
9. Указ Президента Республики Узбекистан «О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу» от 8 авг. 2005 г. ? ? Нар. слово. – 2005. – 9 авг.
10. Постановление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова от 10 марта 2005 года № ПП-24 «О Программе по реализации целей и задач демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны».
Контрольные вопросы
1. Заявления и ходатайства общественных объединений и коллективов, подлежащие рассмотрению в уголовном процессе.
2. Общественные обвинители и общественные защитники, их процессуальное положение.
|