|
Газизов Р.Р. - канд. тех. наук,
доцент Института права БашГУ
г. Уфа
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ
Информационный терроризм как современное социально-политическое явление представляет серьезную угрозу безопасности и жизненно важным интересам как личности, так и общества и государства. Очевидно, что применение террористами новейших достижений науки и техники сильно расширяет их разрушительные возможности, позволяет привлекать к себе всеобщее внимание и держать людей в постоянном страхе. Высокотехнологичный терроризм новой эпохи способен продуцировать системный кризис всего мирового сообщества, особенно стран с развитой инфраструктурой информационного обмена. В настоящее время для террористов легко уязвимы практически все компьютерные средства обработки и хранения информации. Банковские, биржевые, архивные, исследовательские, управленческие системы, Интернет, средства коммуникации от спутников до пейджеров, электронные средства массовой информации, издательские комплексы, всевозможные базы персональных данных - все это может атаковаться при соответствующей квалификации террориста с одного единственного компьютера.
Мировые тенденции таковы, что информационный терроризм будет нацелен на мировую экономику. Методы информационного терроризма: не физическое уничтожение людей и ликвидация материальных ценностей, не разрушение важных стратегических и экономических объектов, а широкомасштабное нарушение работы финансовых и коммуникационных сетей и систем, частичное разрушение экономической инфраструктуры и навязывание властным структурам своей воли. Специальный агент ФБР Марк Поллитт определяет кибертерроризм как " заранее спланированные, политически мотивированные атаки на информационные, компьютерные системы, программы и данные, которые выражаются в применении насилия по отношению к гражданским целям со стороны субнациональных групп или тайных агентов". Кибертерроризм использует "мягкое насилие", в большей степени психологическое, чем физическое для достижения целей. Деньги - капитал вчерашнего дня, информация сегодняшнего и завтрашнего. Например, Швейцария может претендовать на финансовое господство, но информационное обслуживание 80% банков этой страны находится в США. Вследствие этого компьютер сегодня становится самым многообещающим орудием преступности. Деловые центры обработки коммерческой информации и, прежде всего, компьютеризированные банковские учреждения являются самой доступной и заманчивой целью для терроризма. Террористический информационный удар по крупному банку способен вызвать системный кризис всей финансовой системы любой развитой страны, так как лишает общество доверия к современным технологиям денежного рынка. Продуманная кампания дезинформации, сопровождающая такой террористический акт, способна спровоцировать системный кризис всего цивилизованного мира. Опасность информационного терроризма неизмеримо возрастает в условиях глобализации, когда средства телекоммуникаций приобретают исключительную роль.
Исключительные возможности для развития информационного терроризма появились в связи с взрывным развитием сети Интернет, массовым и быстрым переходом банков, финансовых и торговых компаний на компьютерные операции с использованием разветвленных по всему миру электронных сетей. О компьютерных взломщиках - хакерах наслышаны все. В поле их зрения оказались денежная и секретная информация, аппаратура контроля над космическими аппаратами, ядерными электростанциями, военным комплексом. Успешная атака на такие компьютеры может заменить армию и послужить началом "кибервойны". Очевидно, что террористы вполне могут использовать знания хакеров в своих целях. Рано или поздно хакер либо сам станет кибертеррористом, либо превратится в инструмент кибертеррористов. Арсенал и тех и других уже широко известен, но постоянно появляются новые средства, так как оружие кибертеррористов постоянно модифицируется в зависимости от средств защиты, применяемых пользователями компьютерных сетей.
Отличительной чертой информационного терроризма является его дешевизна и сложность обнаружения. Система Интернет, связавшая компьютерные сети по всей планете, изменила правила, касающиеся современного оружия. Анонимность, обеспечиваемая Интернетом, позволяет террористу стать невидимым и, как следствие, практически неуязвимым и ничем (в первую очередь жизнью) не рискующим при проведении преступной акции. Положение усугубляется тем, что преступления в информационной сфере, в число которых входит и кибертерроризм, влекут за собой наказание существенно меньшее, чем за осуществление "традиционных" террористических актов. В соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст. 273), создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, которые заведомо приводят к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами, наказывается лишением свободы на срок максимум до семи лет. Для сравнения, в США законы карают несанкционированное проникновение в компьютерные сети заключением сроком до 20 лет.
Основой обеспечения эффективной борьбы с кибертерроризмом является создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода деятельности. Для борьбы с терроризмом во всех его проявлениях работают различные антитеррористические органы. Особое внимание борьбе с терроризмом уделяют развитые страны мира, считая его едва ли не главной опасностью для общества. Но полностью обезопасить общество от террористов невозможно, можно лишь снизить угрозу превентивным контролем за "интересными" для террористов местами и борьбой с непосредственными исполнителями террористических актов. Задача состоит в том, чтобы сузить варианты действий террористов и контролировать те, что останутся. Но тотальная слежка за всеми - это нарушение прав человека. Например, правоохранительные органы России основные надежды в борьбе с компьютерными преступниками возлагают на установку подслушивающих устройств в Интернете, с помощью которых можно просматривать сообщения, присылаемые по электронной почте, и отслеживать обращения пользователей к страничкам Интернета. Создаваемая система СОРМ (полное название примерно "Система облегчения расследования материалов") предназначена в основном для выявления тех, кто уклоняется от уплаты налогов и других нарушителей, однако, по мнению противников ее внедрения, она будет равносильна всеобъемлющему подслушиванию, что будет нарушать конституционные права законопослушных граждан.
С другой стороны, есть предпосылки, что в ближайшее время преступления в сфере высоких технологий могут выйти на качественно новый уровень. Нет необходимости захватывать самолет с заложниками. Проще угрожать жизни всех, кто находится в небе, через компьютер, управляющий полетами. Если политический деятель заболел и попал в больницу, вместо "традиционного" покушения на него с помощью винтовки или взрывчатки, проще через Интернет взломать защиту локальной сети госпиталя и добраться до системы жизнеобеспечения больного. Небольшое изменение в программе - и результат достигнут. Десятки тысяч людей могут оказаться заложниками, если террорист через сеть вмешается в работу промышленного производства. В качестве примера можно привести масштабное отключение электричества в ведущих странах мира. Все ведущие государства мира серьезно обеспокоены рассматриваемыми проблемами и это, как правило, быстро отражается в законодательствах этих стран. В нашей стране приняты Доктрина информационной безопасности РФ от 28.09.2000, федеральные законы "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.2002, "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995, "Об участии в международном информационном обмене" от 4.07.1996 и другие. Особо хотелось отметить усилия нашей страны на международной арене. В частности, Россия предложила на рассмотрение ООН пакет международных принципов, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем и на борьбу с информационным терроризмом и криминалом. В документе зафиксировано право каждого как на получение и распространение информации, так и на защиту своих информационных ресурсов от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства. Кроме того, государства должны принять меры для ограничения угроз в сфере международной информации. В частности, взять на себя обязательства по отказу от действий по нанесению ущерба другим государствам в области информации, по доминированию и контролю в информационном пространстве, по поощрению действий террористических и преступных сообществ, по организации информационных войн, по манипулированию информационными потоками и по информационной экспансии.
Согласно предложению России, ООН предстоит определить признаки и классификацию информационных и консциентальных войн, информационного оружия, создать систему международного слежения за выполнением взятых на себя государствами обязательств, создать механизм разрешения конфликтных ситуаций в этой сфере. В документе оговорена также международная ответственность государств за выполнение обязательств и процедура мирного урегулирования споров по информационным проблемам.
© Газизов Р.Р., 2003г.
|
|