ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ ЛИЦ


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 280с.

Лакаева О.А. - канд. юрид. наук, доцент кафедры криминалистики №1 Саратовской государственной академии права г. Саратов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ ЛИЦ

Кардинальные социально-экономические изменения и политические преобразования, происходящие в Российской Федерации на протяжении последних десяти лет, оказали заметное влияние на структуру и рост преступности в нашей стране. Прослеживается стойкая тенденция к увеличению количества организованных преступных групп (сообществ) и изменению их качественного состава. Расследование преступлений, совершенных организованными группами, часто происходит в условиях оказания активного противодействия лиц, входящих в такие группы. Агрессивному воздействию в период расследования уголовного дела подвергаются как следователи, так и лица, содействующие уголовному судопроизводству, в том числе и потерпевшие. В этой ситуации особенно остро звучит вопрос о защите прав и законных интересов свидетелей и потерпевших в стадии предварительного расследования преступлений, совершенных организованными группами, а также о физической защите указанных лиц. Отсутствие прочных отлаженных механизмов защиты граждан от противоправного воздействия со стороны лиц, совершивших преступление, в особенности от лиц, входящих в состав организованных групп, в процессе расследования криминального события существенно влияет на позицию потерпевших. Как показывает анализ следственной практики, именно по этим причинам снижается активность потерпевших при расследовании преступлений, совершенных организованными группами. Нежелание подавать заявления о совершенных в отношении их насилии, изменение показаний в пользу обвиняемых, сокрытие вещественных доказательств, неявка по вызову органа, ведущего расследование, для проведения следственных действий, отказ от дачи показаний - это неполный перечень проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться практическим работникам. В сложившихся условиях назрела острая необходимость принятия адекватных мер по борьбе с организованной преступностью.

Уголовно-процессуальные меры (проведение опознания без визуального наблюдения опознаваемым опознающего и др.) и проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности потерпевшего и его близких, не дадут положительного результата при несоблюдении мер безопасности самим потерпевшим от преступлений, совершенных организованными группами лиц. Следовательно, необходимо разрабатывать программы безопасного поведения потерпевших, которые, на наш взгляд, должны охватывать комплекс рекомендаций, обязательных для выполнения потерпевшим и его близкими на период расследования уголовного дела и судебного разбирательства, в целях предотвращения воздействия на потерпевшего со стороны заинтересованных лиц и обеспечения безопасности при выявлении таких фактов.

При составлении программ безопасного поведения потерпевшего необходимо принимать во внимание следственную ситуацию на конкретный период расследования уголовного дела: известны ли лица, совершившие преступление, задержаны ли лица, подозреваемые в совершении преступления, все ли участники преступления выявлены и задержаны.

Программа безопасного поведения потерпевшего может состоять из двух этапов. Выделение этапов в программе защиты потерпевшего ставится в зависимость от цели, стоящей перед органом, расследующим уголовное дело. Первая цель программы - это предотвращение воздействия на потерпевшего от преступлений, совершенных организованными группами лиц со стороны заинтересованных лиц. Вторая цель - это обеспечение безопасности потерпевшего и безопасности членов его семьи при наличии угрозы воздействия со стороны заинтересованных лиц и при выявлении фактов такого воздействия.

На уровне потерпевшего и членов его семьи должны соблюдаться следующие условия: неразглашение данных предварительного следствия, в том числе тех, которые стали известны потерпевшему в процессе расследования уголовного дела; незамедлительное сообщение следователю обо всех фактах оказания давления со стороны заинтересованных лиц, а также о попытках встретиться с потерпевшим, его близкими, о месте и времени назначаемых встреч; избежание общения с обвиняемым, его сторонниками, уклонение от действий, провоцирующих конфликты при возможном общении с подозреваемыми, обвиняемыми, их родственниками, знакомыми, а также с адвокатами обвиняемого (подозреваемого); предложение потерпевшему сменить место жительства (при наличии такой возможности), временно оставить место работы (взять очередной отпуск, отпуск за свой счет и т.д.); приобретение средств индивидуальной защиты (газовые баллончики и т.д.); оставление автомашин на охраняемых автостоянках или в иных местах, затрудняющих доступ к автотранспортному средству посторонних лиц; информирование следователя обо всех продолжительных поездках, особенно вне населенного пункта на длительные сроки; составление безопасного, насколько это возможно, маршрута передвижения к месту работы, обучения и т.д.; разъяснение правил безопасного поведения детям, усиленный контроль за ними; фиксация всех сомнительных телефонных звонков (кто звонил, особенности речи, время звонка), сообщение с другого телефона на АТС с просьбой зафиксировать номер звонившего абонента, информирование о данных фактах следователя.

На уровне следователя в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства, должны выполняться следующие условия: предупреждение всех участников уголовного процесса о недопустимости разглашения данных предварительного следствия (ст.161 УПК РФ); разъяснение потерпевшему и иным лицам, оказывающим содействие уголовному судопроизводству, о необходимости выполнения условий программы безопасного поведения; выявление всех фактов оказания давления на потерпевшего, а также прогнозирование поведения подозреваемых, обвиняемых, их сторонников и защитников и принятие мер по нейтрализации попыток оказания воздействия на потерпевших; обязательное реагирование при установлении фактов оказания воздействия на потерпевшего со стороны заинтересованных лиц, в том числе и защитника подозреваемого, обвиняемого; планирование места и времени проведения следственных действий таким образом, чтобы избежать столкновения потерпевшего, его близких с лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности по расследуемому делу; ограничение доступности сведений о защищаемом лице1 (направление представлений в адресное бюро, иные организации, располагающие сведениями о потерпевшем); сообщение потерпевшему номеров служебных телефонов, по которым он в случае необходимости может найти следователя, а также сообщение номеров телефонов и адресов, ближайших к месту жительства потерпевшего участковых пунктов милиции и районных отделов милиции; постоянное поддержание контакта с потерпевшим, оказание ему психологической поддержки; изменение меры пресечения подозреваемому, обвиняемому; анализ и обобщение материалов уголовных дел с целью разработки общих рекомендаций по нейтрализации противодействия расследованию со стороны заинтересованных лиц.

Помимо этого необходимо составление следователем программ-рекомендаций при проведении отдельных следственных действий с участием потерпевшего:

а) при проведении очной ставки с подозреваемым, обвиняемым;

б) при проведении опознания подозреваемого, обвиняемого;

в) при проведении проверки показаний на месте с участием подозреваемого, обвиняемого по месту жительства потерпевшего;

г) осмотр места происшествия с участием потерпевшего.

При составлении программ-рекомендаций целесообразно учитывать позицию потерпевшего, занимаемую им в процессе расследования уголовного дела.

Таким образом, через применение мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, и реализацию программ безопасного поведения должна реально осуществляться государственная защита нарушенных преступлением прав и законных интересов потерпевших, а также физическая защита потерпевших при наличии угрозы оказания давления или при выявлении фактов оказания давления на потерпевших со стороны заинтересованных лиц.

Литература и примечания

1. См.: Брусницын Л. Как обезопасить лиц, содействующих уголовному правосудию.// Российская юстиция, 1996. №9. С.48.

© Лакаева О.А., 2003г.








Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz