Главная | Публикации | Студентам | Библиотека | Гостевая | Форум | Ссылки | Законы | Почта | |
Клюев А.В., канд. юрид. наук, и.о. доцента Башкирской академии комплексной безопасности предпринимательства при БашГУ
Главной угрозой национальной безопасности России объявлен терроризм. После серии терактов в России в августе-сентябре 2004 года, в которых погибли более 500 российских граждан, общество и власть поняли, что наша более чем трехмиллионная армия силовиков не способна эффективно бороться с мобильными, хорошо вооруженными и оснащенными группами боевиков. Террористы и диверсанты с тротилом и гексогеном (среди которых значительную часть составляют женщины) легко обходят армейские и милицейские посты. Оставаясь "мирными жителями" днем, боевики ночью совершают глубокие рейды на соседние с Чечней субъекты Российской Федерации, а имея своих информаторов в правоохранительных органах, боевики практически без потерь выскальзывали из расставленных спецслужбами засад.
События в г.Беслане показали, что наша гигантская машина обеспечения безопасности государства сегодня несовершенна и неэффективна. Необходимо серьезное совершенствование законодательной базы для создания надежной системы антикризисного управления. Как заявил спикер Государственной Думы Б.Грызлов, "предстоит заложить крепкий законодательный фундамент, чтобы дать отпор международному терроризму".
По имеющимся данным, с 1999 года от рук боевиков погибли более 2,5 тысяч гражданских лиц и более 9 тысяч военнослужащих. Террористы с каждым следующим терактом проявляют себя все более беспощадными, изощренными и вероломными убийцами, не останавливающимися ни перед чем для достижения своих человеконенавистнических планов.
Такое положение вполне правомерно формулирует вопрос: нужны ли стране в таком количестве регулярные вооруженные силы, если у нас нет гарантии мира для наших граждан при отсутствии какой-либо внешней вооруженной агрессии против нашей страны ?
Ныне действующая правовая система противодействия терроризму в России состоит из Конституции Российской Федерации, "Концепции национальной безопасности РФ", целого блока федеральных законов, указов президента, постановлений правительства. Ряд статей Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за терроризм, однако, после принятия Федерального закона "О борьбе с терроризмом" 1998 года статьи УК не были приведены в соответствие с федеральным законом. Статья 6 этого закона прописывает, наряду с другими мерами, создание и функционирование в субъектах Российской Федерации антитеррористических комиссий. Однако, П.3. Положения "О Федеральной антитеррористической комиссии", определяя перечень основных задач вышеуказанных комиссий, не упоминает среди них основную - руководство и организацию непосредственной защиты населения от терроризма.
В составе дислоцированных на территории субъектов Российской Федерации сил и средств (подразделений ФСБ, Министерства обороны, МВД, МЧС и др.), привлекаемых к проведению контртеррористической операции, как правило, отсутствуют специальные подразделения антитеррора. А каждый раз привлекать "Альфу" и "Вымпел" проведению все более участившихся операций - дело дорогостоящее, требующее определенного времени на рекогносцировку и разработку деталей плана контртеррористической операции. Определенные сложности могут возникнуть при выполнении заданий (особенно на территории Северного Кавказа) и связаны с языковым барьером и незнанием некоторых национальных особенностей, а также с определенным недоверием к федеральным силовым структурам, действующим в регионе, со стороны местного населения.
Совершенные в России в 1999-2004 гг. крупные теракты и особенно ситуация на Северном Кавказе, сложившаяся после событий в г.Беслане, показали, что боевики, к сожалению, имеют солидную поддержку как среди населения северокавказских республик, так и среди сотрудников правоохранительных органов (прежде всего - среди сотрудников милиции). Это происходит не только на Северном Кавказе, но и в других субъектах Российской Федерации. Как стало известно, при расследовании взрывов жилых домов в Москве на Каширском шоссе и ул.Гурьянова в 1999 году, а также захвата театрального комплекса на Дубровке в октябре 2002 года, взрывов самолетов в августе 2004 года, - во всех случаях террористам удалось довести до конца задуманные злодеяния благодаря коррумпированности отдельных сотрудников милиции.
В ходе следствия было установлено, что конкретные сотрудники милиции, находившиеся при исполнении служебных обязанностей (будь то сотрудник ГАИ, который за мешок сахара пропустил машину с гексогеном в Москву или сотрудники патрульно-постовой службы на улицах столицы и других городов России), вместо того, чтобы навести порядок в регистрации "иногородних", в открытую обирают и избивают всех, имеющих т.н. "кавказскую" внешность, даже будь то Герой России. В подразделениях паспортно-визовой службы можно за взятку получить не только новый российский паспорт, но и российское гражданство, заграничный паспорт, а сотрудники службы досмотра аэропорта не только не досмотрят ваш багаж, но и помогут попасть на борт авиалайнера. В зоне проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе стало обычным явлением, когда спиртное или сигареты можно обменять на патроны или гранаты или недорого их просто купить. Сотрудники находятся на службе, но относятся к исполнению служебных обязанностей формально и используют свое служебное положение для обогащения или решения своих личных проблем.
Видится своевременным решение Президента России и Государственной Думы о срочной разработке нового антитеррористического законодательства и пересмотре отдельных положений действующего законодательства:
По нашему мнению, необходимо учесть и решить следующие проблемы:
создать под эгидой Совета Безопасности России специальный орган (по типу Министерства внутренней безопасности в США, созданного после терактов 11 сентября 2001г.), включающий в себя органы разведки, контрразведки, финансового и пограничного контроля, аналитический и управленческий штаб, региональные спецгруппы антитеррора;
внести коррективы в "Концепцию национальной безопасности России";
принять Федеральный закон "О борьбе с коррупцией";
внести соответствующие изменения и дополнения в законы "О безопасности", "О милиции", "Об обороне" с учетом нынешней ситуации;
ограничить деятельность средств массовой информации в местах и во время проведения контртеррористической операции (в первую очередь, телевидения и электронных СМИ);
организовать через СМИ регулярную пропаганду положений Федерального закона "О борьбе с терроризмом", особенно касающихся уголовной ответственности за терроризм и деятельного раскаяния;
усилить санкции за участие в террористической деятельности - вплоть до пожизненного заключения и отмены моратория на смертную казнь (в первую очередь - за участие в террористической деятельности и пособничество террористам, повлекшие тяжкие последствия);
ужесточить финансовый контроль за движением средств (как получаемых из-за рубежа, так и крупных сумм наличных денег "теневого бизнеса" различных сборов с торговцев и представителей кавказских диаспор и используемых для подготовки и осуществления террористических акций);
увеличить финансирование специальных программ по укреплению и техническому оснащению подразделений, непосредственно участвующих в контртеррористических операциях; 1
комплексно решить вопросы физического и технического укрепления объектов жизнеобеспечения и социально-культурной сферы (школ, больниц, театров, культурно-спортивных учреждений); 1
организовать охрану объектов образования, социально-культурной сферы силами сотрудников органов внутренних дел или специально создаваемых служб безопасности объектов или ЧОПов; 1
возродить систему участия населения в охране общественного порядка (ДНД), разработать меры по привитию гражданам бдительности; 1
кардинально пересмотреть систему подготовки гражданского населения к действиям в экстремальных ситуациях, связанных с терроризмом, по специальным программам МЧС. Обучение (включая практические тренировки) должны проходить: -
школьники - в рамках специального курса школьной программы; -
дети дошкольного возраста - в детских дошкольных учреждениях; -
сотрудники предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности - по месту работы или учебы; -
неработающие граждане - по месту жительства; 1
пересмотреть положения миграционного законодательства в сторону ужесточения санкции за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан, создать единый оперативный банк данных в отношении лиц, представляющих угрозу безопасности России; 1
ввести обязательную регистрацию пассажиров всех видов общественного транспорта; допуск в места массового скопления людей производить только по предъявлении билетов и путем контроля через специальные турникеты; 1
ввести обязательную нотариальную регистрацию доверенностей на право управления автомобилем и ужесточить ответственность за их нарушение.
Литература и примечания