Еникеев З.Д., Васильева Е.Г. Нужны такие книги (рецензия на учебник "Уголовный процесс / Под ред. А.В. Смирнова")


kalinovsky-k.narod.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

kalinovsky-k.narod.ru
Главная | МАСП | Публикации| Студентам | Библиотека | Гостевая | Ссылки | Законы и юрновости | Почта


Еникеев З.Д., Васильева Е.Г. Нужны такие книги. // Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть III.- Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 10-13.

Еникеев З.Д. - зав. кафедрой уголовного права и процесса Института права БашГУ, д-р юрид. наук, профессор, Заслуженный юрист РФ и РБ

Васильева Е.Г. - канд. юрид. наук, ст. преподаватель г. Уфа

НУЖНЫ ТАКИЕ КНИГИ

В период, когда масштабы преступности представляют серьезную опасность для жизни общества и государства, большое значение имеет надлежащая организация борьбы с этим социальным злом. Наряду с необходимостью осуществления более интенсивных и радикальных общесоциальных, экономических и политико-правовых мер по его сдерживанию, стратегия борьбы с преступностью предполагает также научное, информационное, кадровое обеспечение данной задачи. "Опора на науку - наиболее рациональный путь совершенствования практики борьбы с преступностью" (В.Н. Кудрявцев). В нашей стране явно недостает опытных и квалифицированных специалистов по проблемам уголовной юстиции. К тому же Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы ХХI века, принятая десятым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 15 апреля 2000 года, выдвинула требование о введении и поддержании в государствах такой системы уголовного правосудия, которая была бы справедливой, ответственной, этичной и эффективной. Соответственно современный работник уголовной юстиции должен быть не только юридически грамотен, но и обладать профессиональным мастерством, глубоким правосознанием и безупречной нравственностью. Поэтому подготовка высококвалифицированных юристов для этой системы - важная и актуальная задача.

Уровень знаний студентов, необходимых в будущем для их плодотворной работы, зависит от качества, содержательности, научности, информационной емкости учебного материала по изучаемым в юридических вузах дисциплинам, особенно криминального цикла, включающего в себя и уголовный процесс.

На сегодняшний день издано значительное количество учебной литературы по курсу "Уголовный процесс". Однако многие учебники грешат описательным подходом к изложению материала, заключающимся в переписывании норм закона с параллельными комментариями, пояснениями. По нашему убеждению, этого явно недостаточно для литературы, относящейся к рангу учебной. Одно дело разъяснять уже сформировавшемуся практическому работнику новую норму закона и совсем другое - изложить ее студенту, только начинающему познавать смысл и суть уголовного процесса. Очень важно преподнести ему материал с соответствующей оценкой, как исторической, так и перспективной, обозначить место и роль изучаемой нормы или института в системе всего уголовно-процессуального права, выработать у студента собственную шкалу приоритетов, с тем чтобы впоследствии он сам смог правильно оценить и применить то или иное положение закона. Именно такие цели преследует учебник "Уголовный процесс", СПб, 2004, написанный А.В. Смирновым и К.Б. Калиновским. Это издание может быть отмечено как одно из немногих, имеющих собственную концепцию, пронизывающую весь материал и обозначенную авторами как "идея состязательности", и в то же время не растерявшее замечательных традиций, заложенных основателем петербургской школы теории уголовного процесса И.Я. Фойницким.

Названной работе характерно то, что в ней впервые в учебной юридической литературе приводится развернутая классификация всех известных типов и видов уголовного судопроизводства, взятых в их историческом развитии. Изучение этих вопросов позволяет студентам наиболее точно определить место и характер современного российского уголовного процесса. Весьма интересной представляется глава 4 учебника, именуемая "Принципы состязательного уголовного процесса". Во-первых, состязательность рассматривается не как принцип, а как тип уголовного судопроизводства, оказывающий влияние на принципы. Во-вторых, авторами уделено внимание таким важным, но не получившим, к сожалению, в России четкого законодательного закрепления принципам, как публичность (см., например, ст. 15 УПК Республики Беларусь), объективная истина (см., например, ст. 22 УПК Республики Узбекистан), "non bis in idem" (см., например, ст. 290 УПК Республики Казахстан).

Импонирует научная подача материала в разделе III "Доказательства и доказывание". Особое значение авторами придается такому важному и в то же время неоднозначному институту, как недопустимость доказательств. На основе анализа уголовно-процессуального законодательства выводятся и интерпретируются пять правил недопустимости, а также отдельно приводятся гарантии своевременного выявления и блокирования недопустимых доказательств. Авторами совершенно справедливо отмечается, что не всякое процессуальное нарушение должно повлечь признание доказательств недопустимыми. Следует отметить, что этот раздел содержит параграф, освещающий вопросы использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. Это очень важно, так как указанный вопрос вызывает у студентов определенные сложности. Как с обучающей, так и с научной точки зрения, особый интерес представляет параграф, посвященный формальным средствам доказывания (презумпция, преюдиции, формальные признания).

Обращает на себя внимание 8-я глава работы "Уголовно-процессуальное принуждение". В ней раскрываются природа, признаки и понятие мер уголовно-процессуального принуждения. Меры пресечения рассматриваются с позиции их деления на психолого-принудительные и физически-принудительные. Значение этой главы усиливает рассмотрение в ней целей и условий задержания и применения мер пресечения.

Изложение особенной части уголовного процесса так же имеет отличительные черты. К ним, в частности, можно отнести: построение моделей стадии возбуждения уголовного дела в зависимости от типа процесса; сравнительно-правовой метод раскрытия тем, посвященных стадиям уголовного процесса; развернутую типологизацию судебного разбирательства; выявление и анализ различных видов упрощенного (целерантного) производства. Все это, а также многое другое выделяет привлекшую наше внимание работу названных авторов среди большого числа учебной юридической литературы по уголовному процессу.

Не последнее место в образовании юристов занимает привитие навыков ораторского искусства. Данный учебник, будучи написанным хорошим профессиональным языком, с употреблением значительного числа устоявшихся в юриспруденции латинских выражений, способствует формированию у студента профессиональной лексики.

К числу несомненных достоинств учебника относится большой научный аппарат, вобравший в себя как значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов, так и многочисленные российские, иностранные и международные законодательные источники, включая памятники права.

Однако у данного учебника, по нашему мнению, есть и недостатки. Так, вызывает сожаление, что авторы не нашли места в главе 4 для раскрытия принципа всесторонности, полноты и объективности расследования. Тем более наличие указанного принципа не вызывает у них сомнения (см., стр. 371). Кроме того, нам кажется, недостаточное внимание ими уделено законодательству ближнего зарубежья, которое могло бы подкрепить их собственные суждения.

В целом учебник оставляет хорошее впечатление, он ценен в теоретическом и практическом плане, будет весьма полезным для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, работников правоохранительных органов и всех, кто интересуется проблемами уголовного судопроизводства.








Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz