Уголовный процесс Республики Узбекистан:
Общая часть. Учебное пособие / Автор-составитель к.ю.н. У.А.Тухташева. – Т.: Издательство ТГЮИ, 2007. – 513 с.
К оглавлению
ГЛАВА XV. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§ 1. Понятие и виды мер предупреждения преступлений
§ 2. Правовые основы предупреждения преступлений
§ 3. Меры по предупреждению преступлений в уголовном
процессе
а) Представление дознавателя, следователя, прокурора об
устранении причин преступления и условия, способствовавших
его совершению
б) Частное определение суда об устранении причин
преступления и условий, способствовавших его совершению
§ 1. Понятие и виды мер предупреждения преступлений
Одним из эффективных способов борьбы с преступностью является ее предупреждение, профилактика. Бесспорным и в наши дни является утверждение Ч. Беккариа о том, что лучше предупреждать преступления, чем наказывать. Работа по профилактике правонарушений в настоящее время становится все более актуальной и приобретает новое содержание.
Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности вызовет последствия в форме одной из угроз национальной безопасности - угрозы криминализации общественных отношений.
В числе основных задач в области обеспечения национальной безопасности Республики Узбекистан является реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, а в основных направлениях защиты конституционного строя в Узбекистане – формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Обеспечение общества государственной законностью является одной из основных задач поступательного развития Республики Узбекистан. Общество, в котором законности придается огромное значение, является истинно демократическим, гуманным, справедливым и правовым.
Меры предупреждения преступлений принято разделять на общие и специальные.
Если под общими мерами следует понимать изучение условий совершения преступления, а также анализ влияния семьи, среды и общества на данное преступление, то под специальными следует понимать изучение мер по предупреждению преступлений правоохранительных органов.
Наличие преступления определяется двумя факторами:
1) причины и условия его совершения;
2) ситуации, которые привели к совершению преступления.
Судьи, следователи, прокуроры и органы следствия обязаны изучить и выявить эти факторы и определить, насколько они связаны с совершением того или иного преступления.
§ 2. Правовые основы предупреждения преступлений
В борьбе с преступностью существенное значение имеет состояние и уровень правовой регламентации предупредительной работы. Правовые основы предупреждения преступлений должны быть представлены в виде системы иерархически выстроенных источников различной юридической силы, причем находящихся во взаимосвязи и единстве. Главными из них представляются: Конституция, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре».
Основополагающее значение правового обеспечения предупреждения преступности имеет Конституция Республики Узбекистан. Конституция провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. В частности, статья 19 Конституции констатирует, что права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми. В свою очередь, статья 43 Конституции закрепляет следующее положение: «Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами».
Исполнение этой обязанности осуществляется и путем предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан. Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища. Кроме того, при проведении предупредительных мероприятий недопустимо умаление достоинства личности, никто не может быть лишен своего имущества иначе как в порядке, предусмотренном законом, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию (ст.ст. 24, 25, 26, 27, 44 Конституции Республики Узбекистан).
Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» наделяет прокурора рядом полномочий по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Определенное профилактическое значение имеет положение статьи 5 Закона «О прокуратуре», согласно которому органы прокуратуры «информируют соответственно Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлис Республики Узбекистан, высший орган государственной власти Республики Каракалпакстан, правительства Республик Узбекистан и Каракалпакстан, местные Советы народных депутатов, хокимов о состоянии, основных тенденциях законности и преступности, о выполнении органами управления обязанностей по обеспечению соблюдения законов, охране государственного и общественного порядка, прав граждан». Безусловно, сообщения о состоянии преступности должны содержать сведения и о ее причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, и о мерах по их устранению, предупреждению.
Согласно статье 25 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону нормативный акт либо обращается в суд. О результатах рассмотрения протеста соответствующие должностные лица обязаны сообщить прокурору в письменной форме.
В соответствии со статьей 27 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Прокурор или его заместитель, руководствуясь требованиями статьи 29 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре», в целях предупреждения правонарушений и при наличии достоверных сведений о реально готовящихся противоправных деяниях, могущих причинить вред охраняемым законом интересам, правам и свободам граждан, государственным или общественным интересам, объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона и разъясняет ответственность за совершение правонарушения. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
В УК и УПК, регламентирующих деятельность всех правоохранительных органов по осуществлению уголовного судопроизводства, также отражены правовые вопросы предупреждения преступности.
Уголовный кодекс имеет своей задачей охрану от преступных посягательств личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства, собственности, природной среды, мира, безопасности человечества, а также предупреждение преступлений, воспитание граждан в духе соблюдения Конституции и законов республики.
Для осуществления этих задач Кодекс определяет основания и принципы ответственности, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, устанавливает наказания и другие меры правового воздействия, которые могут быть применены к лицам, совершившим общественно опасные деяния.
Согласно статье 42 Уголовного кодекса наказание применяется и в целях предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Поэтому исключительно особое значение в этом отношении имеет проведение открытых судебных процессов, доведение приговоров до сведения общественности.
Таким образом, вопросам предупреждения преступности посвящены многие правовые нормы.
§ 3. Меры по предупреждению преступлений в
уголовном процессе
В уголовном процессе разработана целая процессуальная система по выявлению и определению причин и условий совершения преступления, а также меры по их предупреждению. В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан этому вопросу посвящен отдельный раздел – раздел 6 (ст.ст. 296 – 300 УПК).
О важности данного вопроса свидетельствует и статья 2 УПК Республики Узбекистан, которая предупреждение преступлений относит в круг своих задач. Статья 296 УПК указывает на обязанность дознавателя, следователя, прокурора и суда по принятию мер к выявлению и устранению причин преступлений и условий, способствовавших его совершению.
Полное и быстрое раскрытие преступлений, разоблачение и наказание виновных, правильное и точное применение законов являются основной деятельностью следственных и судебных органов.
а) Представление дознавателя, следователя, прокурора об устранении причин преступления и условия, способствовавших его совершению
На начальном этапе в результате разностороннего и полноценного раскрытия преступления следователь и прокурор, должны выявить основные причины, способствовавшие совершению преступления, и сообщить об этом в виде представления в соответствующий государственный орган, орган самоуправления граждан, общественное объединение, коллектив или должностному лицу, а также доложить о мерах, устраняющих эти условия (ст.ст. 296-297 УПК).
Представление - это результат, заключение ответственного лица, которому поручено выявить, определить, доказать и разоблачить преступление.
Представление выносится в форме процессуального акта, имеющего юридическую силу. Законом определен срок его выполнения равный одному месяцу.
Представление должно отвечать следующим требованиям:
1) быть связано с преступлением;
2) содержать доказанные факты;
3) иметь описание условий, при которых совершено преступление;
4) определять меры по устранению этих условий с целью предупреждения новых преступлений.
Выносимое представление направлено на разоблачение преступления. Кроме этого одним из существенных элементов содержания представления является - упоминание о высоком уровне сознания личности, его мужестве, образцовом выполнении им общественного долга при предупреждении или раскрытии преступления, привлекается внимание руководителей общественных объединений и т.д.
Представление адресовано общественности, оно призвано помочь государственным, общественным органам и объединениям в анализе правонарушений, их профилактике, и может содержать оценку деятельности прокурора. Поэтому этот документ должен быть написан четко и доступно для всех. Анализируя представление, общественность должна понять и правильно оценить его цель и требования, а также подойти с большей ответственностью по устранению ошибок и недостатков в профилактической работе. Очень важно указать в представлении общее содержание преступления. Это является основным фактором при привлечении внимания общественности.
Вопросы предупреждения преступления содержатся и в главе 47 УПК, в которой указано, что прокурор должен осуществлять надзор за выполнением законов следственными органами. Эта глава состоит из 7 статей (ст.ст.382-388 УПК). Прокурор не только руководит следствием, но и контролирует правильное исполнение материальных и процессуальных законов. Расследуя преступление, прокурор выявляет причины преступления, условия, способствовавшие ему, а также правильность определения этих условий и были ли приняты меры по их устранению (п. 4 ст. 384 УПК). Прокурор обязан в целях предупреждения преступлений добиться сам или со стороны следователя принятия необходимых мер.
В приказе Генерального прокурора Республики Узбекистан от 13 января 1994 года "О повышении результативности деятельности следственных органов, а также о контроле прокурором над ведением расследования и выполнением законности при борьбе с преступностью" указано, что прокуратура Республики Узбекистан, главное следственное управление, управления и отделы прокуратуры Республики Каракалпакстан, города Ташкента, областей, транспортная, военная прокуратура должны направить все усилия на разоблачение любого преступления, на предупреждение преступлений, на выявление и устранение всех причин и условий преступлений.
б) Частное определение суда об устранении причин преступления и условий, способствовавших его совершению
Суд в процессе работы выявляет все причины и условия преступления и только после этого выносит приговор, требуя, чтобы все органы приложили усилия для того, чтобы устранить эти условия.
Суд также выносит решение в отношении руководителей предприятий, общественных объединений, успешно выполнивших свой гражданский долг при раскрытии преступления.
Суд вносит отдельное определение в контролирующие инстанции. Недостатки суда первой инстанции с целью устранения их рассматриваются в суде апелляционной и кассационной инстанций. Решение должно быть связано с уголовным делом и факты доказаны на суде.
Частному определению характерны следующие черты:
1) оно выносится судом на основе закона;
2) государство имеет право принудить;
3) имеет процессуальный характер.
Схожесть представления и частного определения заключается в следующем:
а) направлены на выполнение одинаковых функций;
б) единая цель – требование выявления причин преступления и предупреждения условий, способствующих совершению преступления, принятия мер по их устранению;
в) в содержании указывается также о выполнении гражданского долга при раскрытии преступления;
г) срок исполнения равен одному месяцу;
д) имеют юридическую силу, и невыполнение их приводит к отрицательным результатам.
В то же время частное определение - самостоятельный документ, который, в отличие от представления, выносится в совещательной комнате. В содержательном плане частное определение включает в себя больше положений, чем представление. Особенность заключается и в том, что на частное определение прокурор может быть принесен протест, иные несогласные участники уголовного процесса - подать жалобу.
Частное определение должно отвечать следующим требованиям:
1. быть законным, обоснованным, справедливым;
2. содержание иметь логичный и правильный характер.
Эти требования взаимно дополняют друг друга. Уголовно-процессуальный закон конкретизирует данные требования, при соблюдении следующих условиях частное определение является законным:
а) оно должно быть указано в законе (ст.ст. 296, 300, 476,495 УПК) и принимается судом;
б) выносится в совещательной комнате как самостоятельный документ и подписывается судьей;
в) содержит проверенные факты и связано с преступлением;
В нем должен быть указан правильный адресат, причины и условия, способствовавшие совершению преступлению. Оно должно быть логичным и правильно оформленным. Следует помнить, что частное определение будет в центре внимания общества, его будут читать люди с разным уровнем развития. Это требует высокого уровня подготовки судебных органов.
Лишь правильно составленное, четко и кратко отражающее факты, частное определение будет эффективным и поэтому требует к себе серьезного отношения.
Важное значение имеет контроль выполнения решения, вынесенного в частном определении. В связи с этим следственным и судебным органам необходимо отразить в отдельном журнале следующие сведения: когда и кем, где и с какой целью, кому этот документ адресован, регистрировать ответ, фиксировать принятые меры. Если такие меры оказываются недостаточными, то следует принять дополнительные меры.
Рекомендуемая литература
1. Конституция Республики Узбекистан – Т.: Ўзбекистон, 2003. - 38 с.
2. Закон Республики Узбекистан «О судах» (новая редакция). – Т.: Адолат, 2001. – 136 с.
3. Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» (в новой ред.) от 29 авг. 2001 г. ? ? Народное слово. – 2001. – 27 окт.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан. – Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2004 г. (с изменениями и дополнениями на 29 сентября 2004 года). – 632 с.
5. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. – Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2004 г. (с изменениями и дополнениями на 29 сентября 2004 года). – 388 с.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие мерам предупреждения.
2. Назовите правовые основы предупреждения преступлений.
3. Место и роль Конституции, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре» в правовом обеспечении предупреждения преступности.
4. Назовите основные органы по борьбе с преступностью и их полномочия.
5. Дайте общую характеристику представлению.
6. Каким требованиям должно отвечать представление?
7. В каких целях выносится представление?
8. Дайте понятие частному определению и раскройте его черты.
9. В чем схожесть представления и частного определения?
10. Какие проблемы существуют в предупреждении преступлений?
|