Хуснутдинов В.Б. - студент
Института права БашГУ
Научный руководитель -
профессор Еникеев З.Д.
г. Уфа
ЗАКОНЫ КАК ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА
БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В системе мер борьбы с преступностью правовые средства занимают важное место. Законы являются правовой основой борьбы с этим злом, основой, определяющей политику государства в этой области.
Отправным элементом законодательного регулирования борьбы с преступностью в Российской Федерации служит Конституция РФ, на основе которой принимаются другие законы. Вместе с тем в самой Конституции содержатся положения, имеющие правоохранительное значение. Во 2-й статье защита прав и свобод человека и гражданина признается обязанностью государства. 114-я статья возлагает на Правительство РФ обязанность обеспечения мер по борьбе с преступностью. Для формирования законодательства о борьбе с преступностью важны по существу все положения Основного закона, в том числе относительно судебной власти, органов прокуратуры, конституционных принципов уголовного судопроизводства.
Хотя Конституция РФ и является Основным законом, она не регламентирует всю совокупность мер борьбы с преступностью, а лишь начерчивает основополагающие начала этой деятельности. Наиболее же острым орудием в этой борьбе является уголовное законодательство. С помощью уголовно-правовых средств непосредственно осуществляются задачи охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.
Законы, регулирующие эту деятельность, можно подразделить на три группы. К первой относятся уголовный, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный законы, а также законодательство о предупреждении преступлений, например, закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Во вторую группу включаются те законы, которые наряду с другими вопросами регулируют данную деятельность. Это законы "О судебной системе", "О судоустройстве", "О прокуратуре" "О милиции", "Об органах федеральной службы безопасности", "Об оперативно-розыскной деятельности". Третью группу составляют иные законы, которые могут иметь отношение к борьбе с преступностью, например, законы социального, информативного, природоохранного толка.
В системе антикриминальных законов лидирующее место занимает Уголовный кодекс РФ. Именно он определяет преступность деяния; устанавливает уголовные наказания, назначаемые судом лицам, виновным в совершении преступных деяний; закрепляет общие принципы уголовной ответственности; определяет цели уголовного наказания, а также другие положения.
Для жизни уголовного закона существуют уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный законы. Осуществление уголовной ответственности, устанавливаемой уголовным законом, практически возможно только с помощью норм и предписаний уголовно-процессуального закона. Чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности за содеянное, надо раскрыть преступление, изобличить его в совершении этого преступления и процессуально оформить решение. Все это регламентируется уголовно-процессуальным законом.
Обеспечивая положения УК, уголовно-процессуальный закон устанавливает свою самостоятельную, автономную систему правовых норм и институтов. Закон имеет свои закономерности, определенное логическое построение, специфические процессуальные задачи. Но неразрывность этих двух отраслей законодательства достигается путем выполнения единых задач.
Взаимосвязь и взаимодействие уголовно-процессуального закона с уголовным проявляются в течение всего уголовного судопроизводства. Степень же активности взаимодействия на разных стадиях процесса неодинакова. Любое производство по делу начинается с возбуждения уголовного дела. Уже на этой стадии отчетливо видна взаимосвязь двух законов. Вопрос о возбуждении уголовного дела возникает в одном единственном случае: при обнаружении признаков преступления, предусмотренного уголовным законом.
Но уголовная ответственность не заканчивается привлечением лица в качестве обвиняемого, а напротив, только начинается ее реализация с этого момента. Она включает в себя признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему наказания, которые возможны только судебным приговором в установленном законном порядке. Определенное судом наказание подлежит исполнению. После вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению начинает действовать уголовно-исполнительный закон, регулирующий порядок фактического исполнения и отбывания наказание. УИК РФ имеет своими целями исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и иными лицами.
Таким образом, в нашей стране в данной сфере действуют три отрасли законодательства, каждая из которых регулирует определенный аспект борьбы с преступностью. Уголовное законодательство устанавливает принципы уголовного права, формирует его общие и особенные положения. Но эти положения могут быть реализованы только посредством применения норм уголовно-процессуального закона. Уголовно-исполнительный закон регулирует вопросы исполнения наказания, назначенного судом на основе норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
Действующие сегодня законы нельзя назвать оптимально качественными. В УПК РФ, например, отсутствуют такие положения, как: задачи уголовного судопроизводства; обеспечение всестороннего полного и объективного расследования обстоятельств дела и установления истины по делу.
Борьба с преступностью включает все средства и методы воздействия на преступность. Однако главное в этом деле - это социальное предупреждение преступности. Несмотря на это, в данное время в нашей стране профилактика неадекватна сложившейся ситуации. Очень велика латентность преступности. По оценкам экспертов в России ежегодно совершается 12-15 млн. преступлений, что превышает число зарегистрированных преступлений в 3-4 раза. Одна из основных причин такого положения с преступностью в стране - отсутствие надлежащей системы противодействия преступности.
Питательной средой преступности в подавляющей своей части являются экономические и социальные пороки, сложившиеся в период так называемых реформ. Страдает недостатками и само законодательство о борьбе с преступностью.
Из всего изложенного следует вывод о следующем: чтобы законы действовали эффективно, они должны быть совершенными; применение их должно быть неотвратимым, обеспеченным необходимыми экономическими, социальными, материально-техническими, кадровыми и организационными условиями.
|